Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (0)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (0)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (0)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (0)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (0)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (0)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (2)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Теория личности

ВВЕДЕНИЕ

Психология личности является сейчас
одним из наиболее важных разделов пси-
хологической науки. Если раньше этому
разделу психологии оказывалось особое
внимание со стороны педагогов, врачей,
юристов, криминалистов, т. е. представи-
телей дисциплин, имеющих непосредствен-
ный контакт с человеком, то теперь мы яв-
ляемся свидетелями того, что психологией
личности интересуются представители, ка-
залось бы, далеких от психологии дисци-
плин: математики, инженеры, кибернети-
ки, физики.

В чем причина того, что в течение по-
следних трех десятилетий возник такой
большой интерес к психологии личности?
Одна из них коренится в развитии самой
пашей науки. Из истории психологии мы
знаем, что проникновение естественнона-
учных знаний и методов в психологию
было чрезвычайно прогрессивным явлени-
ем, обогатившим ее. Но вместе с тем ме-
тоды естествознания, освещенные не диа-
лектическим материализмом, а механисти-
ческим, привели к тому, что сама психоло-
гическая наука перестала быть наукой о

. пa
некая <безлич

"еловеке Психика к

Дельные фу  Разделена на о
ДеятельноТы; психичеа

 полочки> (восприят  Рен
мять и т л ) п "иятне, внимание пя

"осая> ь некая <б
выпала из аспекта "о"ь человек.
<безличностну и на э

ениесараз " на
20-х годах: это бь  еще в

 был фрейдизоб""Їия"

ая психология Шпрангр ю-

Поворот к nP " ЛР-
ен "тае иеT и обус-
к как психология вс ескм
ФУНКЦИЮ идеологискогп е"вляла
 Ду марксист "Рва в борь-
скими концепций"""""" и идеалистие.

предсв" "пологий личность
исторического развит  ествен
исследование лчност Їa. Поэтому
жизнедеятельно  анализа е
РИЧССКИХ усийТе Ї

ОСУТ:"" под.д

аУси
ячество лчнос кТ "Риобретает
 природа челект са-
еонтьев, 1971 19 рокий, 1960-
Ьожович, 1968-  Убинштейн, 1946
Развития ло4"" ) Процесс

-- 1

торую субъект осуществляет (Леонтьев,
1975, с. 214). Указывая, что личность яв-
ляется формирующимся общественно-исто-
рическим образованием, П. Я- Гальперин
подчеркивает, что личность не следует
отождествлять с субъектом действия; он
указывает на то, <чтобы быть личностью,
нужно быть субъектом сознательным,
общественно-ответственным субъектом>
(1976, с. 143), т. е. субъектом, способным
регулировать свои действия. Уже в этих
кратких характеристиках показано, что,
во-первых, неправомерно подменять поня-
тие <личность> понятиями <индивидуум>,
<субъект>, формирование которых не обус-
ловлено общественно-историческими усло-
виями, что, во-вторых, личность не являет-
ся каким-то имманентным, самим по себе
существующим началом, а продуктом об-
щественно-исторического развития.

Теории личности зарубежной психоло-
гии исходят из других методологических
позиций. Примыкая к персоналистическо-
му направлению, ряд зарубежных психо-
логов рассматривают личность как само-
стоятельное <духовное> начало, сущест-
вующее наряду с обществом (так
называемая <гуманистическая>, <понимаю-
щая психология>). Эти теории тяготеют к
а.нтропологизму в объяснении социальной
природы личности. Выступают разновид-
ности редукционизма - физиологического,
социального (неофрейдизм, неопозити-
визм). В дальнейшем мы подробно оста-
новимся на анализе этих теорий, здесь мы
хотим лишь подчеркнуть, что именно ак-

туальность идеологической функции психо-
логии личности вызывает особый интерес!
к этой проблеме. Теории личности в зару-
бежной психологии множатся. Часто про-
тивореча друг другу по своему концепту-
альному аппарату, они нередко объединя-
ются в борьбе против методологии марк-
систской психологии. Они объявляют себя
<гуманистическими>, даже марксистскими.
В действительности же, как мы увидим
ниже, это лишь прикрытие их идеалисти-
ческих позиций.

Другая причина - это требования
практики. Педагогика, медицина, крими-
налистика, стали предъявлять счет пси-
хологии, появляются новые проблемы
в области этих наук, которые требуют ком-
петенции психологов. Так, в медицине
развиваются такие области, как область
профзаболеваний, профилактики здоровья,
учение о психотерапии, психофармаколо-
гии - все они не могут быть разрешены
без знания психологии личности, и это
прекрасно поняли представители этих на-
ук. Но и технические науки стали предъ-
являть свой счет психологии. Если раньше
думали о том, как приспособить человека
к машине, то сейчас стало очевидным, что
машину надо не только приспособить к
функции психических процессов, но и к
личностным особенностям человека. Осо-
бенно содействовала интересу к психоло-
гии личности НТР. По-новому ставится
вопрос о профориентации, который разре-
шить сейчас гораздо сложнее, чем, ска-
жем, несколько десятилетий тому назад.

Возни-
базации и т. А-уке и

Тигвгг

рространение "односторонним
Lra Тто нет ПР.

 
бое повышения Фун.икации> (

Методы пропаганды должны опираться)
па научно обоснованные знания о форми
ровании личности, ее ценностных ориента-j
ций, установок, мотивов деятельности
С полным правом В. Г. Асеев указывает
470 <в социалистическом обществе один из {
основных принципов формирования воспи- ]
тания личности состоит в преимуществен-
ной ориентировке на высшие сознательные
уровни мотивизации> (1976, с. 141).

Таким образом, развитие важнейшего
раздела психологической науки - психо-
логии личности - вызвано как запросами
практики, так и вопросами теории и ме-
тодологии.

Следует отметить, что интерес к психологии
личности вызвал к жизни еще одно явление, а
именно бурное развитие методических приемов, на-
правленных на исследование личности. Если взять
любой учебник, книгу, журнал зарубежной психо-
логии, то вы там обязательно найдете статью, ко-
торая посвящена какой-нибудь новой методике ис-
следования личности. (Правда, нередко оказы-
вается, что <новые> методики являются частично
трансформацией старых). При этом возникает одно
очень интересное явление: хотя любому психологу
(и не только психологу) ясно, что методика, осо-
бенно претендующая на исследование личности, ее
мотивов, интересов, ценностей, не может быть ото-
рвана от методологии и теории, лежащих в еэ ос-
нове; методики исследования личности <живут как
бы самостоятельной жизнью>. Очень часто бывает
так, что представители различных дисциплин (и са-
ми психологи, к сожалению) обращаются с прось-
бой ознакомить их с <какой-нибудь> методикой ис-
следования личности, не интересуясь, откуда эта
методика возникла, для чего она создана, какие
причины привели к применению именно данной ме-
тодики. Такое явление является следствием непо-
нимания соотношения метода и теории, проявле-
нием прагматического отношения к исследуемому


Размер файла: 147.61 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров