Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Зигмунд Фрейд Я и Оно


Здесь уместно бы заняться дальнейшим изучением. Нап -
нание сообщает нам изнутри нс только о чувствах удовольст "
неудовольствия, но также о специфическом напряжении, кот "
опять-таки само по себе может быть приятным и неприятным К
ли это связанные или несвязанные энергетические процессы, кот
мы посредством этого ощущения можем отличать одно от дп
го, или ощущение напряжения указывает на абсолютную величии> ;
или уровень активной энергии, в то время как ряд удовольствие
неудовольствие обозначает изменение величины этой энергии в еаи.
ницу времени? Мы должны также заключить, что <влечения к
жизни> имеют больше дела с нашими внутренними восприятиями
выступая как нарушители мира, принося вместе с собой напоят
жения, разрешение которых воспринимается как удовольствие. Вле-
чения же к смерти, как кажется, непрерывно производят свою
работу. Принцип удовольствия находится в подчинении у влечешаг
к смерти: он сторожит вместе с тем и внешние раздражения, кото-
рые расцениваются влечениями обоего рода как опасности, но со-
вершенно отличным образом защищается от нарастающих изнутри
раздражений, которые стремятся к затруднению жизненных процес-
сов. Здесь возникают бесчисленные новые вопросы, разрешение
которых сейчас невозможно. Необходимо быть терпеливым и ждать
дальнейших средств и возможностей для исследования. Также надо
быть готовым оставить ту дорогу, по которой мы некоторое время
шли, если окажется, что она не приводит ни к чему хорошему.
Только такие верующие, которые от науки ожидают замены упразд-
ненного катехизиса, поставят в упрек исследователю постепенное
развитие или даже изменение его взглядов. В остальном относи-
тельно медленного продвижения нашего научного знания пусть уте-
шит нас поэт (Рюккерт в "МаЬатеп Наин"):
До чего нельзя долететь, надо дойти хромая.

Писание говорит, что вовсе не грех хромать.



%%СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТБЛЬНОЕ

, не могу избежать повт у "цельное является
валось раньше, сознательное и беЇдает ему воз-

- - -
 -

философски Рательным, до такой  логикой.
т- -ГГи-о- -

пседставляется

 - -., п п1

Это

происходит, полагаю я,

оттого, что

зна читаем

: <Шибболет

ф Д Брокгауза и И. А. ЕФРгалаадскиево
. ПОВОДУ этого сл Пизношению ефреш-ян "Р"

 и И. А. Ефро  " перевода.
бенность>, <отличие>. V



относящихся сюда феноменов гипноза и сновидений, которые -
говоря уже о всей области патологических явлений - требуют-та"
понимания. Однако их психология сознания не способна и разое> Ї
проблемы сновидения и гипноза. "

Быть сознательным - это прежде всего чисто описатель и
термин, который опирается на самое непосредственное и надеж
восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемо
например представление, обыкновенно не бывает длительно сочи
тельным. Наоборот, характерным для него является то, что состп
яние осознанности быстро проходит; представление, в данный>
мент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым
однако может вновь стать сознательным при известных, легко я<
стижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период_. мы
не знаем; можно сказать, что оно было латентным, подразу-
мевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать
сознательным. Если мы скажем, что оно было бессоз Ва-
т ельн ы м, мы также дадим правильное описание. Это бессозна-
тельное в таком случае совпадает с латентным или потенциаль-
но сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет, тер-
мин <бессознательное> не может здесь использоваться; пока пред-
ставление находилось в латентном состоянии, оно вообще не было
психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им,
то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.

К термину или понятию бессознательного мы пришли другим
путем, путем переработки опыта, в котором большую роль играет
душевная динамика. Мы узнали, т. е. вынуждены были приз-
нать, что существуют весьма сильные душевные процессы или пред-
ставления,- здесь прежде всего приходится иметь дело с некотор1<м
количественным, т. е. экономическим, моментом,- которые могут
иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все дру-
гие представления, между прочим, и такие последствия, которые М
гут быть осознаны опять-таки как представления, хотя сами в дейст-
вительности не являются сознательными. Нет необходимости ПОЙ-
робно повторять то, о чем уже часто говорилось. Достаточно ска-
зать: здесь начинается психоаналитическая теория, которая ут-
верждает, что такие представления не становятся сознательным
потому, что им противодействует известная сила, что без ЭТОГО
они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, М
мало они отличаются от остальных общепризнанных психических
элементов. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря то-
му, что в психоаналитической технике нашлись средства, с ВО-
мощью которых можно устранить противодействующую силу и довес-
ти соответствующие представления до сознания. Состояние, в "
тором они находились до осознания, мы называем вытесИР
е м, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживающая его, оа.
щается нами во время нашей психоаналитической работы какСО.
р о тивлени е. __
Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из У"-

- --

 мы имеем ное> ( с

ТлТко описательный.  (В
я нами ---ольное () м

- Г-- -- - "

(УЬ.). <-  удобством мо-е"
ТякИМ обраЗОМ, МЫ    ди ТОЛЬКО не "

иТтре:я -Р-:с"-- сУву-

ем можно пренебречь в ДРУ выясняется,
-Г-- ---ТДООР--

Суждений во внешний рая ночь.

и все же
же
ния
гих

анаивопо-ав-ГеТпоп.т.мпри

Г.
иа-Ї -   :

-р.о
-- Ь1 -- В-,

иЬзд-ипое\>и" "--- по<-прпние ооозначо. --- пимео в
-

г--"::"

) и бес-

сопротивления, но сам он ничего о нем не знает, и даже в то
чае, когда, на основании чувства неудовольствия, он долже
гадываться, что в нем действует какое-то сопротивление он
же не умеет ни назвать, ни указать его. Но так как сопооти
ние, несомненно, исходит из его Я и принадлежит последнему т<
оказываемся в неожиданном положении. Мы нашли в самм>
нечто такое, что тоже бессознательно и проявляется подобно выт>
ценному, т. е. оказывает сильное действие, не переходя в созн
и для осознания чего требуется особая работа. Следствием так
наблюдения для психоаналитической практики является то, что мм
попадаем в бесконечное множество затруднений и неясностей есл
только хотим придерживаться привычных способов выражения на-
пример если хотим свести явление невроза к конфликту между со-
знанием и бессознательным. Исходя из нашей теории структурных
отношений душевной жизни, мы должны такое противопоставлевие
заменить другим, а именно связному Я противопоставить отколов-
шееся от него вытесненное.

Однако следствия из нашего понимания бессознательного еще
более значительны. Знакомство с динамикой внесло первую по-
правку, структурная теория вносит вторую. Мы приходим к выводу,
что ЦЬ\У не совпадает с вытесненным; остается верным, что все
вытесненное бессознательно, но не все бессознательное есть вы-
тесненное. Даже часть Я (один бог ведает, насколько важная.часть.)
может быть бессознательной и без всякого сомнения и является
таковой. И это бессознательное в Я не есть латентное в смысле
предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активны
без осознания и само осознание не представляло бы столько труд-
ностей. Когда мы, таким образом, стоим перед необходимостью
признания третьего, не вытесненного ЦЬ\У, то нам приходится приз-
нать, что свойство бессознательности теряет для нас свое значение.
Оно становится многозначным качеством, не позволяющим широ-
ких и непререкаемых выводов, для которых нам хотелось бы его ис-
пользовать. Тем не менее нужно остерегаться пренебрегать им, так
как в конце концов свойство бессознательности или сознательности
является единственным лучом света во тьме глубинной психологии.

II

%%Я и оно

Патологические изыскания отвлекли наш интерес исключительно
в сторону вытесненного. После того как нам стало известно, ч
и Я в собственном смысле слова может быть бессознательным, не
хотелось бы больше узнать о Я. Руководящей нитью в наших И
дованиях до сих пор служил только признак сознательности и>
бессознательности; под конец мы убедились, сколь многозначн
может быть этот признак.

428

 наше знание постоянно ни
"дательное мы можем У возможно? Что значит: сде-

онТе- -Т сказали, -

 -
  теТоспРИ а бт




идо ни Мы замечаем,  всерьез оперировать с

Гасящих перед  представлением душевное

ГоГоос-- - " ""
другом месте- я уже

 поедставлениями слов>. <> чего-либо бессознательно-
 таков именно путь преврания   делаем
г- едсознательное, то на вопрос.  ветить: <Создавая
тесное (пред)сознательны- сознательные
помощи аналитическое ся на своем месте, но ч

.
бого исследования. Отсюда ещ у

0,4 ч 140 или: атгп-
-

<и з ж и в а-

ности допущения, что все сознательное связано с поверхностна
системой восприятие-сознание (-В\у).

Внутреннее восприятие дает ощущения процессов, происходя.
щих в различных, несомненно также в глубочайших слоях душевнотп
аппарата. Они мало известны, и лучшим их образцом может служить
ряд удовольствие - неудовольствие. Они первичнее, элементарнее
чем ощущения, возникающие извне, и могут появляться и в состо>
нии смутного сознания. О большом экономическом значении их и ме.
тапсихологическом обосновании этого значения я говорил в другок
месте. Эти ощущения локализованы в различных местах, как ц
внешние восприятия, они могут притекать с разных сторон одно-
временно и иметь при этом различные, даже противоположные
качества. <...>

Ощущения и чувства также становятся сознательными лишь бла-
годаря соприкосновению с системой УУ, если же путь к ней преграж-
ден, они не осуществляются в виде ощущений. Сокращенно, но
не совсем правильно мы говорим тогда о бессознательн мх
ощущениях, придерживаясь аналогии с бессознательными
представлениями, хотя эта аналогия и недостаточно оправдава.
Разница заключается в том, что для доведения до сознания необ-
ходимо создать сперва посредствующие звенья, в то время как ддя
ощущений, притекающих в сознание непосредственно, такая не-
обходимость отпадает. Другими словами, разница между Ь\у и уЬ>
для ощущений не имеет смысла, так как уЬч/ здесь исключается:
ощущения либо сознательны, либо бессознательны. Даже в том
случае, когда ощущения связываются с представлениями слов,
их осознание не обусловлено последними: они становятся созна-
тельными непосредственно.

Роль слов становится теперь совершенно ясной. Через их посред-
ство внутренние процессы мысли становятся восприятиями. Таким
образом, как бы подтверждается положение: всякое знание происхо-
дит из внешнего восприятия. При <перенаполнении> (иЬегЬеаегип)
мышления мысли действительно воспринимаются как бы извне я
потому считаются истинными.

Разъяснив взаимоотношение внешних и внутренних восприятии
и поверхностной системы С\У - В\у), мы можем приступить к пост-
роению нашего представления о Я. Мы видим его исходящим из
системы восприятия \У, как из своего ядра-центра, и в первую оче-
редь охватывающим УЬ\У, которое соприкасается со следами воспо-
минаний. Но, как мы уже видели, Я тоже бывает бессознательным.

Я полагаю, что здесь было бы очень целесообразно последо-

Размер файла: 45.83 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров