Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Обзор рынка ip-технологий

Обзор рынка ip-технологийСтатья подготовлена Павлом Рудаковым. Сети IP-телефонии (или Интернет-телефонии, ИТ, как ее называют) уже активно используются как частными лицами, так и целыми компаниями. Это понятно, ведь интеграция голоса и данных позволяет создавать единую сеть коммуникаций, обслуживание которой может производить один администратор. А если учесть, что Интернет-телефония существенно сокращает расходы за междугородние и международные разговоры, то сразу становится понятным, почему рынок IP-телефонии неуклонно растет. По прогнозам западных компаний (Frost&Sullivan, Killen&Associates, IDC) объем рынка в среднем будет возрастать на 130-140% ежегодно. Также повысится доля разговоров по IP-сетям относительно традиционной телефонии: если в 1998 году трафик по IP-сетям составлял 1% от общего объема услуг связи, то в 2005 году предполагается рост трафика IP-телефонии до 33%, особенно возрастет число звонков на дальние расстояния (около 70% трафика междугородних и международных переговоров). Интерес к данной технологии позволил расширить области применения IP-телефонии. В данный момент с помощью мультисервисных сетей, по которым передаются потоки данных, оцифрованного голоса и видео, возможно создавать многочисленные дополнительные сервисы, такие как Центры телефонного обслуживания (Call-центры, ЦТО). Call-центр - это программно-аппаратный комплекс, позволяющий проводить автоматизированный прием и обработку большого количества одновременных телефонных звонков, а также осуществлять массовые исходящие звонки. ЦТО (или операторский центр) строится на основе интеграционных технологий компьютерной телефонии (Computer-Telephony Integration - CTI). ЦТО интегрирует все доступные на предприятии информационные и коммуникационные ресурсы: базы данных, компьютерное и сетевое оборудование, подсистемы телефонии и пр. Основная область применения Центров телефонного обслуживания - это организация и автоматизация работы сервисных служб предприятий. Таким образом, мы видим, что рынок IP-телефонии и смежных технологий бурно развивается. Для того чтобы разобраться в том, что представляют на этом рынке компании-конкуренты, а также в чем отличия между различными продуктами и решениями, нам необходимо определить, из каких основных частей складывается архитектура сети IP-телефонии. Основным элементом сети является Шлюз (Gateway), подключенный как к глобальной IP-сети, так и к телефонной сети общего пользования, что обеспечивает пользователю доступ к любому персональному компьютеру и любому телефону. В функции шлюза входит: ·         Обеспечение взаимодействия между оконечными пользователями ·         Преобразование (оцифровка) голосовой информации ·         Сжатие, восстановление, кодировка потоков цифровой информации Как известно, качество разговора с помощью IP-телефонии обуславливается загруженностью сети. В результате слабой пропускной способности при разговоре абонентов могут возникать задержки, искажения и т.п. Для обеспечения приемлемого качества связи шлюз IP-телефонии следует рассматривать по следующим параметрам: ·         Быстродействие ·         Качество и скорость сжатия/восстановления ·         Возможности восстановления утерянных пакетов Шлюзы разных производителей отличаются способом подключения к телефонной сети, емкостью, аппаратной платформой, интерфейсом, возможностями администрирования и другими характеристиками. В состав IP-сети также входит Диспетчер (GateKeeper). Это дополнительное устройство, подключенное только к IP-сети и выполняющее следующие функции: ·         Аутентификация и авторизация абонента ·         Маршрутизация вызовов между шлюзами ·         Биллинг, взаимодействующий с другими приложениями на основе стандартных интерфейсов. Функции диспетчера можно сравнить с работой маршрутизаторов в локальных сетях. Следует отметить, что это сходство остается при рассмотрении технической реализации диспетчера: он может выступать как отдельное устройство, так и часть шлюза. Еще одной обязательной составляющей архитектуры IP-сетей, конечно же, является абонентский узел, который может быть реализован не только аппаратным, но и программным способом. Итак, сеть IP-телефонии состоит из трех основных частей: шлюза, диспетчера и абонентского места. Все эти части должны присутствовать в каждом из решений от различных компаний-производителей. Соответственно, выбор оптимального решения для нужд конкретной организации должен базироваться именно на дополнительных возможностях и услугах, поставляемых вместе с основным продуктом. В настоящий момент существует два противоположных подхода к внедрению систем IP-телефонии. Один из них (революционный, как его принято называть) заключается в том, что заказчику требуется отказаться от традиционной ТфОП и использовать только локальную сеть, которая по своим каналам обеспечит передачу голоса между абонентами. Второй подход (эволюционный), наоборот, предполагает сохранение существующей структуры и одновременное добавление нового оборудования для расширения функциональности телекоммуникационной системы. В каждом конкретном случае следует анализировать внешние условия, а также требования к комплексу оборудования, с той целью, чтобы обеспечить выбор правильной стратегии при внедрении систем IP-телефонии. На мой взгляд, на рынке продуктов IP-телефонии масштаба предприятия можно выделить несколько компаний-лидеров, которые в совокупности представляют решения, удовлетворяющие практически весь спрос на этом рынке. Естественно, в данном сегменте могут появляться и другие компании, но в этой статье они рассмотрены не будут.
Avaya Компания Avaya предлагает на рынке решения, основой которых служит телекоммуникационный сервер Definity. Эти решения являются универсальными и подходят не только компаниям, создающим корпоративную телефонную сеть "с нуля", но и уже имеющим собственную инфраструктуру. Кроме того, решения на базе Definity допускают использование различного оборудования (в том числе от разных производителей) для полной интеграции телефонии и передачи данных. Это обеспечивается за счет применения протокола Н.323, на котором основаны решения компании Avaya. Решения IP-телефонии на базе телекоммуникационного сервера Definity можно разделить на два направления: ·         Definity Trunk (используется для построения частных телефонных сетей на базе сети передачи данных и стандарта Н.323) ·         Definity IP Абонент (используется для передачи голоса по IP-сети от абонентского терминала к станции). Решения компании Avaya в области IP-телефонии поддерживают абонентов, которые реализованы двумя способами: аппаратным (телефонные аппараты Avaya) и программным (IP Soft Phone и CentreVu IP Agent).Использование телекоммуникационного сервера Definity обеспечивает полный набор услуг и функций, характерных для ведомственной сети связи (оповещение абонентов, голосовая почта, мониторинг сети и т. д.). Кроме этого, пользователи системы могут получить дополнительные преимущества от использования IP-телефонии. В пределах каждого сетевого домена (условно выделенного фрагмента IP-сети, через который осуществляется связь между станциями или между станцией и H.323-абонентами) может обеспечиваться определенный уровень качества предоставления услуг (QoS). Конфигурация сервера позволяет определить критические значения качества разговора (задержки, процент потери пакетов и т.д.), тем самым поддерживая необходимый уровень качества связи. Следует отметить, что компанией Avaya разработаны специальные механизмы, обеспечивающие QoS: DiffServ, приоритезация трафика и алгоритмы обхода IP-транка при ухудшении параметров канала связи.Компания Avaya представила также новое решение ECLIPS, предназначенное для создания системы связи как в небольших офисах, так и в более крупных организациях. Это решение позволяет абонентам получить доступ к любым услугам связи, связывая при этом в единое целое телефонные и IP сети общего и внутреннего (корпоративного) пользования. Последующее масштабирование комплекса на базе ECLIPS может производиться без дополнительных инвестиций, что существенно сокращает расходы на содержание и расширение внутренней сети. Совместимость решений компании Avaya с VoIP-оборудованием различных поставщиков по протоколу H.323 обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества. В тоже время, рассматривая различные стандарты, можно с уверенностью сказать, что протокол SIP является более удобным и простым в реализации инструментом при разработке приложений на базе IP-телефонии. Если сравнивать возможности SIP и H.323, то последний обладает большей функциональностью и весьма распространен в глобальных сетях. Таким образом, решения компании Avaya наиболее эффективно применять в тех организациях, где параллельно с функционированием традиционной телефонной сети требуется построить дополнительную сеть, обладающую более широкими возможностями и отвечающую требованиям заказчика.
Cisco Компания Cisco представляет на рынке законченное решение для создания мультисервисных сетей, основанное на единой архитектуре AVVID (Architecture for Voice, Video and Integrated Data - архитектура для передачи голоса, видео и интегрированных данных). При внедрении данного решения осуществляется комплексный подход к проблемам и требованиям заказчика. Компания Cisco поставляет полный перечень оборудования, позволяющий на базе корпоративной сети построить единое информационное пространство, предоставляющее пользователям всевозможные телекоммуникационные услуги. Архитектура представлена следующими компонентами: ·         Центрами управления и контроля соединений ·         IP-маршрутизаторами, выполняющие функции шлюзов VoIP ·         Серверами приложений для предоставления услуг пользователям Основой решения является хорошо масштабируемая платформа Cisco Call Manager, позволяющая строить корпоративные телефонные сети с различным количеством пользователей. Число обслуживаемых абонентов может колебаться от 1 до 10 000 000 (в распределенных решениях), при этом сохраняя единый план нумерации. Система IP-телефонии, основанная на одном сервере Call Manager и обслуживающая в данный момент десять абонентов, может быть легко расширена до 2500 пользователей. Дальнейший рост числа абонентов может производиться за счет создания кластера из нескольких серверов. За счет применения стандартных протоколов Cisco Call Manager может взаимодействовать как с традиционными телефонными станциями, так и с программными продуктами других производителей. Интеграция Cisco Call Manager в корпоративную сеть позволяет абонентам телефонной сети получить доступ к базам данных и к различным корпоративным ресурсам, а также создавать новые приложения и настраивать отображаемую на экранах IP-телефонов информацию. Кроме стандартных функций УАТС решения компании Cisco обладают множеством преимуществ. Среди успешных продуктов, разработанных в рамках стратегии конвергенции потоков голоса, видео и интегрированных данных, можно выделить следующие: ·         IP IVR - система интерактивных голосовых меню ·         IP АА - автоматическая консоль ·         Unity - система унифицированной обработки сообщений ·         uOne - система управления пользовательскими директориями и универсальный почтовый ящик ·         IP Interactive Voice Response - система обработки поступающих звонков ·         IP Contact Center - средство распределенной интеллектуальной обработки вызовов в рамках интегрированной сети В зависимости от требований заказчика решения на базе архитектуры AVVID позволяют создавать в корпоративных сетях центры обработки вызовов, системы интерактивных голосовых меню, системы унифицированной обработки сообщений и т.д. Компания Cisco, ориентируясь на расширение возможностей своих решений, использует в архитектуре AVVID для передачи голоса, видео и интегрированных данных новый стандарт SIP, что позволяет создавать мультисервисные сети, обладающие необходимой функциональностью и простотой обслуживания. Но наряду с этим возникает проблема взаимодействия с платформами других производителей, использующих стандарт H.323. Распространенность последнего затрудняет интеграцию комплексных решений от компании Cisco в глобальные сети. Таким образом, компания Cisco поставляет на рынок законченные решения, не требующие дополнительных затрат и программно-аппаратных компонент. Создание сети на основе AVVID, в составе которой находится система IP-телефонии, наиболее эффективно в случаях основательной реконструкции, либо создания "с нуля" телекоммуникационной системы предприятия.
3COM Компания 3Com представляет на российском рынке два решения в области IP-телефонии: офисную телефонную систему 3Com NBX 100 Communication System и более мощную платформу SuperStack 3 NBX Networked Telephony Solution. Отличительной чертой данных решений является то, что они реализованы на основе принципов Ethernet-телефонии. Другими словами, в сети для определения абонента используются не IP-адреса, а физические MAC-адреса устройств. Такой подход, по сравнению с IP-телефонией, упрощает процедуры установления соединения между абонентами и существенно сокращает требования к производительности платформ. Следует отметить, что применение протокола H.323 в этом случае становится необязательным. По этой причине взаимодействие между абонентскими телефонами и коммутационным сервером осуществляется по специальному протоколу, разработанному компанией 3Com. Система NBX 100 является одним из популярных решений в области Ethernet-телефонии. Простота использования NBX 100 связана с тем, что вся система состоит из центрального блока, поддерживающего до 200 линий и работающего под управлением специализированного программного обеспечения, а также абонентских терминалов. Последние могут быть представлены в виде Ethernet-телефонов от компании 3Com, либо в виде приложения NBX PC Telephone, установленного на пользовательский компьютер. NBX 100 предоставляет абонентам разнообразные средства обработки звонков, а также преимущества использования локальной сети Ethernet. В данной системе с помощью программных шлюзов может поддерживается протокол Н.323, который позволяет интегрировать в сеть дополнительное оборудование от разных производителей, поддерживающих этот стандарт. Систеа NBX 100 ориентирована на предприятия и организации малого и среднего бизнеса, обеспечивая при этом оптимальное соотношение цена/функциональность. Коммуникационный сервер самостоятельно инициализирует новый телефонный аппарат, подключаемый к локальной сети, то есть система NBX 100 практически реализует концепцию plug-and-play. Для управления офисной телефонной сетью не требуется специально подготовленный специалист. Коммуникационный сервер самостоятельно инициализирует новый телефонный аппарат, подключаемый к локальной сети, то есть система NBX 100 практически реализует концепцию plug-and-play. Для управления офисной телефонной сетью не требуется специально подготовленный специалист. Коммуникационный сервер самостоятельно инициализирует новый телефонный аппарат, подключаемый к локальной сети, то есть система NBX 100 практически реализует концепцию plug-and-play. Для управления офисной телефонной сетью не требуется специально подготовленный специалист. SuperStack 3 NBX - одно из новых решений компании 3Com, в котором также реализованы принципы Ethernet-телефонии. Данное решение максимально позволяет подключить 750 линий, из которых 600 могут предоставляться внутренним пользователям. SuperStack 3 NBX позволяет своим абонентам использовать дополнительные сервисы, такие как: универсальный почтовый ящик (Unified Messaging), посылка уведомления о входящих сообщениях и звонках, интерактивный автоответчик и прочие. Компания 3Com, поставляя свои продукты на рынок, ориентируется на полную замену офисных телефонных сетей на новую телекоммуникационную систему, основанную на решениях 3Com. Таким образом, решения компании 3Com оптимально подходят в случае создания новой телекоммуникационной системы на предприятиях малого и среднего бизнеса. Эффективность решений обеспечивается за счет быстрой окупаемости инвестиций и предоставления достаточно широкого спектра услуг связи.
Nortel Networks Компания Nortel Networks поставляет на российский рынок решения, позволяющие внедрять IP-телефонию, сохраняя при этом существующую телекоммуникационную структуру. Совсем недавно на российском рынке был представлен новый продукт компании Nortel - Business Communications Manager (BCM). Данная система позволит предприятиям внедрить IP-телефонию, причем этот процесс будет осуществляться безболезненно по отношению к функционирующей телефонной сети. BCM представляет собой телекоммуникационный сервер, позволяющий в небольших и средних организациях интегрировать сеть IP-телефонии в общую структуру средств связи. Объединение с внешними сетями обеспечивается за счет использования протокола H.323, на основе которого реализован шлюз в системе BCM. Внедрение сервера в телекоммуникационную структуру организации не требует полной замены существующего оборудования. Развертывание сети IP-телефонии на основе BCM может происходить параллельно с работой сети традиционной телефонии. Именно поэтому применение Business Communications Manager только расширит возможности и функциональность действующей системы. По сравнению с УАТС, данный сервер обладает рядом преимуществ и дополнительных возможностей: ·         организация службы универсальных сообщений ·         построение простейшего центра обработки сообщений ·         поддержка голосовой почты ·         статическая IP-маршрутизация и кэширование данных ·         организация дистанционного управления и контроля Телекоммуникационный сервер BCM позволяет своим абонентам получать качественные услуги связи за счет совместного использования локальной сети и ТфОП. Если в локальной сети по причинам сильной загруженности невозможно обеспечить необходимое качество сервиса, то автоматически голосовой трафик будет направляться в сеть традиционной телефонии. Кроме того, система BCM для сохранения заданного уровня QoS поддерживает до 9 очередей данных, а также позволяет регулировать правила обработки пакетов различных типов. Специалисты компании Nortel при создании сетей IP-телефонии придерживаются подхода, который характеризуется существованием гибридных телекоммуникаций. Другими словами, при внедрении новой многофункциональной системы продолжает работать традиционная телефонная сеть. Это, по мнению специалистов компании, сократит эксплуатационные расходы и упростит систему обмена информацией. Гибридные решения, предлагаемые такими фирмами, как Nortel Networks, могут быть оптимально использованы при расширении телекоммуникационных систем на предприятиях среднего и малого бизнеса.

 Подводя итог, необходимо отметить, что серьезное влияние на рынок IP-телефонии оказывает государство. Сложившаяся ситуация на рынке электросвязи общего пользования может оказать положительный эффект на развитие и применение решений в области IP-телефонии в России. Правовая база, регламентирующая присоединение частных телефонных сетей к сетям общего пользования, не является совершенной и имеет множество недочетов, что затрудняет широкое применение технологий передачи голоса по IP сетям. Следует отметить, что государственные стандарты и отраслевые нормативные документы определяют требования ко всему комплексу оборудования, которое может быть использовано в сетях общего пользования. Но несмотря на это, государство все-таки остается в стороне при рассмотрении проблем регулирования деятельности операторов связи. На их развитие, инвестиционную и тарифную политику влияют только общие тенденции российского рынка. С другой стороны, принцип перекрестного субсидирования, положенный в основу тарифного регулирования в области услуг телефонной связи, позволяет негосударственным компаниям развивать и расширять свои услуги. В соответствии с этим принципом расходы на нерентабельную местную связь покрываются за счет завышения в несколько раз тарифов на междугородную и международную связь. Это приводит к тому, что в области предоставления услуг дальней связи возникает серьезная конкуренция. Снижение цен на этом рынке может производиться за счет применения новых технологий, в том числе IP-телефонии.

На российском рынке существуют предпосылки, которые способствовали бы применению технологий IP-телефонии как на уровне предприятий, так и на федеральном уровне, но без четкого планирования и анализа текущей ситуации на рынке информационных технологий любые попытки повышения эффективности телекоммуникационной системы могут оказаться тщетными.



Размер файла: 74 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров