Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

ЗАВЕЩАНИЕ ДУХОВНЫМ ДЕТЯМ

 Оглавление

               Иеромонах Никон

               1. Об изучении Евангельских Заповедей и о
               жительстве по Евангельским Заповедям

               2. О борьбе с собой и о хранении себя от
               соблазнов

               3. О воле Божией

               4. О хранении себя от добра, принадлежащего
               падшему естеству человеческому

               5. О чтении

               6. О страхе

               7. О терпении

               8. О скорбях

               9. О молитве

               10. О памятовании смерти

               11. Об отшельнической жизни, и об исповеди,
               покаянии

               12. О покаянии

               13. Разум истины

               14. О трезвении

               15. О падших ангелах

               16. О вере


                        ИЕРОМОНАХ НИКОН

     Отец иеромонах Никон (в миру Николай Беляев) 1888-1931,
духовный сын, послушник и преемник Оптинского Старца Варсонофия,
поступил в Скит в декабре 1907 года. В апреле 1910 пострижен в
рясофор, а 24 мая 1915, в день Симеона Дивногорца, Ц в мантию, с
новым именем Никон в честь Св. Мученика Никона. Примерно спустя
год монах Никон посвящен в сан иеродиакона.

     1917 год Ц год посвящения в иеромонахи. Затем, уже в
советское время, после ареста и ссылки старца Нектария иеромонах
Никон становится духовником и Старцем Оптиной. Он служит в
последнем открытом храме обители. После окончательного закрытия
монастыря переходит в Козельск, где продолжает служить и петь на
клиросе в Успенском соборе.

     1927 год Ц арест старца. Через Калугу и Бутырку он был
отправлен на Соловки, но туда не попал и оставлен на Поповом
острове. Умер старец Иеромонах Никон в Пинеге в 1931 году от
туберкулеза.

     С книгой еп. Игнатия Брянчанинова (Соч., том 5-й) о. Никон
не расставался во время своего тюремного заключения в Калуге
(1927-1929 гг.); перед этапом на север ему было разрешено
свидание с духовными детьми, он вынес книгу и незаметно вложил
ее в широкий рукав монашеского ветошника матери Амвросии,
которая и вынесла ее из стен тюрьмы. Эти драгоценные записи Ц
духовное завещание иеромонаха о. Никона своим осиротевшим
духовным чадам, живое свидетельство его старческого подвига.

     1. ОБ ИЗУЧЕНИИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЗАПОВЕДЕЙ И О ЖИТЕЛЬСТВЕ ПО
                     ЕВАНГЕЛЬСКИМ ЗАПОВЕДЯМ

     Один старец поведал своему ученику, что он, будучи еще
мирским, пришел к своим знакомым и между прочим заговорил о
Боге, о вере Христовой и о других предметах духовных. Одна из
присутствующих не соглашалась с его рассуждениями и даже
высказывала свое неверие и, во всяком случае, несогласие с
учением Церкви Православной.

     Не будучи в состоянии убедить разгорячившуюся собеседницу,
он сказал: "А что, если бы ваш покойный родитель или кто другой
из близких ваших, явившись вам, засвидетельствовали бы истину
того, что утверждает Святая Церковь Ц поверили бы Вы тогда или
нет?" Ц "Нет", Ц ответила она. Ц "Ну вот! Это только
подтверждает Святое Евангелие, говорящее: "Аще кто из мертвых
воскреснет, не имут веры", Ц это и требовалось доказать".

     Вот до какого безумия может дойти человек, желающий жить по
своей воле, а не в послушании св. евангельскому учению. Кто не
захочет принять Св. Евангелие сердцем своим и жить по нему, для
того не вразумительны самые лучшие проповеди и назидания, самые
убедительные доказательства.

     Делание душевное спасительное заключается в усвоении уму и
сердцу святого евангельского учения. К великому прискорбию часто
люди (как иноки, так и мирские, считающие себя христианами),
любящие читать Св. Евангелие, ходить в Церковь и вообще
принадлежащие к Св. Православной Церкви или считающие себя
таковыми Ц не хотят или не стараются во всех вопросах и
обстоятельствах жизни применять к себе заповеди евангельские,
зная их; как будто они, то есть заповеди, даны для всех, кроме
них. Например, прекрасно известно, что Евангелие требует, чтобы
мы прощали обиды друг другу. Но нам не хочется простить, мы
находим справедливым так или иначе отплатить причинившему нам
скорбь и таким образом отрекаемся от Христова учения, если не
словами, то своим, сердцем.

     Какое безумие! Преп. Марк Подвижник пишет: "Господь
сокровен в заповедях Своих и обретается ищущими Его по мере
исполнения ими заповедей Его". (Законе дух., гл. 190). Глубокое
значение имеют эти слова. Найти Господа может только тот, кто, в
своей личной жизни исполняет заповеди Христовы. А если кому своя
воля Ц "чтоб было по-моему" Ц дороже учения Христова, Ц
умолчу... Каждый пожнет, что посеял.

     Надо не только знать Св. Евангелие, но и жить по нему,
иначе нельзя быть христианином, тем более монахом. Необходимо
человеку лично самому начать жизнь по разуму Св. Евангелия и Св.
Церкви Христовой Ц как по внешним поступкам, так и по душе.
Только личный подвиг очищения сердца or страстей по заповедям
Христовым может уяснить этот вопрос.

       2. О БОРЬБЕ С СОБОЙ И О ХРАНЕНИИ СЕБЯ ОТ СОБЛАЗНОВ

     Человек, не сдерживающий себя в мелочах, думая, что мелочь
ничего не значит, отвыкает от борьбы с собой, расслабляется в
духовном отношении. Отвыкнув от борьбы в вещах ничтожных и
малых, по его мнению, он вообще отвыкает от борьбы с собой и не
выдерживает уже искушения, когда требуется оказать доблесть о
Господе и в важном деле. Прекрасно рассуждает о сем преп. Авва
Дорофей.

     В такое состояние самоугодия и нежелания бороться с собой
можно прийти незаметно для себя, постепенно. Да не обольщает нас
враг! Будем бдительно следить за собой. Желающий стяжать
послушание истинное должен стараться слушаться всегда, в самых
простых, даже житейских делах, только нельзя быть послушным на
злое дело. Желающий стяжать целомудрие и чистоту сердца должен
отказаться от всяких мечтаний и услаждений греховных, как бы они
малы ни казались. Желающий иметь веру твердую православную не
должен позволять себе ни слушать, ни думать, ни говорить ни о
чем, противном вере. Желающий стяжать любовь должен отвергнуть
всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и
словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые.
Желающий обрести благую совесть и честность не должен дозволять
себе ни малейшего ложного и лукавого слова ни в больших делах,
ни в малых и т.д. Навык имеет огромное значение и благой и злой.
Навык влечет к себе человека. Откинув самосожаление и лукавство,
с самоотвержением начнем исполнение заповедей Христовых и в
больших и малых делах, с одной стороны, и борьбу с грехом также
в больших и малых делах, с другой стороны.

     Св. Апостол всех предупреждает к хранению себя от соблазнов
и вниманию к себе: "Если ты думаешь, что ты стоишь, то блюди
себя, чтобы не упасть" (1 Кор. 10, 12). Никто до самой смерти
своей не застрахован от всевозможных падений душевных и
телесных. Во всяком смирении нужно блюсти себя.

     Если каждое дело, слово и помышление кладет на нас печать,
то и надо принять все меры к сохранению себя от всего вредного.
И еп. Игнатий и свв. отцы пишут, что очень, часто, почти всегда,
мы не чувствуем вреда для себя от вредного дела непосредственно
после этого вредного дела: этот вред сказывается через некоторое
время; получается плод от принятого в себя зла, который дает
себя почувствовать различными своими проявлениями. Это может
каждый видеть на себе, пожиная горький плод своих ошибок и
увлечений; не видит и не чувствует этого только тот, кто вообще
не внимает себе и не рассматривает себя, свое душевное и
сердечное состояние при свете Св. Евангелия и Писаний отеческих,
иначе говоря, проводит рассеянную жизнь. Часто вредное дело не
кажется вредным. Это обольщение вражие. Не следует доверять
себе, своему сердцу и рассуждению. В решении вопроса, что вредно
и что не вредно, надо руководствоваться указаниями Евангельского
Писания и уставом Церкви Православной и свв. отцов, а также
советами духовного отца или старцев, которые от опыта своего в
духовной жизни могут дать назидание.

     Грех кладет печать не только на душу, но и на внешность
человека, на его внешнее поведение и вид.

     Подыскивание оправданий себе не может успокоить совести,
оно только больше расстраивает человека.

     Трудно вырваться из-под власти греха. Спасительно Ц страх
смерти, милость Божия дает время на покаяние, нужна
настойчивость в борьбе с грехом, хотя бы грех по временам и
одолевал. Необходимо удаляться от соблазнов и суеты вообще. Цель
попущения Господом преткновений заключается в приобретении
человеком смирения и отвержения самонадеянности. Необходимо
отвергнуть всякое уныние и продолжать борьбу с грехом.

     Ошибаются ожидающие и ищущие удобств и спокойствия в жизни,
для спасения необходимы скорби, лишения, трудности. Если жизнь
так переменчива, скоропреходяща, зачем к ней прилепляться?

     Смиренно считая себя всегда, до самой смерти, способным ко
всякому греху, к малому и большому (по нашему пониманию), надо
усердно молиться Господу о помощи "да не внидем в напасть".
Самомнение не заботится о хранении себя и бывает причиной
великих падений; соблазны берут верх и низлагают человека.

     Некоторые, видя, что Господь им не дает долгое время
желаемого им образа жизни, в коем они надеются получить пользу
душевную и успокоение своему мятущемуся сердцу, впадают в
нерадение, заразив себя ложною, внушенной врагом мыслью, что,
мол, буду понуждать себя на добродетель тогда, когда буду иметь
к тому удобство (например, когда сподоблюсь монашества или
уединенного жития или по удалению от себя тех или иных
обязанностей и т.д.), а сейчас мне это невозможно.

     Такие пусть знают, что наша жизнь устрояется не самочинно,
а Промыслом Божиим, что успокоение обретается в отречении своей
воли, что полного удобства никогда нельзя найти, что
невозможного Господь не требует от нас и что посильное
исполнение заповедей Божиих возможно везде и всегда. За
посильное понуждение себя в данном месте и положении ко
благочестию Господь, увидев человека приуготовленным, исполняет
во благих желание его /.../.

                        3. О ВОЛЕ БОЖИЕЙ

     Оживление души совершается волей Божией и силой Божией, но
от человека требуется его произволение в принесении Богу
покаяния. Срок покаяния, потребного согрешившему, известен
Единому Богу. Кающийся грешник, будучи как бы даже забыт Богом,
как ему кажется это, по чудному усмотрению Божию обретает пользу
душевную, приходит в преуспеяние:

     Господь ведет ко спасению!

     Дивная премудрость и благость Божия в попущениях Божиих
человеку падать.

     /.../ Не всякое сострадание и сочувствие похвально. Всякое
дело требует духовного отношения к себе, а не общечеловеческого.
Терпение есть непрерывающееся благодушие", Ц сказал еп. Феофан
Вышенский.

     Статья "О воле Божией" (стр. 82, т. V, гл. XIV) еп. Игнатия
научает покоряться воле Божией. Знать то, что говорится в этой
статье, необходимо каждому верующему человеку, безразлично Ц
монаху или мирянину. К великому прискорбию по большей части
видишь и слышишь кругом себя и в себе ропот, нежелание
подчиниться тому, что посылает Господь, требование справедливого
к себе отношения и прочие безумные проявления противления воле
Божией. Как велика наша немощь! Как слаба наша вера! Не наше
дело рассуждать, зачем и почему нас постигает то или иное; надо
знать, что это воля Божия, надо смириться, а требовать, так
сказать, у Бога отчета Ц есть крайнее безумие и гордость. Итак
каждый должен:

     1. Требовать от себя (то есть понуждать себя на делание)
исполнения всех заповедей и

     2. все, что делают с нами другие люди, что без содействия
людей с нами совершается Ц считать праведным судом Божиим для
нашей пользы, нашего спасения и смиренно все то терпеть.

     Это будет душеспасительно и принесет мир в сердца наши.

     Господи! Да будет воля Святая Твоя.

     Постижение воли Божией доступно чистым по жизни своей. Они
получают дар духовного рассуждения, а оно выше всех
добродетелей.

  4. О ХРАНЕНИИ СЕБЯ ОТ ДОБРА, ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ПАДШЕМУ ЕСТЕСТВУ
                          ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ

     Доброе дело не есть всякое доброе дело, а лишь такое доброе
дело, которое делается ради Бога. Внешность дела не есть его
сущность. Бог зрит на сердце. Как должны мы смириться, видя, что
ко всякому делу примешивается страсть.

     Воздержание умеренное полезнее всего. Выгоднее быть в
бесчестии и страдать, но на все воля Божия да будет; нельзя
самому вдаваться в скорби. Это дерзость и гордость; и может
случиться, что не вытерпишь взятого на себя самовольно. Грех,
прикрытый личиною добра, подкрадывается и повреждает души не
поверяющих себя Евангелием. Евангельское добро требует
самоотвержения, "отречения от своей воли и разума".

     Человек был создан Богом благим и непорочным. После
грехопадения Адама в человеческое естество вошел грех, вошло
зло. Чтоб избавить человека от этого зла, по суду Божию,
потребовалось, чтоб Бог Ц второе Лицо Святой Троицы Ц сделался
человеком и искупил человека от того зла, которое он потерпел.
Искупление человеков совершено Господом нашим Иисусом Христом на
Голгофе, на Кресте, Его страданием, и смертию, и воскресением. В
это надо веровать. Это основа нашей веры. Кроме того, Христос
дал человекам заповеди Свои, которые научают, как человек должен
жить, чтоб быть последователем и учеником Его, чтобы творить
волю Его ради вечного спасения души. Кто примет сердцем своим
Христа-Искупителя и св. евангельские законы и будет сообразно
этому жить, тот делается христианином, а кто отвергает или
оставит в небрежении это, тот остается только при своем падшем
естестве, в котором добро первоначальное смешано со злом; такой
человек не может называться христианином, он чужд христианской
жизни и спасения Христова. Личиною добра, оставшегося в падшем
естестве, враг и старается всех отвлечь от Христа, доказывая
злохитро, что падшее добро есть единственное добро, ибо оно
таким и кажется тому, кто не знает учения Христова. Кто,
несмотря на все обольщения врага, будет держаться евангельского
учения, тот должен неизбежно пережить борьбу внутри себя.

     Падшее естество любит себя и любит мир сей, а Евангелие
требует самоотвержения и любви к Богу. Поэтому согласия между
ними быть не может никогда. Это несогласие между ними замечается
во всех отношениях, во всех вопросах жизни и нравственности.
Например, монашество, построенное по духу Св. Евангелия, на
любви к Богу и отказе от мирской жизни, всегда являлось камнем
преткновения для людей мира сего, всегда было ими ненавидимо,
непонимаемо, как совершение чуждого им. Рабы же Христовы, хотя
бы они были в миру, любили монашество и любят, видя в нем идеал
христианской жизни, не чуждый им по духу. Говоря здесь о
монашестве, имею в виду не отдельных людей, а самый образ жития,
и говоря о людях мира сего, также имею в виду не живущих в мире,
а душою своею преданных мирской жизни.

                          5. О ЧТЕНИИ

     Старцы советуют читать и перечитывать творения свв. отцов.
Они глубоки и понимаются постепенно. Предмет их Ц духовная
жизнь, а она обширна: "широка заповедь Твоя зело". Духовному
росту предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное
значение. Лучше с благоговением и вниманием перечитывать
небольшое количество книг, нежели многое читать наскоро.

     Чтение Ц одно из самых необходимых деланий. Без чтения или
слушания чтения нельзя узнать истину. Говоря о чтении, разумею
исключительно чтение Священного Писания и писаний отеческих и
церковных. Но чтение только тогда будет приносить желаемую
пользу, когда читаемое будет по мере сил и возможностей входить
а жизнь, становиться правилом жизни, а не простым, голым,
бездушным и холодным знанием. Какая может быть польза, что
человек знает, что нужно молиться, и не молится; знает, что
нужно прощать обиды, и не прощает; знает, что нужно поститься Ц
и не соблюдает постов; нужно терпеть Ц и не терпит и т.д. Такое
знание, по слову Евангелия, будет даже в осуждение человеку.
Поэтому нужно читать со вниманием и стараться жить по духу того,
что читаешь. Конечно, сразу стать исполнителем всего, что
написано; мы не можем Ц нужна постепенность. Вначале понуждение
себя и смиренное сознание своей немощи, тогда знание, получаемое
от чтение, будет приносить желаемую пользу.

     Вообще, все книги и писания свв. отцов и истинных учителей
Церкви о духовной жизни, а в особенности писания о молитве надо
читать с крайним вниманием, не спеша, вникая по силе своей умом
в каждое изречение, каждое слово, дабы не упустить чего-либо
необходимого, дабы не дать себе повода к неправильному,
произвольному пониманию и толкованию читаемого. Духовная жизнь и
подвиг молитвы имеют свои законы, свою последовательность; их
надо изучить и понять, усвоить уму и сердцу. Самочиние,
самомышление здесь места не должны иметь, они приводят человека
в заблуждение. Малое по внешности уклонение или неточности
приводят иногда к большим ошибкам и заблуждениям, имеющим
горькие плоды и последствия. Если что-либо кажется непонятным,
неясным, то надо спросить у знающего, если имеешь такого
человека, а если не имеешь, то пусть это останется до вре

Размер файла: 60.01 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров