Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Владимир Титов. Игра в жизнь.

 Содержание

                                       Предисловие

                                       Вступление

                                       О виртуальной реальности

                                       Послесловие

                  (c) 1998. Московское Подворье
                Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
                           Предисловие

     Тема этой статьи необычна для церковного издательства. По
крайней мере на первый взгляд. Надо ли говорить об искушениях
безбожного мира людям верующим или следует проходить мимо
подобных явлений, оставляя их за пределами нашего сознания?
Вероятно, говорить все же необходимо: мы приходим в Церковь из
мира, лежащего во зле: живя в обществе, мы постоянно
сталкиваемся с его болезнями и потому просто вынуждены иметь к
ним свое личное, христианское отношение. Знать сущность этих
явлений, понимать гибельность их для человеческой души нужно Ц
хотя бы в общем виде Ц для того, чтобы иметь возможность
говорить о них с нашими близкими, друзьями и знакомыми, людьми,
быть может, совсем не церковными, увлеченными миром и его
обольстительными образами.
     Автор этой статьи Владимир Титов Ц эксперт
Информационно-аналитического Управления Аппарата Совета
Федерации России, человек, работавший на телевидении,
занимавшийся в числе прочего изучением влияния на массовое
сознание новых информационных технологий.
     Предмет его размышлений Ц одна из прогрессирующих болезней
современного "общества потребления" Ц компьютерные игры,
невинное и столь распространенное увлечение, таящее в себе
страшную опасность...
                            Вступление

     История материального прогресса имеет немало примеров того,
как очередное выдающееся достижение науки, целью которого было
улучшение условий человеческой жизни, оборачивалось затем лишь
новыми путами, более утонченным и жестоким рабством. Вспомним
хотя бы ткацкие станки, позволившие "овцам съесть людей":
сначала - в Англии, когда лендлорды сгоняли крестьян с земли,
оставляя их без средств к существованию; затем - в Индии, где
ремесленники-ткачи просто умирали от голода, разоренные,
лишенные привычного дохода наводнившими страну потоками дешевого
текстиля с британских мануфактур.
     Вспомним всевозможные виды боевой техники, сделавшие
современную войну тотальной, угрожающей жизни мирного населения
более, нежели войскам противника. Последние силовые акции
мирового сообщества, будь то в Ираке, Сомали или Боснии,
наглядно продемонстрировали: именно мирные жители повсюду несут
главные потери, против них обращается набор совершеннейших
боевых устройств.
     Но... для современного общества самое опасное "минное поле"
наукосферы - это, несомненно, власть информационных технологий.
Трудно преувеличить степень их влияния на формирование
человеческой личности, на отношение человека к жизни, на самую
жизнь. Мир вокруг человека - то, что он видит, слышит и ощущает.
Видит - чаще всего на экране телевизора, слышит - по каналам
радиостанций.
     Прогресс не стоит на месте. Одно достижение приходит на
смену другому. Но каковы последствия их внедрения в обиход
массового потребителя - вот что не может не вызывать тревоги у
тех, кто еще не потерял способности трезво оценивать
действительность.
     Наблюдается странная, как может показаться, картина:
устройства, призванные упростить и сделать максимально удобным
обращение человека с информационными потоками, лишают своего
пользователя основ психической устойчивости. Техника для отдыха
и развлечений становится все более изощренной, с ее помощью в
человеческом сознании выстраивается целый мир - лживый,
нереальный, но часто затмевающий собой мир настоящий.
     Мы не можем охватить в кратких словах всей широты
затронутой проблемы. Да и не ставим перед собой такой задачи:
она слишком глобальна. Тема нашего размышления - изменения в
психике людей, особенно детей и подростков, обусловленные
новейшими разработками производителей компьютеров и систем
программного обеспечения, изобретательностью продюсеров и
сценаристов компьютерных игр.
                    О виртуальной реальности

                                                                 
  "Преподобный увидел, что при каждом иноке сидел эфиоп и        
  издевался над ним. Иному эфиопы полагали пальцы на глаза, и    
  он тотчас начинал дремать; иному полагали пальцы на уста, и    
  он начинал зевать. Перед иными они предстояли в подобии        
  женском, пред другими строили здания, приносили разные вещи    
  и упражнялись в разных занятиях".                              
                                                                 
                                             Житие преподобного  
                                       Макария Александрийского  
                                                                 
                                                                 
          "Виртуалъный (ср. лат. virtualis) - возможный; такой,  
            который может или должен появиться при определенных  
                                                     условиях".  
                                       Словарь иностранных слов  
                                                                 
     Термин "виртуальная реальность" существует в научном и
инженерном сообществе вот уже около 20 лет. Своим появлением на
свет это понятие обязано военным. Подготовка летчика или,
скажем, танкиста обходится сегодня очень недешево.
     Крайне дороги бензин и авиабомбы, обслуживание
инфраструктуры аэродромов и полигонов. Во много раз дороже сами
боевые машины - самолеты, танки и корабли. Кроме того, любое
крушение подобной техники, сход с направляющих ракеты и т.п. -
катастрофа для густонаселенной Европы. Все это обусловило
необходимость создания специальных тренажеров. Сначала -
простейших, затем - все более и более изощренных: тренажеры 90-х
годов отличаются от своих аналогов 40-х примерно так же, как
сверхсовременный истребитель от старенького "кукурузника".
     Задача, поставленная перед инженерами аэрокосмических фирм,
звучала предельно просто: "Ощущения курсанта, работающего на
тренажере, не должны отличаться от ощущений летчика,
пилотирующего боевой самолет". Так возникло то, что сегодня
именуется "виртуальной реальностью", - вначале как рабочий
термин для стыковки двух научных дисциплин. Специалистам
предстояло объединить информационные технологии с особой частью
военной психологии, изучающей поведение оператора в
экстремальных ситуациях. Таким образом явился новый, весьма
специфический вид интенсивного обучения, максимально
приближенный по ощущениям к реальности, создающий практически
полную ее - реальности - иллюзию.
     Научиться действовать в настоящем бою настоящего мира -
такую задачу ставили перед собой военные. При этом были
задействованы все доступные каналы получения человеком
информации. Зрение, слух, обоняние одновременно и согласованно
воспринимали изображения, шумы, вибрацию. На экранах,
имитирующих стекла кабины, курсант видел то же самое, что
наблюдал бы во время реального полета. Он контролировал весь
комплекс приборов, управлял оружием, связывался с командным
пунктом и постами наведения, наклонялся вместе с кабиной в
"боевом развороте".
     Но вот находку военных (не в первый, но в очередной раз)
подхватили дельцы самой могучей, пожалуй, корпорации на планете
- корпорации шоу-бизнеса. Подхватили с тем, чтобы создать на ее
базе принципиально новый рынок сбыта для индустрии развлечений.
И таким образом сегодня новая "искусственная реальность"

Размер файла: 21.53 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров