Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Говорим по-английски: Учебно-методическая разработка. /Сост.: Та- расенко В.Е. и др. ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 28с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Семина О.А. Учебное пособие «Неличные формы глагола» для студентов 1 и 2 курсов, изучающих английский язык (3)
(Методические материалы)

Значок файла Семина О.А. Компьютеры. Часть 1. Учебное пособие для студентов 1 и 2 курсов, изучающих английский язык. /О.А. Семина./ – ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2005. – 166с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла З. В. Егорычева. Инженерная геодезия: Методические указания для студентов специальности 170200 «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов» дневной и заочной формы обучения. – Красноярск, изд-во КГТУ, 2002. – 60 с. (1)
(Методические материалы)

Значок файла СУЧАСНИЙ СТАН ДЕРЖАВНОЇ ПІДТРИМКИ РОЗВИТКУ АГРАРНОГО СЕКТОРА УКРАЇНИ (2)
(Статьи)

Значок файла ОРГАНІЗАЦІЙНО-ФУНКЦІОНАЛЬНІ ЗАСАДИ ДЕРЖАВНОГО ПРОТЕКЦІОНІЗМУ В АГРОПРОМИСЛОВОМУ КОМПЛЕКСІ УКРАЇНИ (5)
(Статьи)

Значок файла Характеристика контрольно-наглядових повноважень центральних банків романо-германської системи права (5)
(Рефераты)

Каталог бесплатных ресурсов

История третьего Вселенского собора

Содержание

ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА
Рассказы из истории христианской Церкви

Георгий Орлов

История третьего Вселенского собора

Несмотря на те славные победы, которые истина одержала над
заблуждениями и ересями на пер-.вых двух Вселенских соборах, дух
лжи не смирился и не умолк; в V веке он снова посягнул на чистое
и святое учение Христово и, для исполнения злых своих намерений
заставив действовать слабый ум человеческий, успел посеять между
последователями Христовыми семена лжеучения. Главным орудием его
был Несторий, патриарх константинопольский. Он учил, что Бог
Слово обитал в рожденном от семени Давидова, как в храме, и что
от Девы Марии родился человек, а не Бог Слово, ибо смертное
рождает смертное по естеству.

При столь превратном образе мыслей о Сыне Божием Несторий имел
некоторые добрые свойства, которые в благомыслящем человеке
могли бы принесть большую пользу Церкви, но в нем они сделались
соблазном для верующих и гибельным орудием к уловлению простых
сердец в сети заблуждения. По единогласному отзыву
современников, Несторий вел себя в Антиохии неукоризненно; все
удивлялись его любви к уединению и постоянному занятию чтением.
Будучи там священником и отправляя должность народного
проповедника, он исполнял свое дело с честию и славою; при ясном
и сильном голосе, при способности говорить свободно и
красноречиво, он всегда показывал себя на кафедре самым
искренним ревнителем истины и благочестия, самым пламенным
поборником апостольского учения против ересей и заблуждений, так
что благосклонная молва не замедлила провозгласить его славным
подражателем св. Златоуста.

Слух о достоинствах Нестория дошел и до императора Феодосия
младшего, который и избрал его на место Сисиния, епископа
константинопольского. Слава Нестория предварила его прибытие в
Константинополь. Жители этого города, еще помня любимого ими
Иоанна Златоуста, который пришел к ним также из Антиохии, и
надеясь найти в Нестории нового Златоуста, с радостию нарекли
его своим пастырем. Но, между тем, как и император, и двор, и
народ устремляли на него взоры, исполненные радостной надежды,
благочестивый затворник Далмат предостерегал верующих от
приближающихся бедствий. "Блюдитесь, Ц говорил он пришедшим
поздравить его с новым патриархом, Ц блюдитесь, братие, ибо нам
предстоит теперь опасный соблазнитель, который многих заразит
своим вредным учением". И, действительно, Несторий не замедлил
оправдать предсказание прозорливого отшельника.

В самый день своего вступления на престол патриарший Несторий, в
присутствии двора и народа, говорил речь, и в ней сделал такое
воззвание к императору: "Государь, дай мне землю, очищенную от
еретиков, и я воздам тебе небо; помоги мне истребить еретиков, и
я воздам тебе небо; помоги мне истребить еретиков, и я помогу
тебе истребить твоих врагов-персов". Многим из народа, для
которых ненавистны были еретики, понравилась столь пламенная
ревность к православию; но других, которые по словам умели
угадывать свойства души и образ мыслей, испугала столь
решительная самонадеянность. Ариане, новатиане, аполлинаристы и
другие еретики, действительно, скоро испытали всю жестокость
гонения от Нестория; но, поражая еретиков, Несторий не упускал
из виду и православных, только не вдруг осмелился коснуться их;
таил несколько времени свою ересь в темных и двусмысленных
выражениях. Учение, в котором воспитаны были верующие
константинопольские, сильно говорило против него и не давало ему
открыть прямо свой образ мыслей. Надобно было приготовить их к
тому, и Несторий решился сперва не сам от себя объявить свою
ересь, а возложить это дело на священника Анастасия, прибывшего
вместе с ним из Антиохии, которого он уважал и пользовался его
советами. Анастасий, опасаясь оскорбить слух верных открытием
Несториева лжеучения во всей его наготе, не устремился против И.
Христа, а напал на имя Богородицы. Так однажды, проповедуя в
церкви константинопольской, он сказал, чтобы никто не называл
св. Марии Матерью Божиею: ибо Она была человек, а Бог не мог
родиться от человека. К подтверждению сего учения он привел и
доказательства; но, несмотря на то, верующие сильно оскорбились
его речью; многие из клира и народа вслух говорили, что это
учение совершенно новое для них, что они соблазняются, слыша
сначала противные тем, в которых воспитаны. Впрочем, этот первый
вопль древней веры против нововведений не остановил Нестория. В
праздник Рождества Христова он сам взошел на кафедру защищать
свое учение. Приведши слова апостола Павла: "Понеже человеком
смерть бысть и человеком воскресение мертвых" (I Кор. XV, 21),
он продолжал: "Послушайте св. Павла, если сомневаетесь, как
называть Марию: Богородицею или человекородицею. Если бы Бог
имел матерь, тогда были бы правы и язычники, коих боги родились
от матерей; тогда бы и апостол Павел солгал, сказав о божестве
И. Христа: без Отца, без матери, без родословия (Евр. VII, 3).
Нет, Мария не Бога родила; родившееся от плоти плоть есть; тварь
не могла произвести Творца, но родила человека, орудие божества".

Когда, таким образом, Несторий старался утвердить свое
лжеучение, Евсевий, адвокат константинопольский, хорошо
наставленный в догматах веры, восстал из среды народа и,
одушевляемый святою ревностию, произнес вслух: "Само вечное
Слово родилось во второй раз по плоти от жены". Народ смутился:
люди более просвещенные хвалили смелый поступок Евсевия; другие
же, напротив, рассердились на него и укоряли его в нескромности.
Несторий, поддерживая сторону последних, произнес еще речь. В
ней, будто желая опровергать ариан и македониан, на самом деле
старался опровергнуть учение православное, утверждая, будто не
должно говорить, что Слово родилось от Марии или умерло, а
только человек, в котором было Слово. Вскоре явилось на
публичном месте города воззвание к епископам, пресвитерам,
диаконам, чтецам и всем мирянам константинопольским, написанное
тем же Евсевием. В нем Несторий прямо назван еретиком;
противопоставлен его учению символ антиохийский, в сущности
совершенно согласный с никейским; приведены против Нестория
мнения святого Евстафия, епископа антиохийского,
присутствовавшего в никейском соборе, и таким образом доказано,
что Несторий отступил от преданий той Церкви, в которой был
воспитан.

Несторий старался внушить свое учение двору и императору и тем
преклонить их на свою сторону; народ приучал к новому учению
частыми проповедями, и, без сомнения, таковые усилия не всегда
оставались тщетными, особенно если к ним присоединить разного
рода обольщения, употребляемые Несторием, а иногда угрозы и
насилия. Многие слабые души, или из каких-нибудь корыстных
видов, или по малодушию и недостатку искренней преданности вере,
присоединились к сильной стороне патриарха; но и вера древняя и
истинная не оскудевала в защитниках. Прокл, еп. кизикийский, в
присутствии самого Нестория, говорил проповедь о воплощении, и в
ней сильно поддерживал православное учение. Утверждал, что Сын
Марии не простой только человек, но и Бог истинный; что
правильно говорят: Бог пострадал, Бог умер; что святую Деву
должно называть собственно Материю Божиею, Богородицею, и что
тут нечем глумиться язычникам и нечего злословить арианам.
Несторий жестоко оскорбился этой проповедью, тем более, что она
была прекрасно составлена и заслужила большое одобрение у
слушателей. Было обыкновение: если священник или младший епископ
говорил проповедь в присутствии главного епископа, то последний
прибавлял от себя что-нибудь в наставление народа. Несторий,
воспользовавшись этим обыкновением, взошел после Прокла на
кафедру и стал опровергать его. Какой соблазн для верующих. Сам
патриарх стал попирать истинную веру, которой долженствовал быть
первым защитником. Он еще прикрывал себя личиною верности к
православию, порицал ариан, аполлинаристов и других еретиков. Но
сквозь этот тонкий покров можно было ясно видеть его преступное
намерение Ц ниспровергнуть древнюю, истинную веру и ввести свое
новое ложное учение. Он и сам неосторожно обнаружил это
намерение, сознавшись, что его учение, кажется, противно учению
других учителей Церкви. После этого он говорил еще три речи,
будто против Ария, Аполлинария и других еретиков, но в самом
деле против Прокла, которого, впрочем, не называл в них по имени.

Ревностные последователи Нестория собрали его речи, расположили
их по порядку и занумеровали. Они скоро начали распространяться
во всех провинциях восточных и западных; дошли даже до Рима,
впрочем, без имени автора. Скоро произошло волнение в умах:
многие начали сомневаться, не обманываются ли они, почитая И.
Христа Богом; некоторые уже решились не называть Его Богом; иные
даже не терпели, чтобы другие так Его называли и усвояли Ему имя
Сына Божия только в том смысле, в каком оно может быть усвоено и
всем людям святой жизни. Итак, зло, возникши в Константинополе,
быстро разливалось по всем концам христианского мира, и заражало
слабые и легковерные умы. Но Бог хранил Своих верных. Он избрал
в Александрии сильного защитника истинной веры,
долженствовавшего славно победить врагов ее. Это был св. Кирилл,
епископ александрийский.

Некоторые из египетских монахов пришли к св. Кириллу и уведомили
его, что ересь, которой учителем почитают Нестория, проникла в
свв. обители Египта и возмутила покой мирных пустынников; что
многие из них, забыв простоту евангельскую, вдаются в суемудрые
прения, колеблются сомнением, подлинно ли И. Христос есть Бог, а
другие прямо говорят, что Он только орудие или сосуд божества,
Богоносец. Столь неожиданное и горестное известие сильно
поразило св. Кирилла. Несторий, от которого он ожидал так много
полезного для Церкви православной, оказался еретиком и врагом
ее. Опасное состояние монастырей египетских требовало скорой
помощи, и св. Кирилл написал окружное послание к пустынникам. В
нем говорит, что простым людям (каковы были большая часть
пустынников) приличнее бы было совсем не касаться таких
предметов, которые темны и для просвещеннейших мужей. Но так как
уже зло распространилось, то он почел за нужное наставить их, не
входя, однакож, в споры. "Удивляюсь, Ц продолжает он, Ц как
можно спрашивать о том, должно ли называть Св. Деву Матерью
Божией? Ибо если И. Христос есть Бог, то почему же Св. Дева,
Матерь Его, не есть Матерь Божия? Так верить заповедали нам
апостолы, хотя сами они и не употребляли слова: Богородица. Так
учили наши отцы, и в особенности блаженной памяти Афанасий", из
которого св. Кирилл и приводит два места. Это послание скоро
дошло до Константинополя, где св. учитель имел ходатаев по делам
своей Церкви, и принесло там большую пользу. Многие даже из
первых становников писали к св. Кириллу и благодарили его за
наставление. Но Несторий чрезвычайно оскорбился этим посланием.
Поручив отвечать на него священнику Фотию, одному из своих
приверженцев, он стал изыскивать средства повредить доброй славе
св. Кирилла, в котором уже предвидел страшного своего
противника. Некоторые александрийцы, осужденные св. Кириллом за
различные преступления, согласились содействовать злым
намерениям Нестория: начали распускать слух, будто св. Кирилл
худо управляет Церковью, домогается сделаться самовластным,
возбуждает возмущения против императорских чиновников и держится
секты манихеев. Эти клеветы Несторий старался довести до
сведения императора, и, вероятно, успел в том, потому что
император с того времени не совсем выгодно стал думать о св.
Кирилле.

Между тем, св. Кирилл, не теряя надежды исправить Нестория,
написал к нему увещательное письмо. Так как Несторий жаловался
первоначально на письмо св. Кирилла к египетским пустынникам, то
св. Кирилл в письме к Несторию так говорил: "Споры начались не
от письма моего, но от гибельных сочинений, тобою или кем другим
повсюду рассеянных. Сии сочинения произвели такой беспорядок в
Египте, что я нашелся вынужденным употребить это средство.
Посему нет для тебя никакой причины жаловаться на меня. Не ты ли
сам виновник сих возмущений! Перемени свои выражения и назови
св. Деву Богородицею, дабы тем прекратить общий соблазн.
Впрочем, будь уверен, что за веру И. Христа я готов претерпеть
все, даже узы и смерть".

Несторий написал краткий ответ, в котором говорит: "Опыт
покажет, какие плоды произойдут от нашего спора!"

Церковь константинопольская была в бедственном состоянии. В то
время жил в Константинополе епископ, по имени Дорофей, человек
корыстолюбивый, льстивый и отважный. Однажды в церкви, при
многочисленном собрании народа, когда Несторий сидел на
епископском месте, Дорофей взошел на кафедру и так сказал: "Кто

Размер файла: 31.43 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров