Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Как христианин должен относиться к сновидениям

Содержание

                                  Н.Е. Пестов.
                                  О ХАРАКТЕРЕ СНОВИДЕНИЙ

                                  Свт. Игнатий Брянчанинов
                                  О НЕДОВЕРИИ СНОВИДЕНИЯМ

                                  Блаж. Августин
                                  О ПРОИСХОЖДЕНИИ СНОВ

                                  Свящ. Григорий Дьяченко
                                  КАК ХРИСТИАНИН ДОЛЖЕН
                                  ОТНОСИТЬСЯ К СНОВИДЕНИЯМ?

                                  Свт. Феофан Затворник
                                  МОЖНО ЛИ ВЕРИТЬ СНАМ?

                                  Архиепископ Иоанн (Шаховской)
                                  ПРОРОЧЕСКИЕ СНЫ

                                  СЛУЧАИ ВЕЩИХ СНОВ

                                  Монахиня Сергия (Клименко)
                                  МЫТАРСТВА

                                  (c) Составление - лЦентр
                                  Благо», 1998

                          Н. Е. Пестов
                      О ХАРАКТЕРЕ СНОВИДЕНИЙ


           Старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

                                           Деян. 2, 17

     Душевная жизнь человека не прекращается и во сне. Да она и
не может прекратиться, поскольку душа бессмертна. Только во сне
отнята наша воля по отношению к телу, и вместо обычного сознания
появляется так называемое подсознание.
     Что жизнь души никогда не прекращается, доказывается снами.
Следует заметить, что в течение сна нет момента, когда человек
не видел бы внутренним взором каких-либо образов и не переживал
бы тех или иных мысленных ощущений.
     Кто хочет проверить это, пусть поставит себе целью - в
момент прекращения сна захватить умом конец сна. При некотором
волевом усилии это удается.
     Итак, и во сне не прекращается душевная жизнь, только она
приобретает другие формы.
     Сонная жизнь души своеобразна: так воспринятые нами слова
во сне - это не слова, а мысли, которые приходят к нам
откуда-то.
     Чем можно объяснить нелепость снов и надо ли придавать снам
значение?
     Св. Симеон Новый Богослов пишет: "Чем душа занята и о чем
говорит наяву, о том мечтает или философствует она и во сне:
проводит весь день в заботах о делах человеческих, об них же
суетится она и в сновидениях; если же она все время поучается в
вещах божественных и небесных, то и во время сна она входит в
них же и умудряется видениями".
     О том же так пишет и глубокий психолог о. Александр
Ельчанинов:
     "Во сне, когда гаснет наше нормальное сознание, исчезает
контроль над собой; когда мы вполне искренни и ничего не
стыдимся - тогда всплывают из глубин подсознательные первичные
основы нашего существа, обнажаются самые глубокие пласты души, и
мы больше, чем когда-либо, являемся самими собой. Типичные для
наших снов образы, видения и душевные состояния - есть самые
верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности.
     Конечно, тут нужно различать и чисто психологические
феномены (как молитвы и песнопения после длинных церковных
служб), а также - просто влияние нашей физиологии, которой мы
так подвластны, например, кошмарные видения при болезни печени.
Но при достаточно объективной и умелой оценке характер и
сущность наших сновидений могут много помочь в познании себя и
на многое в себе открыть глаза".
     Таким образом, сны в известной степени могут
характеризовать чистоту нашей души. Мы можем заметить, что наяву
нам может претить нечистота и какой-либо грех. Но вот мы с
удивлением замечаем, что во сне мы можем грешить такими грехами,
которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение
нашей души еще поверхностно, а в глубине ее еще таится грех.
     Св. отцы говорят, что лишь при совершенном очищении сердца
и сновидения будут всегда чистыми и светлыми.
     Итак, характер снов отвечает духовному состоянию человека
наяву.
     Если человек не живет Богом и не имеет в себе Его Духа, то
он наяву находится во власти страстей, пристрастий, беспокойства
и суеты. Иначе говоря, он находится во власти или под влиянием
лукавого духа, который непрерывно всевает в него мысли и
чувствования.
     То же продолжает делать злой дух с человеком и во сне.
Здесь ему еще легче владеть душой, потому что воля человека
ослаблена. Как бы насмехаясь над бедной, порабощенной ему душой,
злой дух заставляет ее переживать нелепые, иногда грязные
положения, в соответствии с той нечистотой мыслей и
чувствований, которые допускала душа наяву.
     Вот почему св. отцы в качестве общего правила запрещают
придавать снам какое-либо значение и тем более рассказывать их
другим, считая их за откровения из потустороннего мира.
     Но не то значение будут иметь сны для людей, живущих живой
верой и в бодрствовании стремящихся всегда удержать в себе Духа
Святого Божия.
     Когда ап. Петр говорил свою первую общенародную проповедь о
Христе в день сошествия Святого Духа, то он характеризовал
духовное состояние уверовавших во Христа следующими словами из
книги пророка Иоиля:
     "Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут
пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут
видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут"
(Деян. 2, 17; Иоил. 2, 28-32).
     Поэтому Симеон Новый Богослов приравнивает сновидения
духоносных людей к истинным видениям и Божественным откровениям.
     Св. Никита Стифат (ученик преп. Симеона Нового Богослова)
разделяет сны на: 1) простые сны, 2) "зрения" и 3) "откровения".
     Простые сны бывают у людей обыкновенных, подверженных
страстям; как говорилось уже выше, в этих снах много нечистого и
обманчивого. Эти сны надо презирать.
     Вот как говорит архиепископ Иоанн про сны невозрожденного
"внешнего" человека:
     "Через свои сны человек может убедиться, какая пустота и
никчемность живет в его душе. Этой же суетностью (иногда и
большей) заполняется явь людей... Люди не подозревают всей
безблагодатности многих своих желаний, настроений, проектов и
мыслительных комбинаций".
     "Зрения" бывают людям, стремящимся к очищению своих
душевных качеств. Этим людям Господь посылает сны для того,
чтобы через зримое в сновидении они лучше постигали Божественную
волю и стремились к духовному восхождению.
     "Откровения" бывают людям совершенным, исполненным Св.
Духа, которые крайним воздержанием достигли степени пророков
Божиих.
     При этом следует заметить, что у таких христиан сон не
похож уже на наш обычный сон. Так преп. Варсонуфий Великий и
Иоанн пишут: "Кто хранит стадо свое подобно Иакову, т.е.
внимателен к своим чувствам и мыслям, от того отступает сон
(Быт. 31, 40 - "сон мой убегал от глаз моих").
     Когда же он и уснет немного, сон его бывает как у иного
бодрствование; ибо огонь сердечного горения не допускает его
погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: "Просвети очи мои,
да не усну я сном смертным" (Пс. 12, 4). Кто достиг такой веры и
вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не
упояется чувственным сном, а только пользуется естественным".
     Для нас же, находящихся в значительной мере еще под
влиянием лукавого духа, имеет приложение вышеупомянутое правило
св. отцов - не придавать значения обычным снам.
     Однако поскольку, по милости Божией, мы часто видим и
чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми
снами следует, может быть, задумываться и попробовать их уяснить
себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе,
пристрастии или слабости; не хочет ли Он в чем-либо вразумить
меня или предостеречь от чего-либо?
     Конечно, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Лишь
духовному отцу или старцу, или опытному в духовной жизни лицу,
можно рассказывать сны для того, чтобы получить разъяснение тех
из них, за которыми мы почувствуем особое значение.
     Так некогда запрашивали значение своих снов: у праведного
Иосифа - Египетский фараон, а у пророка Даниила - царь
Навуходоносор (Быт. 41, Дан. 4).
     Как в отношении суждения о снах - являются ли они
благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех
сверхъестественных явлений, у иноков Старого Афона есть правило:
"Не принимай и не отвергай".
     Это мудрое правило спасает человека от гордости и
превозношения, если такие явления он будет приписывать
благодати; а также спасет и от хулы на благодать, если
действительно имело место проявление благодати.
                    Свт. Игнатий Брянчанинов
                    О НЕДОВЕРИИ СНОВИДЕНИЯМ

     Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ
человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая
внимание на свои сны, вредят себе. По этой причине необходимо
сделать здесь определение значения сновидений в человеке,
которого естество еще не обновлено Святым Духом.
     Во время сна человеческого состояние спящего человека
устроено Богом так, что весь человек находится в полном
отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время
его теряет сознание своего существования, приходит в
самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с
трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли,
прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для
существования и не может быть отделена от него. В теле кровь
продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют
дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться
мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и
произвола, а по действию бессознательному естества. Из таких
мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями,
составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не
принадлежащее к системе произвольных и намеренных мечтаний и
размышлении человека, но являющееся самопроизвольно и самонравно
по закону и требованию естества. Иногда сновидение носит на себе
несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а
иногда оно бывает последствием нравственного настроения. Таким
образом сновидение, само по себе, не может и не должно иметь
никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание
некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей
будущности или будущности других или какое-нибудь другое
значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой
причины?
     Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования
нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают
нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также,
усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим
снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее
внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним. Такое доверие
всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш
умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность
наша лишается правильности; это-то демонам и надо. Преуспевшим в
самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде
мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого
Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим
возводят на высоту самомнения и гордыни. Такая высота есть
вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в
нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны
видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом
демонов. Как во время состояния бодрости постоянно и непрестанно
возникают в нас помыслы и мечтания из падшего естества или
приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по
действию падшего естества и по действию демонов. Как утешение
наше во время бодрствования нашего состоит из умиления,
рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти
и о суде Божием - только эти помыслы возникают в нас от живущей
в нас благодати Божией, насажденной святым крещением, и
приносятся нам Ангелами Божиими, сообразно нашему состоянию
кающихся, так и во сне, весьма редко, при крайней нужде,
представляют нам Ангелы Божий или кончину нашу, или адскую муку,
или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы
приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие
сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному и
лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию; даются
весьма редко не по скупости к нам Божественной благодати - нет!
По той причине, что все случающееся с нами вне общего порядка
приводит нас в самомнение и колеблет в нас смирение, столько
необходимое для нашего спасения.
     Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение
человека, изображена в Священном Писании так ясно, так сильно,
так подробно, что содействие спасению человеков нарушением
общего порядка делается наиболее излишним и ненужным. Просившему
воскрешения мертвецу и послания его к братиям для увещания их к
переходу с широкого пути на тесный сказано: Имут Mоисеа и
Пророки: да послушают их. Когда же просивший возразил: ни!.. но
аще кто из мертвых идет к ним, покаются, - то получил в ответ:
аще Mоисеа и Пророков не послушают, и аще кто из мертвых
воскреснет, не имут веры (Лк. 16, 29-31).
     Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения
мытарств, Страшного суда и других загробных ужасов, были
потрясены видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о
виденном и вели жизнь беспечную; напротив того, не имевшие
никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием,
постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния
и в радости, рождаемой извещением спасения, перешли из земной
юдоли скорбей в блаженную вечность.
     Святой Иоанн Лествичник рассуждает об участии демонов в
иноческих сновидениях нижеследующим образом: "Когда мы, оставив
ради Господа дом и домашних, предадим себя по любви к Богу
странничеству, тогда бесы, мстя за это, - покушаются возмущать
нас сновидениями, представляя нам родственников наших или
рыдающими, или умирающими, или держимыми в заключении и
подвергающимися за нас напасти. Верующий снам подобен гонящемуся
за своей тенью и покушающемуся поймать её. Бесы тщеславия
соделываются в сновидениях пророками, предугадывая по пронырству
своему будущее и его предвозвещая нам, чтобы мы по исполнении
видений пришли в недоумение и, как уже близкие к дару
предуведения, возвысились помыслом. Для тех, которые верят
демону, он часто бывает пророком, а для тех, которые уничижают
его, он всегда бывает лжецом. Будучи духом, он видит
совершающееся в воздушном пространстве и, уразумев, что
кто-нибудь умирает, возвещает о том во сне легкомысленным.
Демоны ничьего будущего не знают по предуведению, в противном
случае и чародеи могли бы предсказывать нам смерть.
Преобразуются демоны в ангелов света, принимают на себя часто
образ мучеников и в сновидениях показывают нам общение наше с
ними, а пробудившихся погружают в радость и возношение. Это да
будет тебе признаком прелести (бесовского обольщения). Святые
Ангелы показывают муку, суть смерть, от чего мы, проснувшись,
исполняемся трепета и сетования. Если начнем покоряться бесам в
сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном
состоянии. Верующий сновидениям вполне неискусен, а неверующий
никакому сну - истинно любомудр. Доверяй только тем снам,
которые возвещают тебе муку и суд, если же по причине их зачнет
тебя тревожить отчаяние, то и такие сны от бесов" (Святой Иоанн
Лествичник. Прибавление к Слову 3-му).
     Преподобный Кассиан Римлянин повествует о некотором иноке,
уроженце Месопотамском, что он проводил самую уединенную и
постническую жизнь, но погиб от обольщения бесовскими
сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок обращал мало внимания
на свое развитие духовное, а устремил все внимание на телесный
подвиг и дал ему, а следовательно и себе, цену, начали
представлять ему сновидения, которые по злохитрости бесовской
сбывались на самом деле. Когда инок утвердился в доверенности к
своим сновидениям и к себе, то диавол представил ему в
великолепном сновидении иудеев, наслаждающимися небесным
блаженством, а христиан томимыми в адских муках. При этом демон
- разумеется, в образе ангела или какого ветхозаветного
праведника - дал совет иноку принять иудейство для получения
возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без
малейшего промедления и исполнил (Слово о рассуждении.
Добротолюбие, ч. VI).
     Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям
нашим, современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем
более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от
доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается
в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго
воспрещается.
     Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно
иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем
падении. Правитель человека обновленного - Святый Дух. "На них
же осияла Божественного Духа благодать, - сказал преподобный
Макарий Великий, - и во глубине ума их водворилася: сим Господь
яко душа есть" (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они
пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений
и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна
вне управления разумом и волею человеческими, действующие в
прочих человеках бессознательно, по требованию естества,
действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей
имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен
таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено ему бежать в
Египет и возвратиться из него (Мф., гл. 1 и 2). Сновидения,
посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это
убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для
находящихся еще в борьбе со страстями.
                       Блаженный Августин
                      О ПРОИСХОЖДЕНИИ СНОВ

     Что такое сновидение? Ответ на этот вопрос был у
Аристотеля, но ответ материалистический. Этот философ думал, что
сновидение есть игра одного воображения и притом бывает только
во время легкого сна. В воде мутной не отражается ничего; в воде
текущей отражаются предметы, но не совсем правильно, в виде
большем или меньшем; только чистая и стоячая вода отражает
предметы в их естественной величине и ясно, как в зеркале. То же
бывает, - говорит Аристотель, - и во время сна. Когда фантазия
возмущена, душа не представляет ничего, не видит снов. Это
обыкновенно случается с детьми и теми, кои спят крепко. Но по
мере того, как испарения, происходящие от пищи, перевариваемой в
желудке, становятся тоньше и легче, душа начинает фантазировать.
Это бывает обыкновенно во время легкого сна и при пробуждении. -
Бл. Августин очень хорошо понимает, что с допущением этой теории
можно встретить сильные возражения против догмата о духовности и
бессмертии души. Если разум, - говорят материалисты, - не
принимает никакого участия в действиях души во время сна, если
душа перестает мыслить в то время, когда перестает ощущать, то
ясно, что идеи суть продукты ощущения, и что если не будет этих
ощущений, то не будет и души: somnus est simillima mortis imago
(т.е. сон есть точнейший образ смерти).
     Имея в виду подобные суждения, бл. Августин доказывает, что
сон не есть паралич органов чувств и способности воображения, а
есть отдохновение первых и бодрствование последнего. Человек
ничего не видит во сне из окружающих предметов, но в его душе
еще остается свет, - это необходимое условие для того, чтобы
видеть. Пробудившись от сна, мы вспоминаем цвета, запах, звук,
вообще то, что получается посредством чувств; следовательно, мы
не были совершенно лишены способности чувствовать, когда
воображали подобные предметы. Мы различали тогда один предмет от
другого, одушевленное от неодушевленного и, следовательно, не
были лишены способности понимания.
     "Часто ложные видения убеждают спящего в том, в чем не
могут убедить бодрствующего и истинные. Где же бывает тогда
разум, который во время бодрствования противостает обольщению?
Неужели и он засыпает вместе с телесными чувствами? Нет, он
действует и тогда, потому что во сне мы часто противимся
увлечениям и, помня свою решимость противиться обольщениям, не
обнаруживаем никакого к ним сочувствия. Со мною самим, - говорит
бл. Августин, - часто случалось, что я во время сна сознавал,
что вижу грезы, а не действительные предметы, но только не было
во мне ясного сознания о том, что я таким образом рассуждаю во
время сна, а не в бодрственном состоянии".
     Этого мало; душа может действовать во время сна еще
свободнее и легче. "Хотя и в теле часто бывает причина
сновидений, но не тело производит их, потому что тело не имеет
такой силы, чтобы образовать что-либо духовное. Но когда
загражден путь вниманию души, которым обыкновенно управляются
движения чувственные, тогда она или в себе самой производит
образы, подобные телесным, или созерцает образы духовные. В

Размер файла: 69.02 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров