Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Слово о Ангелах

Предисловие к "Слову о Ангелах"

    В данном труде епископа Игнатия (Брянчанинова) излагается
  православное учение о сотворенных духах - Ангелах и демонах.
 Сочинение это ранее не было известно. Отдельные элементы учения
 об Ангелах подробно рассмотрены в изданных творениях святителя,
    в его "Аскетических опытах". Цель рассмотрения там сугубо
    практическая - дать подвижнику, проходящему опытно этапы
  духовного совершенствования, правильное представление о мире
  духов, с которым ему рано или поздно придется соприкоснуться.
Так, в статье "О чувственном видении духов" подчеркивается мысль
 о том, что после грехопадения Адама человек может общаться лишь
    с миром падших духов - демонов, и лишь немногие, правильно
проходящие покаянный подвиг очищения души, удостаиваются общения
со светлыми Ангелами. В "Слове о смерти" разъясняется, что после
 изгнания Адама из рая власть над миром передана диаволу, причем
 особую область обитания падших духов составляет воздушная среда
      и вообще все околоземное пространство. В статье "Сети
  миродержца" показывается, какими средствами диавол стремится
 удержать человека в его состоянии падения. Вопросы, связанные с
природой Ангелов, наиболее подробно рассмотрены в "Прибавлении к
   Слову о смерти". Там подчеркивается, что как светлые, так и
     падшие духи, будучи существами сотворенными, имеют лишь
  относительную духовность, в отличие от абсолютной духовности
 Божества. В силу этого они занимают в пространстве ограниченный
  объем, имеют определенный внешний вид, перемещаются хотя и с
 очень высокой, но не беспредельной скоростью, взаимодействуют с
                      материальным миром.

    Всех этих вопросов, хотя и в более сжатой форме, святитель
    касается и в данном труде. Однако здесь учение об Ангелах
   приведено в систему подобно тому, как это делается в курсах
  догматического богословия. Тем не менее отличие в изложении от
    традиционных "академических" учебников все же велико, ибо
  святитель-аскет имеет в виду, как и в других своих сочинениях,
     прежде всего практическую цель - сообщить православному
  христианину "со всей точностью и последовательностью" учение
      Церкви об Ангелах света и ангелах тьмы, чтобы в самом
    существенном делании жизни - в созидании своего спасения -
  "привлечь к себе святую любовь и помощь первых, а от пагубного
 влияния вторых как можно более уклониться". Вот почему наряду с
 традиционными догматическими вопросами - о творении ангелов, об
 их иерархии, об их служении человеческому роду - автор выделяет
  и аспекты, связанные с православной сотериологией и аскетикой.
 Он подчеркивает, что земля - это поле битвы, где между светлыми
   и падшими духами ведется борьба за человеческие души, а сам
   человек, участвуя в этой борьбе, приобретает ангелоподобные
  свойства или уподобляется демонам, в зависимости от того, куда
                     склоняется его сердце.

 Текст данного творения сохранился в семейном архиве Флоренских.
    Вероятно, он предполагался для публикации в "Богословском
 вестнике", редактором которого был священник Павел Флоренский в
      1912-1917 гг. Текст предоставлен игуменом Андроником
   (Трубачевым). Текст подготовлен к печати иеромонахом Исаией
                           (Беловым).

                        Иеромонах Исаия
                      Троице-Сергиева Лавра



      Святитель ИГНАТИЙ, епископ Кавказский и Черноморский

                        СЛОВО О АНГЕЛАХ

Не для удовлетворения пустому любопытству или любознательности,
но единственно с целью спасения нашего предлагается здесь слово
о Ангелах. Ангелы находятся в непрестанной неутомимой заботе о
судьбе нашей: Ангелы Света употребляют все усилия, чтоб мы во
время земного нашего странствования приготовили и заслужили себе
вечное блаженство; а ангелы тьмы употребляют все усилия, чтоб
увлечь нас с собою в адскую пропасть. Производится лютая и
непрерывная война на земле: с одной стороны, сражаются Святые
Ангелы и православные благочестивые христиане, а с другой -
ангелы тьмы и подчинившиеся им человеки. Предмет брани - вечная
участь человеков в загробной жизни и истинное христианство на
земле, то единственное средство, которым доставляется человеку
вечное блаженство на небе. Самая существенная необходимость,
необходимость спасения, заставляет каждого христианина
благовременно ознакомиться со всею точностью и основательностью
как с Ангелами Света, так и с ангелами тьмы, чтоб привлечь к
себе святую любовь и помощь первых, а от пагубного влияния
вторых как можно более уклониться.

Слово Ангел есть греческое, значит посланник. Это название
получили Ангелы от служения своего спасению рода человеческого,
для чего они употребляются Всеблагим Богом и что исполняют со
святою ревностию и любовию. Апостол Павел сказал: "Не вси ли
суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати
спасение?" (Евр. 1, 14).

Так, "послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский,
емуже имя Назарет" (Лк. 1, 26) к Пресвятой Деве Марии возвестить
Ей, что Она избирается в Матерь Слова Божия, приемлющего
человечество для искупления человечества. Так, Ангел Господень
ночью отверз двери темницы, в которую были заключены
завистливыми иудеями двенадцать апостолов, и, выведши их,
сказал: "Идите, и ставше глаголите в церкви люден, вся глаголы
жизни сея" (Деян. 5, 20), т. е. учения Христова, которое -
жизнь. В другой раз Ангел вывел из темницы апостола Петра,
ввергнутого туда нечестивым царем Иродом, убившим уже апостола
Иакова Зеведеева и хотевшего потешить богоубийственный народ
иудейский второю приятною для него казнью. Чудесно избавленный
из темницы Апостол, уверившись, что видит не видение, но самое
дело, сказал: "Ныне вем воистинну, яко посла Бог Ангела Своего,
и изъят мя из руки Иродовы и от всего чаяния людий Иудейских"
(Деян. 12, 11). Впрочем, не в одном содействии спасению рода
человеческого заключается служение Ангелов: но от этого служения
они получили название свое посреди человеков, и это название
дано им Святым Духом в Священном Писании.

Время сотворения Ангелов не означено определительно в Священном
Писании; но, по учению, общепринятому Святою Церковью,
сотворение Ангелов предшествовало сотворению вещественного мира
и человека (*1). Ангелы сотворены из ничего. Внезапно увидев
себя сотворенными в чудном изяществе и блаженстве, какую они
ощутили благодарность, благоговение и любовь к Творцу,
даровавшему им вместе бытие и духовное наслаждение! Их занятием
непрерывным соделалось созерцание и славословие Создателя. Сам
Господь сказал о них: "Егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя
гласом велиим вси Ангели Мои" (Иов. 38, 7). Этими словами
Священного Писания яснейшим образом доказывается, что Ангелы
сотворены прежде видимого нами мира и, присутствуя при его
сотворении, прославляли премудрость и силу Создателя. Они
созданы были, подобно видимому миру, Словом Божиим: "Тем, -
говорит святой апостол Павел, - создана быша всяческая, яже на
небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престола, аще
господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем
создашася" (*2).

Здесь Апостол под именем престолов, господствий, начал и властей
разумеет различные чиноначалия Ангелов. Таких чиноначалий Святая
Церковь признает три; каждое чиноначалие, или иерархия, состоит
из трех чинов. Первую иерархию составляют Серафимы, Херувимы и
Престолы; вторую - Господствия, Силы и Власти; третью - Начала,
Архангелы и Ангелы. Учение о этом разделении Ангелов изложено
святым Дионисием Ареопагитом, учеником святого апостола Павла,
который и в своих писаниях, как мы видели, называет некоторые
чины. Ближайшие к Престолу Божию суть шестокрылатые Серафимы,
как видел в видении своем святой Исаия пророк. "Видех, - говорит
он, - Господа седяща на престоле высоце и превознесение, и
исполнь дом славы Его. И Серафими стояху окрест Его, шесть крил
единому, и шесть крил другому: и двема убо покрываху лица своя,
двема же покрываху ноги своя, и двема летаху. И взываху друг ко
другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь вся
земля славы Его" (Ис. 6, 1, 2, 3). По Серафимах предстоят
Престолу Божию Богомудрые, многоочитые Херувимы, потом Престолы
и по порядку прочие Ангельские чины. Предстоят Ангелы Престолу
Божию с великим благоговейным страхом, который изливается в них
непостижимым величием Божества, не с тем страхом, который
ощущают кающиеся грешники и который отъемлется любовью, но со
страхом, пребывающим в века и составляющим один из даров Духа
Святого, - страхом, которым страшен Бог для всех окрестных Его.
От непрестанного созерцания безмерного величия Божия они
находятся в непрестанном блаженном исступлении и упоении и
выражают его непрестанным славословием. Они пламенеют любовью к
Богу и в самозабвении, при котором они существуют в Боге, а уже
не в себе, находят неисчерпаемое и бесконечное наслаждение.
Сообразно чинам своим они наделены дарованиями Святого Духа -
Духом мудрости и разума. Духом совета и крепости. Духом Страха
Божия. Это разнообразие духовных дарований и разные степени
совершенства отнюдь не производят в Святых Ангелах соревнования
или зависти: нет! У них одна воля, как сказал святой Арсений
Великий, и все они преисполнены в Боге благодатного утешения и
не чувствуют никакого недостатка. По этому благодатному единству
воли Святые Ангелы низших чинов с любовью и ревностью оказывают
повиновение Ангелам высших чинов, зная, что это повиновение -
повиновение воле Божией. "Ясно видим, - говорит святитель
Димитрий Ростовский, - в книге пророка Захарии, что в то время,
как Ангел беседовал с Пророком, другой Ангел вышел навстречу
этому Ангелу, повелевая ему идти к Пророку и возвестить
долженствующее совершиться с Иерусалимом. Также и в Данииловом
пророчестве читаем, что Ангел повелевает Ангелу истолковать
видение Пророку"(*3). "Что было причиною нашего падения и
умерщвления, - говорят святые Каллист и Игнатий, - между тем как
сначала мы не были сотворены таковыми? И что, напротив того,
соделалось причиною нашего обновления и бессмертия? - Находим
причиною первого, т. е. тления, своеверие, своечиние и
непокорность первого Адама, от которых последовало отвержение и
преступление Божественной заповеди; причиною же второго, т. е.
нетления - единохотение и повиновение Богу-Отцу Бога и Спаса
нашего Иисуса Христа, второго Адама, от коих соблюдение заповеди
Отца. "Аз, - говорит Спаситель, - от Себе не глаголах: но
пославый Мя Отец, Той Мне заповедь даде, что реку и что
возглаголю. И вем, яко заповедь Его живот вечный есть. Яже убо
Аз глаголю, якоже рече Мне Отец, тако глаголю" (Ин. 12, 49. 50).
Как в праотце и последовавших ему корень и мать всему печальному
было возношение: так в Новом Адаме, Богочеловеке Иисусе Христе,
и в желающих жительствовать по Нему, начало, источник и
основание всех благих есть смирение. Видим, что таково стояние и
чин соблюдает и превысшее нас священное чиноначалие всех
Боговидных Ангелов" (*4). Вообще все Ангелы называются иногда
Небесными Силами и Небесным Воинством. Вождь Небесного Воинства
есть Архистратиг Михаил, принадлежащий к семи духам, предстоящим
Богу. Эти семь Ангелов суть: Михаил, Гавриил, Рафаил, Салафиил,
Уриил, Иегудиил и Варахиил. Эти семь духов называются иногда
Ангелами, иногда Архангелами; Святой Димитрий Ростовский
причисляет их к чину Серафимов (*5).

Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии
сотворен человек (*6). Образ Божий, как и в человеке,
заключается в уме, от которого рождается, и в котором содержится
мысль, и от которого исходит дух, содействующий мысли и
оживляющий ее. Этот образ, подобно Первообразу, невидим, как он
невидим и в человеках. Он управляет всем существом в Ангеле так,
как и в человеке. Ангелы суть существа, ограниченные временем и
пространством, следовательно, имеющие свой наружный вид.
Безвидным может быть только ничто и бесконечное существо:
бесконечное существо потому безвидно, что, ни в каком
направлении не имея предела, не может иметь никакого очертания;
а ничто безвидно, как неимеющее никакого бытия и никаких
свойств. Напротив того, все существа ограниченные, самые великие
и самые малые, как бы ни были тонки, имеют свои пределы. Эти-то
пределы, или концы существа, составляют его очертание, а где
очертание - там непременно вид, хотя бы мы нашими грубыми очами
и не видели его. Мы не видим предела газов и большей части
испарений, но эти пределы непременно существуют, потому что газы
и пары не могут занимать беспредельного пространства, занимают
пространство определенное, соответственное своей упругости, т.
е. способности расширения и сжимания. Безвиден един Бог, как
существо бесконечное. По отношению к нам Ангелы называются
бесплотными и духами. Но мы, человеки, в нашем состоянии
падения, никак не можем быть приняты за основание для
составления правильных понятий о видимом и невидимом мире. Мы не
то, чем были сотворены; и опять обновляемые покаянием, мы
делаемся не теми, какими бываем в обыкновенном положении
страстном. Мерило мы непостоянное и неправильное. Но именно по
этому-то мерилу Ангелы называются бестелесными, невещественными,
духами. "Бестелесным и невещественным называется Ангел, -
говорит святой Иоанн Дамаскин, - по сравнению с нами. Ибо все в
сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и
вещественным. Одно только Божество, в точном смысле,
невещественно и бестелесно" (*7). Ангелы, как научает
преподобный Макарий Египетский Великий, суть тонкие тела и имеют
вид наружного человека (*8), т. е. все его члены. Такими
описывают их и все святые, сподобившиеся видеть Ангелов и
беседовать с ними. Святому Андрею, Христа ради юродивому, при
восхищении его на небо Ангел, руководивший его, два раза подал
руку (*9). Преподобная Феодора видела пришедших к ней в час
кончины двух Ангелов, в образе двух прекрасных юнош, видела их с
златовидными власами (*10). Священное Писание повсюду являвшихся
Ангелов изображает в виде человеческом. В виде мужей они явились
Аврааму у дуба Мамврийского (Быт. 1, 18 гл).; точно так же
явились Лоту в Содоме (Быт. 19, 1, 10. 16. 17). Когда содомляне
окружили дом Лота и хотели выбить двери, то "простерше мужие
руки,- говорит Писание, - вовлекоша Лота к себе в храмину и
двери храмины заключиша". Потом, когда Лот и семейство его
замедляли выходом из Содома, "взяша Ангели за руку его, и за
руку жену его, и за руки двух дщерей его... изведоша я вон".
Когда Моисей возвращался из земли Мадиамской в Египет для
освобождения израильтян из работы Фараону, встретил его на пути,
на стану, Ангел Господень и хотел убить его. Сепфора, жена
Моисеева, поняв, что причиною этого было необрезание сына ее,
немедленно совершила обряд и, припав к ногам Ангела, сказала:
"Ста кровь обрезания сына моего. И отъиде от него Ангел" (Исх.
4, 24. 25. 26). С мечом в руке явился Ангел, чтоб
воспрепятствовать лжепророку Валааму идти на совещание к Валаку,
врагу израильтян. Валаам ехал на осле; сопровождали его два
раба. Осел увидел Ангела, стоящего на пути, и обнаженный меч в
руке его - и совратился осел с дороги в поле. Валаам начал бить
осла жезлом своим и направлять на дорогу. Ангел переменил место
и стал между двумя виноградниками, ограды которых сходились
очень близко. Увидев Ангела Божия, осел прижался к ограде,
притиснул к ней ногу Валаама, а сей опять начал бить его. Ангел
снова переменил место и стал в такой узине, с которой невозможно
было своротить ни направо ни налево. Осел, увидев Ангела пред
собою, пал под Валаамом. Разгневанный лжепророк жестоко бил осла
и по мановению Божию уличен был ослом в жестокости своей. Отверз
Бог очи Валааму, и он увидел Ангела с обнаженным мечом в руке и
пал пред ним на лице свое (Числ. 22, 22-35). Иисус Навин, вождь
народа Израильского, введший его в землю обетованную, находясь
близ Иерихона, внезапно увидел пред собою стоящего человека, и
обнаженный меч его был в руке его. Иисус приступил к нему и
спросил: "Наш ли еси или от сопостат наших? Он же рече ему: Аз
Архистратиг силы Господни, ныне приидох семо" (Нав. 5, 13. 14).
Явившийся Ангел Гедеону был в образе человека с жезлом в руке, и
только по совершении Ангелом чуда, после которого Ангел сделался
невидим, Гедеон познал, что явившийся ему был Ангел (Суд. 6
гл.). В человеческом образе явился Ангел жене Маноя, матери
сильного Сампсона. Так поведала она мужу своему о бывшем ей
явлении: "Человек Божий прииде ко мне, и образ его яко образ
Ангела Божия, страшен зело. И вопрошах его, откуду еси? И имене
своего не поведа ми". Ангел явился во вторый раз жене; она
пригласила мужа своего. Пришел муж и спросил Ангела: "Ты ли еси
муж, глаголавый к жене моей?" Маной хотел предложить ему
трапезу, потому что не знал, - говорит Писание. - "яко Ангел
Господень той". Супруги познали его при принесении жертвы, когда
пламень жертвы восшел от алтаря даже до неба и Ангел вознесся от
них в этом пламени (Суд. 13 гл.). Святой пророк Даниил называет
явившегося ему Ангела Гавриила мужем (Дан. 9, 21). При другом
видении говорит Пророк: "И воздвигох очи мои и видех, и се муж
един облечен в ризу льняну, и чресла его препоясана златом
светлым. Тело его яко Фарсис, лице же его яко зрение молнии, очи
же его яко свещы огненны, и мышцы его и голени яко зрак меди
блещащияся, глас же словес его аки глас народа" (Дан. 10, 5. 6).
По объяснению святых отцов этот муж был тот же Ангел Гавриил
(*11). В день Воскресения Христова, рано утром пришли жены
мироносицы ко гробу и вошли в гроб, который состоял из пещеры,
высеченной в каменной горе, увидели там двух мужей в ризах
блистающих, по повествованию святого евангелиста Луки (Лк. 24,
4); Святой же евангелист Иоанн называет этих мужей Ангелами (Ин.
20, 12). Во время Вознесения Христова представшие Апостолам два
мужа в белых одеждах были, по мнению святого Иоанна Златоустого
и всей Церкви, святые Ангелы (Деян. 1, 10). Угодникам Божиим
Нового Завета Ангелы являлись всегда в виде человеческом. И
отчего святым Небесным Силам не иметь наружного образа
человеческого, когда Сам Бог Слово благоволил, вочеловечившись,
приять этот образ и, вознесши его на небо, посадил на
превыспреннем Престоле Божества одесную Отца на поклонение всем
святым Ангелам ?

Из вышеприведенных мест Священного Писания видна и причина, по
которой Ангелы сокрыты от взоров человеческих. Причина эта
заключается не столько в неспособности очей человеческих к
видению бесплотных, сколько в нашем падении. Писание прямо
говорит, что Бог отверз очи лжепророку Валааму, и он увидел
Ангела; по мановению Божию увидела его и ослица Валаамова. Враги
израильтян окружили некогда город, в котором жил великий пророк
Елисей. Его слуга вышел рано из дому и, увидев, что войско с
конницею и колесницами обступило город, пришел в страх и,
возвратясь к Пророку, сказал ему: "О господине, что сотворим? И
рече Елисей: не бойся, яко множае иже с нами, нежели с ними. И
помолися Елисей и рече: Господи, отверзи ныне очи отрока, да
узрит. И отверзе Господь очи его, и виде: и се гора исполнь
коней, и колесница огненна окрест Елисея" (4 Цар. 6, 15-17). По
слову святого Андрея отверзлись очи сребролюбца, и он увидел
Ангела тьмы. Словом сказать, тщательное исследование Священного
Писания, Отеческих Писаний и Деяний ясно доказывают нам, что
состояние падения соделало нас неспособными видеть Ангелов, что
тем из святых отцов, которые достигли высочайшего совершенства и
которые уже не могли быть обмануты Ангелами тьмы, был открыт мир
духов. Таковыми были Антоний Великий , Макарий Египетский и
Александрийский, Нифонт, епископ Кесарийский и другие величайшие
отцы, преимущественно достигшие крайней чистоты продолжительною
и тщательною монашескою жизнью. Некоторый старец пришел в келлию
Иоанна Колова и нашел его спящим, а Ангел веял над ним. Старец
увидел это и удалился. Иоанн, когда восстал от сна, спросил
ученика своего: Приходил ли сюда кто в то время как я спал? Он
отвечал, приходил такой-то старец. И уразумел Авва Иоанн, что
старец достиг его меры и видел Ангела(*12). Итак, достижение
высокой меры чистоты и святости признавал великий угодник Божий
причиною видения Ангела. Святой Макарий Великий научает, что
немногие христиане достигают того, чтоб видеть души и Ангелов
(*13), что, однако, не препятствует этим христианам быть
святыми: почему некоторые из святых однажды в жизни или весьма
редко сподоблялись видения Ангелов, а иные и в течение всей
жизни не сподоблялись видеть их, хотя ум их отчасти или вполне
отверзт был к разумению Писаний. По особенному же Промыслу Божию
видели Ангелов люди весьма обыкновенной жизни, и даже порочной,
как лжепророк Валаам. Весьма вероятно, что до падения Адам и Ева
находились в общении с Ангелами Света и беседовали с ними; это
общение с Ангелами возвратил человечеству Искупитель, и все
христиане, особливо благочестивой жизни, находятся в общении с
ними благими помыслами и ощущениями, а совершенно очищенные и
видят их. По смерти же и общем воскресении все христиане,
сподобившиеся блаженной вечности, вступают в ближайшее общение с
ними и видят их: потому что и человеки душами своими и
прославленными бессмертными телами будут подобны и равны Ангелам
по удостоверению Евангелия. Для видения Ангелов человеками нужно
изменение в человеках: изменение это, или превращение, отнюдь не
нужно для Ангелов. В будущем веке, по воскресении мертвых,

Размер файла: 51.93 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров