Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (15)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

СОЦИОЛОГИЯ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ.

ЛЕКЦИЯ 1.
Духовная жизнь как подсистема социума.
Генетическая связь духовной жизни с другими сферами жизни общества
имеет принципиальную для все цепочку деятельности.
Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности.
Духовные потребности - это нужда людей и общества в целом в создании
и освоении духовных ценностей (потребность в нравственном
совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в познании
окружающего мира и.т.д.)  Ради удовлетворения этих потребностей
совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль
духовного производства.
Первоначальные духовные потребности не существовали отдельно от
материальных, а само духовное производство было вплетено в материальное.
1. Как только возникло воспроизводство прибавочного продукта были
созданы условия для духовного производства. Это главное условие.
2. Удовлетворение одних потребностей породило лавинообразную цепь
рождения новых потребностей, духовное производство превратилось в
самостоятельную более значимую отрасль.
Таким образом, появление духовных потребностей  нельзя свести к
материальным, но духовные потребности всегда детерминированы
характером господствующего политического строя, его отношением к
гражданскому обществу, состоянием общественного сознания.
Духовные потребности еще определяют как состояние людей,
побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.
Само же это состояние включает в себя, например, фактор времени.  Каким
объемом времени обладает индивид для потребления духовных ценностей,
или для производства духовных ценностей.
Поэтому всегда существует опосредованыый характер  зависимости между
материальными и духовными ценностями в социуме.  Материальные
потребности предшествуют исторически духовным, но не определяют
последние, а выступают лишь в качестве условия, создающего возможность
их проявления, развития и потребления.  
Ради удовлетворения этих потребностей и осуществляется духовное
производство.  Оно очень многопланово и многофункционально, но при этом
цель духовного производства одна - воспроизводство общественного
сознания в его целостности.
Среди функций духовного производства выделяется прежде всего духовная
деятельность, направленная на совершенствование всех остальных сфер
жизни общества.( экономической, политической, социальной).  
Воплощается этот процесс в производстве идей.  Причем само производство
идей делится на производство прикладных идей (ежедневное
совершенствование) и производство фундаментальных идей ( идеи
способные взорвать  старую "технологию" или общественную жизнь в
целом).Например, идея общественного разделения властей в политико-
правовом сознании, идея мессианства в религиозном сознании, теория
относительности, теория нелинейности, синергетика.  Производство
фундаментальных идей относится к числу важнейших функций духовного
производства.  Однако процесс духовного производства нельзя считать
завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и
фундаментальные.  Аналогично как и в материальном производстве продукт
должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и
обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик.  
Можно говорить о производстве знания об этих идеях и распространение
или трасляция этого знания.  Эту функцию осуществлют социальные
институты, особенно образование и наука как социальный институт.
Еще одна функция духовного производства - производство  общественного
мнения.  Важно отметить, что любое распространение знания несет в себе
идеологический момент, поскольку носитель знания - учитель, преподаватель,
журналист - более приемлет те или иные политические взгляды, философскую
систему и.т.д.  То есть по Парсонсу любое социальное действие является
личностно окрашеным, поскольку совершается во взаимодействии четырех
подсистем: личностной, социальной, культурной и биологической.
Идеологический фактор обуславливает и духовное потребление.  Почему для
одной части общества характерно активное потребление духовных ценностей,
а для другой потребление пассивно?
Почему потребление одних духовных ценностей носит элитарный характер, а
других массовый?
Одним из первых и наглядных признаков считается язык.  Хотя каждый
конкретный социум и консолидируется единым языком, но индивиды внутри
него резко отличаются друг от друга словарным запасом с амплитудой
комебания до 12 тыс. слов у Шекспира по подсчетам исследователей, до 30
слов "Элочки-людоедки".
За словарным запасов всегда четко стоят социальные характеристики
индивида.
Во-первых, это выражается в конкретных механизмах социализации,
существующих как в данном конкретном социуме в целом, так и в конкретной
социальной группе.
Во вторых, это выражается в четкой принадлежности к той или иной
социальной группе и местом в социальной структуре, то есть статусом как
предписанным , так и приобретенным.
Чем выше образовательный и культурный уровень человека, тем шире его
познавательный мотив; потребление новых знаний становится более
активным.  При этом социальная принадлежность  отбирает то из
транслируемых духовных ценностей, что привлекательно с точки зрения
профессии, которой занимается человек, той системы духовных ценностей,
которая сложилась и санкционирована в его социальной группе.
Таким образом цепочка: духовные потребности - духовная деятельность -
духовное потребление создают  совокупный продукт духовного
производства - общественное сознание.     
Общественное сознание  отражает общественное бытие в разичных формах.  
Различные формы  общественного сознания отражают различные стороны
действительности, которые в социальной сфере  выражаются в социальных
институтах.
Моральное сознание, эстетическое сознание реализуется в культуре как
социальном институте, религиозное сознание  - в религии как социальном
институте, политическое  - в политика как социальном институте,
правосознание -в праве как социальном иституте, научное сознание в науке
как социальном институте и.т.д.
Таким образом, социальный институт - это организованная система
связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные
ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям
общества. (Фролов С.С.)
По Смелзеру, институтом называется совокупность ролей и статусов,
предназначенная для удовлетворения определенной социально
потребности.  Одной из важнейших черт института является его соответствие
"социальной потребности".  Одной из важнейших функций институтов
является стабилизация деятельности людей, путем сведения ее к более или
менее предказуемым образцам социальных ролей.  Социальные институты
появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной
жизни.  Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности
сообща и ищут разные способы.  В ходе общественной практики находят
приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые через повторение и
оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки.  Спустя
некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются
общественным мнением, принимаются и узакониваются.  На этой основе
разрабатывается система санкций.  Время от времени члены общества или
социальной группы могут собирать систематизировать и давать легальное
подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего
институты изменяются и развиваются.
Исходя из этого институционализация представляет собой процесс
определения и закрепленият социальных норм и правил, статусов и
ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в
направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.  То
есть  институционализация - это замена спонтанного и экспериментального
поведения на предсказуемое, которое ожидается моделируется, регулируется.   
Процесс  институционализации, т.е. образования социального института,
состоит из нескольких последовательных этапов:
1)  возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных
организованных действий;
2)  формирование общих целей;
3)  появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального
взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4)  появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5)  институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие,
практическое применение;
6)  установление системы санкций для поддержания норм и правил,
дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7)  создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения
членов института.
Кроме социальных институтов существуют и другие измерения социального,
которые не вписываются в втруктуру социальных общностей и социальных
институтов.   Эти измерения связны с качественными характеристиками
общественной жизни, которые пронизывают социальный организм.  Среди
таких качественных измерений для социологии имеет первоочередное
значение имеет культура.
Понятие культуры является черезвычайно широким, так как культурное
охватывает социальное во всех его формах и на протяжении  всей истории
человечества.
По теории немецкого ученого И. Нидермана, термин  "культура" как
самостоятельная  лексическая единица существует только с XVIII века.   Ранее
это понятие встречается только в словосочетаниях, обозначая функцию  чего-
либо (создание правил  поведения).  Издавна под культурой понимались
изменеия в окружающей стреде, которые осуществляются под влиянием
человека, в отличие от изменений, вызванных природными причинами.
С XVIII века термин культура начинает  употребляться по отношению к
людям и их творческой деятельности: он принял всеообщее значение и ним
стали нали называть все, что создано человеком.  При таком подходет
культуру можно рассматривать как созданную человеком  "вторую прир

Размер файла: 23.4 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров