Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Только жизнь в состоянии понять жизнь>

 Изо всех теоретиков, работавших на рубеже XIX-XX вв. и счи-
.тающихся ныне классиками буржуазной социологии, Георг Зим-
мель - самый непоследовательный и противоречивый. Его твор-
чество постоянно подвергается многочисленным, иногда взаимо-
исключающим друг друга интерпретациям. Оценки социологии
Зиммеля историками и теоретиками социологии колеблются от
полного отрицания ими ценности его идей до признания их этап-
ными, в значительной мере определившими содержание и на-
правление последующего социологического развития.
    Георг Зиммель родился 1 марта 1858 г. в Берлине. Окончив
классическую гимназию, он постудил в Берлинский университет,
где ,в числе его препода1вателей были историки Моммзен, Дрой-
зен и Трейчке, психологи Лацарус, Штейнталь и Бастиан, фи-
лософы Харм и Целлер. В 1881 г. он получил докторскую степень
по философии за диссертацию о Канте, через четыре года стал
приват-доцентом, а через 15 лет - экстраординарным, т. е. вне-
штатным, профессором и оставался в этой должности еще пол-
тора десятилетия, не получая никакого жалования, за исключе-
нием студенческих взносов за лекции. Лишь в 1914 г. о:н получил
штатную должность профессора в университете Страсбурга, где
он читал логику, историю философии, метафизику, этику, фило-
софию религии, философию искусства, социальную психологию,
социологию, а также специальные курсы по Канту, Шопенгауэру
и Дарвину. Умер Зиммель 26 сентября 1918 г.
   Три момента затрудняют адекватное понимание и оценку
творчества Зиммеля: его сложная идейная эволюция, широта и
разбросанность его интересов, скорее эссеистский, чем система-
тический стиль большинства его работ.
    Неокантианские идеи наложили глубокий
отпечаток на разработку Зиммелем категорий <формы> и <со^
держания> - основополагающих 'понятий его социологической

концепции.                                       ^
Зиммель испытал глубокое влияние идеи К. Маркса, идна из

фундаментальных его работ - <Философия денег> , пред-
ставляет собой попытку культурологической (в отличие от марк-
совой социологической) интерпретации понятия отчуждения, во
многом повторяющей критику Марксом капиталистического строя
и буржуазного образа жизни.

Последний же этап идейного развития Зиммеля характеризо-
вался нарастанием скептицизма и сближением с антирационали-
стическими и антинатуралистическими движениями, переходом на
позиции <философии жизни> .
    Однозначная оценка социологического творчества Зиммеля
затруднена также по причине многосторонности его интересов.
Зиммель был не только (и даже не в первую очередь) социоло-
гом и и влиятельным философом культуры, теоретиком искус-
ства, много писал по проблемам социальной психологии, этики,
политэкономии, социологии города, религии, пола и др. И в каж-
дой из этих областей он находил нечто, дополняющее и уточня-
ющее его социологическое видение.

Зиммель редко прибегал к систематизации своих идеи, так-что
его социологическая концепция оказалась как бы <рассыпанной>
по различным статьям, книгам, эссе, написанным аd hос и почти
всегда посвящённым важным, но частным проблемам. Эта пест-
рота и многообразие часто создавали представление об отсутст-
вии за ними сколько-нибудь связного целого. На самом же деле
все эти разнообразные проблемы и интересы объединяло харак-
терное и весьма оригинальное для своего времени представление
о предмете, методе и задачах социологической науки.
    %%Социология, писал Зиммель, должна конституироваться не тра-
диционным для социальных наук образом - посредством выбора
особенного, не <занятого> другими науками предмета, а как
метод: <Поскольку она исходит из того, что человека следует
трактовать как общественное существо и что общество является
носителем всех исторических событий, постольку она не находит
объекта, который не изучался бы уже какой-либо из обществен-
ных наук, но обнаруживает для всех их новый путь - метод нау-
ки, которая именно в силу ее применимости ко всей совокупности
проблем не является наукой, обладающей собственным содержа-
нием> .
В этом состоит оригинальный подход Зиммеля к пониманию социоло-
гии как науки. О. Конт в отличии считал , что социология должна
охватывать пространство не входящее в предметные области других
наук.
С точки зрения Зиммеля все предметы каждой из общественных
наук являются своеобразными, особенным образом оформленны-
ми "каналами", через которые "течёт" общественная жизнь -
"единственный носитель любой силы и любого смысла".
     Напротив, новое социологическое видение имеет своей
задачей выделение и схватывание закономерностей, не поддаю-
щихся анализу средствами каждой из этих наук.

Конечной целью социологического метода, практикуемого в
различных науках, считал Зиммель, является вычленение в их
совокупном предмете особенного ряда факторов, становящихся
собственным предметом социологии,-<чистых форм социации>
(Fоrmеn dеr Vеrgеsеllschаftung) . Социологический метод вы-
членяет, пишет Зиммель, <из явлений момент социаций ... как
грамматика отделяет чистые формы языка от Содержания, в ко-
тором живы эти формы> За выявлением чистых форм
социации должно было следовать их упорядочение и системати-
зация, психологическое обоснование и описание их в историче-
ском изменении и развитии.

Практику применения социологического метода в различных
общественных науках, т. е. выявление особого рода закономер-
ностей, в рамках их традиционного предмета, Зиммель называл
общей социологией, описание и систематизацию чистых форм
социации - чистой, или формальной, социологией. Чистая со-
циология должна была служить выработке ориентиров, позво-
ляющих исследователям в различных науках об обществе под-
ходить к своему предмету <социологично>, а значит-более
осознанно, чем раньше, ставить проблемы и искать их решения.
Чистая социология должна выполнять по отношению к прочим
общественным наукам методологическую функцию, становясь
<теорией познания частных социальных наук>.
Таким образом Зиммель видел в социологии универсальный инстру-
мент.
Система социального знания включала в себя также две фи-
лософские социологические дисциплины: социологическую тео-
рию познания, <охватывающую условия, предпосылки и основ-
ные понятия социологического исследования, которые в самом
исследовании не могут быть обнаружены>, социальную
<метафизику>, необходимость в которой возникает тогда, когда
<единичное исследование приводится к отношениям и целост-
ностям, ставится в связь с вопросами и понятиями, не рождаю-
щимися и не существующими внутри опыта и непосредственного
предметного знания>
Таким образом, складывалась целостная трехступенчатая (об-
щая - формальная философская социология) концепция соци-
ального знания.

Намеченная Зиммелем программа оказалась для своего вре-
мени весьма прогрессивной. Период ее возникновения был перио-
дом ускоренной институционализации и профессионализации со-
циологии. В это время вопрос о выяснении собственной предмет-
ной области социологии был особенно актуальным.
Существовали два основных подхода к решению этого вопроса.
Согласно первому из них все социальное сводится исключительно
к индивидам, их свойствам и переживаниям, так что <общество>
оказывается абстракцией, неизбежной с точки зрения практики,
полезной для предварительного ознакомления с явлением, но не
представляющей собой реального предмета. Если индивиды и их
переживания могут быть исследованы естественными и истори-
ческими науками, то для особой, отдельной науки - социоло-
гии - не остается своей области. Самым ярким представителем
этого подхода был Дильтей.
<Если с точки зрения такой критики,-писал Зиммель,-об-
щества, так сказать, слишком мало, то с другой - его слишком
много, чтобы ограничить его изучение одной наукой>.
С этой другой точки зрения, всё, что происходит с людьми, проис-
ходит в обществе, обусловлено обществом и является его частью.
Поэтому нет науки о человеческом, которая не была бы наукой
об обществе. На таких позициях стоял, в частности, Теннис, объ-
единявший в рамках <общей социологии> право и филологию,
политологию и искусствознание, психологию, теологию и даже
антропологию. В этом случае, говорил Зиммель, <совокупность
наук ставится на голову и к ней приклеивается новая этикетка:
социология>.
   Согласно Зиммелю, его собственная концепция давала воз-
можность строго определить оба рода междисциплинарных гра-
ниц: во-первых, она гарантировала четкость отделения социоло-
гии как учения о чистых формах социации от прочих обществен-
ных наук; во-вторых, она позволяла провести границу между
науками об обществе (в которых оказывалось возможным при-
менение социологического метода) и науками о природе. Тем
самым она одновременно обеспечивала единство социологии как
науки и единство общественных наук.
2.  Понятие формы и теоно связанное с ним понятие содержания -
важнейшие понятия зиммелевской чистой, или формальной, со-
циологии.
В одной из своих сравнительно ранних работ - <Проблемы
философии истории> Зиммель истолковал историю общест-
ва как историю психических явлений. При этом каждое психи-
ческое явление рассматривалось им в двух аспектах: с одной
стороны, как психический акт, представляющий собой, например,
желание, припоминание, утверждение, с другой-как то, что в
каждом из подобных актов желается, вспоминается, утверждает-
ся и т.д. Если мы изолируем этот последний аспект психического
акта, то получим, писал Зиммель, объективное содержание соз-
нания, которое никоим образом не является психологическим.
Это содержание - то, что в философии жиз-
ни понималось как "переживание" (Erlebnis), - и есть, по Зим-
мелю, <материя>, <тело> социального.
В свою очередь форму лучше всего определить по задачам,
которые она выполняет. По Зиммелю, задачи эти следующие:
1. форма соотносит друг с другом несколько содержаний таким
образом, что содержания эти образуют единство; 2. обретая
форму, эти содержания отделяются от других содержаний;
3. форма структурирует содержания, которые она взаимно соот-
    носит друг с другом. <То, что мы называем формой, - писал
Зиммель, - с точки зрения исполняемых ею функций есть уни-
фикация материала: она преодолевает изолированность частей,
его составляющих. Целостность как единство этих частей ... про-
тивостоит всякому другому материалу, не обладающему формой
или оформленному иначе>.
Применительно к социологии противопоставление формы и со-
держания следовало, таким образом, понимать как противопо-
ставление <материи> социального взаимодействия - культурно-
исторически обусловленных продуктов человеческого духа, целей,
стремлений, потребностей индивидов - и наиболее часто повто-
ряющихся, характерных для всех и всяческих культурно-истори-
ческих событий и явлений структур взаимодействия.

Задача формальной социологии, следовательно, не в том,
чтобы разделить целостные социальные образования на две час-
ти, а в том, чтобы, говоря современным языком, тематизировать
общество как межчеловеческое, межиндивидуальное явление.
Зиммель отнюдь не стремился (в чем его, кстати, часто упрекали)
к составлению исчерпывающего <каталога> человеческих взаи-
мосвязей. Наоборот, считал он, чистые формальные понятия
имеют ограниченную ценность, и проект формальной социологии
лишь тогда будет реализован адекватно, когда выявление чистых
форм социации будет сопровождаться выяснением того, <что
значат они как чистые формы поведения, при каких обстоятель-
ствах они возникли, как развивались, какие изменения претер-
певали благодаря особенностям <их объектов, благодаря каким
одновременно формальным и материальным характеристикам
общества они возникли и сошли Другими словами ,
каждая форма социации, будучи отождествлена, должна
была стать объектом исторического содержательного описания.
   Зиммель не оставил общей классификации социальных форм.
Он, однако, сделал предметом своих исследований ряд аспектов
и сторон социальной жизни, выделенных им как формы из ее
<живой> реальности: господство, подчинение, соперничество,
разделение труда, образование партий и т. д. Все эти формы,
полагал Зиммель, воспроизводятся, наполняясь соответствующим
содержанием, в различного рода группах и социальных органи-
зациях, в свою очередь могущих трактоваться как формы: в го-
сударстве и религиозном сообществе, в группе заговорщиков и
экономическом объединении, в семье и художественной школе
и т. п. Образцы исследования этих и других подобных форм Зим-
мель дал в очерках, составивших его книгу <Социология>.

Позднее некоторые исследователи пытались систематизировать
выделенные Зиммелем формы. Так, Т. Абель указывал на нали-
чие семи типов таких форм: описания сложных ситуаций (тяжба,
рабство, обмен), норм (закон, обычай, мораль, честь), социаль-
ных типов (<чужак>, бедняк, учитель, простолюдин), групп
(семья, тайное общество, политическая партия), элементов и

Размер файла: 32.06 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров