Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Экологическое право

1. предмет, Метод и система экологического права.
1. Предметом экологического права являются экологические отношения, которые складываются (образуются) между гражданами, гражданами  и организациями, учреждениями предприятиями по поводу принадлежности, использования, восстановления объектов природы,
а также охраны окружающей природной среды, с целью удовлетворения экологических и иных интересов.  Предпосылкой возникнвения этих отношиений является постоянное взаимодейтвие между обществом и природой.
 В-первые термин Экология был введен немецким биологом Геккелем в 1886-ом году, который определил экологию как учение об условиях существования живых организмов во взаимодействии со средой, в которой они находятся. Постепенно понятие получило широкую
 трактовку ии возникло много разновидностей, в зависимости от сферы применения: Геоэкология, антропоэкология, социальная экология и тд. Между тем все разновидности имеют единую целостность, что объясняется двумя причинами: 1. Ко всем видам экологии в
 той или иной степени имеет отношение человек. 2. Все природные явления в целом составляют единую экологическую систему и ее компоненты находятся в постоянном взаимодействии. Исходя из того что существует единая экосистема следует признать существова
ние единых экологических отношений со своей единой правовой формой - экологическим правом. В юр. литературе выделяют 2 основных основания классификации экоотношений: 1. По природным объектам: земля, вода, лес, животный мир и тд. 2. По основным сферам
 деятельности человека. Здесь как минимум 4 вида отношений: 1. это отношения, которые возникают по поводу принадлежности экообъектов тому или иному субъекту. Каждый природный объект может быть закреплен как на праве собственности, так и на праве поль
зования за определенным субъектом. Всвязи с проведением экономических реформ появились различные формы собственности, в том числе и на природные объекты. 2. По использованию природных объектов. 3. По востановлению природных объектво, при чем оно може
т происходить как естественным, так и искусственным путем. 4. ОТношения по охране в сфере экологии. Охранительные отношения по своему содержанию относятся к сложным отношениям, которые содержат отношения экологического, организационного и правового х
арактера. Эти отношения регулируются отдельным законом "Об охране окружающей среды" 1991. из всего сказанного выше следует|, что экологические правоотношения являются едиными сложными по своему составу и содержат в себе несколько разновидностей эколо
гических отношений, которые тесно связаны между
собой.
Сходство экоотношений с гражданскоправовыми: 1.  По формам собственности. 2. По субъектам. 3. По сделкам, которые осуществляются с имущественными и природными объектами. главной отличительной чертой этих отношений выступает экологический фактор, кото
рый ппроявляется в различных аспектах: 1. Экоотношения существуют лишь в период естественного развития объектов без отрыва их от единой природной среды. 2. Экологические отношения развиваются по законам природы и на них воздействуют эти законы, по эт
омуу воздействие людей и права в их отношении является ограниченным. 3. Субъекты экоотношений обязаны соблюдать нормативы, лемиты при использовании природных объектов, а также заниматься восстановлением этих объектов. 4. В экологических отношениях пр
авовой режим содержит значительное количество императивных предписаний, исполнение которых является бязательным. Например: природный объект должен быть использован строго по целевому назначению.
Что касается сходства и различия между экоотношениями иадминистративными, то В административных отношениях присутствует властный характер, в экологических стороны иногда находятся в равенстве.
 
  2. Понятие экологического права.
Экологическое право выступает юридичсеской формой экоотношений. Необходимо отличать экологическое право от экологического законодательства. Экоправо как отрасль права регулирует однородные экоотношения, что же касается экозаконодательства, как правил
о, разнородные общественные отношения: определенные управленческие, финансовые (Внесение платежей за пользование природными объектами) и тд. Понятие экологического права является дискусионым вопросом. Существуют различные точки зрения по этому поводу
, из их анализа можно вывести две основные концепции: 1. Экологическое право - это комплексная отрасль права, которая включает в себя определенные отрасли. Этой точки зрения придерживается Яковлев, Андрейцев, белорусские ученые балашенко,бохарев и тд
. 2. Экологическое право - это самостоятельная отрасль права( (Попов [Зав. кафедрой], Вовк и тд.)
 С учетос всего сказанного сделаем вывод:
_Экологическое право -  это самостоятельная отрасль права, которая представляеет собой совокупность правовых норм, регулирующих экоотношения, которые складываются по поводу принадлежности, использования воспроизводства природных объектов, охраны окр.
 природной среды, с цельх реализации интересов соответствухщих субъектов, а также обеспечения нормального экологического состояния в государстве и отдельных его регионах.
 
3. Метод правового регулирования экоотношений.
 
 Под методом, как обычно, приято понимать совокупность приемов и способов, с помощщью которых право воздействует на общественные отношения через поведение конкретных субъеков этих отношений.
Нам известно 3 меда: Гражданско-правовой: административно-правовой и уголовно-правовой.
 
Что же касается экологического права, то как такового своего метода здесь нет, хотя в юр. литературе иногда указывают экологический метод. На кафедре академии придерживаются мнения, что метдомо регулирования экоотношений яавляется смешаныйт метод, ко
торый включает в себя гражданско-и-административно-правовой метод.
Это обусловлено самим содержанием экологического права. Для Гражданско-правового Метода характерно равенство субъектов, возможность судебной защиты, установление отношений по взаимному согласию сторон. Для административного характерно Неравенство сто
рон, возможность воздействия одной стороны на другую, т.е. существует определенная зависимость и подчиненность. Приминительно к экологическому праву гражданско-правовой метод используется в регулировании отношений права собственности на природные объ
екты, договорных отношений, отношений смежных природопользователей, отношений по совместному использованию природных объектов и тд. В условиях развития Рыночной экономики этот метод постепенно вытесняет административно-правовой.
Мжеду тем, административный существует и будет существовать в регулирвании экоотношений, что естественно и дураку понятно.
Нучно обоснованная деятельность гос. оганов просто необходима, что в первую очередь касается охранительных отношений, восстановления природных ресурсов. Государство устанавливает определенные лимиты, нормативы в использовании природных ресурсов, с це
лью обеспечить право граждан на безопасную окр. среду, закрепленное в конституции.
 Под методом правового регулирования экологических отношений следует понимать закрепленную в экологическом законодательстве совокупность административно-правовых и гражданско-правовых способов и приемов воздействия на поведение участников конкретных
отношений.
Экологическое право - ЭП как самостоятельная отрасль права имеет своеобразный смешаный метод экоотношений.
    Тема:
    Объект и субъекты
экологического права.
 Объектом экологического права являются природные блага, по поводу которых возникают общественные отношения.
Однако не все природные блага могут быть объектами ЭП. На некоторые природныее явления человек не может оказать воздействия, т.е. не могут возникнуть общественные отношения. К таким отношениям относятся:
Приливы и отливы, грозовые явления, извержения вулканов и тп.
Природные блага,т.е. объекты ЭП имеют определенную классификацию, например: 1. Диференцированные объекты ЭП: земля, недра, воды, животный мир, лесная растительность и атмосферный воздух.
2. Интеграционные: Окружающая природная среда, жизнь и здоровье человека от опасного экологического воздействия. Это
3. Комплексные экологические Объекты: Объекты и територии природозаповедного фонда Украины; лечебные и рекриационные зоны; Исключиельная морская экономическая зона и континентальный шельф; Територии, которые подверглись экологической катастрофе.
(Эта классификация дана по учебнику Андрейцева).
 Диференцированные объекты:
1. Земля относиттся к одним из основных объектов ЭП. В законодательстве понятие земли не дается, а в литературе существуют различные точки зрения по этому поводу, например: 1. Земля - это совокупность всех природных богатств, т.е. земля рассматривает
ся как планета.
2. Это поверхностный почвенный грунтовый шар земли, который выполняет экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции. Примерно таким образом экологическое законодательство землю и рассматривает.
В свою очередь земля имеет определенную классификацию. Выделяют такие категории земель из целевого использования участков: 1. земли сельскохозяйственного назначения. 2. земли населенных пунктов. 3. Земли промышленности, транспорта.
4. Рекреционного назначения, историко-культурного и тд.
5. Земли водного фонда.
6. земли лесного фонда.
7. Знемли запаса.
_2. Недра являются самостоятельным объектом природы. В ст1 кодекса о недрах дано понятие недр.
 
Тут пропущен из-за касеты кусочек.
 
К водному фонду Украины относятся следующие водные объекты (СТ3 ВК):
1. Поверхностные водные объекты: А) Естественные водоемы (озера). Б) искусственные водоемы (пруды, водохранилища). В) Водотоки: реки и ручьи.
2. Подземные воды.
3. Териториальные и внутренние моря.\.
Реки делятся на большие, средние ималые по площади водосбора.
 
   4. Леса.
Леса также яввляются частью единой экосистемы, имеют большое экологическое и экономическое значение. В лесном кодексе дается понятие леа:
Лес - это совокупность земли, растительности, в которой преобладают деревья и кустарники, животные, микроорганизмы и иные природные компоненты, которые находятся в постоянном взаимодействии и оказывают воздействие друг на друга.
Леса делятся на две группы: 1. Те леса, которые преимущественно выполняют экофункции: санитарные, водоохранные, защитные и тд.
2. Леса, которые на ряду с экологическими выполняют экономическую. Леса этой группы предоставляются для заготовки древесины.
     5. Атмосферный воздух.
 Атмосферный воздух является жизненн важным компонентом окр. природной среды (Но это в том случае если никто-то только иначе дышать не научится, а похоже скоро придется).
Атмосферный воздух - это совокупность различных газов, которые создают внешнюю оболочку земли. Атмосферовоздушные отношения регулируются законом Украины об охране атмосферного воздуха. В ст13 конституции указывается, что атмосферный воздух является с
обственностью народа Украины (хоть Абсурд полнейший, но зато как звучит! А что если взяли бы и ввели налог на воздух?).
   Субъекты ЭП.
К субъектам ЭП относятся: 1. Индивидуальные субъекты - граждане Украины, которые могут получать природные объекты как в собственность, так и в пользование.
2. Коллективные субъекты - это всевозможные государственные, общественные, комерческие предприятия учреждения организации.
3. Частные предприятия.
4. Государство, которое выступает субъектом ЭП по средством представительных органов.
5. иностранные граждане и лица без гражданства.
6. Иностранные юр. лица.
    Система ЭП.
Под системой ЭП понимают размещение в определенной логической последовательности его структурных подразделений.Эта подследовательнсотьуобусловлена содержанием экоотношений.
ЭП можно рассматривать в 50х аспектах: Наука, отрасль законодательства, трасль права, научная дисциплина.
Вышеданне понятие системы относится к ЭП как отрасли. ЭП как отрасль состоит из общей и особенной частей. В общей части находятся нормы права, которые регулируют общие для всех видов экоотношений вопросы.: 1. Общая характеристика экоотношений и ЭП. 2
. Право собственности на природные ресурсы. 3. Управление в области охраы окр. природной среды и использования природных ресурсов. 4. Общие вопросы природопользования. 5. Вопросы охраны окр. природной среды, в том числе и ответственность. 6. Источник
и ЭП. 7. Права и обязанности граждан. 8. Экологическая безопасность.
В особенной части сосредоточены правовые нормы, которые регулируют отдельные виды экоотношений с учетом их специфики: 1. Право землепользования. 2. Право водопользования. 3. пользование животным миром. 4. пользование недрами. 5. Лесопользование и тд.
Кроме того в особенной части закреплены международные формы сотрудничества в области экологии.
Экологическое законодательство является более широким, по савнению в экологическим правом.
Как учебная дисциплина ЭП совпадает с отраслевой системой.
 Экологоправовая наука представляет собой систему научных взглядов, положений, понятий
и знаний правового регулирования экоотношений.
Основная цель экологоправовой науки в совершенствовании экологическоо законодательства и ЭП, как учебной дисциплины.
 
    ПРинципы Эклогического права.
 ПРинципы экологического права - это выраженные в его нормах основополагающие направления, положения, всоответсвии с которыми осуществляется регулирование экоотношений. Правовые принципы могут быть непосредственно закреплены в законодательстве, а так
же могут вытекать из его содержания. основным принципом Эп является принцип гармоничного взаимодействия общества и природы. Данный принцип закреплен в законодательстве, а именно в законе об охране ОПС. Все иные принципы вытекают из этого. В ст3 закон
а перечислены основные принципы охраны ОПС: 1. Приоритетность требований экологической безопасности. 2. Обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лемитов использования природных ресурсов.
3. Гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей.
4. Обязательность экологияческой экспертизы. 5. Упреждающий характер мероприятий по охране ОПС.
6. Сочетание мер стимулирования и ответственности в деле охраны ОПС.
Принципы использования природных ресурсов:
1. Принцип строго целевого использования природных объектов.
2. Принцип рационального и эфективного использования природных объектов. 3. Принцип правового обеспечения стабильного, долговременного пользования природных объектов.
Подотраслям Эп присущи все эти принципы, но с учетом специфики регулирования экоотношений той или иной отрасли, у каждой есть свои. В частности из сожержания земельного законодательства вытекает принцип приоритета использования земель сельскохозяйств
енного назаначений строго по целевому назначению. В водной подотрасли принцип использования вод в первую очередь для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения.
 
 Источники Экологического права.
 1. Понятие источников ЭП и их классификация. Источниками ЭП являются принятые соответствующими гос. органами нормативноправовые акты, которые содержат нормы права, с помощью которых регулируются экоотношения.
Основные критерии деления источников ЭП:
1. По юридической силе: законы и подзаконные Нормативные акты. Естественно законы занимают в этой системе главенствующее место. Верховенство законов проявляется в: 1. Все иные правовые акты должны вытекать из законов и не противоречить им.
2. Законы принимаются высшим законодательным органом, как правило. 3. Никто не имеет права изменить или отменить закон, кроме органа, который его принял.  к законам приравниваются дикреты кабмина, например сейчас действует декрет от 26-12-92 "О прива
тизации земельных участков".
 2-й критерий по предмету регулирования:
общие и специальные.
Общие нормативные актвы - это те акты, которые регулируют различные общественные отношения, в том числе и экологические, например: закон о коллективном сельскохозяйственном предприятии, о фермерском хозяйчтве и тд.
Специальные акты регулируют экологические отношения исключительно: ЗК, ВК,ЛК и тд.
 3. По направленности правового регулирования:
материальные и процессуальные.
4. По характеру нормативноправовых актов:
кодифицированнные и неявляющиеся таковыми.
Наличие кодифицированных актов характерно для поресурсового экозакогодательства: ЗК, ВК, К-О-Н, ЛК.
 5. По степени значимости в регулировании экоотношений: основные и вспомогательные.
Система источников: ВРУ принимает законы, постановления, например: постановление о земельной реформе, положение о красной книге и тд.;.
Президент -указы и распоряжения;
КМУ - постановления, распоряжения, декреты;
ПМинистерства и ведомства - приказы, инструкции, методики, таксы и тд.;
локальные, т.е. акты местных органов.
 
  2. Законы, как источники ЭП.
Законы являюься основными источниками ЭП,
Естественно на первом месте выступает конституция, которая регулирует:
1. Вопросы собственности на природные ресурсы, в частности в ст12 указывается, что земля, ее недра, атмосферный воздух и тд. являются собственностью народа Украины.
2. Экологические права граждан: а) право на безопасную окр. среду. Б) на получение информации. В) На возмещение ущерба. Г) На получение в пользование и соственность природных ресурсов. Е) Право на судебную защиту.
3. Обязанности граждан СТ66: обязанность не наносить ущерб природе и возместить убытки, если они причинены.
4. Обязанности государства (СТ16): "Государство обеспечивает экологическую безопасность, поддерржание экологического равновесия на територии украины", а также гарантирует преодоление последствий чернобыльской катастрофы и сбережение генофонда украинс
кого народа.
5. Закрепляет определенные правомочия соответствующих субъектов (органов гос. власти) в области регулирования экоотношений: ВРУ, КМУ, президента (ст 102, 106, 116, 119, 92).
Очень важным является закон "Об охране окружающей природной среды", который регулирует охранительные экоотношения, а также там есть определенные нормы, которые касаются использования природных ресурсов и их восстановления: нормативы и  лимиты.
очень важными законами являются кодифицированные нормативноправовые акты, о которых мы уже писали выше. Это интегрирующие НП-акты, которые регулируют экоотношения в совокупности.
Кодексы имеют определенное сходство между собой, Например: в структуре. Различия их определяются спецификой регулируемого тем илииным кодексом объекта. Однако кодексам присущи и мнгие недостатки, во-первых: в кодексах много отсылочных норм, Во-вторых
: в указанных нп-актах много нечетких, безадресных формлировок и положений, в-третьтьих: некоторые положения здесь просто не работают так как нет соответствующего механизма реализации, в-четвертых: отдельные нормы не соответствуют требованиям регулир
ования экоотношений в современных условиях.. Еще одним основным законом является закон Украины о природнозаповедном фонде, где указываются територии и объекты природнозаповедного фонда, даются понятия каждого из них, казывается порядок организации и
создания, классификация этих объектах.
 
 3. Подзаконные Нормативные акты.
Поскольку об этих актах много писала выше, расписывая систему источнико, то в данном подпункте несколько примеров:
26-07-96 кму утвердил порядок осуществления гос. монитоинга вод, всоответствии со ст21 ВК.
Акты министерств и ведомств подлежат гос. регистрации в минюсте Украины.
В большинстве своем подзаконные акты экологического права исходят от министерстваэкологии и природных  ресурсов, укоторое, например, ежегодно утверждает лимиты.
Судебные органы издают постановления, которые хоть и не являются источниками эп, однако являются обязатеьными для соответствующих судебных органов, например: постановление верховного суда н13 от 25-12-96 "О практике применения судами земельного закон
одательства при рассмотрении гражданских дел",
 
 Тема: Экологические права и обязанности
граждан.
 1. Понятие экологических прав и их виды.
Экологические права граждан - это закрепленные законом и гарантированные системой права возможности в сфере охраны окр. природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологтической безопасности.
Впервые об экологческих правах указано в законе об охране ОПс во втором разделе.
Всоответствии со ст9 закона каждый гражданин имеет право: 1. на безопасную для его жизни и здоровья окружающую природную среду.
2. право на участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окр. природной среды.
3. на участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране ОПС, а также рациональному комплексному использованию природных ресурсов.
4. На осуществление общего и специального использования природных ресурсов.
5. На объединение в общественные природоохранные формирования.
6. Конституционное право на получение в установленном порядке полной и достоверной информации о состоянии ОПС.
7. имеет право на получение экологического образования.
8. На участие в проведении общественной экологической экспертизы.
9. Право граждан на предъявление в суд исков юридическим и физическим лицам о возмещении причиненного их здоровью и имуществу вследствие отрицательного воздействия на ОПС.
перечень прав не является исчерпывающим.
Из анализа перечисленных прав можно сделать несколько основных выводов:
1. Экологческие права граждан преимущественно носят неимущественный характер, т.е. направлены на удовлетворение эстетических, оздоровительных, рекреационных и тд.
2. Экологические права граждан являются абсолютными субъективными правами, т.е. в законодательстве на соответствующие органы возложены определенные обязанности по исполнению данных прав.
3.и право на безопасную для жизни и здоровья ОПС является основным общечеловеческим фундаментальным правом и все иные права связаны с его реализацией, направлены на его обеспечение и защиту.    2. Право граждан на безопасную для жизни и здоровья ОПС.
В международных актах закреплено право на жизнь в гармонии с природой, а в странах СНг на Благоприятную для жизни и здоровья ОПС.Благоприятная ОПС - это такая среда, которая позитивно воздействует  на состояние  здоровья людей.
Безопасая для жизни и здоровья ОПС - это такая среда, которая не воздействует негативно на состояние здоровья людей, не привышает установленных в законодательстве нормативов экологической безопасности (Самое большое лицемерие, которое можно терпеть!)
.
Нормативы экологической безопасности закреплены в различных законодательных актах. В Законе об охране ОПС, в ст33 закреплена система нормативов, которая включает в себя следующие нормативы экологической безопасности:
 1. предельнодопустимые концентрации загрязняющих веществ в ОПС - ПДА.
2. Предельнодопустимый уровень акустического, электромагнитного, радиационого и другого вредного воздействия на ОПС.
3. Предельнодопустимое содержание вредных веществ в продуктах питания.
Кроме того в эту систему входят помимо чисто экологических нормативов: предельнодопустимые выбросы
и сбросы в ОПС загрязняющих химических веществ, уровень вредного воздействия физических и экологических факторов.Эти нормативы разрабатываются министерством экологии и природных ресурсов Украины, а также могут вводится министерством здравоохранения.
 
   3. Право на получение экологической информации.
Это право гарантируется конституцией, эклогическая информация ни кем не может быть засекречена. Это право закреплено в законе об охране ОПС, а также в иных законах,в часности в таких как: закон об использовании ядерной энергии и радиационной безопасн
ости, б обращении с радиоактивными отходами, об экологической экспертизе и тд.
Эт право также является абсолютным субъективным правом, на определенные органы возложена обязаность предоставления такой информации. в законе об информации указано, что получение экологической информации
является одним из основных направлений информационной деятельности. При чем эту информацию имеют право получать не только граждане, но и общественные объединения. Она может содержаться в статистических данны, в научной, энциклопедической литературе и
 тд. Мжет распространяться через различные средства массовой информации.
Эколоическую информацию обязано доводить до населения министерство экологии и природных ресурсов и его органы на местах. Кроме того на это министерство возложена обязанность ежегодно готовить и предоставлять в ВРУ национальный доклад о состоянии окру
жающей природной среды.
Порядок получения информации:
гражданин должен обратиться с письменным запросом в соответствующие гос. органы.
2. Орган, получивший данный запрос, должен изучить его в течение 10 дней и на протяжение данного срока в адрес лица должно быть доведено подлежит ли его запрос удовлетворению или нет.
В случае удовлетворения данного запроса информация предоставляется в течение одного месяца.
Закрепляются определенные требования к оформлению отказа, в частности должно быть указано должностное лицо дающее отказ, дата подписания документа, нотивированное обоснование отказа. Гражданин, получивший отказ, имеет право обжаловать действия должно
стных лиц в суде.
Кроме того в иных нп-актах, которые повторяют эти положения.
     4. Право граждан на возмещение ущерба.
 Данное право закреплено не только в указанном законе, но и в иных законах, а также в гк Украины.
Ущерб может выражаться в полной или частичной утрате здоровья. По этому компенсации подлежат затраты на лечение, на преобретение медикаментов, на усиленное питание, необходимость протезирования, посторонний присмотр (уход).
Кроме того также подлежит возмещению моральный ущерб. Размер морального ущерба зависит от страданий потерпевшего, но должен бытьтне менн 5 необлагаемых минимумов доходов граждан.
Существует принцип полного возмещения ущерба.
Ущерб может быть причинен не только здоровью, но и его имуществу, который также подлежит возмещению в полном объеме.
 
  5. Обязанности граждан.
Также закреплены в законе об охране ОПС.
Граждане обязаны: 1. Беречь природу, охранять и рационально использовать ее богатства.
2. Осуществлять деятельность с соблюдением требований экологической безопасноти, дркгих экологических нормативв и лимитов использования природных ресурсов.
3. не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов.
4. Вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения.
5. Обязанность компенсировать ущерб, причиненный загрязнением или иным отрицательным воздействием на ОПС.
Более конкретные обязанностизакреплены в конкретных кодексах, с учетом специфики объектов.
 
   Тема: Правовое обеспечение
    экологической безопасности.
В юридической литературе нет единого подхода к определению понятия экобезопасности.
В законе об охране ОПС, в ст50 дается такое понятие:
Экологическая безопасность - это такое состояние ОПС, при котором обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для здоровья людей.
Экологическая безопасность является разновидностью нац. безопасности.
Существует понятие экобезопасности в международном праве.
Экологическая безопасность представляет собой систему правовых норм и способов, с помощью которых регулируются экологоправовые отношения, а также создаются необходимые условия для реализации субъективного права граждан на безопасную для жизни и здоро
вья окружающую природную среду.
ОПС считается безопасной если ее состояние соответствует установленным в законодательстве критериям, стандартам, нормативам и тд.
Экологическую безопасность можно рассматривать в двух аспектах: 1. как субъективную категорию, т.е. с позиции реализации права граждан на безопасную ОПС.
2. Как объективную категорию, т.е. систему нормативноправовых норм, как систему законодательства, с помощью которых осуществляется экологически безопасная среда. Составными частями экологической безопасности являются: 1. Радиационная безопасность.
2. Ядерная.
3. техническая.
4. пожарная. 5. химическая и тд.
Объекты экобезопасности:
1. Окружающая природная среда.
2. Граждане, т.е. их жизнь и здоровье.
Субъектами данных правоотношений являются: государство, юридические лица и физические.
     2. Виды экологической безопасности:
1. по териториальному принципу: 1. глобальная (международная).
2. национальная (государственная).
3. региональная. 4. местная. 5. объектовая.
2. По способам опасности:
техногенно-экологическая, радио-экологическая, социально-экологическая, природная,экономико-экологическая.
3. По объектам охраны:
общая экобезопасность ОПС; личная безопасность граждан.
4. В зависимости от причин нарушения экобезопасности: 1. Вследствие воздействия на объект человеческой деятельнсоти.
2. Под влиянием самих природных процессов. 5. Исходя из масштабов  вредного воздействия:
внешняя и внутренняя.
   3. Правовая основа обеспечения экологической безопасности.
 К числу основных направлений обеспечения экологической безопасности относятся: 1. Определение основ экологической безопасности. 2. Борьба с загрязнением окр. природной среды.
3. создание экологически чистых технологий.
4. борьба с радиоактивным загрязнением.
5. Рациональное использование природных ресурсов. Правовые основам отражены в след. нп-акты: конституция (ст16), закон об охране ОПС, где закреплены общие положения обеспечения экологической безопасности. Принципы экологической безопасности: Принцип
правового обеспечения; принцип приоритета требований экологической безопасности; обязательное соблюдение экологических нормативов, стандартов и тд.; гарантированность экологически безопасной среды для жизни и здоровья граждан. В законе имеется отдель
ный раздел, который закрепляет мероприятия по обеспечению экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности.
Анализ содержащихся в утом разделе норм позволяет сделать вывод, чтоони являют ся неоднородными, направлены на ххрану ОПС, закрепляют требования экологической безопасности, которые обязательны для исполнения, а также устанавливают обязанность по собл
юдению экологических требований.
Требования экологической безопасности в данном законе сформулированы по трем направлениям: 1. По хозяйствующим субъектам. 2. По стадиям хозяйственного процесса. 3. По видам хозяйственной деятельнсоти.
В настоящие время субъект экологической безопасности имеет определенные особенности: 1. Законодатель  к субъектам относит не только государство, юридические лица, но и граждан, которые занимаются предпринимательской деятельностью и используют природн
ые ресурсы для удовлетворения своих потребностей.
2. Законодатель устанавливает одинаковые равноззначные требования экологической безопасности хозяйствующим субъектам.
 
 2. по стадиям хозяйственной деятельности.
В соответствии с законом об Опс треботвания экологической безопасности предъявляются ко всем стадиям хозяйственного процесса. Особо выделены отдельные стадии:
проектирование, размещение строительства, ввод в эксплуатацию, эксплуатация предприятий объектов, Размещение отходов.
 
3. по видам хозяйственной деятельности.
В законе выделяют определенные статьи, которые предъявляют требования экологической безопасности к следующим видам:
1. Слеьское хозяйство. 2. Промышленость. 3. Транспорт. 4. Размещение и развитие населенных пунктов. В статье 58 подчеркивается, что требования экологической безопасности в полной мере относятся к объектам военной промышленности, а также объектам орга
нов внутренних дел и гос. безопасности.
Требования экологической безопасности находят свое закрепление в нормах экологической безопасности и все хозяйствующие субъекты обязаны соблюдать эти нормы.
 
   Правовые меры обеспечения экологической безопасности.
Эколгическая безопасность обеспечивается с помощью  правового механизма.
Под механизмом правового обеспечения экобезопасности следует понимать совокупность государственноправовых средств, направленных  на регулирование деятельности, которая способствует усилению уровня экологической безопасности, а также предупреждению ух
удшения экологической обстановки и возникновения опасности для населения и природной среды.
В законодательстве и юр. литературе выделяют несколько видов данных средств. В частности можно выделить 5 видов:
 1. Организационно-превентивные. 2. регулятивно-стимулирующие.
3. Распорядительно-исполнительные. 4. Охранительно-восстановительные. 5. обеспечительные.
1. Организационно-превентивные мероприятия направлены на выявление экологически опасных для окружающей природной среды и здоровья человека територий, зон, объектов и видов деятельности.
Даннная категория мероприятий предусматривает Инвентаризацию и классификацию опасных зон, объектов, територий и последствующую их регистрацию. Экозаконодательство закрепляет обязательную паспортизацию экологически опасных предприятий, а в случае выпу
ска экологически опасной продукции предусмотрена сертификация. Определенные экоопасные виды подлежат обязательному лицензированию. Частью организационнопревентивных мероприятий является проведение экологической экспертизы.
обязательность проведеия экоэкспертизы предусмотрена как законом об ОПС, так и специальным законом об экологической экспертизе.
2. Регулятивно-стимулирующие - это система юридических норм и правил, которые направлены на регулирование отношений по обеспечению соблюдения нормативов, стандартов и иных требований в области экологической безопасности.
В законодательств закреплены определенные стимулы (льготы) для стимулирования субъектов по обеспечению экобезопасности на територии Украины.
  3. Распорядительно-исполнитеьные мероприятия заключаются в реализации определенных мер и функций в области обеспечения экобезопасности специанльно уполномоченными органами. Соответствующие органы выплняют определенные функции, в том числе и экологи
ческий контроль.
В составе министерства экологии и природных ресурсов создано специальное пдразделение - гос. экологическая инспекция, которая осуществляет контроль за соблюдением требований экологической безопасности.
  4. охранительно-восстановительные мероприятия направлены на локализацию проявлений экологической опасности, осуществление ликвидационных работ, а также определение правового режима територий по уровням экологического риска и выявление лиц, которые
пострадали от последствий экологической опасности. К этим мероприятичм можно отнести: 1. ПРоведение неотложных аварийноспасательных работ. 2. Паспортизация экологически опасных производств. 3. Выявление пострадавших лиц.
  5. Оеспечительные мероприятия направлены на предупреждение экологических правонарушений в области обеспечения экологической безопасности, в целях защиты права человека на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду. Предупреждение правонарушен
ий обеспечивается путем приостановления или ограничения деятельности соответствующих субъектов. Имеется постановление ВР от 29-10-92 "о порядке ограничения, временного запрещения или прекращения деятельности предприятий, учреждений, организаций и обє
ектов, в случае если они допускают нарушения укологического законодательства".
Такую деятельность может приостановить как мин. укологии, так и прокурор. К обеспечительн?м мероприятиям относят возможность судебной защиты нарушенных прав граждан в результате несоблюдения требований экобезопасности. В частности в судебных органах
рассматриваются следующие категории дел: 1. о защите права гра

Размер файла: 89.69 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров