Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

доктор филологических наук


  НОВАЯ .
ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ
ВОЛНА НА ЗАПАДЕ
ИЗДательство Знание Москва 1980

Рецензенты: В. И. Замковой - доктор философских наук,
профессор; К. А. Зуев - кандидат философских наук, до-
цент.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

Технократическая утопия
Перспективы информатики

Горизонты <компьютеризации>
Социальные коллизии
Прогресс или упадок?
Заключение
Литература

Приложение. Информация для лекторов и пропаганди-
стов .......

Гуревич П. С.

195 Новая технократическая волна на Западе. - М.:
. Знание, 1986. -64 с.- (Новое в жизни, науке,
технике. Сер. <Философия>; № 2).
II к.

Под влиянием <компьютерной революции> на Западе п послед-
иие годы возвикли различные техноиллюзии. авторы которых утвер-
ида-ют, что внедреии- роСотов в производство радикально изменит
социальную структуру общества. Опираясь на марксистско-ленинскую
неюдологию, автор раскрывает абстрактный, утопический характер
этих теорий, убедительно показывает, что научно-технический про-
гресс в условиях капитализма ведет к дальнейшему обострению его
противоречий.

0302000000

ББК 15.56
1МН

(g) Издательство <Знание>, 19й6 г.

ВСТУПЛЕНИЕ

Современный научно-технический прогресс был достиг-
нут в немыслимо короткие исторические сроки. Попробуем
представить развитие человечества в виде бега на дистан-
цию 60 километров, условно приравняв каждые 10 тыс. лет
его истории к 1 километру. Большая часть этой дистанция
окажется за пределами цивилизации. Лишь на 58-м кило-
метре появятся первые орудия труда и пещерные рисунки-
зачатки культуры. Лишь на 60-м километре обнаружим при-
знаки земледелия, а за 200 метров до финиша - римскую
дорогу, покрытую каменными плитами. Последние 10 мет-
ров начинаются при скудном освещении керосиновых ламп,
но на финишном броске, на самых последних метрах про-
изойдет ошеломляющее чудо: электрический свет заливает
города, мчатся автомобили, в небо взмывают реактивные лай-
неры, и пораженного бегуна ослепляют вспышки <блицев>
и <юпитеров> фото- и телекорреспондентов...

Да, мы живем в примечательный век. Еще не прошло
и двух десятилетий с тех пор, когда ни один, пожалуй, на-
учно-фантастический рассказ пли роман не обходился без
таких активных <персонажей>, как <умные> машины-авто-
маты, либо помогающие человеку жить, либо порабощающие
его, возвышающие личность или толкающие ее к деграда-
ции.

Перелистаем страницы фантастических сочинений. Бунт
машин. Кибернетическое сознание, завоевавшее мир. Обмен
разумов. Универсальное оружие, созданное на базе новейших
открытий. Полное преображение быта. Расщепление лично-
сти. Вмешательство в ее генную природу. За фантастами
потянулись философы, социологи, экономисты... Прогнозов
<автоматизированного бытия> теперь уже не <счесть>. Се-
1однл - автоматизация, кибернетизация, роботизация, <мик-
ропроцессорная революция> - слова и сочетания из них по
духу II по смыслу не только прочно вошли в наш лексикон,
н> и материализуются в конкретных делах нашей жизни.
Речь теперь идет не о том, можно или нет обойтись без

авгоматизироваввой техники. Современная технология, раз-
витие которой социально обусловлено, преображает производ-
ство и весь уклад нашей жизни. Сейчас роботы осваивают
десятки <тонких> профессий. Всего несколько стремительных
взмахов <руки>, и собраны электронные часы. А ведь преж-
де для этого десятки сборщиц должны были выполнить поч-
ти 400 операций. Строятся заводы-автоматы. Развитие элек-
тронно-вычислительной техники позволяет по-иному исполь-
зовать информацию не только на производстве, но и во всех
областях жизни общества - в управлении, сфере услуг, ме-
дицине, охране окружающей среды. На повестке дня - ком-
пьютеризация образования: автоматизированные системы
обучения помогут учащимся, в частности студентам, много-
кратно <проигрывать> технические и производственные си-
туации, глубже проникать в их механизм, контролировать
свои знания.

В нашей стране определены перспективы развития стра-
ны до 2000 г. Как подчеркивается в партийных документах,
стратегическая линия КПСС - линия на ускорение социаль-
но-экономического развития страны, на совершенствование
всех сторон жизни общества. Речь идет о преобразовании
материально-технической базы производства, о совершенст-
вовании системы общественных отношений, прежде всего
экономических, о развитии самого человека, о качественном
улучшении материальных условий его жизни и труда, его
духовного облика.

<Вонрос о том, в каких целях будут использованы пло-
ды научно-технической революции, - говорится в проекте
новой редакции Программы Коммунистической партии Со-
ветского Союза, - стал одним из главных в современной
социально-политической борьбе. Наука и техника нашего
времени дают возможность обеспечить на земле изобйяиб
Наг, создать материальные условия для процветания обще-
ства, для всестороннего развития личности. И они же, эти
тверения ума и рук человека - силою классового эгоизма,
рад обогащения властвующей в капиталистическом мире
влиты - обращаются против-него самого. Таково кричащее,
иотврпимов противоречие, с которым пришло человечество
аорегуЖН века> .

."Погаима Коммунистической партии Советского Союза
11<и>ввая редакция). М., Правда, 1985, с, 25. . .
".я"л. ."-~---

. Мир стоит на пороге неслыханного технологического ие-.
реворота. Сегодня трудно представить себе в полной мере
его социальные последствия. На повестке дня - радикаль-
ное преображение цивилизации. Новый этап научно-техни-
ческой революции связан с качественными изменениями
прежде всего в развитии и применении микроэлектроники,
информатики и биотехнологии, с перспективой овладения
энергией термоядерного синтеза, с новыми успехами в комп-
лексной механизации и автоматизации производства.

Гигантские успехи в развитии науки и техники во всех
индустриальных странах мира бесспорны. Они порождают
стремление осмыслить содержание современных обществен-
ных сдвигов. На Западе, в частности, бурный расцвет пере-
живает <философия техники>. Возникают всевозможные уто-
пии, в рамках которых осмысливаются динамичные переме-
ны, происходящие в условиях технической цивилизации. Оп-
тимистические прогнозы сменяются унынием, разочаровани-
ем в возможностях техники. Поток книг быстро возрастает.

Апологетика техники - не новая тема для буржуазных
идеологов. Но возрожденная вера в неисчерпаемые ее воз-
можности - это, несомненно, идеологический феномен, обре-
тающий очертания буквально на наших глазах. Он тем бо-
лее примечателен, <гто последнее десятилетие оценивалось а
западной литературе как время крушения технократической
утопии. Теперь мрачные прогнозы, похоже, уходят в прош-
лое.

Какие факторы вызвали появление новой технократиче-
ской волны на Западе? Чем объяснить такие радикальные
сдвиги в общественном сознании в буржуазных странах?
Каковы последствия нового технологического переворота? Что
обусловливает принципиальное различие в протекании и раз-
витии научно-технического прогресса в социалистическом к
капиталистическом мире? В брошюре делается попытка от-
ветить на эти вопросы.

ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ

Технократическая утопия, т. е. комплекс иллюзий и упо-
ваний на благотворное развитие техники, сформировалась в
капиталистических странах после второй мировой войны, я
период научно-технической революции. Широкое использо-

вание новых машин и технологии вызвало небывалый рост
промышленною и, резкое цовышсние производительности
труда. Экономика стала раввиваться стремительными темпа-
ми. Многим буржуазным идеологам, увлеченным возможно-
стями технического прогресса, казалось: никогда больше ве
будет кризисов, которые потрясали капиталистический мир
в конце 20-х гг. Отныне наступает-де пора бесконечного
прогресса, исключающего конфликты, сбои, болезненвые про-
цессы.

На этом фоне и складывались идеологические концеп-
ции, авторы которых свято верили в несокрушимость капи-
тализма как системы. Ключевые позиции в экономике, соци-
альной жизни стали занимать так называемые технократы.
Это инженеры, менеджеры, специалисты. Слово <технокра-
тия> состоит из двух образований - <техника> и <власть>.
Новый слой научной и технической интеллигенции, мобили-
зованной господствующей буржуазией, стал верить в свою
<прекрасную миссию>: отладить все стороны общественной
жизни на базе достижений науки и ее рекомендаций.

В 50-е, 60-е и частично в 70-е гг. нашего столетия в ка-
питалистических странах на книжный рынок были выбро-
шены бестселлеры с изложением новых технократических
доктрин. Они имели разные названия - <общество благо-
состояния>, <постиндустриальное общество>, <технотропный
рай>. Но смысл их был один. Техника способна радикально
преобразовать мир, решить все мучительные социальные
проблемы.

Технократы, занявшие ключевые позиции в буржуазной
экономике, указывали на огромные успехи научно-техниче-
ской революции, на ее благотворные социальные последствия.
Они обещали массам людей процветание, успех, изобилие,
доступность сказочных плодов технической цивилизации.
Буржуазные апологеты рассматривали все общественные
проблемы как-сугубо технические. Они пытались обосновать
возможность устранения социальных антагонизмов буржуаз-
-иого общества без социальной революции, с помощью одно-
го технического прогресса.

Игнорируя фундаментальные различия между социали-
стической и капиталистической социально-экономическими
системами, буржуазные авторы этой ориентации пытались
_ёйааТЬ услювишй образ, <вдеальиый тип> нового общества,

тотигоо возникает якобы на основе развития техники, техно-
логических процессов, утверждения принципов рационально-
сти, господствующих прежде всего в производстве материадт.-
ных II духовных ценностей, в совершенствовапни совремеи-
яых методов управления.

Наиболее последовательно развивал технократическую
утопию американский социолог и политический деятель
3. Бжезинский. В книге <Между двух столетий>, которая
появилась в начале 70-х гг., он создал оду технике, ее пре-
образующей мощи. <Отчего страдает современный чело-
век?> - спрашивал он в своем сочинении. И отвечал: он
страдает от непосильного физического труда, от изнури-
тельной эксплуатации. Все это порождает недовольство рабо-
чих. Они бастуют, борются за свои права, требуют облегчить
ик участь. Однако в этом протесте мало смысла. Компьютер-
ная техника, которая быстро набирает силу, способна взять
на себя все производственные операции. Внедрение роботов
исключит мускульное напряжение. Труд вообще из обязан-
ности превратится в привилегию избранных. Хочешь подер-
жать лопату в руках - общество в порядке исключения
готово предоставить тебе такую возможность. Но это уже не
обязанность, а прихоть...

<Отчего страдает современный человек?> - развивал
свою концепцию Бжезинский - и отвечал: от расовой диск-
риминации. Тысячи людей болезненно переживают этниче-
ские и расовые предрассудки. Цвет кожи, особенности пси-
хологического мира, голос крови - все создает отъединен-
ность, конфликты, жестокие схватки, порождает страдания.
Негры, пуэрториканцы, индейцы борются за свои права. Бур-
жуазное общество лихорадит, национальный вопрос стано-
вится все более мучительным, неразрешимым. И в этом
буржуазный идеолог усматривает мало смысла. Наука может
безболезненно устранить и эти проблемы. Каким же обра-
зом? А вот как: некий фармацевт изобрел мазь для депиг-
ментизации кожи. Не хочешь быть черным, покупай мазь -
и вот ты уже белый... Можешь раствориться в недрах соци-
альной ановимности.

<Отчего страдает современный человек?> - допытывал-
ся Бжезинский. И отвечал: он страдает от душевной непри-
каянности, от одиночества. Миллионы людей не имеют близ-
ких. Семейный очаг угасает: статистика разводов принимает

как вы-

о каком преображении мира можно говорить, если, как вы-
ясняется, у технической цивилизации вообще иет будущего?

Прогнозы Бжезинского вызвали у ряда социологов За-
пада неприязнь. Пророк оказался несостоятельным.

. В последующие годы в буржуазном еозвюии Запада
все большее распространение стали получать социально-
критические, тревожные мотивы. Возникло новое идеологи-
ческое явление - современный апокалипсис, представление
о конце мира. Буржуазные авторы, по сути дела, не видели
выхода из сложившейся ситуации. Если техническая циви-
лизация не имеет будущего, то как должна развиваться
история? Последователи новой идеологической линии стали
выступать против прогрессистских умонастроений, провидя
в перспективе не только <закат Европы>, но и <закат все-
го мира>.

Апокалипсические пророчества, которые и сегодня опре-
деляют умонастроения некоторых отрядов господствующей
буржуазии, строятся на убеждении, что история развивает-
ся странными, окольными путями, далеко не всегда пой-
мешь, куда она клонит. Переосмысливая прежнее философ->
ско-нравственное отношение к истории, многие западные
авторы стали рассуждать о ее якобы фатальной способности
соскальзывать с магистрального пути и устремляться на
обочины, впадать в безумие, подвергаться <духовному со-
вращению>. Этот <соблазн>-де постоянно сопутствует чело-
вечеству, в результате чего исследователю, посвятившему
себя <философии истории>, остается либо выступать в роли
<хроникера печальных событий>, либо взять на себя бес-
плодную обязанность изобличителя <тирании случая>.

В буржуазной литературе усилилась критика идей со-
циального прогресса с позиции проповедников крушения тех-
нической цивилизации. Прогрессистские представления, вос-
ходящие к античности, были объявлены фиктивными. Бур-
жуазные философы стали критиковать само воззрение о по-
ступательном характере социального развития, о всякой на-
правленности исторического процесса. Общественное движе-
ние, смена формаций освобождались от детерминизма, от
всякой внутренней логики.

Так, французский социолог А. Гра в книге <Футуроло-
гия> пытался доказать, что идея прогресса вообще коренится
в примитивном представлении о человеке как управляемом

9

угрожающие очертания. И опять техника спешит наим-
ручку. Вы одиноки, не можете найти спутника жизни -
к вашим услугам электронная сваха. Достаточно сообщить
ей, что вы томитесь по блондинке, упитанности выше сред-
ней, умеющей хорошо готовить и преданно любить вас, как
электронная сваха, проиграв тысячи вариантов, найдет ва-
шего друга в другом городе, где вы никогда не были и не
будете. Техника воссоединит тоскующие души...

Завершались эти изыскания <потрясающим пророчест-
вом>; мир стоит на пороге революции, которая и не снилась
смелым умам. Однако все, о чем с таким упоением писал
Бжезинский, обернулось фарсом... Помню, как молодые бур-
жуазные социологи - участники международного симпозиу-
ма по проблемам социального развития спустя несколько лет
после выхода книги Бжезинского при упоминании фамилии
метра негодующе затопали ногами. Его прогнозы оказались
в высшей степени несостоятельными.

Что же произошло? Если говорить о внешней стороне
дела, то динамит под технократическую утопию подложили
деятели так называемого Римского клуба. В год, когда чи-
татели раскупали книгу Бжезинского, в Риме собрались со-
циологи, математики, демографы. Они решили изучить не-
которые проблемы, которые волнуют людей не в масштабе
одной страны или целого континента, а глобально, т. е. под
углом зрения всего человечества.

Международная неправительственная организация -
Римский клуб - создана в Риме по инициативе группы за-
падных ученых. Она объединяет до 100 известных общест-
венных деятелей и представителей деловых кругов капита-
листических стран Европы, Азии и Америки, а также неко-
торых развивающихся стран Африки. Главная форма дея-
тельности Римского клуба - организация крупномасштаб-
ных исследований по широкому кругу вопросов, прежде все-
го в социально-экономической области.

Впервые в истории члены Римского клуба стали подсчи-
тывать, какими сырьевыми и энергетическими ресурсами
располагает наша планета. И они пришли к сенсационному
выводу. Оказалось, что эти ресурсы близки к исчерпапности.
Такого рода расчеты породили панику в буржуазном мире.
В здании технократической утопии образовалась огромная
трещина. Оно стало разваливаться на глазах. В самом, деле,

кемпярксе волуживотных интересов. Его коллега Ж. Эя-
июль также наиравил свои стрелы против учения о прогрес-
се, в соответствии с которым каждая последующая стадия,
каждый данный период истории превосходит предшествую-
щие, а человек находится в состоянии непрерывного улуч-
агеняя .

В буржуазной литературе 70-х и начала 80-х гг. все ча-
ще отвергается представление о прогрессе как о качествен-
но изменяющемся, восходящем поступательном движении
истории от неразвитых, изначальных форм общественной
жизни к олее развитым, от менее совершенных - к более
совершенным формам существования. Само понятие <соци-
альный прогресс> стало ныне объектом острой полемики и
споров в мировой литературе. Чаще всего обсуждаются сле-
дующие темы: что такое прогресс? Каковы его критерии?
Можно ли отнести его к социальной или природной реаль-
ности? Есть ли будущее у технической цивилизации? Куда
движется человечество сегодня?

Идею прогресса все чаще называют современной рели-
гией или эрзацем ее. В частности, английский историк С. По-
лард квалифицирует прогрессистские представления как
своеобразную религиозную веру Совершенно естественно,
что эти рассуждения приводят буржуазных исследователей к
критике марксизма. Подвергается сомнению положение о
том, что марксизм - наиболее полное и развернутое уче-
ние о прогрессе, об объективной логике истории общества в
целом как естествениоисторическом процессе закономерной
смены одного качественно своеобразного его состояния дру-
гим по мере поступптельного развития материально-произ-
водственной деятельности человека.

При атом история как бы мифологизируется, что нахо-
дит отчетливое выражение в попытках буржуазных авторов
найти изначальную точку, с которой ведет свой отсчет <пор-
ча> технической цивилизации. Одни усматривают ее в изо-
бретении плуга, олицетворяющего насилие над природой,
другие - в особенностях процесса секуляризации, т. е. про-
цесса высвобождения общественного сознания от влияния ре-

<J г as A. La futlirologie. P.. 1976.
EHut J. Lideologie marxiste-chretienne. P., 1979, p. 108.
<Pollard S.The Idea oT Progress. L., 1979.

I>

лигии, как ои сложился в европейских странах, т1"стт>п -
в воакидновеиии механизмов политической власти над че-
ловеком.

Нет числа версиям <духовного падения> Евроиы, где а
возникла техническая цивилизация, которые предлагают се-
годня сторонники тех или иных философских течений. Ис-
точники катастрофы усматриваются то в своеобразии рели-
гии, то в орудиях труда, то в формах социальных связей, то
в появлении идеологии как особого духовного образования.
Взятые разрозненно, компоненты культурного процесса рас-
сматриваются как едипственный и решающий импульс об-
щественных преобразований.

Буржуазные исследователи пытаются в узкопопимаемой
культурной традиции найти источник всей социальной ди-
намики, через нее понять исторический путь, пройденный
Европой. Получается, будто смена общественно-экономиче-
ских формаций вызвана не объективной логикой социально-
го развития, а <совращением человека>, определенными цен-
ностными ориентациями, которые фатально преследуют че-
ловечество, создающее на этой основе все новые и новые
формы социальной организации.

Критика технической цивилизации, прогрсссистскпх ил-
люзии, развернувшаяся на Западе, ставила (дшп-твеиную
цель - привить массам тревожное отношение к обществен-
но-исторической динамике, к любым, даже самым осторож-
ный нововведениям, к различным преобразованиям, к транс-
формации социальных н культурных структур. Эти настрое-
ния апологетов капитализма усиливали консервативные по-
зиции буржуазии. Пытаясь противостоять вызреванию ре-
волюционных сдвигов, некоторые буржуазные теоретики ста-
ли предостерегать от <бурного прогресса>. Они толкова.чи о
том, что историю вообще можно легко <сбить с маршрута>.
Даже одно-де какое-либо культурное нововведение способно
в масштабах столетий вызвать неизлечимое поражение ци-
вилизации. К тому же, подчеркивали они, как можно изме-
нить ситуацию, если техническая цивилизация лигоилась
главной основы - ресурсов для последующего развития?

Однако действительно ли мир находится перед угрозой
сырьевого и энергетического кризиса? Неужели и впредь при-
дется отказаться от техники и технического прогресса? Для
таких выводов пока нет оснований. Да и члены Римского

.клубя .в последних дорладах звачительно изменили свою ори-
.едтацию. Например, Д. Медоуз отмечает, что, несмотря на
многолетнюю деятельность исследователей, посвятивших, се-
бя изучению глобальных проблем, сегодня нет надежной и
долнои информации о том, в какой мере природная окружа-
.дощая среда может удовлетворять и отвечать нуждам даль-
нейшего роста народонаселения и прогресса в целом.

Сегодня все страны мира ищут источники новой энер-
 гии, разрабатывают новую энергетическую стратегию. Ис-
пользование этих открытий позволяет осуществить скачок
в развитии цивилизации. Для этого человечество располагает
всем необходимым - научными открытиями, технологиче-
скими нововведениями, сырьевыми ресурсами. И все же мно-
гие проблемы общественного развития, технического прогрес-
са оцениваются как острые и трудноразрешимые. ;

Техника развивается в различных социально-политиче-
ских условиях. Сколь внушительны ни были бы ее дости-
жения, они неизбежно зависят от социально-экономических
предпосылок общественного развития, от типа, от характера
общественных отношений. В условиях капитализма научно-
технический прогресс давно уже вступил в противоречие с
частной формой собственности. Вот почему чем поразитель-
нее достижения науки и технологии, тем катастрофичнее их
использование в условиях капитализма. Империализм запу-
тался в противоречиях, в присущих ему антагонизмах.
\ Технический прогресс усиливает разрыв в уровне раз-
вития между богатыми и бедными странами, вызывает еще
большее истощение природных ресурсов в развивающихся
странах, приводит к загрязнению окружающей среды и
ухудшению экономического положения большей части на-
селения. Рост нищеты в бывших колониях в сочетании с
оскудением ресурсов доводят гнев и разочарование различ-
ных слоев населения до взрывоопасной черты. Прирост на-
селения затрудняет обеспечение приемлемых условий суще<
ствования для всего населения.

На гребне новой технократической волны наряду с про"
ектами совершенствования буржуазной демократии в умах
лааболее реакционных представителей современной идеоло-
гии империализма возрождаются человеконенавистнические
проекты реализации реакцйонаых утопий Д. Оруэлла,

?"Ї " " Ї создании да базе вовой техники та
.......

X.

КйХ тоталитаристских режимов, при которых основная масса
людей будет обречена на прозябание, на рабское существо-
вание, на лишения. Она превратится в <поколение рабов>,

Размер файла: 123.72 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров