Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (0)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (0)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (0)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (0)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (3)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

доктор филологических наук


  НОВАЯ .
ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ
ВОЛНА НА ЗАПАДЕ
ИЗДательство Знание Москва 1980

Рецензенты: В. И. Замковой - доктор философских наук,
профессор; К. А. Зуев - кандидат философских наук, до-
цент.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление

Технократическая утопия
Перспективы информатики

Горизонты <компьютеризации>
Социальные коллизии
Прогресс или упадок?
Заключение
Литература

Приложение. Информация для лекторов и пропаганди-
стов .......

Гуревич П. С.

195 Новая технократическая волна на Западе. - М.:
. Знание, 1986. -64 с.- (Новое в жизни, науке,
технике. Сер. <Философия>; № 2).
II к.

Под влиянием <компьютерной революции> на Западе п послед-
иие годы возвикли различные техноиллюзии. авторы которых утвер-
ида-ют, что внедреии- роСотов в производство радикально изменит
социальную структуру общества. Опираясь на марксистско-ленинскую
неюдологию, автор раскрывает абстрактный, утопический характер
этих теорий, убедительно показывает, что научно-технический про-
гресс в условиях капитализма ведет к дальнейшему обострению его
противоречий.

0302000000

ББК 15.56
1МН

(g) Издательство <Знание>, 19й6 г.

ВСТУПЛЕНИЕ

Современный научно-технический прогресс был достиг-
нут в немыслимо короткие исторические сроки. Попробуем
представить развитие человечества в виде бега на дистан-
цию 60 километров, условно приравняв каждые 10 тыс. лет
его истории к 1 километру. Большая часть этой дистанция
окажется за пределами цивилизации. Лишь на 58-м кило-
метре появятся первые орудия труда и пещерные рисунки-
зачатки культуры. Лишь на 60-м километре обнаружим при-
знаки земледелия, а за 200 метров до финиша - римскую
дорогу, покрытую каменными плитами. Последние 10 мет-
ров начинаются при скудном освещении керосиновых ламп,
но на финишном броске, на самых последних метрах про-
изойдет ошеломляющее чудо: электрический свет заливает
города, мчатся автомобили, в небо взмывают реактивные лай-
неры, и пораженного бегуна ослепляют вспышки <блицев>
и <юпитеров> фото- и телекорреспондентов...

Да, мы живем в примечательный век. Еще не прошло
и двух десятилетий с тех пор, когда ни один, пожалуй, на-
учно-фантастический рассказ пли роман не обходился без
таких активных <персонажей>, как <умные> машины-авто-
маты, либо помогающие человеку жить, либо порабощающие
его, возвышающие личность или толкающие ее к деграда-
ции.

Перелистаем страницы фантастических сочинений. Бунт
машин. Кибернетическое сознание, завоевавшее мир. Обмен
разумов. Универсальное оружие, созданное на базе новейших
открытий. Полное преображение быта. Расщепление лично-
сти. Вмешательство в ее генную природу. За фантастами
потянулись философы, социологи, экономисты... Прогнозов
<автоматизированного бытия> теперь уже не <счесть>. Се-
1однл - автоматизация, кибернетизация, роботизация, <мик-
ропроцессорная революция> - слова и сочетания из них по
духу II по смыслу не только прочно вошли в наш лексикон,
н> и материализуются в конкретных делах нашей жизни.
Речь теперь идет не о том, можно или нет обойтись без

авгоматизироваввой техники. Современная технология, раз-
витие которой социально обусловлено, преображает производ-
ство и весь уклад нашей жизни. Сейчас роботы осваивают
десятки <тонких> профессий. Всего несколько стремительных
взмахов <руки>, и собраны электронные часы. А ведь преж-
де для этого десятки сборщиц должны были выполнить поч-
ти 400 операций. Строятся заводы-автоматы. Развитие элек-
тронно-вычислительной техники позволяет по-иному исполь-
зовать информацию не только на производстве, но и во всех
областях жизни общества - в управлении, сфере услуг, ме-
дицине, охране окружающей среды. На повестке дня - ком-
пьютеризация образования: автоматизированные системы
обучения помогут учащимся, в частности студентам, много-
кратно <проигрывать> технические и производственные си-
туации, глубже проникать в их механизм, контролировать
свои знания.

В нашей стране определены перспективы развития стра-
ны до 2000 г. Как подчеркивается в партийных документах,
стратегическая линия КПСС - линия на ускорение социаль-
но-экономического развития страны, на совершенствование
всех сторон жизни общества. Речь идет о преобразовании
материально-технической базы производства, о совершенст-
вовании системы общественных отношений, прежде всего
экономических, о развитии самого человека, о качественном
улучшении материальных условий его жизни и труда, его
духовного облика.

<Вонрос о том, в каких целях будут использованы пло-
ды научно-технической революции, - говорится в проекте
новой редакции Программы Коммунистической партии Со-
ветского Союза, - стал одним из главных в современной
социально-политической борьбе. Наука и техника нашего
времени дают возможность обеспечить на земле изобйяиб
Наг, создать материальные условия для процветания обще-
ства, для всестороннего развития личности. И они же, эти
тверения ума и рук человека - силою классового эгоизма,
рад обогащения властвующей в капиталистическом мире
влиты - обращаются против-него самого. Таково кричащее,
иотврпимов противоречие, с которым пришло человечество
аорегуЖН века> .

."Погаима Коммунистической партии Советского Союза
11<и>ввая редакция). М., Правда, 1985, с, 25. . .
".я"л. ."-~---

. Мир стоит на пороге неслыханного технологического ие-.
реворота. Сегодня трудно представить себе в полной мере
его социальные последствия. На повестке дня - радикаль-
ное преображение цивилизации. Новый этап научно-техни-
ческой революции связан с качественными изменениями
прежде всего в развитии и применении микроэлектроники,
информатики и биотехнологии, с перспективой овладения
энергией термоядерного синтеза, с новыми успехами в комп-
лексной механизации и автоматизации производства.

Гигантские успехи в развитии науки и техники во всех
индустриальных странах мира бесспорны. Они порождают
стремление осмыслить содержание современных обществен-
ных сдвигов. На Западе, в частности, бурный расцвет пере-
живает <философия техники>. Возникают всевозможные уто-
пии, в рамках которых осмысливаются динамичные переме-
ны, происходящие в условиях технической цивилизации. Оп-
тимистические прогнозы сменяются унынием, разочаровани-
ем в возможностях техники. Поток книг быстро возрастает.

Апологетика техники - не новая тема для буржуазных
идеологов. Но возрожденная вера в неисчерпаемые ее воз-
можности - это, несомненно, идеологический феномен, обре-
тающий очертания буквально на наших глазах. Он тем бо-
лее примечателен, <гто последнее десятилетие оценивалось а
западной литературе как время крушения технократической
утопии. Теперь мрачные прогнозы, похоже, уходят в прош-
лое.

Какие факторы вызвали появление новой технократиче-
ской волны на Западе? Чем объяснить такие радикальные
сдвиги в общественном сознании в буржуазных странах?
Каковы последствия нового технологического переворота? Что
обусловливает принципиальное различие в протекании и раз-
витии научно-технического прогресса в социалистическом к
капиталистическом мире? В брошюре делается попытка от-
ветить на эти вопросы.

ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ

Технократическая утопия, т. е. комплекс иллюзий и упо-
ваний на благотворное развитие техники, сформировалась в
капиталистических странах после второй мировой войны, я
период научно-технической революции. Широкое использо-

вание новых машин и технологии вызвало небывалый рост
промышленною и, резкое цовышсние производительности
труда. Экономика стала раввиваться стремительными темпа-
ми. Многим буржуазным идеологам, увлеченным возможно-
стями технического прогресса, казалось: никогда больше ве
будет кризисов, которые потрясали капиталистический мир
в конце 20-х гг. Отныне наступает-де пора бесконечного
прогресса, исключающего конфликты, сбои, болезненвые про-
цессы.

На этом фоне и складывались идеологические концеп-
ции, авторы которых свято верили в несокрушимость капи-
тализма как системы. Ключевые позиции в экономике, соци-
альной жизни стали занимать так называемые технократы.
Это инженеры, менеджеры, специалисты. Слово <технокра-
тия> состоит из двух образований - <техника> и <власть>.
Новый слой научной и технической интеллигенции, мобили-
зованной господствующей буржуазией, стал верить в свою
<прекрасную миссию>: отладить все стороны общественной
жизни на базе достижений науки и ее рекомендаций.

В 50-е, 60-е и частично в 70-е гг. нашего столетия в ка-
питалистических странах на книжный рынок были выбро-
шены бестселлеры с изложением новых технократических
доктрин. Они имели разные названия - <общество благо-
состояния>, <постиндустриальное общество>, <технотропный
рай>. Но смысл их был один. Техника способна радикально
преобразовать мир, решить все мучительные социальные
проблемы.

Технократы, занявшие ключевые позиции в буржуазной
экономике, указывали на огромные успехи научно-техниче-
ской революции, на ее благотворные социальные последствия.
Они обещали массам людей процветание, успех, изобилие,
доступность сказочных плодов технической цивилизации.
Буржуазные апологеты рассматривали все общественные
проблемы как-сугубо технические. Они пытались обосновать
возможность устранения социальных антагонизмов буржуаз-
-иого общества без социальной революции, с помощью одно-
го технического прогресса.

Игнорируя фундаментальные различия между социали-
стической и капиталистической социально-экономическими
системами, буржуазные авторы этой ориентации пытались
_ёйааТЬ услювишй образ, <вдеальиый тип> нового общества,

тотигоо возникает якобы на основе развития техники, техно-
логических процессов, утверждения принципов рационально-
сти, господствующих прежде всего в производстве материадт.-
ных II духовных ценностей, в совершенствовапни совремеи-
яых методов управления.

Наиболее последовательно развивал технократическую
утопию американский социолог и политический деятель
3. Бжезинский. В книге <Между двух столетий>, которая
появилась в начале 70-х гг., он создал оду технике, ее пре-
образующей мощи. <Отчего страдает современный чело-
век?> - спрашивал он в своем сочинении. И отвечал: он
страдает от непосильного физического труда, от изнури-
тельной эксплуатации. Все это порождает недовольство рабо-
чих. Они бастуют, борются за свои права, требуют облегчить
ик участь. Однако в этом протесте мало смысла. Компьютер-
ная техника, которая быстро набирает силу, способна взять
на себя все производственные операции. Внедрение роботов
исключит мускульное напряжение. Труд вообще из обязан-
ности превратится в привилегию избранных. Хочешь подер-
жать лопату в руках - общество в порядке исключения
готово предоставить тебе такую возможность. Но это уже не
обязанность, а прихоть...

<Отчего страдает современный человек?> - развивал
свою концепцию Бжезинский - и отвечал: от расовой диск-
риминации. Тысячи людей болезненно переживают этниче-
ские и расовые предрассудки. Цвет кожи, особенности пси-
хологического мира, голос крови - все создает отъединен-
ность, конфликты, жестокие схватки, порождает страдания.
Негры, пуэрториканцы, индейцы борются за свои права. Бур-
жуазное общество лихорадит, национальный вопрос стано-
вится все более мучительным, неразрешимым. И в этом
буржуазный идеолог усматривает мало смысла. Наука может
безболезненно устранить и эти проблемы. Каким же обра-
зом? А вот как: некий фармацевт изобрел мазь для депиг-
ментизации кожи. Не хочешь быть черным, покупай мазь -
и вот ты уже белый... Можешь раствориться в недрах соци-
альной ановимности.

<Отчего страдает современный человек?> - допытывал-
ся Бжезинский. И отвечал: он страдает от душевной непри-
каянности, от одиночества. Миллионы людей не имеют близ-
ких. Семейный очаг угасает: статистика разводов принимает

как вы-

о каком преображении мира можно говорить, если, как вы-
ясняется, у технической цивилизации вообще иет будущего?

Прогнозы Бжезинского вызвали у ряда социологов За-
пада неприязнь. Пророк оказался несостоятельным.

. В последующие годы в буржуазном еозвюии Запада
все большее распространение стали получать социально-
критические, тревожные мотивы. Возникло новое идеологи-
ческое явление - современный апокалипсис, представление
о конце мира. Буржуазные авторы, по сути дела, не видели
выхода из сложившейся ситуации. Если техническая циви-
лизация не имеет будущего, то как должна развиваться
история? Последователи новой идеологической линии стали
выступать против прогрессистских умонастроений, провидя
в перспективе не только <закат Европы>, но и <закат все-
го мира>.

Апокалипсические пророчества, которые и сегодня опре-
деляют умонастроения некоторых отрядов господствующей
буржуазии, строятся на убеждении, что история развивает-
ся странными, окольными путями, далеко не всегда пой-
мешь, куда она клонит. Переосмысливая прежнее философ->
ско-нравственное отношение к истории, многие западные
авторы стали рассуждать о ее якобы фатальной способности
соскальзывать с магистрального пути и устремляться на
обочины, впадать в безумие, подвергаться <духовному со-
вращению>. Этот <соблазн>-де постоянно сопутствует чело-
вечеству, в результате чего исследователю, посвятившему
себя <философии истории>, остается либо выступать в роли
<хроникера печальных событий>, либо взять на себя бес-
плодную обязанность изобличителя <тирании случая>.

В буржуазной литературе усилилась критика идей со-
циального прогресса с позиции проповедников крушения тех-
нической цивилизации. Прогрессистские представления, вос-
ходящие к античности, были объявлены фиктивными. Бур-
жуазные философы стали критиковать само воззрение о по-
ступательном характере социального развития, о всякой на-
правленности исторического процесса. Общественное движе-
ние, смена формаций освобождались от детерминизма, от
всякой внутренней логики.

Так, французский социолог А. Гра в книге <Футуроло-
гия> пытался доказать, что идея прогресса вообще коренится
в примитивном представлении о человеке как управляемом

9

угрожающие очертания. И опять техника спешит наим-
ручку. Вы одиноки, не можете найти спутника жизни -
к вашим услугам электронная сваха. Достаточно сообщить
ей, что вы томитесь по блондинке, упитанности выше сред-
ней, умеющей хорошо готовить и преданно любить вас, как
электронная сваха, проиграв тысячи вариантов, найдет ва-
шего друга в другом городе, где вы никогда не были и не
будете. Техника воссоединит тоскующие души...

Завершались эти изыскания <потрясающим пророчест-
вом>; мир стоит на пороге революции, которая и не снилась
смелым умам. Однако все, о чем с таким упоением писал
Бжезинский, обернулось фарсом... Помню, как молодые бур-
жуазные социологи - участники международного симпозиу-
ма по проблемам социального развития спустя несколько лет
после выхода книги Бжезинского при упоминании фамилии
метра негодующе затопали ногами. Его прогнозы оказались
в высшей степени несостоятельными.

Что же произошло? Если говорить о внешней стороне
дела, то динамит под технократическую утопию подложили
деятели так называемого Римского клуба. В год, когда чи-
татели раскупали книгу Бжезинского, в Риме собрались со-
циологи, математики, демографы. Они решили изучить не-
которые проблемы, которые волнуют людей не в масштабе
одной страны или целого континента, а глобально, т. е. под
углом зрения всего человечества.

Международная неправительственная организация -
Римский клуб - создана в Риме по инициативе группы за-
падных ученых. Она объединяет до 100 известных общест-
венных деятелей и представителей деловых кругов капита-
листических стран Европы, Азии и Америки, а также неко-
торых развивающихся стран Африки. Главная форма дея-
тельности Римского клуба - организация крупномасштаб-
ных исследований по широкому кругу вопросов, прежде все-
го в социально-экономической области.

Впервые в истории члены Римского клуба стали подсчи-
тывать, какими сырьевыми и энергетическими ресурсами
располагает наша планета. И они пришли к сенсационному
выводу. Оказалось, что эти ресурсы близки к исчерпапности.
Такого рода расчеты породили панику в буржуазном мире.
В здании технократической утопии образовалась огромная
трещина. Оно стало разваливаться на глазах. В самом, деле,

кемпярксе волуживотных интересов. Его коллега Ж. Эя-
июль также наиравил свои стрелы против учения о прогрес-
се, в соответствии с которым каждая последующая стадия,
каждый данный период истории превосходит предшествую-
щие, а человек находится в состоянии непрерывного улуч-
агеняя .

В буржуазной литературе 70-х и начала 80-х гг. все ча-
ще отвергается представление о прогрессе как о качествен-
но изменяющемся, восходящем поступательном движении
истории от неразвитых, изначальных форм общественной
жизни к олее развитым, от менее совершенных - к более
совершенным формам существования. Само понятие <соци-
альный прогресс> стало ныне объектом острой полемики и
споров в мировой литературе. Чаще всего обсуждаются сле-
дующие темы: что такое прогресс? Каковы его критерии?
Можно ли отнести его к социальной или природной реаль-
ности? Есть ли будущее у технической цивилизации? Куда
движется человечество сегодня?

Идею прогресса все чаще называют современной рели-
гией или эрзацем ее. В частности, английский историк С. По-
лард квалифицирует прогрессистские представления как
своеобразную религиозную веру Совершенно естественно,
что эти рассуждения приводят буржуазных исследователей к
критике марксизма. Подвергается сомнению положение о
том, что марксизм - наиболее полное и развернутое уче-
ние о прогрессе, об объективной логике истории общества в
целом как естествениоисторическом процессе закономерной
смены одного качественно своеобразного его состояния дру-
гим по мере поступптельного развития материально-произ-
водственной деятельности человека.

При атом история как бы мифологизируется, что нахо-
дит отчетливое выражение в попытках буржуазных авторов
найти изначальную точку, с которой ведет свой отсчет <пор-
ча> технической цивилизации. Одни усматривают ее в изо-
бретении плуга, олицетворяющего насилие над природой,
другие - в особенностях процесса секуляризации, т. е. про-
цесса высвобождения общественного сознания от влияния ре-

<J г as A. La futlirologie. P.. 1976.
EHut J. Lideologie marxiste-chretienne. P., 1979, p. 108.
<Pollard S.The Idea oT Progress. L., 1979.

I>

лигии, как ои сложился в европейских странах, т1"стт>п -
в воакидновеиии механизмов политической власти над че-
ловеком.

Нет числа версиям <духовного падения> Евроиы, где а
возникла техническая цивилизация, которые предлагают се-
годня сторонники тех или иных философских течений. Ис-
точники катастрофы усматриваются то в своеобразии рели-
гии, то в орудиях труда, то в формах социальных связей, то
в появлении идеологии как особого духовного образования.
Взятые разрозненно, компоненты культурного процесса рас-
сматриваются как едипственный и решающий импульс об-
щественных преобразований.

Буржуазные исследователи пытаются в узкопопимаемой
культурной традиции найти источник всей социальной ди-
намики, через нее понять исторический путь, пройденный
Европой. Получается, будто смена общественно-экономиче-
ских формаций вызвана не объективной логикой социально-
го развития, а <совращением человека>, определенными цен-
ностными ориентациями, которые фатально преследуют че-
ловечество, создающее на этой основе все новые и новые
формы социальной организации.

Критика технической цивилизации, прогрсссистскпх ил-
люзии, развернувшаяся на Западе, ставила (дшп-твеиную
цель - привить массам тревожное отношение к обществен-
но-исторической динамике, к любым, даже самым осторож-
ный нововведениям, к различным преобразованиям, к транс-
формации социальных н культурных структур. Эти настрое-
ния апологетов капитализма усиливали консервативные по-
зиции буржуазии. Пытаясь противостоять вызреванию ре-
волюционных сдвигов, некоторые буржуазные теоретики ста-
ли предостерегать от <бурного прогресса>. Они толкова.чи о
том, что историю вообще можно легко <сбить с маршрута>.
Даже одно-де какое-либо культурное нововведение способно
в масштабах столетий вызвать неизлечимое поражение ци-
вилизации. К тому же, подчеркивали они, как можно изме-
нить ситуацию, если техническая цивилизация лигоилась
главной основы - ресурсов для последующего развития?

Однако действительно ли мир находится перед угрозой
сырьевого и энергетического кризиса? Неужели и впредь при-
дется отказаться от техники и технического прогресса? Для
таких выводов пока нет оснований. Да и члены Римского

.клубя .в последних дорладах звачительно изменили свою ори-
.едтацию. Например, Д. Медоуз отмечает, что, несмотря на
многолетнюю деятельность исследователей, посвятивших, се-
бя изучению глобальных проблем, сегодня нет надежной и
долнои информации о том, в какой мере природная окружа-
.дощая среда может удовлетворять и отвечать нуждам даль-
нейшего роста народонаселения и прогресса в целом.

Сегодня все страны мира ищут источники новой энер-
 гии, разрабатывают новую энергетическую стратегию. Ис-
пользование этих открытий позволяет осуществить скачок
в развитии цивилизации. Для этого человечество располагает
всем необходимым - научными открытиями, технологиче-
скими нововведениями, сырьевыми ресурсами. И все же мно-
гие проблемы общественного развития, технического прогрес-
са оцениваются как острые и трудноразрешимые. ;

Техника развивается в различных социально-политиче-
ских условиях. Сколь внушительны ни были бы ее дости-
жения, они неизбежно зависят от социально-экономических
предпосылок общественного развития, от типа, от характера
общественных отношений. В условиях капитализма научно-
технический прогресс давно уже вступил в противоречие с
частной формой собственности. Вот почему чем поразитель-
нее достижения науки и технологии, тем катастрофичнее их
использование в условиях капитализма. Империализм запу-
тался в противоречиях, в присущих ему антагонизмах.
\ Технический прогресс усиливает разрыв в уровне раз-
вития между богатыми и бедными странами, вызывает еще
большее истощение природных ресурсов в развивающихся
странах, приводит к загрязнению окружающей среды и
ухудшению экономического положения большей части на-
селения. Рост нищеты в бывших колониях в сочетании с
оскудением ресурсов доводят гнев и разочарование различ-
ных слоев населения до взрывоопасной черты. Прирост на-
селения затрудняет обеспечение приемлемых условий суще<
ствования для всего населения.

На гребне новой технократической волны наряду с про"
ектами совершенствования буржуазной демократии в умах
лааболее реакционных представителей современной идеоло-
гии империализма возрождаются человеконенавистнические
проекты реализации реакцйонаых утопий Д. Оруэлла,

?"Ї " " Ї создании да базе вовой техники та
.......

X.

КйХ тоталитаристских режимов, при которых основная масса
людей будет обречена на прозябание, на рабское существо-
вание, на лишения. Она превратится в <поколение рабов>,

Размер файла: 123.72 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров