Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Контент-анализ

    § 1. Контент-анализ: общая характеристика.
                  Давайте разберемся, что такое контент-анализ. Это знание Вам,
                  безусловно, пригодится. Контент-анализ, как это можно
                  заключить из названия (от англ.: contens - содержимое,
                  содержание) - это содержательный анализ текстов. Он основан на
                  принципе подсчета грамматических и формализованных категорий.
                  Контент-анализ находит свое применение там, где существует
                  обширный по объему, внутренне организованный, но не
                  систематизированный текстовой материал, использование которого
                  без предварительной обработки затруднено. Основными идеями,
                  лежащими в основе идеологии контент-анализа, являются
                  восхождение от текста к внетекстовой реальности, под которой
                  понимается социальная (или интеллектуальная) действительность
                  во всем ее многообразии и строгость исследования.
                  Данный метод обязан своим происхождением социологии. Однако
                  сегодня он активно используется в самых разных областях
                  гуманитарного знания: в политологии, нарратологии, истории
                  философии, культурологии, проч.
                  Появление термина content-analisys относится к концу XIX -
                  началу XX вв. Именно тогда в американской журналистике были
                  предприняты первые попытки осуществить тематически точный
                  анализ текстов (см. раб. Д. Спиида, Д. Уилкокса, Б. Мэттьюза,
                  А. Тенни, др.).
                  «Изобретателями» современной версии контент-анализа часто
                  называют американского социолога Г. Лассуэла и французского
                  журналиста Ж. Кайзера.
                  Заслуга Г. Лассуэла состояла в том, что именно он начале 50-х
                  гг. XX столетия первым предложил использовать для анализа
                  массовой коммуникации статистический учет абстрактных языковых
                  единиц - символов («слов»). С этого момента начался отсчет
                  истории существования специального метода социологических
                  исследований - контент-анализа.
                  В начале 60-х гг. Ж. Кайзер разработал целую систему изучения
                  больших текстовых массивов, основанную на анализе
                  статистических данных. Вскоре некоторые приемы описания
                  текстов, апробированные в трудах, были стандартизированы
                  ЮНЕСКО и получили самое широкое распространение.  Суть
                  методики Ж. Кайзера заключалась в учете внешних форм
                  организации текстового материала: его расположения,
                  оглавления, оформления, проч. Кроме этого Ж. Кайзер предложил
                  целый комплекс универсальных эмпирических процедур,
                  позволяющих достаточно полно, скрупулезно анализировать как
                  отдельные исторические источники, так и их др. совокупности[1]
                  . Результаты своих исследований Ж. Кайзер изложил в знаменитой
                  теперь монографии «Le quontiden francais». Paris. A. Colin,
                  1963. С этих пор контент-анализ приобрел тот «академический
                  статус», которым пользуется и поныне - статус конкретной,
                  логически завершенной, эффективной исследовательской
                  процедуры.
                  Дальнейшее развитие этот метод получил в трудах
                  последовательницы Ж.Кайзера Э.Морен. Так, именно Э.Морен ввела
                  в научный оборот понятия «единицы информации» (особые элементы
                  счета в контент-анализе, включающие в себя ответ на вопрос: «О
                  чем говорится?»), «смысловые группы» (совокупности «единиц
                  информации», формирующиеся на основе их взаимного смыслового
                  соответствия), «эмоциональный тон» повествования» (этот тон
                  определялся по специальной порядковом шкале с делениями
                  «положительная», «отрицательная», «нейтральная» информация)
                  Исследования Э.Морен положили начало более «гибкому» подходу к
                  процедуре статистической обработки текстов. В результате
                  вскоре последовал бурный всплеск исследовательского интереса к
                  этому методу, повлекший за собой возникновение бесчисленных
                  методик контент-анализа, ориентированных на количественный
                  анализ поэтических, художественных, философских, др.
                  произведений. Процесс интеграции контент-анализа с
                  традиционными методами гуманитарных дисциплин привел к
                  разрушению исследовательских стандартов, разработанных в
                  социологии.
                  Сегодня необходимо уже доказывать: контент-аналитическими
                  можно называть только те методики исследования текстовых
                  массивов, которые основываются на строгой последовательности
                  процедурных шагов: от формирования абстрактного объекта
                  исследования и формулирования исследовательской задачи до
                  интерпретации результатов и их статистической обработки.
                  В контексте традиционных историко-философских исследований
                  контент-анализ чаще всего применяется как метод
                  источниковедческий. И это закономерно. Источниковед в силу
                  своей специальности не столько поглощает информацию
                  источников, сколько экспериментирует с нею. Целью
                  подготовленного источниковеда является глубокая, всесторонняя
                  обработка исторических документов, полное извлечение из них
                  полезной (в т.ч. и неявной, скрытой) информации, представление
                  той информации в максимально конкретной, адекватной форме, и
                  только в последнюю очередь - ее оценка.
                  Иную задачу решает историк философии. Для него существенно
                  важно верно оценить, интерпретировать смысловое значение
                  содержания философских текстов. Только в этом случае он сможет
                  доказательно рассуждать о месте конкретной философской системы
                  в контексте историко-философского процесса, сформировать
                  собственную версию того или иного историко-философского
                  события.
                  Давайте запомним: историк философии призван толковать
                  содержание исторических источников, а источниковед – как бы
                  создавать «новые» источники, со всей очевидностью,
                  однозначностью и несомненностью выявляя их собственный,
                  оригинальный смысл.
                  И в этой работе источниковеду помогает контент-анализ. Вот что
                  писал по этому поводу известный отечественный источниковед Б.
                  Г.Литвак: «Статистический метод должен стать одним из методов
                  источниковедческого синтеза, и так же как в самой статистике
                  он способствует созданию «статистического факта», в
                  источниковедении он будет способствовать созданию
                  «источниковедческого факта», т. е. акой «сгущенной»
                  информации, которая еще не интерпретирована, не ключена в
                  причинную цепь определенного исторического события или вления,
                  еще «сырье», из которого историк и извлекает исторический факт
                  обобщенного характера»[2] .
                  С этим утверждением трудно не согласиться!
                  Сегодня методика, процедуры и техника контент-анализа
                  достаточно полно описаны в специальной научной литературе[3] .

                  Давайте рассмотрим некоторые существенные элементы процедуры
                  контент-анализа.
                  Первое, с чем сталкивается историк философии при проведении
                  контент-анализа - это разработка конкретной исследовательской
                  программы, под которой обычно понимают изложение основных
                  задач, методических предпосылок и гипотез исследования с
                  указанием правил и логической последовательности операций по
                  проверке гипотез. Общие рекомендации по составлению таких
                  программ сводятся к необходимости  
                  Соизмерять желаемое (цели) и возможное (средства) и намеченное
                  (объект) и находить оптимальную для данного случая комбинацию
                  их.
                  Как раз последнее и представляет главную трудность для
                  историка философии. Преодолев ее он получает ключ к методу
                  контент-анализа. Не случайно социолог М.Й.Дауристин
                  подчеркивал: «Ни один другой метод, используемый в социальных
                  исследованиях, не связан так непосредственно в своих
                  процедурах с концептуальной установкой, прямо вытекающей из
                  теоретических посылок и задач исследования, как это мы видим
                  при контент-анализе».[4]
                  Важнейшими элементами исследовательской программы
                  контент-анализа являются: интерпретация понятийного аппарата,
                  предварительный системный анализ объекта исследования и
                  рабочие гипотезы, а центральным ее пунктом - принципиальный
                  (стратегический) план, составленный на основе логической схемы
                  исследования (см. рис.V).
                              1 этап: предконтентная процедура : Постановка
                                задачиЭксперимент




                              II этап: контент-анализ
                               
                                Сбор информации Обработка и анализ
                                информацииОценка информации

                      Рис.. Логическая схема исследования с применением
                      контент-анализа.
                      Следует подчеркнуть, исследовательские задачи историков
                      философии-источниковедов связаны, как правило, с
                      выявлением закономерностей и преодолением субъективного


Размер файла: 24.54 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров