Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (5)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (8)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Соответствует государственному образовательному стандарту
высшего профессионального образования

Издательство Михайлова В.А.
Санкт-Петербург
2000

Вершинин М.С.

 Конфликтология: Конспектлекций. -СПб.: Изд-во Михайло-

В издании даны основные представления о предмете и методах конф-
ликтологии, природе и динамике социального конфликта, проанализиро-
вана специфика политического, правового, организационно-управленчес-
кого и др. конфликтов, рассмотрены проблемы управления конфликтами
Предназначено для студентов высших учебных заведений.

ББК 88
УДК 159.9

18ВМ 5-8016-0094-9

cВершинин М.С.
c Издательство Михайлова В.А.

Содержание

ЛЕКЦИЯ 1.

ПРВДМЕТКОНФЛИКГОЛОГИИ .......................................... 5

1. Конфликтология как научная дисциплина ............................... 5

2. Направления в разработке

теории конфликта. .................................................................. 6г

3. Методология и методы конфликтологии.................................. 7

ЛЕКЦИЯ2.

КОНФЛИКТКАКСОЦИАЛЬНОЕ
ЯВЛЕНИЕ ....................................................,...........;..,........ 10

1. Понятие социального конфликта ........................................... 10

2. Причины социального конфликта........................................... 11

3. Типология конфликтов .......................................................... 12

4. Динамика социального конфликта......................................... 16

ЛЕКЦИЯ 3.

ПОЛШИЧЕСКИЙКОНФЛИКГ........................................... 18

1. Понятие политического конфликта........................................ 18

2. Типы политических конфликтов............................................ 19

3. Международный

политический конфликт........................................................ 21

ЛЕКЦИЯ 4.

ПОЛИТИЧЕСКИЕКРИЗИСЫ..............:..............:................ 23

1. Понятие и типология

политических кризисов ........................................................ 23

2. Кризисы политического развития..............:........................... 24

ЛЕКЦИЯ 5.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕКОНФЛИКТЫ.............................. 27

1. Природа этнополитического конфликта................................. 27

2. Сущность и эволюция

этнополитических конфликтов ............................................. 30

3. Типология этнополитических конфликтов на территории

бывшегоСССР..................................................................... 31

ЛЕКЦИЯ 6.

ПРАВОВОЙКОНФЛИКТ.................................................... 35

1. Природа правового ко нфликта............................................. 35

2.Разновидности правовых конфликтов..................................... 36

3. Разрешение правовых конфликтов......................................... 37

ЛЕКЦИЯ 7.

ОРГАНИЗАЩОННаУПРАВЛЕНЧБСКИЙ

КОНФЛИКТ......................................................................... 42

г
-1. Понятие и разновидности

организационно-управленческого конфликта ....................... 42

2. Специфика проявления

организационно-управленческого конфликта ....................... 43

3.Управление организационно-управленческим

конфликтом........................................................................... 45

ЛЕКЦИЯ8.

УПРАВЛЕНИЕКОНФЛИКГАМИ........................................ 48

1. Компромисс и консенсус...................;..,................................. 48

2. Предупреждение и стимулирование

конфликтов........................................................................... 49

3. Методы урегулирования конфликтов ..................................... 51

4. Разрешение конфликта .......................................................... 53

Лекция I. Предмет конфликтологии

ЛЕКЦИЯ 1.
ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

1. Конфликтология как научная дисциплина

До определенного времени практика обходилась без специаль-
ных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания
стали конфликты между государственной властью и обществом,
отдельными социальными группами, что нашло выражение в уче-
ниях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают соци-
ально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а
затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потреб-
ность в систематическом анализе всех существенно значимых для
общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношени-
ями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой
современного общества, способного к нормальному функциони-
рованию и развитию, только будучи целенаправленно регулируе-
мым и в основном сознательно управляемым.

Конфликтология как научная дисциплины сложилась в 50-
60-х гг. XX в. в недрах западной политологии и социологии. Ее
предметом стало объяснение процессов жизни, функционирова-
ния и развития общественных систем и подсистем посредством
категории конфликта.

Конфликт -столкновение двух или более разнонаправленных
сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

Конфликтология -теоретико-прикладная дисциплина. Ее со-
держание слагается из следующих уровней знания: 1) теоретичес-
кого объяснения конфликта как социального явления, анализа его
природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отно-
шениями, его места и функций в системе общественных действий
и взаимодействий; 2) изучение конкретных видов конфликтов, воз-
никающих в различных формах социальной жизни (семья, коллек-
тив и т.д.), технологии их регулирования и разрешения.

Особенностью конфликтологии является ее комплексный ха-
рактер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах обще-
ственной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то

6

Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ

ими интересуются представители различных гуманитарных дис-
циплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изуча-
ют различные аспекты социальных конфликтов, их развития и пре-
одоления. Общая для всех смежных наук цель - выявление и объяс-
нение механизмов, управляющих социальными процессами,
связанными с конфликтами, их динамикой.

2. Направления в разработке теории конфликта

В изучении конфликтов можно выделить два основных направ-
ления.

1. Концепции Э.Дюркгейма, Т.Парсонса, Н. Смелзера, где пре-
имущественное внимание уделяется проблеме стабильности и ус-
тойчивости (функционализм).

2. Теории К.Маркса, М.Вебера, Р. Дарендорфа, где проблема-
тика конфликта занимает доминирующее место при объяснении
социальных процессов и изменений (структурализм).

По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устой-
чивая, хорошо интегрированная и стабильная структура; каждый
элемент общества имеет определенную функцию, т.е. вкладывает
нечто в поддержание устойчивости системы; функционирование
социальной структуры основывается на ценностном консенсусе чле-
нов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию. Пар-
сонс формулирует ряд <функциональных предпосылок> стабильно-
сти общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную
систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации,
избежать социальных конфликтов и потрясений. Это, во-первых,
удовлетворение основных биологических и психологических потреб-
ностей значительной части членов данного общества. Во-вторых,
эффективная деятельность органов <социального контроля>, воспи-
тывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном
обществе нормами. В-третьих, совпадение индивидуальных моти-
ваций с общественными установками, в связи с чем индивиды вы-
полняют предписанные им обществом функции и задачи.

Р. Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется в каж-
дой своей точке, что социальные изменения вездесущи; каждое
общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и кон-

Лекция 1. Предмет конфликтологии

фликтом, социальный конфликт вездесущ; каждый элемента об-
ществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; каж-
дое общество основано на том, что одни члены общества принуж-
дают к подчинению других. По мнению Дарендорфа, <кто умеет
справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой
контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает
ритм себе в противники>. С его точки зрения, социальный конф-
ликт -результат сопротивления существующим во всяком обще-
стве отношениям господства и подчинения. Подавление конфлик-
та ведет к его обострению, а <рациональная регуляция> - к <кон-
тролируемой эволюции>.

Видный американский специалист по общей теории систем
КЭ.Боулдинг попытался создать общую модель конфликта, зафик-
сировать ее с помощью формализованного аппарата таким обра-
зом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По
мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и со-
зревшие противоречия и столкновения интересов. Иными слова-
ми, конфликт - <это ситуация, в которой стороны сообщают о не-
совместимости их потенциальных позиций или состояний и стре-
мятся завладеть позицией, исключающей намерения другой

стороны>.

Отмеченное разделение концепции интеграции и конфликта оп-
ределено в одной из последних работ известного современного
социолога А.Турена <Возвращение актора. Социальная теория в
индустриальном обществе> (1988). Автор говорит о <разных со-
циологиях>: одна из них включает дисциплины, ориентирован-
ные на изучение <социального порядка>, т.е. совокупности инсти-
тутов и отношений, обеспечивающих стабильность данной систе-
мы. Другая - <социология действия>, напротив, интересуется
прежде всего изменениями, рассматривает социальные действия
как цепь конфликтов.

3. Методология и методы конфликтологии

Методологическую основу конфликтологии как теоретико-при-
кладной дисциплины составляет комплекс философских, полито-
логических и социологических идей, аккумулируемых в теории

Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ

конфликта. Коренной вопрос той или иной методологии-вопрос >
о природе конфликта. Функционалисты исходят из социальной
структуры общества, считая, что она не фиксирует постоянные и
четкие классовые различия, а характеризуется высоким уровнем
, социальной мобильности. Политической же системе принадлежит
иная роль - формирование и функционирование полиархии. Пос-
ледняя означает признание существования многих политически ак-
тивных, соперничающих в борьбе за власть групп. Следовательно,
анализ конфликтов здесь не увязывается с социальной структурой,
взаимодействием больших социальных групп.

Структуралисты увязывают анализ конфликтов прежде всего
с социальной структурой и ее изменением. Р.Дарендорф, напри-
мер, пишет: <Социальные конфликты вырастают из структуры об-
ществ, являющихся союзами господства и имеющих тенденцию
к постоянно кристаллизуемым столкновениям между организо-
ванными сторонами>.

Важнейшая проблема методологии теории конфликта - это про-
блема объективности. Она решается на пути сочетания современ-
ных концепций в конфликтологии, включая концепцию согласия,
интеграции, с одной стороны, и конфликтную модель общества -с
другой. Ведь и конфликт и равновесие, интеграция, выражающаяся
в парадигме согласия, -две стороны, два взаимосвязанных момен-
та одного и того же общественного процесса. Ничто не абсолютно:

ни конфликт, ни согласие; все относительно и взаимообусловлено.

Объективный и субъективный методы методы в конфликтоло-
гии, по сути своей таковы же, как в исторической и политологичес-
кой науках. В первом случае предполагается рассмотрение конфликта
как естественного явления в обществе, безотносительно к оценке
его познающим субъектом и противоборствующими сторонами. Во
втором -рассмотрение конфликта сточки зрения позиций, с уче-
том оценки конфликта познающим субъектом и противополжными
агентами. И тот и другой познавательные процессы имеют место в
действительности. Для объяснения данного конфликта и выработки
способов его разрешения важно знание безоценочное и оценочное,
необходимы описания конфликта, каков он есть в реальности и ка-
ково его восприятие, нужна также оценка противоборствующими

Лекция 1. Предмет конфликтологии

сторонами и обществом в лице исследователя. Как объективный,
так и субъективный метод только в единстве дают знание о конф-
ликтной реальности, позволяют понять объективную и субъектив-
ную стороны конфликта и связанного с ним поведения.

Конфликты любого уровня и вида в обществе- комплексное-
явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются соци-
ально-психологические, социальные, экономические, политические,
духовные, а также индивидуальные и общественные элементы. По-
этому и методы их изучения многообразные, комплексные. Приори-
тетность того или иного метода в каждом конкретном случае опре-
деляется видом конфликта. Если, например, предметом изучения
является межличностный конфликт, то доминирующими методами
будут социально-психологические. При анализе конфликтов между
крупными социальными группами на первый план выходят социо-
логические и политологические приемы исследования.

В литературе выделяют три уровня изучения конфликтов: фун-
даментальный теоретический, с позиции теории среднего уровня и
эмпирический уровень, подчиненный непосредственно практичес-
ким управленческим целям. Соответственно следует различать и
функции конфликтологии: теоретико-познавательная, аналитичес-
кая и прогностическо-управленческая. Разработка фундаментальных
теоретических проблем конфликтологии вносит вклад в развитие
социальных наук. Исследования с позиций теории среднего уровня
обогащают социологические и политологические знания о механиз-
мах общественных процессов. Изучение конфликта на эмпиричес-
ком уровне, в сочетании с теорией, позволяет разрабатывать про-
гностические модели конфликтного действия общественных субъек-
тов и метода управления им. Анализ конкретных конфликтов -
необходимое условие их регулирования и разрешения.

ЛИТЕРАТУРА

ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта. М., 1996.
ЗеркинД.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998.
Преториус Р. Теория конфликта // Политические исследова-
ния. 1991. №5.

10 Вершинин М. С. КОНФЛИКТОЛОГИЯ

ЛЕКЦИЯ 2.
КОНФЛИКТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1. Понятие социального конфликта

Л.Козер определяет социальный конфликт как идеологическое
явление, отражающее устремления и чувства социальных групп
или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение
статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п.
По его мнению, ценность конфликтов состоит в том, что они пре-
дотвращают окостенение социальной системы, открывают дорогу
инновациям. Согласно другому американскому автору К.Боулдин-
гу, конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоре-
чия и столкновения интересов. Р-Дарендорф под конфликтом по-
нимает <все структурно-произведенные отношения противополож-
ности норм и ожиданий, институтов и групп>.

Американские социологи Р.Макк и Р.Снайдр описали следую-
щие группы признаков, характерных для социального конфликта:

1) Необходимым условием конфликта является наличие, как ми-
нимум, двух противодействующих сторон, причем стороны пони-
маются предельно широко: ими могут быть индивиды, группы,
классы, даже культуры. 2) Конфликт возникает в связи с наличием
признака позиционного и признака дефицита источников. В пер-
вом случае речь идет о невозможности одновременного выполне-
ния одной и той же ролевой функции двумя субъектами, что ста-
вит их в отношение состязательности; во втором - о недостаточ-
ности каких-либо ценностей, вследствие чего два субъекта
одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной
мере. 3) Конфликт возникает только в том случае, когда стороны
стремятся к получению выгоды за счет друг друга, вследствие чего
само конфликтное поведение выглядит как стремление ликвиди-
ровать, либо, как минимум, поставить под контроль другую сторо-
ну. 4) Конфликтным оказывается такое взаимодействие, при кото-
ром действия конфликтующих сторон направлены на достижение
несовместимых и взаимоисключающих целей (ценностей), а по-
тому и приводят к столкновению друг с другом. 5) Важнейшим

Лекция 2. Конфликт как социальное явление 11

аспектом конфликтных отношений является власть, ибо в конф-
ликте всегда идет речь о попытке достижения, изменения или со-
хранения господствующей общественной позиции-способнос-
ти контролировать и направлять поведение другой стороны.

2. Причины социального конфликта

Ответить однозначно на вопрос о корнях, причинах социальных
конфликтов невозможно, ибо каждый вид, уровень социального
конфликта обусловлен своими собственными причинами. При вы-
явлении корней, причин того или иного социального конфликта
необходимо учитывать целый комплекс обстоятельств: экономи-
ческие, политические интересы, социальный престиж, идеологи-
ческие, национальные, религиозные, возрастные факторы и т.д.

Основными источниками конфликта в обществе является рас-
слоение общества, разделение его на социальные и национальные
группы, слои, классы. Основное противоречие между производитель-
ными силами и производственными отношениями <задает> проти-
воречия, проявляющиеся: 1) в борьбе между социальными слоями,
группами, классами; 2) в противостоянии между поколениями (в
семьях, организациях); 3) в борьбе между этническими группами в
обществе; 4) в противоречащей друг другу деятельности различных
религиозных общин; 5) в борьбе носителей различных традицион-
ных ценностей с вновь возникающими обычаями и т.д.

Для описания того или иного конфликта, необходимо знать:

1) характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мо-
тивации, их устремления и цели, их интеллектуальные, психоло-
гические и социальные ресурсы для ведения или разрешения кон-
фликта; их представления о конфликте, включая концепцию стра-
тегии и тактики и т.д.);

2) предысторию взаимодействий конфликтующих сторон (от-
ношение друг к другу, взаимные стереотипы и ожидания, включая
их представление об отношении к себе противоположной сторо-
ны, и главное, степень полярности их взглядов по системе <хоро-
шо - плохо> и <заслуживает доверия - не заслуживает доверия

Размер файла: 120.3 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров