Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Производственный менеджмент

предисловие

 

По уровню качества жизни Россия в настоящее время значительно отстает от промышленно развитых стран.

Основной причиной такого отставания является проведение советского эксперимента по насаждению централизованно-плановой системы хозяйствования, к основным чертам которой относятся приоритет государственной собственности, жесткое централизованное планирование хозяйственной деятельности на всех уровнях управления, отсутствие конкуренции и заинтересованности работников. В результате – низкий уровень качества и эффективности товаров (например, удельный вес конкурентоспособной продукции машиностроения Российской федерации на внешнем рынке в 1998 г. составлял около 1%), неэффективное использование природных ресурсов (в 2–3 раза хуже, чем в странах с развитыми рыночными отношениями), труда и капитала.

Низкий уровень управления всеми звеньями хозяйствования привел к значительному отставанию всех составляющих потенциала страны в целом и инфраструктуры отдельных регионов, конкурентоспособности товаров и услуг.

Качество во имя лучшей жизни обеспечивается соответствующим развитием рыночных отношений, структурной политики, макро и микросреды, национальной политики, международной интеграции, систем менеджмента на всех уровнях управления и др. Провозглашение рыночных отношений без должного развития других аспектов отодвигает достижение положительных тенденций развития на неопределенный период.

Для уточнения авторской позиции на предмет исследования раскроем некоторые понятия, являющиеся исходным моментом в определении структуры и содержания книги.

Рыночные отношения – это система экономических, правовых и социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

В условиях рыночных отношений невыгодно плохо работать. Рынок не терпит инициативных, но бестолковых менеджеров. Поэтому реализация программы три "3" (знания, здоровье, забота о ближнем) является главным фактором успеха.

Менеджмент – вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией процесса достижения системы целей, принимаемых и реализуемых с использованием научных подходов, концепции маркетинга и человеческого фактора.

Менеджмент – это сложная междисциплинарная наука, базирующаяся на знаниях в области техники, экологии, экономики, психологии, социологии, организации управления и других наук.

Система менеджмента – это система научных подходов и методов менеджмента, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений.

Конкурентоспособность – способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Может рассматриваться конкурентоспособность таких объектов, как нормативный акт, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, работник, фирма (предприятие, организация), выпускаемый товар, отрасль, регион, страна в целом.

Маркетинг – это, во-первых, концепция ориентации любой деятельности на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000, – первая стадия жизненного цикла объекта и, в-третьих, первая функция управления. Маркетинг определяет стратегию менеджмента, является его началом и компонентом. Во времени маркетинг подразделяется на стратегический и тактический.

В условиях рыночных отношений выбор технологий, методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческого решения определяет менеджер или инвестор. "Кто платит, тот и музыку заказывает". В этих условиях не существуют обязательные для всех стандарты или методы управления. Чем выше обоснованность применяемых в конкретной ситуации методов управления и качество управленческого решения, тем меньше коммерческий риск инвестора.

Если при разработке управленческого решения менеджер и его команда не спрогнозировали достаточно точно стратегию фирмы, нормативы конкурентоспособности будущего товара, изменения компонентов внешней и внутренней среды фирмы, то завтра она окажется под угрозой банкротства. "Будущее начинается сегодня". Поэтому экономия на качестве управленческого решения принесет в будущем огромные потери из-за реализации и тиражирования некачественного решения на последующих стадиях жизненного цикла объекта. В подтверждение этого положения приведем соотношение из американской практики менеджмента – 1:10:100:1000, где "1" – экономия, полученная на стадии маркетинга и научно-исследовательских работ за счет игнорирования современных методов анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования управленческих решений; "10" – потери на стадии проектно-конструкторских и технологических работ; "100" – потери на стадии производства (материализации) объекта; "1000" – потери в сфере потребления данных объектов.

В учебнике большое внимание уделено последнему этапу принятия управленческого решения – его экономическому обоснованию. Это объясняется тем, что, во-первых, в экономических дисциплинах эти методы рассматриваются не с точки зрения обоснования решений по улучшению качества "входа", "процесса" или "выхода" системы, а с точки зрения эффективности вкладываемых инвестиций, без их привязки к системе менеджмента. Во-вторых, рассмотрение в одном учебнике всего комплекса работ по разработке, обоснованию и реализации управленческих решений обеспечит целостность и наглядность процесса принятия решений как для обучающихся, так и для практиков.

В имеющейся научной и учебной литературе по разработке управленческого решения подробно освещаются либо отдельные функции принятия решения – анализ, прогнозирование, оптимизация, экономическое обоснование, либо технология процесса принятия решения. В предлагаемом читателю учебнике процесс разработки и реализации управленческого решения рассмотрен в рамках системы менеджмента.

Большое внимание в работе уделено планированию, особенно стратегическому.

Актуальность планирования подтверждается в работах Аристотеля, который отмечал: "Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: 1) правильного установления конечных целей и 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели".

В последние годы наблюдается тенденция сокращения периода (горизонта) стратегического планирования, т.к. сокращается длительность жизненного цикла большинства товаров. Например, в производстве вычислительной техники в США продолжительность их выпуска сократилась за последние 15 лет в среднем в 7 раз и составляет не более 12 месяцев. Поскольку фирмы новую стратегию разрабатывают под новую модель товара, то и стратегические планы могут обновляться (уточняться) очень часто (но не чаще, чем через год).

Логическую цепочку по формулированию и реализации планов можно представить в следующем виде: цель инвестора ? идея для достижения цели ? ниша на рынке ? функции ? объект ? результат.

Исходя из сущности приведенных понятий, определим функции менеджера. Менеджер высокого класса должен:

1. Уметь ставить высокие цели по удовлетворению потребностей в самовыражении, стремиться вести нормальный образ жизни, поддерживать хорошую физическую форму, постоянно повышать свою квалификацию, ясно и доходчиво излагать свои мысли, быть честным, обязательным, целеустремленным, красиво одеваться.

2. Уметь научно прогнозировать стратегию развития фирмы, эффективность и конкурентоспособность выпускаемого товара, изучать и оценивать факторы, влияющие на конкурентоспособность, аргументировано доказывать устно и письменно свои идеи.

3. Уметь формулировать цели коллектива, понимать характер, особенности личности и адекватно оценивать себя и других людей, поддерживать нормальный морально-психологический климат в коллективе, снимать стрессы, сглаживать конфликтные ситуации.

4. Знать технические и технологические особенности, принцип действия покупаемого, выпускаемого или продаваемого объекта, разбираться в вопросах унификации, стандартизации, специализации и автоматизации производства.

5. Уметь анализировать, прогнозировать, экономически оценивать и принимать решения в условиях неопределенности.

6. Уметь организовывать себя и коллектив на достижение поставленных целей, выполнять функции распределителя ресурсов, диспетчера и координатора, делегировать функции и ответственность по уровням управления, организовывать стимулирование работников за реализацию концепции маркетинга, экономию ресурсов, достижение конкурентоспособности выпускаемых товаров.

Перечисленные функции свидетельствуют о высокой сложности работы менеджеров. Поэтому они являются организаторами и координаторами в достижении целей, руководят специалистами и рабочими. Например, компания "Боинг" перешла на пирамидальную структуру управления, состоящую из комплексных бригад по 5–15 специалистов и исполнителей, возглавляемых менеджерами. Сложность работы предопределяет высокую заработную плату (к примеру, Ли Якокка в 70-е годы получал примерно 1 млн. $ в год).

Научная новизна и практическая ценность работы, на взгляд автора, заключается в следующем:

·        впервые в мировой практике разработана структура и определено содержание системы менеджмента, состоящей из целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем;

·        понятие "менеджмент" рассматривается значительно шире общепринятого в литературе. Менеджеры должны заниматься не только организацией и мотивацией достижения целей, психологическими аспектами управления персоналом, но и знать основы техники, технологии, экономики, владеть методами маркетинга, анализа, прогнозирования, экономического обоснования управленческого решения, его планирования, знать методы разработки товара, организации его производства, сбыта и фирменного обслуживания. Менеджеру не обязательно самому заниматься всеми этими вопросами. Но он должен знать: Что делать? Почему делать? Для кого делать? Как делать? Кому делать? Когда делать? Он должен уметь организовывать работу и координировать ее выполнение;

·        разработаны элементы воспроизводственного подхода к менеджменту, обоснована необходимость применения функционального и нормативного подходов;

·        закон конкуренции рассмотрен как объективный закон неуклонного снижения удельной цены однородных объектов, процесс вымывания с рынка некачественных товаров;

·        впервые к системе менеджмента применено 14 научных подходов, раскрывающих разные аспекты менеджмента и дополняющих друг друга, к ним относятся системный, комплексный, структурный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный подходы;

·        закон экономии времени рассмотрен как закон экономии суммы прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу получаемого от него полезного эффекта;

·        методы экономического обоснования управленческих решений впервые в теории и практике выбираются в зависимости от изменения качества "входа", "процесса", "выхода" системы;

·        впервые разработана и обоснована проблемно-целевая организационная структура фирмы (предприятия, организации), отличающаяся формированием структуры и органов управления в соответствии с деревом целей фирмы и горизонтальной координацией связей маркетологом по конкретному товару;

·        с применением системного и других подходов разработан понятийный аппарат по производственному менеджменту.

Книга написана на примере машиностроительного предприятия как наиболее сложной социально-экономической производственной системы. На базе сложного нетрудно сформулировать структуру и содержание системы менеджмента других фирм.

В книге сделана попытка охватить 0-й, 1-й и 2-й уровни обобщения (дерева целей, функций, показателей, компонентов структуры). Остальные уровни (3,4, 5-й) разрабатываются специалистами и рассматриваются в специальной литературе.

"Здание" системы менеджмента построено впервые. Отдельные его "кирпичики" взяты из многих работ (см. Список литературы). В связи с этим автор выражает сердечную благодарность всем, чьи идеи и разработки были использованы при написании книги.

В конце каждой темы приведены краткие выводы, отражающие новизну и авторскую позицию на изучаемый предмет, а также контрольные вопросы. В приложении приведен понятийный аппарат по производственному менеджменту; некоторые психологические тесты, пословицы и поговорки, рассуждения, размышления и советы менеджерам; примеры из опыта всемирно известных менеджеров Ли Якокка и Акио Мориты. Надеемся, что это поможет читателю овладеть искусством менеджмента как перспективного инструмента достижения успеха в жизни.

В написании темы 3 и приложений принимала участие кандидат экономических наук Сивкова Л. А.

 



Размер файла: 2.22 Мбайт
Тип файла: rar (Mime Type: application/x-rar)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров