Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (3)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (4)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (14)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (14)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

В.Я.Пропп. Морфология "волшебной" сказки

Предисловие
Морфология еще должна легитимироваться, как особая наука, делая своим главным
предметом то, что в других трактуется при случае и мимоходом, собирая то, что
там рассеяно, и устанавливая новую точку зрения, позволяющую легко и удобно
рассматривать вещи природы. Явления, которыми она занимается, в высшей степени
значительны; те умственные операции, при помощи которых она сопоставляет
явления, сообразны с человеческой природой и приятны ей, так что даже
неудавшийся опыт все-таки соединит в себе пользу и красоту.
Гете.
Слово морфология, означает учение о формах. В ботанике под морфологией
понимается учение о составных частях растения, об их отношении друг к другу и к
целому, иными словами, учение о строении растения.
О возможности понятия и термина морфология сказки никто не думал. Между тем в
области народной, фольклорной сказки рассмотрение форм и установление
закономерностей строя возможно с такой же точностью, с какой возможна морфология
органических образований.
Если этого нельзя утверждать о сказке в целом, во всем ее объеме, то во всяком
случае это можно утверждать о так называемых волшебных сказках, о сказках "в
собственном смысле слова". Им только и посвящена настоящая работа.
Предлагаемый опыт -- результат довольно кропотливой работы. Подобные
сопоставления требуют от исследователя некоторого терпения. Но мы постарались
найти такую форму изложения, которая не слишком искушала бы терпение читателя,
упрощая и сокращая, где только можно.
Работа пережила три фазиса. Первоначально это было широкое исследование с
большим количеством таблиц, схем, анализов. Опубликовать такую работу оказалось
невозможным уже ввиду ее большого объема. Было предпринято сокращение,
рассчитанное на минимум объема при максимуме содержания. Но такое сокращенное,
сжатое изложение оказалось бы не по плечу рядо-
5
вому читателю: оно походило на грамматику или на учебник гармонии. Форму
изложения пришлось изменить. Правда, есть вещи, которые изложить популярно
невозможно. Есть они и в этой работе. Но все же думается, что в настоящей форме
работа доступна каждому любителю сказки, если только он сам захочет последовать
за нами в лабиринт сказочного многообразия, которое в итоге предстанет перед ним
как чудесное единообразие.
В интересах более краткого и живого изложения пришлось поступится многим, чем
дорожил бы специалист. В первоначальном виде работа охватывала, кроме тех
частей, которые даны ниже, также исследование богатой области атрибутов
действующих лиц (т. е. персонажей как таковых); она подробно касалась вопросов
метаморфозы, т. е. трансформации сказки; были включены большие сравнительные
таблицы (остались только заголовки их в приложении), всей работе предшествовал
более строгий методологический очерк. Предполагалось дать исследование не только
морфологической, но и совершенно особой логической структуры сказки, что
подготовляло историческое изучение сказки. Самое изложение было более детальным.
Элементы, которые здесь только выделены как таковые, подвергались подробному
рассмотрению и сопоставлению. Но выделение элементов составляет ось всей работы
и предопределяет выводы. Опытный читатель сам сумеет дорисовать наброски.
 
I. К ИСТОРИИ ВОПРОСА
История науки принимает всегда очень важный вид на той точке, где мы находимся;
мы ценим, правда, своих предшественников и до известной степени благодарим их за
услугу, которую они нам оказали. Но никто не любит рассматривать их, как
мучеников, которых неудержимое влечение заводило в опасные, иногда почти
безысходные положения; и, однако, у предков, заложивших фундамент нашему
существованию, часто больше серьезности, чем среди изживающих это наследие
потомков.
Гете.
В первой трети нашего века научная литература о сказке была не слишком богата.
Помимо того, что трудов издавалось мало, библиографические сводки показывали
следующую картину: больше всего издавалось текстов, довольно много было работ по
частным вопросам и сравнительно мало трудов общего характера. Если же они и
были, то в большинстве случаев имели не строго исследовательский, а
философско-дилетантский характер.
6
Они напоминали труды эрудированных натурфилософов прошлого века, тогда как мы
нуждались в точных наблюдениях, анализах и выводах. Вот как характеризовал это
положение проф. М. Сперанский: "Не останавливаясь на полученных выводах, научное


Размер файла: 256.71 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров