Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Негативная диалектика

A 32 Негативная диалектика. – М.: Научный мир, 2003.

 

Теодор Визенгрундт Адорно (1903-1969) – один из самых известных в XX веке немецкий философ и социолог леворадикальной ориентации. Его философские воззрения сложились на пересечении аргументов неогегельянства, авангардистской критики культуры, концептуального неприятия технократической рациональности и тоталитарного мышления. Сам Адорно считал "Негативную диалектику" своим главным трудом. Философия истории представлена в этой работе как методология всеобщего отрицания, диалектика -как деструкция всего данного. Новая волна популярности идей Адорно связана с ростом влияния радикальной антиглобалистской оппозиции. Вниманию читателей предлагается первый русский перевод текста "Негативной диалектики".

Над текстом "Негативной диалектики" Т.Адорно работал с 1959 по 1966 гг. Ядро книги составили три лекции, прочитанные им весной 1961 г. в College de France в Париже. Из первых двух лекций (их структура осталась без изменений) сложилась первая часть книги; третья, существенно переработанная и дополненная, стала основой для второй части. Многие фрагменты текста датируются значительно более ранними сроками: первые наброски главы о свободе относятся к 1937 г., мотивы фрагмента "Мировой дух и всемирная история" заимствованы из доклада, который Адорно сделал в 1932 г. в местном отделении Кантовского общества. Идея логики распада является, по-видимому, одной из самых ранних в философской концепции автора; вероятно, ее истоки оформились уже в ученические годы Адорно.

 

 

Theodor W. Adorno

NEGATIVE DIALEKTIK

 

Frankfurt am Main

Suhrkamp Verlag

1966

 

 

 

Теодор В. Адорно

НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА

 

Москва

Научный мир

2003

 

 

Издание выпущено при поддержке Института "Открытое обществ" (Фонд Сороса) в рамках мегапроекта "Пушкинская библиотека"

 

This edition is published with the support of the Open Society Institute within the framework of "Pushkin Library" megaproject

 

Редакционный совет серии "Университетская библиотека":

Н.С. Автономова, Т.А. Алексеева, М.Л. Андреев, В.И. Бахмин. М.А. Веденяпина, Е.Ю. Гениева, Ю.А. Кимелев, А.Я. Ливергант, Б.Г. Капустин, Ф. Пинтер, А.В. Полетаев, И.М. Савельева, Л.П. Репина, A.M. Руткевич, А.Ф. Филиппов

 

"University library " Editorial Council:

Natalia Avtonomova,Tatiana Alekseeva, Mikhail Andreev. Vyacheslav Bakhmin, Maria Vedeniapina, Ekaterina Genieva, Yur'i Kimelev, Alexander Livergant, Boris Kapustin, Frances Pinter, Andrei Poletayev, Irina Savelieva, Lonna Repina, Alexei Rutkevich, Alexander Filippov

 

 

 

ББК 87.2

А 32

 

Перевод с немецкого – Е.Л.Петренко

По проекту "УНИВЕРСИТЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА"

ISBN 5-89176-191-2

© Е.Л.Петренко, перевод на русский язык, 2003.

© Научный мир, 2003.

 

 

 

Номер страницы предшествует странице – (прим. сканировщика)

Знак "###" в тексте обозначает нераспознанные древнегреческие символы – (прим. сканировщика)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие автора.......................................................... 10

 

Введение.................................................................................. 13

О возможности философии............................................... 13

Диалектика – это не точка зрения..................................... 14

Реальность и диалектика.................................................... 16

Интересы философии......................................................... 17

Антагонистическое целое.................................................. 19

Понятие расколдовано........................................................ 20

"Бесконечность".................................................................. 22

Спекулятивный момент...................................................... 24

Изложение – изображение................................................. 26

Отношение к системе......................................................... 28

Идеализм как ярость........................................................... 30

Двойственный характер системы...................................... 32

Антиномично системе........................................................ 33

Аргумент и опыт................................................................. 35

Головокружительное.......................................................... 38

Хрупкость истинного......................................................... 39

Против релятивизма........................................................... 42

Диалектика и устойчивое................................................... 44

Привилегия опыта.............................................................. 46

Качественный момент рациональности............................ 48

Качество и индивид............................................................ 50

Содержательность и метод................................................ 52

Экзистенциализм................................................................ 54

Вещь, язык, история........................................................... 56

Традиция и познание.......................................................... 57

Реторика............................................................................... 59

 

Часть первая. Отношение к онтологии........................ 61

I. Онтологическая потребность.................................. 63

Вопрос и ответ.................................................................... 63

Свойство аффирмативности.............................................. 66

Безвластие субъекта............................................................ 68

Бытие, субъект, объект........................................................ 69

Онтологический объективизм........................................... 71

Разочарованная потребность............................................. 72

"Дефицит выгоды".............................................................. 76

Ничейная земля................................................................... 77

Вещественность, которой не повезло............................... 78

О категориальном созерцании........................................... 79

Бытие ###.......................................................................... 82

"Смысл бытия".................................................................... 83

Онтологически подчинено................................................. 85

Протест против овеществления......................................... 87

Потребность не истинна.................................................... 89

Слабость и опора................................................................ 90

 

II. Бытие и существование............................................ 93

Об имманентной критике онтологии................................ 93

Copula................................................................................... 96

Нет – трансценденции бытия............................................. 99

Выразить невыразимое...................................................... 102

Детский вопрос................................................................... 104

Вопрос о бытии................................................................... 105

Volte...................................................................................... 108

Мифология бытия............................................................... 11О

Онтологизация онтического.............................................. 111

Функция понятия экзистенции.......................................... 114

"Dasein в отношении к себе рнтологично"....................... 116

Номиналистический аспект............................................... 117

Экзистенция авторитарна................................................... 118

"Историчность"................................................................... 119

 

Часть вторая. Негативная диалектика: понятие и категории................... 123

Неустранимость нечто........................................................ 125

Принуждение к содержательному..................................... 126

"Метафизика потайного оконца"...................................... 128

Не нужно гипостазировать непротиворечивость............. 130

Отношение к левому гегельянству.................................... 132

"Логика распада"................................................................ 133

Диалектика тождества........................................................ 135

Саморефлексия мышления................................................ 137

Оъективность противоречия.............................................. 140

Начало и исток понятия..................................................... 141

Синтез.................................................................................. 143

Критика позитивного отрицания....................................... 145

И единичное не есть последнее......................................... 148

Констелляция...................................................................... 149

Констелляция в науке......................................................... 150

Сущность и явление........................................................... 153

Опосредование объективностью....................................... 156

Особенность и особенное.................................................. 158

О диалектике субъекта-объекта......................................... 159

Переворачивание субъективной редукции....................... 161

Об интерпретации трансцендентального......................... 163

"Трансцендентальная видимость".................................... 165

Преимущество объекта...................................................... 167

Объект не есть данность.................................................... 170

Объективность и овеществление...................................... 173

Переход к материализму.................................................... 175

Материализм и непосредственность................................. 177

Диалектика – это не социология знания........................... 179

О понятии "Дух"................................................................. 180

Чистая деятельность и генезис.......................................... 182

Страдание – это физическое.............................................. 184

Материализм без икон........................................................ 185

 

Часть третья. Модели...........................................................189

I. Свобода (о метакритике практического разума)..................191

"Проблема видимости"...................................................... 191

Интересы, как они разделены относительно свободы .... 193

Свобода, детерминизм, тождество.................................... 195

Свобода и организованное общество............................... 196

Импульс пред-Я...................................................................200

Experimenta crusis................................................................201

О том, что добавляется.......................................................204

Фикция позитивной свободы.............................................208

Несвобода мысли................................................................210

"Формализм".......................................................................212

Воля как вещь......................................................................214

Объективность антиномии.................................................215

Диалектическое определение воли...................................217

Kontemplation......................................................................220

Структура третьей антиномии...........................................221

Понятие причинности у Канта..........................................223

В защиту порядка................................................................225

Способ доказательства в антитетике.................................227

Моменты онтического и моменты идеального................230

Учение о свободе репрессивно..........................................234

Самопознание свободы и несвободы................................236

О кризисе причинности.....................................................239

Причинность как заклятие.................................................242

Разум, я, сверх-я..................................................................244

Потенциал свободы............................................................247

Против персонализма.........................................................248

Деперсонализация и экзистенциальная онтология..........251

Всеобщее и индивид в моральной философии................253

О степени свободы..............................................................256

Интеллигибельность по Канту...........................................258

Интеллигибельное и единство сознания..........................262

Истина учения об интеллигибельном...............................267

 

II. Мировой дух и естественная история (экскурс к Гегелю)..............270

Тенденция и факт................................................................270

О конструкции мирового духа...........................................272

"Вместе с мировым духом"...............................................274

О высвобождении производительных сил.......................276

Дух группы и господство...................................................277

Право и справедливость.....................................................279

Завеса индивидуальности..................................................280

Динамика всеобщего и особенного...................................281

Дух как общественная тотальность..................................282

Антагонистический разум истории...................................284

Всеобщая история...............................................................286

Антагонизм случаен?.......................................................... 288

Гегелевский мировой дух: над мирским и светским.......290

Гегель встает на сторону общего.......................................292

Рецидив платонизма...........................................................294

Время теряет свою временность.......................................296

Крушение диалектики у Гегеля.........................................299

"Дух народа": функции понятия........................................302

"Дух народа" – это устарело..............................................304

Индивидуальность и история............................................305

Проклятие............................................................................307

Заколдованная регрессия...................................................310

Субъект и индивид..............................................................312

Диалектика и психология...................................................313

"Естественная история".....................................................316

История и метафизика........................................................320

 

III. Размышления о метафизике................................322

После Освенцима................................................................322

Метафизика и культура......................................................325

Умереть сегодня..................................................................328

Счастье и напрасное ожидание.........................................333

"Нигилизм"..........................................................................335

Отречение Канта.................................................................340

Стремление к спасению и [его] механизм........................343

Mundus intelligibilis.............................................................347

Нейтрализация.................................................................... 350

"Просто сравнение"............................................................354

Видимость другого.............................................................357

Саморефлексия диалектики...............................................360

 

Примечания..........................................................................363

Именной указатель............................................................370

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 

Дефиниция "негативная диалектика" – погрешность относительно традиции. Уже Платону диалектика виделась как способ конституирования негативного посредством мышления отрицания; позднее эта функция была четко обозначена в фигуре отрицания отрицания. В моей книге хотелось бы освободить диалектику от такого рода аффирмативных сущностей, но и не оставить ей в наследство ничего от определенности. Развернуть смысл парадоксального названия "Негативная диалектика" – одна из многих интенций труда.

 

Тому нечто, которое в соответствии с господствующей в философии установкой является основой и основанием, автор дает развернутую характеристику только после того, как сформулирован вывод, сделанный им очень давно. Исходный пункт: нечто возвышается над определенным основанием. Такая позиция инициирует в равной мере как критику понятия основы и основания, так и критику идеи содержательного мышления. Движение этого нечто улавливается только в процессе его самосознания. В соответствии с действующими и сегодня правилами игры такое движение нуждается в существовании вторичного и обусловленного по отношению к духу.

 

Данностью для автора является не только методология материальной деятельности: согласно теории негативной диалектики существует разрыв между материально-предметной деятельностью и негативной диалектикой. Хотя этот разрыв, как и обусловленные им отсылки к мышлению, доступны рассмотрения и подвластны анализу. Такой опыт, скорее, узаконен, чем обоснован. По возможности, автор раскрывает свои карты; а это нечто совсем другое, чем просто игра.

 

11

 

В 1937 году В.Беньямин, прочитав фрагменты "Метакритики теории познания" – работы, которую автор только-только завершил (он познакомился с публикацией последней главы), высказался в том смысле, что следует целенаправленно и последовательно преодолевать границы ледняков абстракции; что важно, так это достичь конкретного философствования, придти к нему. Негативная диалектика рисует этот путь только в ретроспекции. В современной философии конкретизация по большей мере превращается в обман. Абстрактный текст, напротив, призван служить разъяснением для авторской мысли. Если в эстетических спорах юности речь шла об антидраме и антигероях, то негативную диалектику, весьма далекую от любых эстетических тем и мотивов, можно было бы назвать антисистемой. Последовательно используя логические приемы, негативная диалектика рассматривает вместо принципа тождества и всевластия возвышающегося над миром понятия идею того нечто, которое избежало заклятия и чар единства. С того самого момента, как автор доверился собственным духовным импульсам и побуждениям, он видел свою задачу в том, чтобы силами самого субъекта разрушить иллюзию конститутивной субъективности. Однако в равной степени он хотел избежать необходимости решать эту проблему. Одним из определяющих мотивов стало стремление выйти за рамки официального различения чистой философии и предметного или формально-научного.

 

Введение [книги] раскрывает понятие философского опыта. Размышления первой части отталкиваются от уровня господствующей в Германии онтологии. Сама онтология не рассматривается сквозь призму иерархических оценок, но интерпретируется и критикуется имманентно, исходя из сознания потребности в онтологии – потребности в известном смысле проблематичной. Отталкиваясь от полученных результатов, в тексте второй части осуществляется переход к идее негативной диалектики и вопросу об отношении к отдельным категориям, которые негативная диалектика не только обосновывает, но и качественно видоизменяет. Третья часть представляет собой изложение и характеристику моделей негативной диалектики. Эти модели не являются примерами, они ничего не иллюстрируют, не проясняют всеобщих рассуждений. Вводя в предметное и вещное, модели негативной диалектики оправдывают и узаконивают содержательную интенцию того, что в силу необходимости обычно характеризовалось как рассмотренное в своей всеобщности – характеризовалось в противоположность использованию этого нечто в качестве примера в себе тождественного, этот пример когда-то привел Платон, а с тех пор его постоянно повторяет любая философия. Если модели негативной диалектики призваны прояснить, чем же в действительности является

Размер файла: 264.7 Кбайт
Тип файла: rar (Mime Type: application/x-rar)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров