Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Свободное тело

Редактор-составитель В.Ю.Баскаков

Свободное тело

 

Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике

Институт общегуманитарных исследований

Москва 2004

УДК 615.8 ББК 53.57 Б 58

Редактор-составитель Баскаков В.Ю. Свободное тело  М.: Институт Общегуманитарных Исследо­ваний, 2004  — 224 с.

 

Тело — это продолжение нашей психики. И воздей­ствуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, состав­ленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Владимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастья

Диапазон содержания очень широк — от ставшей уже классической монографии Д. Боаделла по биосинтезу до рассмотрения темы телесности в творчестве Рене Магритта и Николая Гоголя, от танатотерапии, актерских техник и фольклорного анализа до влияния русского тела на нашу историю.

Многие новейшие методы работы с телом рассматрива­ются впервые.

 

ISBN 5-88230-086-Х

© Составление, редакция, В. Баскаков

© Дизайн, Институт обще гуманитарных исследований,200 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие

Свободное тело

Идея названия Хрестоматии "Свободное тело" взя­та нами из основного кредо алхимика: "Освобо­дить дух через материю и освободить материю че­рез дух" (Шварц Ф-, Пуассон А., Блаватская Е.П. Теории и символы алхимиков. — М.: Новый Ак­рополь, 1995. — с.И) и отражает общее направле­ние действий в области телесно-ориентированной психотерапии — оказание помощи в установлении максимально полного и доверительного контакта человека с его телом. Контакта, необходимого для того, чтобы мы могли помочь телу избавиться от его проблем, и благодарное нам за это тело могло помочь нам избавиться от наших проблем. До сих пор расхожим является вопрос "владеешь ли ты своим телом?", что фиксирует в сознании и само является отражением абсолютно других (не парт­нерских!) отношений: отношений зависимости, власти и использования. Стоит только удивлять­ся той степени терпеливости и безропотности, с которым наше тело после этого относится к нам.

Мы максимально дружны с нашим телом — в детстве. При том, что оно максимально нам непос­лушно. Сколько шишек и синяков мы получали, осваивая, вроде бы, совсем уж простые действия — ходьбу, езду на велосипеде. Но, осваивая его и ос­ваивая мир через него мы были всегда благодарны ему. А оно, это малопослушное тело, было благо­дарно нам.

Во взрослом состоянии нашим телом управляет уже не радость открытий и освоений, а, увы, це­лесообразность. Догнать уходящий автобус с ру­ками, занятыми сумками, — о какой радости мо­жет идти речь? А впереди — старость. И поднять свое, уже немощное, и, главное, заброшенное тело,   — нет сил. "Владеешь ли ты своим телом?".

В настоящую Хрестоматию впервые включены системы, которые в нашей стране представлены долгосрочными обучающими программами — био­синтез и розен-метод. Определенную трудность для составителя представляла задача определения ра­мок для систем, работающих с телом человека. Почему они, а не, например, йога или классичес­кий массаж. Там тоже используется тело челове­ка. Применительно такой задаче нами (в качестве рабочей модели и приглашения к дискуссии) были разработаны и предлагаются следующие пять при­знаков отличия систем телесно-ориентированной психотерапии от других, имеющих в своем арсена­ле приемы работы с телом человека.

Во-первых, системы телесно-ориентированной психотерапии — западный продукт, своей ме­тодологией базирующийся на позднем психо­анализе или критике последнего.

Для этого достаточно взять такие базовые кон­структы этой области, как представление о "мы­шечном панцире", "структуре характера", механиз­мах их образования.

Во-вторых, можно говорить о достаточно ограни­ченном числе приемов работы с телом этой области.

 

*Вспоминается, как в 80-е годы, в пору "запретности' психоанализа, большую позитивную роль в ознакомлении с концепцией психо­анализа сыграла книга "Марксистская критика психоанализа".

 

Конечно, можно придумать любой "но­вый" прием работы с телом человека, но по мере его применения — он или отпадет за нена­добностью, или, что поразительно, будет най­ден в несуществующей пока своеобразной "Зо­лотой книге приемов...".

В-третьих, этой области свойственна особая таб­лица соответствий проблем человека и/или (что одно и то же) заболеваний тем или иным частям тела и внутренним органам. Назовем это своеобразной' "проблемной анатомией". Отдельные страницы этой анатомии представ­лены в настоящей Хрестоматии в разделе "Структура характера".

В-четвертых, за время существования телесно-ори­ентированной психотерапии сложился своеоб­разный ее язык. Попробуйте найти русский эк­вивалент понятию "facing" (от англ. face — лицо). "Пялинг"? "Мординг"? А понятиям "grounding" (от англ. ground — земля), "centring",  "sounding"?

Наконец, в-пятых, как это не покажется странным, существует определенная верность первоначаль­ному названию — телесно-ориентированная психотерапия. Каких только искажений не встретишь в русском языке! От уничижитель­но-оскорбительных "телеска" (попробуйте представить себе "эриксончик" вместо эриксоновского гипноза), до невразумительных "те­лесная терапия" (хирургия?, физиотерапия?) и "телесное ориентирование" (бегание на вре­мя по местности с высунутым языком).

 

В.Баскаков, координатор Международной программы "Культура тела"

 

 

 

 

ГЛАВА 1

Системы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники

 

1.1.  Биосинтез

Биосинтез — это направление телесно-ориенти­рованной (или соматической) психотерапии, ко­торое с начала семидесятых годов нашего века раз­вивают Д. Боаделла и его последователи в Англии, Германии, Греции и других странах Европы, Се­верной и Южной Америке, Японии и Австралии.

Подход опирается на опыт:

1) эмбриологии — в связи с этим о биосинтезе говорят, что благодаря ему, психоанализ по­лучил свою органическую основу;

2)  райхианской терапии;

3)  теории объектных отношений.

Впервые термин "биосинтез" использовал анг­лийский аналитик Френсис Мотт. В своей работе он основывался на глубинных исследованиях внут­риутробной жизни.

Уже после смерти Ф.Мотта Дэвид Боаделла ре­шил применить этот термин для описания соб­ственного терапевтического подхода.   Он также хотел подчеркнуть отличие своего метода от био­энергетики, развиваемой А.Лоуэном и Дж.Пьер-ракосом, и биодинамики — школы Г.Бойсен и ее последователей, занимавшихся различными фор­мами массажа для освобождения блокированной энергии.

 

*Статья написана В.Березкиной-Орловой и Г.Ченцовой на основе монографии D.Boadella "LifestreamsAn Introduction to Biosynthesis" (London,1987), статей из журнала "Energy and Character" и практи­ческих семинаров-тренингов в рамках Международной долгосрочной обучающей программы по биосинтезу (1994-1999гг.)

 

Термин "биосинтез" означает — "интеграция жизни". Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков, которые дифферинцируются в первую неделю жизни эмбриона, интегративное существование которых существенно для соматического и психического здоровья и которые слипаются у невротиков.

Эти энергетические потоки связаны с тремя за­родышевыми листками: эндодермой, мезодермой и эктодермой.

Из эндодермы впоследствии развиваются орга­ны пищеварения и дыхания, которые отвечают за обмен веществ и энергии. Энергетический поток, связанный с эндодермой, — поток эмоций. Эндо­дерма является органическим субстратом "ОНО" (как вегетативного источника энергии).

Из мезодермы развиваются кости, мышцы и кро­веносная система. С этим зародышевым листком связан двигательный энергетический поток, отве­чающий за позу, движения, действия. Мезодер­ма— органический субстрат той части "Я", кото­рая является координатором движений.

Из эктодермы развиваются кожа, мозг, нервы и органы чувств. С ней связан поток восприятия мыслей и образов. Эктодерма — органический субстрат той части "Я", которая является интеграто­ром ощущений.

 

* Все три направления: биоэнергетика, биодинамика и биосин­тез — обладают общими корнями (райхианский анализ), однако имеют принципиальные различия.

 

Что касается "СВЕРХ-Я", у него нет органичес­кого (биологического) субстрата и его развитие обусловлено исключительно влиянием общества.

Первоначально эти три зародышевых листка и соответствующие им три потока энергии интегри­рованы и свободно корреспондируют друг с дру­гом. Но в результате внутриутробного или родо­вого стресса, травмы младенческого возраста или более позднего периода эта первоначальная интег­рация нарушается. В результате либо действие "от­резается" от мышления и чувств, либо эмоции от движения и восприятия, либо понимание от дви­жения и чувств.

В теле человека эти нарушения взаимодействия мыслей, действий и чувств наиболее сфокусиро­ваны:

   между головой и позвоночником (между экто-

и мезодермами), между мыслями и действия­ми—в задней части шеи. Это наиболее ран­ний блок, приобретаемый человеком во внут­риутробной жизни, в родах и в первые дни и недели жизни;

   между головой и туловищем (между экто- и эндодермами), между мыслями и эмоциями — в горле. Этот блок формируется, когда "ораль­ные проблемы сдавливают горло";

   между позвоночником и внутренними органа­ми (между мезо- и эндодермами), между чув­ствами и действиями,  между действиями  и дыханием — в области диафрагмы. Это более поздний блок,  он соответствует анальному и генитальному подавлению.

 

От В. Райха биосинтез унаследовал точку зре­ния, что личность может быть понята на трех уров­нях:

    на поверхности мы видим маску: панцирь ха­рактерных отношений, сформировавшийся для защиты от угрозы целостности личности в дет­стве или раньше. Это т.н. фальшивое self, ко­торое защищает self истинное, чьи потребнос­ти были фруструированы в младенчестве (или до рождения);

    когда защиты начинают ослабевать, проявляется более глубокий уровень болезненных  чувств, включающий в себе гнев, тоску, тревогу, отчая­ние, страх, обиду, чувство одиночества;

    под уровнем болезненных чувств находится ос­новной ядерный уровень, или ядро личности, в котором сосредоточены чувства базисного доверия, благополучия, радости и любви.

Фрустрация ядра создает уровень страдания, по­давление страданий и протеста создает "маску".

Здесь необходимо отметить, что многие терапев­ты, пользуясь различными теоретическими концеп­циями и разнообразнейшими техниками, легко выводят человека на переживание боли, страха, ярости. Однако, если работа ограничена лишь этим уровнем, клиент обучается эмоциональному выс­вобождению и ... приобретает новый паттерн, от-реагирование становится своеобразным наркоти­ком. В биосинтезе же терапевт старается в каждой сессии направлять клиента к первичному ядерно­му уровню ощущений, т.к. только в контакте с чув­ствами радости, надежды, благополучия, удоволь­ствия жить человек получает энергию для реальных изменений, для исцеления — физического, пси­хического и духовного. Эмоциональный выброс не является самоцелью: вмешательство перестает быть терапевтичным, если после отреагирования кли­ент не находит новых источников внутренней под­держки.

И сама система защит рассматривается в био­синтезе как стратегия выживания, адаптации, под­держки. Поэтому любые паттерны человека не "ло­маются", а исследуются с большим уважением. Биосинтетики говорят: "Прежде, чем пустить по­езд по рельсам, необходимо выстроить мосты." Прежде, чем трансформировать (не разрушать!) паттерны, надо обеспечить реализацию "жизнеза-щищающей функции."

Биосинтез использует и развивает идею В.Райха о "защитном мышечном панцире", прослежи­вая ее связь с эмбриологией. Д. Боаделла и дру­гие исследователи описывают три панциря, каждый из которых связан с одним из зародышевых лист­ков: мышечный (мезодермальный), висцеральный (эндодермальный) и церебральный панцирь (эктодермальный).

Мышечный панцирь включает в себя и тканевой, т.к. из мезодермы развивается не только костно-мышечная, но и сосудистая система. Мышечный тонус может быть нарушен в двух направлениях: ги

Размер файла: 842 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров