Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Производственная специальная практика: Метод. указ. и рабочая программа / Сост.: Н.И. Швидков, В.Б. Деев, А.В. Феоктистов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по проведению преддипломной практики на металлургических предприятиях.: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 20 с (6)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по проведению производственной практики на металлургических предприятиях. : Метод. указ / Сост.: И.К. Коротких, Б.А. Кустов, А.А. Усольцев, А.И. Куценко: СибГИУ - Но-вокузнецк 2003- 22 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Применение регрессионного и корреляционного анализа при проведе-нии исследований в литейном производстве: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (5)
(Методические материалы)

Значок файла Преддипломная практика: Метод. указ. и рабочая программа / Сост.: Н.И. Швидков, В.Б. Деев, А.В. Феоктистов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 9 с. (9)
(Методические материалы)

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (10)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (11)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Школа должна учить мыслить

Воспитание ума

Известно, что все люди талантливы, одни более, другие менее. Но есть люди с духовной гарантией, способные выносить, выдерживать напряжение противоречия своей эпохи.

С тех пор, как 21 марта 1979 года трагически оборвалась жизнь выдающегося философа Эвальда Васильевича Ильенкова, прошло уже почти два десятилетия. За эти годы были изданы и переизданы важнейшие его произведения — книги, статьи, письма. Появились воспоминания, исследования о нем — в России и за рубежом. Уже нет государства, в котором жил и мыслил Э. В. Ильенков, но интерес к его личности, творчеству не ослабевает

Публикуемые в настоящем сборнике работы Ильенкова (посвященные преимущественно педагогической и теоретико-психологической проблематике) написаны им в 1964—1979 годах.

Что может дать философия для решения проблем, стоящих перед нашей системой народного образования? Показателен подход Ильенкова к этому вопросу: прежде чем помогать педагогике, психологии, дидактике, философия должна сначала честно разобраться в своем собственном багаже, то есть отдать себе ясный самоотчет в том, что она может, а чего не может дать. Это обязательное условие подлинно делового сотрудничества. Ильенков констатирует совершенно удручающий (как в 60-е годы, так и сегодня, в 90-е!) факт: за вычетом небольшой группы исследований (В. В. Давыдов, М. Н. Скаткин, А. И. Мещеряков и др.) основная масса дидактических пособий и руководств находится на таком первобытном, с точки зрения методологии, уровне, что не заслуживает даже серьезного критического разбора. Вопросы природы мышления, оснований личностного развития и т. д. в лучшем случае находятся на уровне Я. А. Коменекого и Дж, Локка. Авторы этих пособий, видно, никогда в жизни не пытались разобраться в том, что такое логика и теория познания Канта, Фихте,

Гегеля. Но выступают с поучениями, как формировать мышление.

Отсюда понятна причина положительного, даже восторженного, отклика на работы Давыдова и Мещерякова, у которых теоретическая и экспериментальная работа замкнута на идею, выстраданную в классической философской традиции: программу преподавания любого школьного предмета (а значит, и программу усвоения этого предмета школьником) надо строить так, чтобы процесс преподавания-усвоения не просто загружал память, но одновременно воспитывал бы ум, способность мыслить. Школьник в наши дни усваивает основы современной науки, и надо позаботиться о том, чтобы программа их усвоения строилась в согласии с общими логическими нормами современного научного мышления (включая 2500-летний опыт осознания этих норм философией). И на всем пути обучения школьника основам современной науки надо задавать каждое нбвое понятие (обобщение) так, чтобы для ребенка был совершенно очевиден и ясен способ получения этого обобщения из сырого, еще не «обобщенного», фактического материала, — способ перехода от понятия к понятию через обобщение новых для него фактов.

Есть еще одна сторона в педагогике, где роль философии, по мнению Ильенкова, незаменима. Речь идет о статусе всеобщего, равного для всех, трудового политехнического образования как целостной системы, непосредственно вплетенной в канву всей общественной жизни, и о замене этой системы другой системой, внутри которой школы необходимо разделить на два уровня: для «одаренных» и для «бездарных», а далее — на спецшколы в соответствии с запросами наличного, стихийно сложившегося общественно-разделенного труда. Это непритязательное с виду «педагогическое» воззрение свое единственное теоретическое оправдание и находит в той эклектической, беспринципной позиции, согласно которой все высшие человеческие способности каким-то чудом уже заранее запрограммированы в нейрофизиологии и морфологии мозга.

На практике это означает, что, если ученик слабо успевает, скажем, по математике, то причины этого надо искать не в бестолковом понимании и преподавании предмета, а в особенностях устройства мозга у несчастного ученика.

Вот тут-то бездарного педагога выручает смягченный вариант все той же эклектической схемки; не нужно крайностей, важно как то, такидругое, как «биологическое»аки «социальное».

Только ориентация на широкое общее образование гарантирует нас от просчетов, таящих в себе источник лич- , ных и социальных драм и трагедий, связанных с моральным износом наличных знаний и умений, которые устаревают в наше время быстро и радикально. Школа обязана, считает Ильенков, заложить в человеке именно всеобщие, субстанциальные основы культуры, а не её частности.

Вся система образования — от средней школы через высшую и вплоть до аспирантуры включительно! — должна строиться на одних и тех же принципах. Вот почему школа должна сохранять в себе также тенденцию разумного консерватизма, учитывающего не только успехи и завоевания, но и горькие просчеты и поражения человечества в его мучительной и героической борьбе с им же самим вызванными к жизни демоническим силами в истории.

А. Новохатъко

Примечание

1.   Школа должна учить мыслить. Опубликована в журнале «Народное образование» № 4, 1964. Приложение.

2.   К дискуссии о школьном образовании. Публикуется впервые.

3.   О природе способностей. Публикуется впервые.

4.   Биологическое и социальное в человеке. Публикуется впервые.

5.   К вопросу о понятии «деятельность» и его значении для педагогики.

Публикуется впервые.

6.   Знание и мышление.

Опубликована в газете «Учительская Газета». 04.12.1973.

7.   К беседе об эстетическом воспитании. Публикуется впервые.

8.   К рал опору о Мещерякове. Публикуется впервые.

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Воспитание ума. ........................ 3

Школа должна учить мыслить!. ............... 6

К дискуссии о школьном образовании .......... 56

О природе способности ................... 62

Биологическое и социальное в человеке ......... 72

К вопросу о понятии «деятельность»

    и его значении для педагогики ..............78

Знание и мышление ..................... 85

К беседе об эстетическом воспитании. .......... 91

К разговору о Мещерякове ................. 95

Примечание ......................... 107

 

 

108

Примечание

1.   Школа должна учить мыслить.

Опубликована в журнале «Народное образование» № 4, 1964. Приложение.

2.   К дискуссии о школьном образовании. Публикуется впервые.

3.   О природе способностей. Публикуется впервые.

4.   Биологическое и социальное в человеке. Публикуется впервые.

5.   К вопросу о понятии «деятельность» и его значении для педагогики. Публикуется впервые.

6.   Знание и мышление.

Опубликована в газете «Учительская Газета». 04.12.1973.

7.   К беседе об эстетическом воспитании. Публикуется впервые.

8.   К разговору о Мещерякове. Публикуется впервые.

 

107

Воспитание ума

 

Известно, что все люди талантливы, одни более, другие менее. Но есть люди с духовной гарантией, способные выно­сить, выдерживать напряжение противоречия своей эпохи.

С тех пор, как 21 марта 1979 года трагически оборвалась жизнь выдающегося философа Эвальда Васильевича Ильенкова, прошло уже почти два десятилетия. За эти годы были изданы и переизданы важнейшие его произведе­ния — книги, статьи, письма. Появились воспоминания, исследования о нем — в России и за рубежом. Уже нет госу­дарства, в котором жил и мыслил Э. В. Ильенков, но инте­рес к его личности, творчеству не ослабевает

Публикуемые в настоящем сборнике работы Ильенко­ва (посвященные преимущественно педагогической и тео­ретико-психологической проблематике) написаны им в 1964—1979 годах.

Что может дать философия для решения проблем, стоя­щих перед нашей системой народного образования? Показателен подход Ильенкова к этому вопросу: прежде чем помогать педагогике, психологии, дидактике, филосо­фия должна сначала честно разобраться в своем собствен­ном багаже, то есть отдать себе ясный самоотчет в том, что она может, а чего не может дать. Это обязательное условие подлинно делового сотрудничества. Ильенков констати­рует совершенно удручающий (как в 60-е годы, так и сегод­ня, в 90-е!) факт: за вычетом небольшой группы исследова­ний (В. В. Давыдов, М. Н. Скаткин, А. И. Мещеряков и др.) основная масса дидактических пособий и руководств на­ходится на таком первобытном, с точки зрения методоло­гии, уровне, что не заслуживает даже серьезного критиче­ского разбора. Вопросы природы мышления, оснований личностного развития и т. д. в лучшем случае находятся на уровне Я. А. Коменского и Дж. Локка. Авторы этих посо­бий, видно, никогда в жизни не пытались разобраться в том, что такое логика и теория познания Канта, Фихте,

 

3

 

Гегеля. Но выступают с поучениями, как формировать мышление.
Размер файла: 626.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров