Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Жизнь и труды Марии Гимбутас

Жизнь и труды Марии Гимбутас

Имя Марии Гимбутас (1923—1994), всемирно известного археолога и этнографа, не нуждается а особом представлении. Ее труды, составившие эпоху в развитии археологии, извест­ны ученым многих стран, а сделанные ею открытия вошли в учебники и научный обиход. Однако в России, где книги М. Гимбутас не переводились, читатель нуждается в более близком знакомстве с этим автором.

М. Гимбутас родилась 23 января 1923 года в Вильнюсе в семье известного врача, общественного деятеля и собирателя фольклора Даииэлиуса Алсейки. Мать Марии, Вероника, ста­ла нерпой литовской женщиной, получившей диплом врача. Дом родителей Марии был культурным центром, в котором еженедельно собирались крупнейшие деятели литовской куль­туры. С шести лет девочку стали обучать в школе по методи­ке М. Монтессори. До поступления в гимназию Мария изу­чила немецкий и польский языки, освоила игру на фортепи­ано. Полученные знания и приобретенные навыки пригодятся ей в дальнейшем как в научной работе, так и при воспитании собственных детей.

В начале 1931 года семье пришлось переехать в Каунас, поскольку Вильнюс оказался на территории, вошедшей в со­став Польши. Отец Марии остался в столице и продолжал борьбу против польской оккупации. Чтобы видеться с семь­ей, ему приходилось пересекать границу верхом или в товар­ных вагонах. Во время одного из таких переездов он просту­дился и вскоре умер от воспаления легких.

Еще во время учебы в гимназии, летом 1937 года, Мария впервые выезжает в этнографическую экспедицию на северо-

5

М. ГИМБУТАС. Балты

шад Литвы. Одновременно с учебой она продолжает зани-аться музыкой и даже выступает на вечерах.

С отличием закончив гимназию, Мария становится студен-<ой филологического факультета Каунасского университета. [осле окончания первого курса начинается Вторая мировая эйна, Германия оккупирует Польшу, а затем и Прибалтику. [осле воссоединения Литвы Мария вместе с родными возвра-[ается в Вильнюс, переводится в Вильнюсский университет продолжает учебу уже как фольклорист. В свободное время на записывает фольклор беженцев из Белоруссии. «Всюду — в университете, и на улицах — царил дух ожидания пере-ен», — позже отмечает она.

Однако летом 1940 года в соответствии с пактом Молотова — иббентропа в Литву вступает Красная армия, и вскоре там об­язуется Литовская ССР. Дом семьи Алсейка вновь становится гптром сопротивления. Университет закрывают, начинаются эесты и депортация населения. Почти все родные Марии бес-тедно исчезают. Чтобы избежать ареста, Мария вынуждена срываться па хуторе у знакомых, а затем тайно пробирается в аунас. Там она работает над дипломной работой о древних по->ебальиых обрядах. Именно в это время она знакомится с )ргисом Гимбутасом, который вскоре становится се мужем.

После нападения Германии на СССР в Литву входят не-ецкие войска. Снова начинает работать университет, и Ма­ня продолжает учебу. В июне 1942 года она блестяще заши­бет дипломную работу по археологии, и ее оставляют в уни-грситете для подготовки докторской диссертации. В конце )43 года у Марии рождается дочь Данута.

Весной 1944 года в Литву вновь приходят советские войс-j. Опасаясь ареста, Мария решает бежать. Оставив в Виль-юсе мать и сестер, она вместе с мужем и маленькой дочерью исправляется на плоту через Неман и оказывается в Польше. месте с другими беженцами семья Гимбутас добирается до встрии. После скитаний по разным городам им удастся по­учить работу на фабрике в Инсбруке. Но вскоре завод раз-эмбили англичане, и Гимбутасы были вынуждены укрыться а небольшой ферме в горах. Они прожили там несколько ме-щев, помогая хозяевам и надеясь, что после войны смогут элучить работу. Но в Австрию входит Красная армия, и Гим-^тасам снова приходится бежать. Перейдя границу, они пе-:бираются в Германию. Вначале Юргис работает на ферме у ткомых, но вскоре семья переезжает в Тюбинген, где Ма-ля начинает работать в университете.

6

Жизнь и труды Марии Гимбутас

Спустя год она защищает диссертацию и получает степень доктора археологии. В Тюбингене выходит ее первая книга о типах славянских погребений. В марте 1947 года у Марии рождается вторая дочь, Зевиле.

Вскоре вся семья эмигрирует в США, поскольку Мария получает приглашение из Гарвардского университета. В США она начинает работать приглашенным лектором и переводит научную литературу с разных славянских языков, трудится над лекциями по древнейшей истории Европы. Одновременно с преподаванием она становится сотрудником антропологичес­кого отдела музея Пибоди. Наконец восстанавливается связь с оставшейся в Литве матерью и младшими сестрами. Они присылают Марии ее рисунки и материалы. Позже Мария писала, что именно поддержка семьи помогла ей выстоять в первые годы жизни в США. В 1954 году у нее рождается тре­тья дочь, Раса.

Перелом наступил в 1956 году, когда Мария опубликовала работу «Предыстория Восточной Европы. Часть I. Культуры мезолита, неолита и бронзового века в России и Балтии», в которой предложила использовать классификацию типов кур­ганов для определения границ расселения славян. Тогда к ней и приходит заслуженное признание.

Позже эту работу сравнят по значению с трудом Ж.Ф. Шам-польопа, расшифровавшего египетские иероглифы. Мария по­лучает стипендию на четыре года от Национального научного фонда для продолжения своей работы. Весной 1958 года вы­ходит вторая часть ее книги «Предыстория Восточной Евро­пы», в которой она представила полную разработку маршру­тов славянских миграций в Европе. Практически одновре­менно выходит ее работа «Древнейшие символы в литовском народном искусстве», где она показала наличие индоевропей­ского субстрата в искусстве народов Балтии.

По просьбе профессора Р. Якобсона М. Гимбутас подготав­ливает и начинает читать в Калифорнийском университете курс лекций по ранней истории славян. За этот курс и свои работы 1960 года она получает премию Международного ко­митета по делам беженцев.

Летом 1960 года М. Гимбутас впервые посещает СССР. В Москве она выступает на Международном конгрессе востоко­ведов. Благодаря помощи знакомых ей удалось съездить в Вильнюс и повидаться с матерью и сестрами. Поскольку она скрывала, что у нее есть родные в Советском Союзе, после возвращения в США ей пришлось оправдываться перед влас-

7

М. ГИМБУТАС. БАЛТЫ

ими, ведь отношения между странами оставались по-прежне-у очень сложными. И все же М. Гимбутас становится по-ледовательным сторонником расширения научных связей сжду двумя странами и сама при любой возможности посе­деет многие европейские университеты.

С сентября 1963 года М. Гимбутас становится профессором калифорнийского университета и вместе с семьей переезжа-г в Лос-Анджелес, где проработает до конца своих дней. За ги годы она становится главой кафедры европейской архео-огии, куратором археологического отдела Музея истории че-овеческой культуры. Там же выходит ее следующая моногра­фия «Культуры бронзового века в Центральной и Восточной вропе», в которой она дает развернутое изложение результа­те своих исследований.

М. Гимбутас назначают руководителем всех раскопок нео-итических поселений в Югославии, Македонии, Греции и [талии. Каждое лето она выезжает в экспедиции и одновре-енно выступает с лекциями в различных университетах. Ре-/льтаты ее работ отмечены многими научными премиями. В 968 году газета «Лос-Анджелес тайме» объявляет М. Гимбу-ic женщиной года. Тогда же она становится членом Амери-анской академии наук. Почти ежегодно выходят ее научные аботы и книги. Их переводят на различные языки мира. В 971 году М. Гимбутас публикует книгу «Славяне», вскоре ышедшую на основных европейских языках.

Огромный материал, собранный в результате многолетних аскопок, позволил ученому создать целостное представление развитии Европы до начала индоевропейского влияния. На снове своих находок М. Гимбутас публикует книгу «Боги и огини Древней Европы», которая приносит ей всемирную звестность. Написанное в доступной даже для неподготов-гнного читателя форме исследование сочетает научную стро-зсть с увлекательностью изложения.

М. Гимбутас смогла доказать, что все стороны жизни и ультуры древних европейцев определялись их религиозны-и верованиями. Сосредоточив внимание на изучении неоли-лческих изображений и символов, М. Гимбутас привлекает ножество материалов из смежных наук: данные лингвисти-и, религиоведения, сравнительной мифологии. Свой метод 1ма М. Гимбутас назвала археоэтимологическим.

С 1979 года по инициативе М. Гимбутас проводятся меж-исциплинарные конференции «Развитие европейских и ана-злийских культур». В 1981 году она приезжает в СССР как

8

ЖИЗНЬ И ТРУДЫ МАРИИ ГИМБУТАС

фулбрайтовский стипендиат, читает лекции в Москве и нако­нец получает разрешение на посещение Вильнюса. В течение двух месяцев профессор М. Гимбутас работает в Вильнюсском университете. На ее лекциях побывало более трех тысяч сту­дентов. В свободное время она много ездила и осматривала археологические памятники. М. Гимбутас впервые ввела ли­товскую культуру во всемирный контекст и постоянно пропа­гандировала ее изучение.

В 1989 году выходит ее следующая большая работа — кни­га «Язык богинь», в которой она проанализировала тысячи женских изображений, найденных археологами во всех угол­ках земли. Исследовательница пришла к выводу, что широкое распространение таких находок доказывает центральное поло­жение женщины в первобытной культуре и само существова­ние этой культуры в тесной связи с природой.

К удивлению М. Гимбутас, ее книга получила широкий общественный резонанс. В ее дом в Санта-Монике стали при­ходить письма от художников, специалистов, наконец, просто заинтересованных читательниц. После второго издания кни­ги в музее Висбадена с успехом прошла выставка «Слово бо­гинь». Многие разделяли выводы исследовательницы, что из­начально европейская цивилизация носила миролюбивый ха­рактер и только переход к патриархату привел к появлению воинственной западной культуры.

В книге «Цивилизация богинь* М. Гимбутас впервые в науке показала многоуровневые различия между культурами неолита и бронзового века. Опираясь на огромное количество находок, она проследила процесс смены культуры матриарха­та в эпоху неолита индоевропейской культурной формацией патриархата. Фактически работы М. Гимбутас указали путь для многочисленных исследований по истории индоевропей­ской культуры. Работая над книгой, она превозмогала тяже­лую болезнь, потому что врачи обнаружили у нее рак.

В июне 1993 года М. Гимбутас становится почетным док­тором Университета Витовта в Каунасе. Президент независи­мой Литвы прислала ей теплое поздравление. Но в это время М. Гимбутас уже была тяжело больна, и врачи запретили ей столь длительное путешествие, а 2 февраля 1994 года ее не стало. Однако начатое ею дело было продолжено: в библио­теке Марии Гимбутас, переданной университету, работают исследователи, продолжают выходить основанные ею серии книг и журналов, присуждаются стипендии ее имени. Теперь ее труды пришли и к русскому читателю.

9

М. ГИМБУТАС. ВАЛТЫ

Предлагаемая читателю книга «Балты», вышедшая в 1963 го­ду, является первой обобщающей работой М. Гимбутас. Во­лей обстоятельств историей и этнографией балтов занимались ученые сразу нескольких специальностей, но для каждой из них эта проблематика не была главной. Причина заключается в своеобразном географическом положении Балтии на Евро­пейском континенте. Эта территория равно удалена от цент­ра, и западной, и восточной частей Европы, но равно вовле­чена в происходившие там исторические события. Поэтому балтийские народы всегда привлекали внимание и истори­ков, и этнографов, и филологов, занимавшихся германскими, скандинавскими и славянскими странами. В результате ин­формация об этом регионе оказалась рассредоточенной по разноязычным исследованиям. Опуская ненужные подробно­сти, М. Гимбутас вводит в научный обиход огромный матери­ал из множества статей и специальных публикаций.

В книге использованы и уникальные материалы, собран­ные самой М. Гимбутас во время многочисленных экспеди­ций. Часть из них была напечатана в ее книге «Предыстория Восточной Европы. Часть I. Культуры мезолита, неолита и бронзового века в России и Балтии». Теперь исследовательни­ца привлекает весь корпус печатных источников XIXXX ве­ков, на основе которых показывает широкую панораму ран­него этапа истории народов Балтии, сочетая высокий научный уровень с доступностью изложения.

Балты занимают совершенно особое место среди индоев­ропейских народов. Зона их расселения находилась далеко в стороне от основных путей миграции и завоеваний, потряс­ших Евроазиатский субконтинент в доисторическую эпоху, поэтому в культуре, языке и фольклоре балтов с удивительной четкостью сохранились следы глубокой древности. Вследствие этого на примере древнейшего этапа истории балтийских на­родов — а как раз им и занимается М. Гимбутас — можно изучать многие явления, уже недоступные из материалов куль­турного наследия других европейских народов.



Размер файла: 1.57 Мбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров