Глобалтека
На главную |
Варианты сотрудничества |
Наши гарантии |
Как оплатить? |
Оставить отзыв |
Портфолио авторов |
ФОРУМ |
Заказ работы
Заказать |
Каталог тем |
Каталог ресурсов
Рефераты |
Книги |
Статьи |
Методический материал |
Самые новые

(Статьи)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)
Последние отзывы
Каталог бесплатных ресурсов |
Разоблаченное христианство или рассмотрение начал христианской религии и ее последствий.
Содержание.
- ПРЕДИСЛОВИЕ (ПИСЬМО
АВТОРА).
- ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ. О НЕОБХОДИМОСТИ КРИТИЧЕСКОГО
ОТНОШЕНИЯ К РЕЛИГИИ И О ПРЕПЯТСТВИЯХ,
ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ
НА ЭТОМ ПУТИ.
- ГЛАВА 2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА.
- ГЛАВА 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА.
- ГЛАВА 4. О ХРИСТИАНСКОЙ МИФОЛОГИИ, ИЛИ О ТЕХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ХРИСТИАНСТВО ДАЕТ НАМ О
БОГЕ И ПУТЯХ ЕГО.
- ГЛАВА 5. ОБ ОТКРОВЕНИИ.
- ГЛАВА 6. О ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ: О ЧУДЕСАХ, О ПРОРОЧЕСТВАХ, О МУЧЕНИКАХ.
- ГЛАВА 7. О ТАЙНАХ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ.
- ГЛАВА 8. ДРУГИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ТАЙНЫ И ДОГМАТЫ.
- ГЛАВА 9. О РИТУАЛЕ, ТАИНСТВЕННЫХ ОБРЯДАХ И
ТЕУРГИИ ХРИСТИАН.
- ГЛАВА 10. О СВЯЩЕННЫХ КНИГАХ ХРИСТИАН.
- ГЛАВА 11. О ХРИСТИАНСКОЙ МОРАЛИ.
- ГЛАВА 12. О ХРИСТИАНСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЯХ.
- ГЛАВА 13. О ХРИСТИАНСКОМ КУЛЬТЕ И ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ
ХРИСТИАНИНА.
- ГЛАВА 14. О
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ.
- ГЛАВА 15. О ЦЕРКВИ, ИЛИ О ХРИСТИАНСКОМ
ДУХОВЕНСТВЕ.
- ГЛАВА 16. (И ПОСЛЕДНЯЯ) ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
(Суеверие
есть нездоровое заблуждение, оно боится тех, кого следует любить, оскорбляет
то, что обожает; какая разница, отрицаешь ли богов или оскорбляешь их?)
Senec. Er. 12.
ПРЕДИСЛОВИЕ
(ПИСЬМО АВТОРА).
Милостивый государь, я
получил ваши замечания о моем труде и весьма вам за них признателен. Я тронут
вашей похвалой и вместе с тем слишком люблю истину, чтобы обижаться на ту
откровенность, с которой Вы делаете свои возражения; я нахожу последние
достаточно серьезными и заслуживающими всего моего внимания. Плохой философ
тот, кто не имеет мужества выслушать возражения на свои взгляды. Мы не
богословы; наши разногласия разрешаются мирным путем, они ни в чем не должны
походить на споры апостолов суеверия, которые стараются лишь поймать противника
на удочку каверзных аргументов и в ущерб добросовестности всегда отстаивают
только свое тщеславие и упрямство. Мы оба стремимся к благу человечества, оба
ищем истины; поэтому мы не преминем придти к соглашению.
Вы прежде в его признаете
необходимость критического подхода к религии, считая нужным отдать ее взгляды
на суд разума. Вы согласны, что христианство не
выдерживает этой критики и что для здравого смысла оно всегда будет лишь
сплетением абсурдов, бессвязных сказок, бессмысленных догматов, ребяческих
обрядов и понятий, заимствованных у халдеев, египтян, финикиян, греков и
римлян. Одним словом, вы согласны, что эта религия — лишь нескладный продукт
почти всех древних суеверий, порожденных восточным фанатизмом и изменявшихся
соответственно обстоятельствам и предрассудкам тех людей, которые выдавали себя
за озаренных свыше, за посланцев божьих, за глашатаев новой воли божества.
Вы содрогаетесь при мысли
о тех ужасах, которые совершали христиане под влиянием своего духа
нетерпимости, как только это было в их власти. Вы понимаете, что религия,
построенная на кровожадном боге, не может не быть кровожадной. Вы приходите в
ужас от того кошмара, который с детства овладевает государями и народами и
делает их рабами суеверия и попов, препятствует им понять свои истинные
интересы, делает их глухими к голосу разума и отвращает их от их великих задач.
Вы признаете, что религия, построенная на экстазе и обмане, не может иметь
надежных принципов и должна вести к вечным спорам и смуте, к преследованиям и
насилиям, особенно если государство вменяет себе в безусловную обязанность
вмешиваться в эти религиозные пререкания. Наконец, вы даже признаете, что
верующему христианину, стремящемуся к совершенству согласно буквальным
предписаниям евангелия, должны быть чужды все земные отношения, на которых
зиждется истинная мораль; вы признаете, что он может быть только бесплодным
мизантропом, если он размазня, или же воинствующим фанатиком, если у него течет
горячая кровь в жилах.
Но раз вы соглашаетесь со
всем этим, почему вы считаете мой труд опасным? Вы говорите, что народу
необходима религия, хорошая ли или дурная, что она является необходимой уздой
для простых и грубых людей, которые без нее не имели бы стимулов воздерживаться
от преступления и порока. Вы находите, что победа над религиозными
предрассудками — невозможное дело, считаете, что государи, которые одни только
в состоянии одержать ее, слишком заинтересованы в сохранении
народной темноты, идущей им на пользу. Если не ошибаюсь, к этому сводятся
главнейшие ваши возражения. Попытаюсь их опровергнуть.
Во-первых, не думаю, что та
или иная книга может быть опасной для народа. Народ мало рассуждает и мало
читает, у него нет для этого ни досуга, ни способностей. Кроме того, человека
из народа сдерживает не религия, а закон; если какой-либо шалый ум станет
подстрекать толпу к воровству и убийствам, ее удержит страх виселицы. Вдобавок
если случайно нашелся бы среди народа человек, который в состоянии читать
философское произведение, то этот человек, надо думать, был бы не из
преступного мира.
Книги читаются только той
частью нации, которую ее положение, воспитание и взгляды ставят выше
преступления. Эта просвещенная часть общества, воздействующая на власть, читает
книги и судит о них. Если в этих книгах содержатся ложные «ли вредные
положения, они вскоре предаются забвению или общественному осуждению; если они
содержат истину, их нечего бояться.
Восстания — дело рук
фанатиков, попов и невежд; просвещенные, бескорыстные и здравомыслящие люди
всегда — друзья порядка.
Вы, милостивый государь, не
из тех малодушных мыслителей, которые полагают, что истина может оказаться вредной.
Истина вредна только тем, кто обманывает людей, и всегда будет полезна всему
прочему человечеству. Вы уже давно должны были убедиться, что все несчастья
человечества происходят только от наших заблуждений, от непонимания своих
интересов, от наших предрассудков и ложных представлений.
В самом деле, человек с
сколько-нибудь последовательным умом не может не видеть, что причиной
извращения политики и морали являются религиозные предрассудки. Только в силу
религиозных представлений стали смотреть «а государей как на богов.
Следовательно, тиранов и деспотов породила религия; они издали плохие законы,
пример их развратил вельмож, вельможи развратили народ. Я подробно осветил эту
истину в своем «Исследовании о происхождении восточного деспотизма». Развращенные массы впали в жалкое рабство, каждый
старался вредить друг другу, чтобы выслужиться перед сильными мира и избавиться
от нищеты. Цари объявлены были подобиями бога и стали столь же неограниченными
владыками, как и он; их произвол решал, что справедливо и не справедливо, их
воля часто освящала угнетение, насилие и грабеж; милости их приобретались
низкопоклонством, порочностью и преступлением. Под властью государей,
зараженных религиозными предрассудками, граждане сошли с правильного пути и все
время вели между собой открытую или тайную борьбу, у них не было стимулов к
добродетели.
Что в состоянии сделать
религия в обществе, построенном на таких началах? Она грозит наказаниями на том
свете, обещает небесные награды; помешало ли то и другое людям предаваться своим
страстям и искать счастья легчайшими путями? Повлияла ли эта религия на нравы
государей, обязанных ей своим божественным могуществом? Преданные вере государи
то и дело ведут несправедливейшие войны, бесцельно проливают кровь своих
подданных и губят их достояние; они вырывают у бедняка последний кусок хлеба,
чтобы умножить сокровища ненасытного богача; они разрешают и даже предписывают
воровство, лихоимство и насилия. Многие государи считают эту религию опорой
своего трона; но сделала ли она их гуманнее, нравственнее, чище, умереннее,
сделала ли она их более верными своему слову? Увы! Заглянем в историю; мы
увидим, что самые ревностные к вере, благовернейшие государи были в то же время
клятвопреступниками, узурпаторами, прелюбодеями, ворами и убийцами; они
поступали без всякого страха божьего, хотя имя бога было у них вечно на устах.
В их окружении, у их приближенных мы находим постоянное сочетание христианства
с преступлением, благочестия с лихоимством, набожности с утеснениями, религии с
предательством. А какое зрелище представляют собой жрецы нищего и распятого
бога, которые основывают свое существование только на его религии и утверждают,
что без нее невозможна никакая мораль? Увы! Мы видим среди них царство гордыни,
алчности и похоти, властолюбие и мстительность. Когда мы жалуемся на
бесчинства попов, нам затыкают рот, заявляя, что мы должны брать пример с их
слов, а не с их поступков. Но можем ли мы доверять врачу, который, заболев тем
же недугом, что мы, отказывается принимать лекарства, прописываемые им нам? Вот уже столько веков попы то и дело произносят
душеспасительные проповеди; оказали ли их назидания действительное влияние на
народные нравы? Если кто-либо обратился в результате их речей, какая польза от
этих обращений? Преображают ли эти речи сердца масс? По признанию самих
церковников, эти обращения крайне редки. Народы погружены в омут суеты,
извращенность людей растет с каждым днем, хотя каждодневно попы
разглагольствуют против пороков и преступлений, разрешаемых обычаем, поощряемых
правительством, одобряемых общественным мнением и вознаграждаемых власть
имущими. Люди считают себя вынужденными предаваться этим порокам и
преступлениям, чтобы не оказаться за бортом.
Итак, по признанию самих
церковников, религия бессильна против порчи нравов, хотя человеку с детства
прививают ее правила и неустанно повторяют их на каждом шагу. Люди не считаются
с религией, если она становится поперек дороги их желаниям; они слушаются ее
лишь тогда, когда она потворствует их страстям и согласуется с их характером и
их представлениями о счастьи. Человек, ведущий распутный образ жизни, смеется
над нравоучениями религии; честолюбец не считается с религией, когда она
пытается сдержать его аппетиты; скупец не слушает ее, когда она велит ему
творить милостыню; царедворец издевается «ад ее наивностью, когда она велит ему
быть прямодушным и искренним. Зато государь внимает ее урокам, когда она учит
его, что он является подобием божества, что он должен быть таким же
неограниченным владыкой, как бог, может распоряжаться жизнью и смертью своих
подданных и их достоянием и должен уничтожать последних, если они держатся
другого мнения. Желчный человек охотно слушает назидания своего попа,
говорящего ему о ненависти; мстительный человек ловит слова попа, позволяющие
ему мстить за себя под предлогом отмщения обид, нанесенных
богу. Другими словами, религия ничуть не изменяет человеческих страстей; люди
покорны ей только в тех случаях, когда она отвечает их желаниям. Только на
смертном одре религия перерождает человека; но это уже не приносит никакой
пользы обществу, и если запоздалое раскаяние умирающего приносит ему прощение
грехов, то это лишь поощряет живых продолжать свои безобразия до последнего
издыхания.
Тщетно религия будет
проповедовать добродетель, если эта добродетель идет вразрез с интересами людей
и не приносит им выгоды. Невозможно водворить в народе добрые нравы, если сам
государь лишен нравственности и добродетели, если сильные мира сего считают эту
добродетель слабостью, если попы пятнают ее своим поведением, если человек из
народа, несмотря на все громкие слова и увещания постов, прекрасно понимает,
что должен приноровляться к порокам тех, кто сильнее его, иначе не выпутается
из нужды. В обществе с таким режимом мораль вынуждена оставаться бесплодными
умозрениями, она может упражнять дух, но не влияет на поведение людей, за
исключением разве горсти людей, которые по своему характеру склонны к
умеренности и довольны своей долей. А все те, кто гоняется за счастьем и желает
улучшить свое положение, будут плыть по течению; оно заставит их побороть
угрызения совести.
Итак, не попы, а только
государь в состоянии привить добрые нравы в своем государстве. Он должен
проповедовать своим примером; он должен устрашать преступников карою закона; он
должен поощрять добродетель наградами и в первую очередь следить за
общественным воспитанием, дабы в сердца граждан внедряли только страсти,
полезные для общества.
Государство почти не
интересуется у нас воспитанием, проявляет к нему полнейшее равнодушие. А между
тем воспитание имеет самое существенное значение для благосостояния
государства. Почти у всех современных народов школа ограничивается
преподаванием языков, бесполезных для большинства учащихся; вместо преподавания
морали христианина пичкают фантастическими сказками и непостижимыми уму догматами религии, находящейся в полном противоречии с
разумом. С самого начала подросток слышит в школе, что должен отказаться от
свидетельства своих чувств и взнуздать свой разум, последний опорачивают в его
глазах как лживого руководителя; ученик слышит, что должен подчиниться
авторитету своих наставников. Но кто эти наставники? Это — попы,
заинтересованные в том, чтобы мир оставался при воззрениях, полезных только для
них. Эти продажные педагоги, невежественные и исполненные предрассудков, сами
редко оказываются на уровне образованного общества. Могут ли эти жалкие и
черствые души научить своих воспитанников тому, чего они сами не знают? Могут
ли эти педанты, презираемые даже теми, кто отдает им своих детей на воспитание,
внушить своим воспитанникам любовь к славе, благородное соревнование, высокие
чувства, которые являются источником всех качеств, полезных для государства?
Научат ли они их стремиться к общественному благу, служить родине, сознавать
долг человека и гражданина, обязанности отца семейства и детей, господ и слуг?
Разумеется, нет. Из рук этих жалких и неспособных педагогов выходят лишь
суеверные и невежественные люди; восприняв уроки своих учителей, эти люди
оказываются круглыми невеждами во всем том, что важно для общества, они
вступают в общество бесполезными членами.
Куда мы ни взглянем,
преподавание самых необходимых предметов оказывается в полном загоне. Мораль,
под которой я понимаю также политику, не занимает почти никакого места в
программе европейского воспитания. Христианину преподается только та мораль не
от мира сего, экзальтированная, полная противоречий и неустойчивая, которую мы
находим в евангелии. Я надеюсь, что мне удалось доказать следующее: эта мораль
в состоянии лишь унизить ум, сделать ненавистной добродетель, воспитать жалких
рабов, сломить порыв души; или же, если заронить семена ее в горячие сердца,
она создает только неистовых фанатиков, способных потрясти устои общества.
Размер файла: 568.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Вход для партнеров
Самые популярные

(Статьи)

(Методические материалы)

(Книги)

(Рефераты)

(Методические материалы)
Последние новости
-
2011-10-15 11:07:21
Программа для просмотра формата fb2 -
2011-09-29 12:51:24
Навигация добавления закладок в социальные сети -
2011-08-18 11:26:03
Вплив вступу до СОТ на зміни інвестиційної привабливості (галузевий аналіз) -
2011-08-18 11:24:11
Ідентифікація інвестиційно привабливих галузей -
2011-08-10 07:56:04
Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела