Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Античная философия

Оглавление

 

 

Предисловие [3]

Древнегреческая философия как идеология рабовладельческого общества [18]

I. Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада [23]

1. Милетские материалисты [24]
2. Ксенофан [27]
3. Пифагор и ранние пифагорейцы [28]

II. Философия в эпоху развития рабовладельческой демократии

1. Гераклит Эфесский [30]
2. Элейская школа [43]
3. Эмпедокл [58]
4. Анаксагор [74]
5. Софистика [97]

III. Возникновение идеализма и атомистического материализма

1. Сократ и сократовские школы [102]
2. Пифагорейцы второй половины 5 — 4 вв. до н. э. [131]
3. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита [135]

IV. Платон

1. Жизнь и сочинения Платона [174]
2. Учение Платона об «идеях» («видах») [184]
3. Теория познания Платона [198]
4. Диалектика Платона [210]
5. Теория «идей», космология и пифагорейское учение о числах [223]
6. Критика учения об «идеях» в «Пармениде» и «Софисте» Платона [228]
7. Учение Платона об обществе и государстве [234]
8. Платоновская Академия после Платона [257]

V. Аристотель

1. Жизнь и сочинения [259]
2. Критика учения Платона об «идеях» у Аристотеля [266]
3. Онтология Аристотеля и учение об отношении между понятиями и чувственным бытием [273]
4. Физика и космология Аристотеля [288]
5. Геоцентрическая система [305]
6. Теория познания Аристотеля. Наука, искусство и опыт [308]
7. Логика Аристотеля и его учение о методе [316]
8. Силлогистика [339]
9. Категории [352]
10. Психология [360]
11. Этика [362]
12. Учение об обществе и государстве [374]
13. Ликей, или Перипатетическая школа после Аристотеля [400]

Философия эллинистической эпохи [402]

VI. Скептицизм [404]

VII. Материализм Эпикура [423]

VIII. Материализм в Древнем Риме. Лукреций Кар [443]

IX. Греческий стоицизм [451]

X. Стоицизм в Древнем Риме

1. Панэций [481]
2. Посидоний [484]
3 Сенека [489]
4. Римский эклектизм [493]

XI. Продолжатели идеалистической традиции

1. Средняя и Новая Академия [497]
2. Критика скептицизма в Новой Академии [501]
3. Новопифагорейство. Пифагорействующий платонизм [502]
4. Филон из Александрии [505]

XII. Неоплатонизм

1. Плотин [509]
2. Порфирий [525]
3. Дальнейшая судьба античного неоплатонизма в IV и V вв. н. э. Сирийская школа [526]
4. Прокл [528]

Заключение [532]

Цитируемая литература [539]

 

 

 

 

Предисловие

3

 

Античной философией называют совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца 7 в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Несмотря на длительность этого периода, обнимающего свыше тысячи лет интенсивного развития, существуют веские основания рассматривать античную философию как единое и своеобразное, хотя отнюдь не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Разработка истории философии и истории науки обществ Древнего Востока, особенно исследования последних десятилетий, доказали связь по происхождению античной философии с культурой народов Передней Азии и Африки, которые раньше греков развили цивилизацию, письменность, науки о природе и зародыши

 

 

 

4

 

философии. Особенно значительным было влияние Лидий, Вавилона, Египта и Персии. Помимо непосредственной генетической связи история культуры отметила ряд фактов соответствия между некоторыми явлениями в развитии античной философии и аналогичными явлениями в развитии философии весьма отдаленных от Греции Древнего Китая и Древней Индии. Существует, например, некоторое соответствие между развитием софистики и логики в древнегреческой философии 4 в. до н. э. и приблизительно одновременным развитием логической школы «моистов» в древней китайской философии. Несомненной была зависимость античной философии от науки и философии Вавилона и Египта. Рано завязавшиеся экономические, торговые и политические связи ионийских поселений греков на западном побережье Малой Азии с восточными народами .более древних цивилизаций, а также исключительная восприимчивость и многосторонняя одаренность греков привели к тому, что в ионийские города, прежде всего в Милет, были перенесены и здесь своеобразно переработаны зачатки физических, математических, астрономических знаний, стал развиваться примитивный научный инструментарий, сложился календарь и т. д. Одновременно шла и своеобразная переработка древней мифологии — в искусстве, в поэзии, а в философии — уже освобождение зарождающейся философской мысли из плена мифологических представлений о мире и человеке. Процесс этого освобождения шел в Древней Греции с такой быстротой, что уже в 5 в. до н. э. возникли философские и космологические системы, в которых миф играет роль не столько основного воззрения, сколько образных средств выражения мысли (Эмпедокл и особенно Анаксагор, первые атомисты Левкипп и Демокрит и т. д.). Не менее своеобразным, чем отношение к мифу, оказалось у древних греков и отношение к усвоенным на Востоке зачаткам положительных знаний о природе. И в Вавилоне и в Египте знания эти, возникшие из практических нужд техники, торговли, путей сообщения, передавались обычно в том виде, в каком были почерпнуты в процессе практического освоения, без сколько-нибудь детального теоретического и логического обоснования. Напротив, древние греки уже в космологических и физических построениях 5 в. до н. э. обнаруживают поразительную склонность к обоснова-

 

 

 

5

 

нию выдвигаемых или используемых положений. Так, элементарные истины алгебры и геометрии, сформулированные вавилонянами и египтянами как тезисы, обнаруживают у греков тенденцию превращаться в доказываемые теоремы. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из .которых впоследствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В 6 и даже в 5 вв. до н. э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе — отдельно от философии. Эта нераздельность характерна для раннего периода развития также и древней вавилонской, и древней египетской мысли. Однако особенность античной философии в том, что внутри нерасчлененного единства зачаточных философских понятий и понятий научных воззрения, относящиеся к природе, играют роль во многих отношениях решающую: первые греческие философы были не только первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, их научные представления о мире вместе с тем определяли свойственную для них постановку и решение вопросов философских. И для науки древних греков, и для античной философии характерно обилие почти одновременно возникавших научных гипотез и типов философских учений. Объясняется это тем, что при рано возникшей острой научной пытливости древние греки могли удовлетворять ее только в тех условиях и границах, которые предоставляло им слабое развитие техники и почти полное отсутствие эксперимента. Для античного рабовладельческого общества характерно пренебрежительное отношение рабовладельцев к физическому труду. Отношение это и сравнительная дешевизна рабской рабочей силы слабо стимулировали развитие техники и становление обусловленного техникой научного эксперимента. Вследствие этого основными способами научного исследования были только наблюдение и опиравшиеся на наблюдение, но не допускавшие экспериментальной проверки аналогия и гипотеза. Так как при разработке гипотезы мысль идет от действия к его причине, а одно и то же действие может вызываться различными причинами, то в условиях невозможности экспериментальной проверкой в умах различных мыслителей, принадлежавших к высокоодаренному народу, возникали различные гипотезы об одних и тех же явлениях природы. Для фи-

 

 

 

6

 

лософии это многообразие гипотез означало многообразие типов философского объяснения мира. Так, уже в 5 в. до н. э., после того как элейцы обосновали мысль о вечности истинно-сущего бытия, которое не может ни возникать, ни исчезать, появились космогонические и физические гипотезы Эмпедокла, Анаксагора и атомистов Левкиппа и Демокрита, в которых по-разному объяснялось происхождение миров и в которых выдвигались различные догадки о природе и свойствах материальных частиц, образующих своими сочетаниями все вещи. Разнообразие возникавших в Древней Греции типов философских учений сделало античную философию школой философского мышления для всех последующих времен. На это ее значение указали Энгельс и Ленин. «В многообразных формах греческой философии уже имеются в зародыше, в процессе возникновения, — писал Энгельс, — почти все позднейшие типы мировоззрений» [1, т. 20, с. 369] *. А Ленин, отмечая запросы и искания Аристотеля, величайшего философа Древней Греции, отмечал, что «именно приемы постановки вопросов, как бы пробные системы были у греков» [3, т. 29, с. 326].

Чрезвычайно важным условием последующего развития и последующих успехов античной философии было то, что началом и исходной точкой этого развития оказался философский материализм. Философы, действовавшие в 6 в. до н. э. в Милете, — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, эфесянин Гераклит, уроженец Колофона Ксенофан — при всех различиях между ними полагали, что все вещи, возникающие различным способом и различным способом погибающие, должны были произойти из какого-то одного и притом вещественного начала. Таковы «вода» Фалеса, «воздух» Анаксимена, «огонь» Гераклита, «земля» Ксенофана и т. д. Характеризуя начальную стадию древнегреческой философии, Энгельс указывает, что «здесь перед нами уже полностью вырисовывается первоначальный стихийный материализм, который на первой стадии своего развития весьма естественно считает само собой разумеющимся единство


* В скобках первое число означает порядковый номер литературного источника в списке цитируемой литературы, который помещен в конце книги. В случае ссылки на несколько источников их номера разделены точкой с запятой. — Ред.

 

 

 


Размер файла: 342 Кбайт
Тип файла: rar (Mime Type: application/x-rar)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров