Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (5)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (8)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Смысл жизни

Предисловие

Вниманию читателя предлагается уже четвертый сборник материа-лов симпозиумов по проблемам смысла жизни и акме, с 1995 года ежегодно проходящих в Психологическом институте Российской Ака-демии образования.

Симпозиуму 10 лет. 10 лет поисков, споров, потерь и находок. Была ли плодотворной наша работа? Или наши попытки и устремления ока-зались подобны попытке барона Мюнхгаузена вытащить себя из боло-та за собственные волосы? Думаем, что была. Один из ее результатов -все более отчетливо вырисовывающиеся два направления исследова-ний. Во-первых, философски-онтологическое: в чем смысл человеческого существования и существует ли он вообще или, как писал в свое время Семен Франк, не есть ли жизнь просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцвета, со-зревания и смерти человека как всякого другого органического сущест-ва? По-видимому, ответ на этот вопрос человечество будет искать все-гда, как искало его в своей прошлой тысячелетней истории. И те, кто отвечал утвердительно, естественно выходили на новую проблему: как и при каких условиях человек достигает акме - вершины в развитии своих физических, эмоциональных и духовно-нравственных сил.

Наряду с этим все более расширяется (и в этом один из позитивных результатов работы симпозиума) второе направление. Речь идет о комплексном подходе к рассмотрению смысла жизни и акме как психологических феноменов и их значимости для полноценного раз-вития личности человека.

Символично, что проблемами поиска смысла жизни и путей достижения акме мы занялись на рубеже не просто веков XX и XXI, а второго и третьего тысячелетий! В предисловии к первому сборнику, вышедшему в 1997 году, были такие слова: «Предлагаемый сборник посвящен одной из наиболее фундаментальных проблем человеческого бытия. Сегодня, на пороге третьего тысячелетия, как и много веков назад, человечество задается вопросом: в чем смысл жизни человека и человечества? Зачем мы приходим в этот мир? Чтобы сделать его луч-ше и осмысленней или увеличить своей индивидуальной судьбой бессмыслицу окружающей жизни? Сегодня, пожалуй, эти вопросы зву-чат еще более остро и актуально, чем прежде».

Опыт десятилетних коллективных поисков убедил нас в том, что интерес к данной проблематике постоянно повышается. Расширяются направления исследований феноменов «смысла жизни» и «акме», уг-лубляются их связи с категориями и понятиями, осуществляется ком-плексный подход к их толкованию с позиций различных наук, теорий

3

и учений. С каждым годом увеличивается число участников симпозиу-ма, расширяется география проводимых по смысложизненной и акме-ологической проблематике исследований. Традиционно в наших сим-позиумах участвуют не только психологи, но и философы, педагоги, психотерапевты, искусствоведы, социальные и библиотечные работ-ники, представители технических и экономических профессий, деяте-ли культуры и религии. Рядом с учеными - докторами наук, академи-ками - выступали студенты и аспиранты, материалы их исследований также представлены в наших сборниках.

Первый сборник - «Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни: Материалы I и II симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева, Н.Л. Карповой. М.: Издательство Российское психологическое общество, 1997» состоял из трех разделов и содержал 24 статьи. Он открывался большим предисло-вием, где содержательно рассматривалась категория смысла жизни, раскрывались его основные характеристики. Здесь впервые была пред-ставлена разработанная В.Э.Чудновским анкета «О смысле жизни». Второй сборник «Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева, Н.Л. Карповой, B.C. Трипольско-го, Г.А. Вайзер. М.: Ось-89, 2001» состоял из 4 разделов и включал 40 статей. Третий сборник «Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII симпозиумов ПИ РАО / Под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. Самара: НТЦ, 2002» со-стоял уже из 6 разделов и 57 статей и открывался основополагающей коллективной статьей, в которой рассматривалась фундаментальная про-блема человека и цивилизации в зеркале акмеологии. В приложении к третьему сборнику была опубликована разработанная в лаборатории «Психология общения, развития и реабилитации личности» Психоло-гического института РАО анкета «Смысл жизни и акме».

Этот четвертый сборник «Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: Материалы VIII-X симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. М.: Смысл, 2004», также публикующийся при поддержке РГНФ1, состоит из 8 разделов, в нем опубликовано 78 статей. Кратко охарактеризуем их.

Первый раздел посвящен рассмотрению проблемы смысла жизни и акме в историческом и теоретическом контекстах и открывается статьями об оптимальном смысле жизни и задачах, решаемых акмеологией. Их авторы - В.Э. Чудновский и А.А. Бодалев - подводят своеобразный

1 Работы В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева, Н.Л. Карповой, А.В. Суворова, Ю.Ю. Лотоцкой, Н.В. Волковой и Н.А. Ситниковой выполнены при поддержке РГНФ грант № 02-06-0258а.

4

итог своих десятилетних исканий в рамках симпозиума (сами исследо-вания по данным проблемам были начаты ими гораздо раньше).

Во втором разделе содержатся статьи, в которых рассматривается соотношение категорий «смысл жизни» и «акме» с такими понятия-ми, как «дух» и «духовность», «имидж» и «судьба», «самопостижение» и «талант». Раздел открывается статьями о том, как становятся велики-ми или выдающимися, и о творческом пути ученого, а завершается исследованием проблем смерти и бессмертия, заявленных на после-дних симпозиумах.

Третий раздел посвящен исследованию смысла жизни и акме в кон-тексте профессиональной деятельности. Рассматриваются методологи-ческие и аксиологические аспекты профессионального труда. Большин-ство статей посвящено деятельности педагогов школы и ВУЗа, но есть также исследования о медиках, управленцах, школьных психологах и безработных.

Возрастному аспекту категорий смысла жизни и акме целиком по-священ четвертый раздел. Объектом исследования стали подростки, юноши и девушки, пожилые люди.

Традиционным в каждом нашем сборнике является раздел, посвя-щенный социореабилитации. Здесь эта проблематика расширена. В пред-ставленных статьях пятого раздела анализируется смысложизненный и акмеологический потенциал социореабилитации и психокоррекции: потеря смысла жизни рассматривается как духовно-нравственный и медико-психологический феномен, в трех статьях речь идет о методи-ке семейной групповой логопсихотерапии, в остальных - анализиру-ется психокоррекционная работа.

Впервые в отдельный - шестой - раздел выделены статьи, в которых рассматривается философско-религиозный аспект смысла жизни и акме: речь идет об анализе данных категорий в различных философских и религиозных традициях - от Древнего Китая и Востока до со-временного православия.

Седьмой раздел содержит традиционные материалы, в которых смысл жизни и акме рассматриваются в контексте проблем духовно-культурного становления личности. Раздел открывается статьями, посвященными исканию смысла жизни русскими писателями и поэтами. Далее выявляется соотношение смысла жизни и современных пред-ставлений о совести и человечности. Завершается раздел ответами на вопрос о собственном смысле жизни людей, умудренных опытом, -постоянных участников наших симпозиумов.

В данном сборнике впервые сложился отдельный - восьмой -раздел со статьями, в которых в том или ином контексте рассматривается проблема счастья: в чем оно состоит, где оно, каковы пути его достижения. В заключение этого раздела, как и в преды-

5

дущем сборнике, мы предлагаем читателю 100 новых взглядов на счастье.

В Приложении по многочисленным просьбам участников симпози-умов мы публикуем новый вариант разработанной нашим исследова-тельским коллективом анкеты «Смысл жизни и акме (профессиональ-ный аспект)».

Редакционная коллегия выражает особую благодарность Н.В. Вол-ковой и А.А. Кисельникову - сотрудникам лаборатории «Психология общения, развития и реабилитации личности» ПИ РАО - за техни-ческую и компьютерную подготовку данного сборника к изданию.

Уважаемые читатели! Отзывы о предлагаемом сборнике и ваши соб-ственные размышления над смыслом жизни, акме, счастьем присы-лайте в адрес оргкомитета симпозиума «Смысл жизни и акме»:

103009, Москва, ул. Моховая, 9 «В», Психологический институт РАО.

В оргкомитет симпозиума «Смысл жизни и акме».

Редколлегия.

6

Раздел I. Теория и история проблемы

СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ

Чудновcкий Б.Э. (Москва)

Проблема оптимального смысла жизни*

В психолошческой литературе смысл жизни обычно характеризуют как феномен, обеспечивающий нормальную и продуктивную жизнь че-ловека, утрата которого может иметь трагические последствия. К. Обу-ховский замечает: «Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл сво-ей жизни» (1972, с. 183). Б.С. Братусь (1988) пишет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противо-речии между ограниченностью, смертностью индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека. В. Франкл (1990) расска-зывает о группе студентов, совершивших (к счастью, неудачную) попыт-ку суицида: большинство из них жили в хороших материальных и семей-ных условиях, не имели проблем в общении с окружающими, успешно учились. Но 85% представителей этой группы утратили смысл жизни. Най-ти, обрести смысл жизни - это как будто самая большая и самая высо-кая ценность, непременное условие человеческого счастья. Но этот поиск сложен, и результаты его далеко не всегда успешны. Прежде всего пото-му, что трудно отыскать смысл среди множества проявлений бессмысли-цы жизни. Как часто человек задается вопросом: а вообще имеет ли жизнь смысл? Или: не есть ли жизнь просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцвета, созревания и смерти человека как всякого другого органического существа? Заслужи-вает ли название жизни это бессмысленное чередование рождений и смер-тей, эта однообразная смена поколений? Последующие размышления при-водят к еще более фундаментальным вопросам: в чем смысл существова-ния всего живого на Земле? В чем смысл существования Земли, Солнечной системы, Галактики? И наконец: в чем смысл всего?

Все большее распространение получает религиозная концепция смысла жизни: последний - в существовании божественной бессмертной души, в спасении человека путем обращения его к Богу, приближении к нему. Это большая проблема, имеющая многовековую историю, требующая специального обсуждения. Здесь я ограничусь указанием на вопрос, на первый взгляд наивный, а на самом деле затрагивающий самую суть дан-ной концепции: если смысл жизни человека, его спасение в обращении к Богу, в приближении к нему, то почему на Земле пролито столько крови в религиозных войнах? Почему начиная от «святой» инквизиции и

* Работа выполнена в рамках конкурсной программы РГНФ № 02-06-0258а.

7

до наших дней такое множество людей были лишены жизни от имени Бога? Как объяснить теперь уже доказанный факт, что террористы-смерт-ники в подавляющем большинстве - религиозные люди, хорошо знаю-щие Коран и убежденные в том, что, лишая жизни неверных (исповеду-ющих другую религию), сделают богоугодное дело? Наконец, почему не могут договориться между собой церковные иерархи, даже принадлежа-щие к одной христианской религии? Ведь это люди, посвятившие себя служению Богу, сделавшие это смыслом своей жизни?

Ответ как будто прост и банален: они тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. В том-то и дело! И проблема заключается в поиске ответа на вопрос: почему обращение к Всевышнему у разных людей имеет разную направленность и разные результаты? Почему один, обращаясь к Богу, становится настоящим подвижником, достигает высочайших вершин ду-ховного развития? Почему другой вспоминает о Всевышнем лишь тогда, когда ситуация осложняется, обостряется и нужна немедленная помощь? Почему третий обращается к своему божеству за разрешением на крова-вый террористический акт, в результате которого гибнут люди, в том числе и дети, только потому, что исповедуют другую религию?

Наверное, ответ на эти вопросы невозможен без дальнейшего серьез-ного продвижения в исследовании психического склада личности человека.

По-видимому, ответ на вопрос «в чем смысл всего?» человечество будет искать всегда. Но в данном случае я отвлекусь от «вселенских» проблем смысла жизни и ограничусь рассмотрением его как психоло-гического феномена, суть которого - отражение в сознании субъекта особенностей иерархии целевых установок его жизни и деятельности, ставших для него жизненно значимой ценностью чрезвычайно высокого порядка. Как помочь человеку обрести смысл жизни в строго оп-ределенных условиях его существования?

Человек - житель Земли, рядовой планеты Солнечной системы, и это накладывает определенные ограничения на его жизнь: законы дви-жения небесных тел, космические лучи, активность солнца, изверже-ния вулканов, землетрясения, наводнения, ураганы и т.д. и т.п. - все это так или иначе влияет на его судьбу. И нужно отыскать смысл чело-веческой жизни в рамках этого «космического» существования.

Природа создала человека биологическим существом, жизнь кото-рого ограничена временными рамками. И с этим ничего нельзя поде-лать, хотя можно создать условия, при которых она удлиняется или укорачивается. Жизнь человека имеет свои возрастные этапы: детство, юность, молодость, зрелость, старость. Биологические и психофизио-логические факторы обусловливают своеобразие проявлений смысла жизни на каждом этапе, и нужно понять, «прочитать» это своеобразие.

Как уже отмечалось, принято считать, что наличие смысла жизни, стремление обрести его имеет, несомненно, позитивное значение для

8

становления личности. Однако одна из основных характеристик этого психологического образования - его многозначность: «двоящаяся диалектика» жизни, соотношение, совмещение «позитива» и «негатива», «плюса и мину

Размер файла: 282.39 Кбайт
Тип файла: rar (Mime Type: application/x-rar)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров