Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Смысл жизни

Предисловие

Вниманию читателя предлагается уже четвертый сборник материа-лов симпозиумов по проблемам смысла жизни и акме, с 1995 года ежегодно проходящих в Психологическом институте Российской Ака-демии образования.

Симпозиуму 10 лет. 10 лет поисков, споров, потерь и находок. Была ли плодотворной наша работа? Или наши попытки и устремления ока-зались подобны попытке барона Мюнхгаузена вытащить себя из боло-та за собственные волосы? Думаем, что была. Один из ее результатов -все более отчетливо вырисовывающиеся два направления исследова-ний. Во-первых, философски-онтологическое: в чем смысл человеческого существования и существует ли он вообще или, как писал в свое время Семен Франк, не есть ли жизнь просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцвета, со-зревания и смерти человека как всякого другого органического сущест-ва? По-видимому, ответ на этот вопрос человечество будет искать все-гда, как искало его в своей прошлой тысячелетней истории. И те, кто отвечал утвердительно, естественно выходили на новую проблему: как и при каких условиях человек достигает акме - вершины в развитии своих физических, эмоциональных и духовно-нравственных сил.

Наряду с этим все более расширяется (и в этом один из позитивных результатов работы симпозиума) второе направление. Речь идет о комплексном подходе к рассмотрению смысла жизни и акме как психологических феноменов и их значимости для полноценного раз-вития личности человека.

Символично, что проблемами поиска смысла жизни и путей достижения акме мы занялись на рубеже не просто веков XX и XXI, а второго и третьего тысячелетий! В предисловии к первому сборнику, вышедшему в 1997 году, были такие слова: «Предлагаемый сборник посвящен одной из наиболее фундаментальных проблем человеческого бытия. Сегодня, на пороге третьего тысячелетия, как и много веков назад, человечество задается вопросом: в чем смысл жизни человека и человечества? Зачем мы приходим в этот мир? Чтобы сделать его луч-ше и осмысленней или увеличить своей индивидуальной судьбой бессмыслицу окружающей жизни? Сегодня, пожалуй, эти вопросы зву-чат еще более остро и актуально, чем прежде».

Опыт десятилетних коллективных поисков убедил нас в том, что интерес к данной проблематике постоянно повышается. Расширяются направления исследований феноменов «смысла жизни» и «акме», уг-лубляются их связи с категориями и понятиями, осуществляется ком-плексный подход к их толкованию с позиций различных наук, теорий

3

и учений. С каждым годом увеличивается число участников симпозиу-ма, расширяется география проводимых по смысложизненной и акме-ологической проблематике исследований. Традиционно в наших сим-позиумах участвуют не только психологи, но и философы, педагоги, психотерапевты, искусствоведы, социальные и библиотечные работ-ники, представители технических и экономических профессий, деяте-ли культуры и религии. Рядом с учеными - докторами наук, академи-ками - выступали студенты и аспиранты, материалы их исследований также представлены в наших сборниках.

Первый сборник - «Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни: Материалы I и II симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева, Н.Л. Карповой. М.: Издательство Российское психологическое общество, 1997» состоял из трех разделов и содержал 24 статьи. Он открывался большим предисло-вием, где содержательно рассматривалась категория смысла жизни, раскрывались его основные характеристики. Здесь впервые была пред-ставлена разработанная В.Э.Чудновским анкета «О смысле жизни». Второй сборник «Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Материалы III-V симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева, Н.Л. Карповой, B.C. Трипольско-го, Г.А. Вайзер. М.: Ось-89, 2001» состоял из 4 разделов и включал 40 статей. Третий сборник «Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII симпозиумов ПИ РАО / Под ред. А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. Самара: НТЦ, 2002» со-стоял уже из 6 разделов и 57 статей и открывался основополагающей коллективной статьей, в которой рассматривалась фундаментальная про-блема человека и цивилизации в зеркале акмеологии. В приложении к третьему сборнику была опубликована разработанная в лаборатории «Психология общения, развития и реабилитации личности» Психоло-гического института РАО анкета «Смысл жизни и акме».

Этот четвертый сборник «Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: Материалы VIII-X симпозиумов ПИ РАО / Под ред. В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. М.: Смысл, 2004», также публикующийся при поддержке РГНФ1, состоит из 8 разделов, в нем опубликовано 78 статей. Кратко охарактеризуем их.

Первый раздел посвящен рассмотрению проблемы смысла жизни и акме в историческом и теоретическом контекстах и открывается статьями об оптимальном смысле жизни и задачах, решаемых акмеологией. Их авторы - В.Э. Чудновский и А.А. Бодалев - подводят своеобразный

1 Работы В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева, Н.Л. Карповой, А.В. Суворова, Ю.Ю. Лотоцкой, Н.В. Волковой и Н.А. Ситниковой выполнены при поддержке РГНФ грант № 02-06-0258а.

4

итог своих десятилетних исканий в рамках симпозиума (сами исследо-вания по данным проблемам были начаты ими гораздо раньше).

Во втором разделе содержатся статьи, в которых рассматривается соотношение категорий «смысл жизни» и «акме» с такими понятия-ми, как «дух» и «духовность», «имидж» и «судьба», «самопостижение» и «талант». Раздел открывается статьями о том, как становятся велики-ми или выдающимися, и о творческом пути ученого, а завершается исследованием проблем смерти и бессмертия, заявленных на после-дних симпозиумах.

Третий раздел посвящен исследованию смысла жизни и акме в кон-тексте профессиональной деятельности. Рассматриваются методологи-ческие и аксиологические аспекты профессионального труда. Большин-ство статей посвящено деятельности педагогов школы и ВУЗа, но есть также исследования о медиках, управленцах, школьных психологах и безработных.

Возрастному аспекту категорий смысла жизни и акме целиком по-священ четвертый раздел. Объектом исследования стали подростки, юноши и девушки, пожилые люди.

Традиционным в каждом нашем сборнике является раздел, посвя-щенный социореабилитации. Здесь эта проблематика расширена. В пред-ставленных статьях пятого раздела анализируется смысложизненный и акмеологический потенциал социореабилитации и психокоррекции: потеря смысла жизни рассматривается как духовно-нравственный и медико-психологический феномен, в трех статьях речь идет о методи-ке семейной групповой логопсихотерапии, в остальных - анализиру-ется психокоррекционная работа.

Впервые в отдельный - шестой - раздел выделены статьи, в которых рассматривается философско-религиозный аспект смысла жизни и акме: речь идет об анализе данных категорий в различных философских и религиозных традициях - от Древнего Китая и Востока до со-временного православия.

Седьмой раздел содержит традиционные материалы, в которых смысл жизни и акме рассматриваются в контексте проблем духовно-культурного становления личности. Раздел открывается статьями, посвященными исканию смысла жизни русскими писателями и поэтами. Далее выявляется соотношение смысла жизни и современных пред-ставлений о совести и человечности. Завершается раздел ответами на вопрос о собственном смысле жизни людей, умудренных опытом, -постоянных участников наших симпозиумов.

В данном сборнике впервые сложился отдельный - восьмой -раздел со статьями, в которых в том или ином контексте рассматривается проблема счастья: в чем оно состоит, где оно, каковы пути его достижения. В заключение этого раздела, как и в преды-

5

дущем сборнике, мы предлагаем читателю 100 новых взглядов на счастье.

В Приложении по многочисленным просьбам участников симпози-умов мы публикуем новый вариант разработанной нашим исследова-тельским коллективом анкеты «Смысл жизни и акме (профессиональ-ный аспект)».

Редакционная коллегия выражает особую благодарность Н.В. Вол-ковой и А.А. Кисельникову - сотрудникам лаборатории «Психология общения, развития и реабилитации личности» ПИ РАО - за техни-ческую и компьютерную подготовку данного сборника к изданию.

Уважаемые читатели! Отзывы о предлагаемом сборнике и ваши соб-ственные размышления над смыслом жизни, акме, счастьем присы-лайте в адрес оргкомитета симпозиума «Смысл жизни и акме»:

103009, Москва, ул. Моховая, 9 «В», Психологический институт РАО.

В оргкомитет симпозиума «Смысл жизни и акме».

Редколлегия.

6

Раздел I. Теория и история проблемы

СМЫСЛА ЖИЗНИ И АКМЕ

Чудновcкий Б.Э. (Москва)

Проблема оптимального смысла жизни*

В психолошческой литературе смысл жизни обычно характеризуют как феномен, обеспечивающий нормальную и продуктивную жизнь че-ловека, утрата которого может иметь трагические последствия. К. Обу-ховский замечает: «Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл сво-ей жизни» (1972, с. 183). Б.С. Братусь (1988) пишет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противо-речии между ограниченностью, смертностью индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека. В. Франкл (1990) расска-зывает о группе студентов, совершивших (к счастью, неудачную) попыт-ку суицида: большинство из них жили в хороших материальных и семей-ных условиях, не имели проблем в общении с окружающими, успешно учились. Но 85% представителей этой группы утратили смысл жизни. Най-ти, обрести смысл жизни - это как будто самая большая и самая высо-кая ценность, непременное условие человеческого счастья. Но этот поиск сложен, и результаты его далеко не всегда успешны. Прежде всего пото-му, что трудно отыскать смысл среди множества проявлений бессмысли-цы жизни. Как часто человек задается вопросом: а вообще имеет ли жизнь смысл? Или: не есть ли жизнь просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцвета, созревания и смерти человека как всякого другого органического существа? Заслужи-вает ли название жизни это бессмысленное чередование рождений и смер-тей, эта однообразная смена поколений? Последующие размышления при-водят к еще более фундаментальным вопросам: в чем смысл существова-ния всего живого на Земле? В чем смысл существования Земли, Солнечной системы, Галактики? И наконец: в чем смысл всего?

Все большее распространение получает религиозная концепция смысла жизни: последний - в существовании божественной бессмертной души, в спасении человека путем обращения его к Богу, приближении к нему. Это большая проблема, имеющая многовековую историю, требующая специального обсуждения. Здесь я ограничусь указанием на вопрос, на первый взгляд наивный, а на самом деле затрагивающий самую суть дан-ной концепции: если смысл жизни человека, его спасение в обращении к Богу, в приближении к нему, то почему на Земле пролито столько крови в религиозных войнах? Почему начиная от «святой» инквизиции и

* Работа выполнена в рамках конкурсной программы РГНФ № 02-06-0258а.

7

до наших дней такое множество людей были лишены жизни от имени Бога? Как объяснить теперь уже доказанный факт, что террористы-смерт-ники в подавляющем большинстве - религиозные люди, хорошо знаю-щие Коран и убежденные в том, что, лишая жизни неверных (исповеду-ющих другую религию), сделают богоугодное дело? Наконец, почему не могут договориться между собой церковные иерархи, даже принадлежа-щие к одной христианской религии? Ведь это люди, посвятившие себя служению Богу, сделавшие это смыслом своей жизни?

Ответ как будто прост и банален: они тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. В том-то и дело! И проблема заключается в поиске ответа на вопрос: почему обращение к Всевышнему у разных людей имеет разную направленность и разные результаты? Почему один, обращаясь к Богу, становится настоящим подвижником, достигает высочайших вершин ду-ховного развития? Почему другой вспоминает о Всевышнем лишь тогда, когда ситуация осложняется, обостряется и нужна немедленная помощь? Почему третий обращается к своему божеству за разрешением на крова-вый террористический акт, в результате которого гибнут люди, в том числе и дети, только потому, что исповедуют другую религию?

Наверное, ответ на эти вопросы невозможен без дальнейшего серьез-ного продвижения в исследовании психического склада личности человека.

По-видимому, ответ на вопрос «в чем смысл всего?» человечество будет искать всегда. Но в данном случае я отвлекусь от «вселенских» проблем смысла жизни и ограничусь рассмотрением его как психоло-гического феномена, суть которого - отражение в сознании субъекта особенностей иерархии целевых установок его жизни и деятельности, ставших для него жизненно значимой ценностью чрезвычайно высокого порядка. Как помочь человеку обрести смысл жизни в строго оп-ределенных условиях его существования?

Человек - житель Земли, рядовой планеты Солнечной системы, и это накладывает определенные ограничения на его жизнь: законы дви-жения небесных тел, космические лучи, активность солнца, изверже-ния вулканов, землетрясения, наводнения, ураганы и т.д. и т.п. - все это так или иначе влияет на его судьбу. И нужно отыскать смысл чело-веческой жизни в рамках этого «космического» существования.

Природа создала человека биологическим существом, жизнь кото-рого ограничена временными рамками. И с этим ничего нельзя поде-лать, хотя можно создать условия, при которых она удлиняется или укорачивается. Жизнь человека имеет свои возрастные этапы: детство, юность, молодость, зрелость, старость. Биологические и психофизио-логические факторы обусловливают своеобразие проявлений смысла жизни на каждом этапе, и нужно понять, «прочитать» это своеобразие.

Как уже отмечалось, принято считать, что наличие смысла жизни, стремление обрести его имеет, несомненно, позитивное значение для

8

становления личности. Однако одна из основных характеристик этого психологического образования - его многозначность: «двоящаяся диалектика» жизни, соотношение, совмещение «позитива» и «негатива», «плюса и мину

Размер файла: 282.39 Кбайт
Тип файла: rar (Mime Type: application/x-rar)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров