Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Выемочно-погрузочные работы и транспортирование горной массы карьеров: Лабораторный практикум / Сост. Б.П. Караваев; ГОУ ВПО «СибГИУ». – 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Проект кислородно-конвертерного цеха. Метод. указ. / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 25 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла Веревкин Г.И. Программа и методические указания по преддипломной практике. Методические указания. СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с. (3)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по производственной специальной практике / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 19 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Определение величины опрокидывающего момента кон-вертера (4)
(Методические материалы)

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (9)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (10)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Современный мир и люди Традиции

1. Современный мир и люди Традиции

Целью настоящей книги является изучение отдельных аспектов современности, благодаря которым она выглядит преимущественно эпо­хой разложения. Одновременно с этим мы на­мерены рассмотреть проблему поведения и форм существования, которые в нынешней си­туации подобают особому типу человека.

Последнее ограничение необходимо посто­янно иметь в виду. Всё, о чём пойдет речь в дальнейшем, относится далеко не ко всякому современному человеку. Напротив,мыимеем в виду исключительно тот тип человека, кото­рый, несмотря на свою полную вовлеченность в мир, включая даже те его области, где совре­менная жизнь достигает наивысшего уровня проблематичности и остроты, внутренне не принадлежит этому миру,ненамерен ему усту­пать и в душе чувствует себя существом иной породы, отличной от большинства наших со­временников.

5

Родиной такого человека, той землей, где он не чувствовал бы себя чужестранцем, являет­ся мир Традиции. Сразу оговоримся, что мыис-пользуем здесь слово Традиция в совершенно определённом значении (более подробно рас­смотренном вдругих наших работах1), далёком от общепринятого и близком к тем категориям, которые использовал Рене Генон в своем ана­лизе кризиса современного мира. В этом осо­бом значении культура, или общество, являет­ся «традиционным», если оно руководствуется принципами, превосходящими просто челове­ческий и индивидуальный уровень; если все его сферы образованы влиянием свыше, подчи­нены этому влиянию и ориентированы на выс­ший мир. Следует отметить, что мир Традиции, несмотря на всё разнообразие своих историче­ских форм, отличается сущностным тождест­вом или неизменностью. В другом месте мы уже попытались более точно определить цен­ности и категории этого мира, составлявшие основы всякой культуры, общества или жиз­ненного уклада, который можно определить какнормальный, тоесть вертикально ориенти-

1 Главным образом в Rivolta contro il mondo mo-derno (1934) [Edizioni Mediterranee, Roma, 1998] и «Люди и руины» (1953) [МОО «Русское стрелковое общество». М., 2002].

6

рованный и напрямую связанный с истинным смыслом.

Между тем, все ценности, возобладавшие в современном мире, представляют собой пол­ную противоположность ценностям, которые господствовали в обществах традиционного типа. Поэтому в нынешних условиях становит­ся всё более очевидным, что возможность сколь-либо действенного изменения сложив­шейся ситуации — как путём активных насту­пательных действий, так и посредством орга­низованного сопротивления этому миру того или иного масштаба,— опираясь на ценности Традиции (даже допуская, что ещё остались люди, способные их осознать и взять на себя), выглядит крайне маловероятной. Последние мировые потрясения показали, что отныне все попытки найти себе сторонников как среди на­ций, так и среди подавляющего большинства индивидов обречены на провал; столь же оче­видно, что ни современные институты, ни об­щее состояние общества, учитывая победив-шиевнем идеи, интересыи силы, неоставляют нам ни малейшего шанса для подобного изме­нения.

Тем не менее остались редкие люди, кото­рым благодаря своей — до той или иной степе­ни осознанной — принадлежности другому миру, образно говоря, удалось выстоять среди

7руин в атмосфере всеобщего разрушения. Ос­тался небольшой отряд, который, похоже, го­тов продолжать сражаться даже на потерян­ных позициях, и пока он не сдается, не идет на компромиссы, искушаемый возможностью близкого, но, по сути, иллюзорного успеха, его существование служит лучшим подтверждени­ем нашим словам. Естьидругие, кто, напротив, склоняется к тому, чтобы полностью отре­шиться от этого мира; что, впрочем, требует особой внутренней предрасположенности и со­ответствующих материальных условий, обес­печить которые с каждым днём становится всё более затруднительно. Как бы то ни было, это —второеизвозможных решений. Добавим сюда ещё более редко встречающихся людей, способных и в нынешних условиях отстаивать «традиционные» ценности на интеллектуаль­ном уровне, не преследуя при этом никаких сиюминутных целей, тех, кто самим фактом своего существования оказывает безусловно благотворное воздействие на нынешнюю дей­ствительность, препятствуя ей окончательно закрыться от возможности проникновения иных, отличных от господствующих в ней взглядов и оценок как на материальном уров­не, так и на уровне идей. Само их присутствие позволяет сохранять дистанции, свидетельст­вует о наличии других измерений, иных смы-8

слов жизниислужит указателем тому, кто спо­собен отстраниться от близкого и наличного, кто умеет видеть дальше и глубже.

Однако для тех, кто по тем или иным причи­нам не готов на полную материальную изоля­цию, ктоне может или нежелает окончательно сжечь все мосты между собой и современной жизнью, проблема личного поведения в этом мире сохраняет свою злободневность, в том числе на уровне простейших человеческих ре­акций и отношений.

Именно этому особому типу человека посвя­щена наша книга. Именно к нему обращены слова великого предтечи: «Пустыня растет. Горе тому, кто скрывает в себе пустыню!»1. Действительно, как было сказано, для такого человека не осталось никаких опорвовнешнем мире. Сегодня нет ни организаций, ни учреж­дений, которые, живионвтрадиционном обще­стве, позволили быему полностью реализовать себя, ясно и однозначно организовать собст­венную жизнь, творчески воплотить внутрен­не родственные ему ценности в соответствую­щей сфере существования. Поэтому нелепо редлагать ему продолжать придерживаться тех принципов, кои, будучи естественными и

1 Ницше. «Так говорил Заратустра».— Прим. пе-рев.

9

законными внормальном, традиционном обще­стве, более не являются таковыми в обществе ненормальном, в совершенно иной социаль­ной, психической, интеллектуальнойиматери-альной среде, в атмосфере всеобщего разложе­ния, где господствуют силы едва сдерживаемо­го хаоса, целиком лишенные всякого высшего узаконения. Отсюда вытекают те специфиче­ские проблемы, которыми мы намереваемся здесь заняться.

Первым делом следует прояснить следую­щий важный момент, связанный с вопросом об отношении к «пережиткам», или «остаткам», старого мира. Так, в частности в Западной Ев­ропе, продолжают цепляться за жизнь различ­ные социальные институты, нравы и обычаи, принадлежащие вчерашнему, то есть буржуаз­ному миру. Необходимо чётко уяснить себе, что сегодня, говоря о кризисе, в большинстве случаев имеют в виду кризис буржуазного мира — именно основы буржуазной культуры и общества претерпевают сегодня кризис и разложение. Но буржуазный мир — это не тот мир, который мы назвали миром Тради­ции. Социальный, политический и культурный распад переживает система, сформировавшая­ся со времен победы третьего сословия и пер­вой промышленной революции, тогда как еще сохраняющиеся в ней остатки более древнего

10

строя давно утратили свое изначальное живое содержание.

Каким может и должно быть отношение рас­сматриваемого нами человеческого типа к по­добному миру? Это важный вопрос, от ответа на который зависит наша оценка явлений кри­зиса и разложения, становящихся всё более очевидными с каждым днем, а также наше от­ношение как к этим явлениям, так и к тому, что еще не окончательно ими расшатано и разру­шено. Ответ на этот вопрос может быть только одним: исключительно отрицательное.

Рассматриваемый нами человеческий тип не имеет ничего общего с буржуазным миром. Всё буржуазное должно казаться ему чем-то «новым» и антитрадиционным, порож­дением процессов, имеющих отрицательный и подрывной характер. Действительно, во мно­гих современных кризисных явлениях скорее следует видеть нечто вроде возмездия или ри-кошета1; ведь вызваны они как раз теми сила­ми, которые, будучи пущены в ход против пре­дыдущей традиционной европейской цивили­зации, позднее обернулись против тех, кто про­будил их к жизни, и теперь сбрасывают их с пути, последовательно доводя общий процесс

1 См.: «Люди и руины», гл. XIII, «Тайная война. Оружие тайных войн».

11

разрушения до его логического завершения. аиболее наглядно это проявляется, напри­мер, в политэкономической области, где до­вольно легко прослеживается связь между буржуазной революцией третьего сословия и позднейшими социалистическими и марксист­скими движениями; между демократией и ли­берализмом, с одной стороны, и социализ­мом — с другой. Первые просто послужили тому, чтобы расчистить путь вторым, которые позднее, позволив тем выполнить свое назна­чение, перешли к их окончательному устране­нию.

С учётом этого следует решительно отверг­нуть решение, предлагаемое теми, кто готов встать на защиту буржуазного мира и исполь­зовать его как базу для сопротивления против новейших подрывных и разрушительных дви­жений, наивно рассчитывая на возможность вдохнуть новую жизнь в «старые меха», упро­чив их при помощи более высоких, традицион­ных ценностей.

Во-первых, с точки зрения материальных возможностей, учитывая общую ситуацию, ко­торая после переломного момента, ознамено­ванного двумя последними мировыми войнами со всеми вытекающими последствиями, с каж­дым днём становится всё более однозначной, подобное решение представляется чистейшим

12

самообманом. Произошедшие изменения слишком глубоки, чтобы быть обратимыми. Уже вырвавшиеся на свободу или готовые к этому силы по своей природе таковы, что лю­бая попытка загнать их обратно в рамки струк­тур вчерашнего мира обречена на провал. Бо­лее того, уже сама попытка обращения к этим структурам, совершенно лишённым высшего узаконения, в надежде оказать сопротивление подрывным силам только усиливает последние и придает им особую остроту. Во-вторых, это решение поставило бы нас в крайне двусмыс­ленное положение, равным образом неприем­лемое с идейной точки зрения и опасное в так­тическом плане. Как уже говорилось, традици­онные ценности — те ценности, которые мы называем традиционными,— не являются цен­ностями буржуазными,нопредставляют собой их полную противоположность.

Таким образом, признание законности за указанными остатками, любая попытка свя-затьих страдиционными ценностями или укре­пить их последними в вышеуказанных целях равнозначна признанию либо в собственном непонимании ценностей Традиции, либо в пре­небрежение ими и готовности заключить не­достойную и опасную сделку с подрывными си­лами. Опасность заключается прежде всего в том, что соглашаясь тем или иным образом свя-13

зать традиционные идеи с остаточными форма­ми буржуазного общества, мы тем самым под­ставляем первые под удар, который наносит наша эпоха по буржуазному миру,— удар во многом оправданный, неизбежный и необходи­мый.

Поэтому следует ориентироваться на проти­воположное решение, даже если оно скорее способно осложнить ситуацию и в определён­ном смысле является не менее рискованным. Необходимо разорвать все связи с тем, чему рано или поздно суждено погибнуть и реши­тельно отказаться от опоры на какую-либо из ныне существующих или унаследованных со­циальных форм, включая даже те, которые имели подлинно традиционный характер, но исторически изжили себя. В этом случае наша задача будет состоять в поддержании основно­го направления, то есть в сохранении преемст­венности исключительно на одном, так сказать бытийном уровне, то есть на уровне внутрен­ней ориентации при максимальной внешней свободе. Как мы вскоре увидим, единственную поддержку, которую может оказать нам сего­дня Традиция, следует искатьне в позитивных, регулярных структурах, присущих любой тра­диционной культуре, но в доктрине, которая содержит традиционные принципы в их выс­шем, невоплощенном состоянии,

Размер файла: 631.76 Кбайт
Тип файла: rar (Mime Type: application/x-rar)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров