Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Выемочно-погрузочные работы и транспортирование горной массы карьеров: Лабораторный практикум / Сост. Б.П. Караваев; ГОУ ВПО «СибГИУ». – 2003 (4)
(Методические материалы)

Значок файла Проект кислородно-конвертерного цеха. Метод. указ. / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 25 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Веревкин Г.И. Программа и методические указания по преддипломной практике. Методические указания. СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 14 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Программа и методические указания по производственной специальной практике / Сост.: И.П. Герасименко, В.А. Дорошенко: СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 19 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Определение величины опрокидывающего момента кон-вертера (2)
(Методические материалы)

Значок файла Обработка экспериментальных данных при многократном измерении с обеспечением требуемой точности. Метод. указ. к лабораторной работе по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» / Сост.: В.А. Дорошенко, И.П. Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2004. – 20 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Методические указания по дипломному и курсовому проектированию к расчету материального баланса кислородно-конвертерной плавки при переделе фосфористого чугуна с промежуточным удалением шлака / Сост.: В.А._Дорошенко, И.П _Герасименко: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк, 2003. – с. (8)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА


КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И
СИСТЕМЫ .....................................

Классификация психодиагностических методик

 Компьютеризация психодиагностических методик
. Компьютерные психодиагностические системы

Научный редактор:

АЛЕКСАНДРОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ - академик РАЕН, доктор тех-
нических наук, профессор, заслуженный деятель .науки и техники РФ.

1.4. Основные направления развития компьютерной психодиагностики

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ: ТРА-
ДИЦИОННЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И АЛГОРИТМЫ . . .

2.1. Формирование исходного множества признаков ............
2.2. Структура экспериментально-психологических данных и свойства ли-
нейных диагностических моделей ........................
2.3. Методы, основанные на критерии автоинформативности системы при-
знаков ........................................
2.4. Методы, использующие внешний критерий

2.5. .Стандартизация и испытания диагностических моделей

3. ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗОВ В КОМПЬЮ-
ТЕРНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ .......................

3.1. Сравнительные характеристики методов распознавания образов . .
3.2. Потенциальные и реальные возможности экстенсиональных методов
распознавания образов ..............................
3.3. Алгоритмы преобразования пространства признаков ..........
3.4. Методы и алгоритмы анализа структуру многомерных данных . . .

3.5. Локальные метрики и обобщенные д-с-метрики - новый подход к
анализу данных ..................................

4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ:РАЗРАБОТКА МЕТОДИК ЭКСПРЕСС-
ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТИВНОСТИ ..........

4.1. Объекты, методика и условия эксперимента
4.2. Анализ базисных шкал ММР1 ........
4.3. Шкала психической адаптивности .....................

4.4. Экстенсиональный алгоритм распознавания психической адаптивности

5. ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПСИХОДИАГ-
НОСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ...........................

5.1. Общие сведения об интеллектуальных системах ............
5.2. Методология разработки экспертных систем

5.3. Экспертные системы-интерпретаторы результатов психодиагностиче-
ского тестирования ................................
5.4. Структура психологического знания

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРЕДИСЛОВИЕ

В психологии, психиатрии ч других областях, связанных с
исследованиями психики человека, значительную роль играют
экспериментальные психодиагностические методики. Эти мето-
дики позволяют количественно выражать различные особенно-
сти людей, определяющие их внутреннее состояние и отноше-
ния с окружающим миром. Такое количественное выражение
достигается путем организации специальной стимульной среды,
в которую помещается человек, регистрации тех или иных по-
казателей реакций испытуемого и задания правил преобразова-
ния регистрируемых показателей в оценку диагностируемых
свойств.

Важное значение в развитии экспериментальных психодиаг-
ностических методик имеют технические средства стимуляции,
регистрации и обработки психодиагностической информации.
Эти технические средства нашли свое наиболее полное вопло-
щение в современных высокопроизводительных компьютерах с
их мощными операциональными и изобразительными возмож-
ностями. Применению компьютеров в психодиагностике посвя-
щена настоящая книга.

Использование в психодиагностике возможностей современ-
ных компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, опера-
тивно и всесторонне анализировать и наглядно отображать экс-
периментальную информацию влечет за собой эффекты, кото-
рые условно можно назвать количественными и качественными.

Первый тип количественных эффектов связан главным обра-
зом с автоматизацией рутинных операций традиционного психо-
диагностического эксперимента, таких как инструктаж испытуе-
мого, предъявление стимулов и регистрация ответов испытуемо-
го, ведение протокола, расчет и выдача результатов и т.п. За
счет такой автоматизации повышаются уровень стандартизации,
точность и скорость получения выходных диагностических дан-
ных, что бывает крайне необходимо в таких областях, как кли-
ническое обследование или психологическое консультирование.
Кроме того, оперативность обработки информации при компью-
терном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки мас-
совые психодиагностические обследования, которые, в частности,
используются для решения задач профессионального психологи-
ческого отбора или профессиональной ориентации в условиях де-
фицита временных и других ресурсов.

Качественные эффекты можно разделить на две категории.
Первую категорию составляют эффекты, обеспечиваемые воз-
можностями современных компьютеров реализовывать новые ви-

ды психодиагностических экспериментов. Сюда относятся воз-
можности генерировать новые виды стимулов (динамические и
полимодальные), по-новому организовывать стимульную после-
довательность (например, так называемое адаптивное тестирова-
ние), регистрировать ранее не доступные параметры реакций ис-
пытуемых, оформлять психодиагностические методики в виде
компьютерных игр и т. п. Вторая категория качественных эффек-
тов сопряжена с применением в психодиагностике последних до-
стижений в области информационных технологий. Эти достиже-
ния касаются способов создания и ведения компьютерных баз
данных, алгоритмов распознавания образов в психодиагностике
и методов искусственного интеллекта, основанных на манипули-
ровании знаниями в рассматриваемой предметной области.

Все перечисленные вопросы являются прерогативой компь-
ютерной психодиагностики и с той или иной степенью подроб-
ности излагаются в этой книге. В то же время основное вни-
мание уделено применению в психодиагностике алгоритмов рас-
познавания образов, эффективность которых подтверждена
результатами многолетней и обширной практики. Предлагается
новая методология компьютерного анализа данных психодиаг-
ностического эксперимента, позволяющая более полно раскры-
вать информационный потенциал этих данных.

Книга адресована специалистам, разрабатывающим и эксплу-
атирующим компьютерные диагностические системы в медицин-
ских, психологических и других учреждениях, а также врачам,
психологам и специалистам, связанным по роду своей деятельно-
сти с решением психодиагностических задач. Кроме того, представ-
ленный материал может быть полезен математикам и специалистам
в области анализа многомерных данных.

Автор благодарит коллектив сотрудников лаборатории кли-
нической психологии Психоневрологического института им.
В. М. Бехтерева, возглавляемой доктором медицинских наук,
профессором Л. И. Вассерманом, за творческое участие в обсуж-
дении ряда актуальных вопросов компьютерной психодиагности-
ки, а также руководителя организационно-методического отдела
Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева доктора
медицинских наук, профессора Ю. Я. Тупицына за содействие
при подготовке книги. Большой помощью в работе автора слу-
жили постоянное внимание и ценные советы доктора медицин-
ских наук, профессора Б. Д. Карвасарского. Значительное влия-
ние на взгляды автора в области современных компьютерных
технологий оказал академик РАЕН В. В. Александров. Особую
признательность автор выражает ведущему научному сотруднику
Б. В. Иовлеву, без обсуждения с которым как частных, так и об-
щих методологических вопросов по всем разделам было бы не-
возможно достичь требуемого качества книги.

1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
МЕТОДИКИ И СИСТЕМЫ

1.1. Классификация психодиагностических методик

Психодиагностика характеризуется широким спектром мето-
дических подходов. Многообразие этих подходов обусловливает
существование различных систем классификации психодиагно-
стического эксперимента в зависимости от выделяемых разны-
ми авторами значимых для классификации атрибутов (напри-
мер, Мельников В. М., Ямнольский Л. Т., 1935; Общая исихо-
диагностика, 1987; Пирьов Г. Д., 1985; Бурлачук Л. Ф.,
Морозов С. М., 1989). Для компьютерной психодиагностики та-
ким значимым атрибутом может служить формализуемость пси-
ходиагностической методики, которой определяется возмож-
ность использования в психодиагностическом эксперименте
компьютерной информационной технологии.

Для конкретизации понятия формализуемость целесооб-
разно выделить сравнительно самостоятельные элементы пси-
ходиагностического эксперимента, поддающиеся систематиза-
ции. К ним относятся, в первую очередь, воздействие на испы-
туемого в ходе эксперимента (стимулы), ответы (отклики)
испытуемого на это воздействие и. операции с информацией.
рожденной реакциями испытуемого на стимулы. Соответствен-
но, основанием для классификации психодиагнистических мето-
дик могут служить различные сочетания тестовых заданий со способами
 реагирования испытуемых, дополненные характеристиками процедур
обработки экспериментальных данных.
В таблице 1.1 представлены формы тесовых заданий пси-
ходиагностических методик. В этой таблице все виды стимулов
разделены на вербальные и невербальные. В свою очередь,
среди вербальных вычленяются стандартизированные и индиви-
дуально ориентированные стимулы, а невербальные включают
в себя статические и динамические стимулы. Вербальные сти-
мулы - это вопросы, утверждения и задания, выраженные сло-
вами. Стандартизированные стимулы являются одинаковыми
для всех испытуемых, в то время как индивидуально ориенти-
рованные подбираются в отдельности для каждого конкретного
испытуемого. Невербальные стимулы - это картинки, фигуры,
значки, пятна и т. п. Кроме того, невербальные стимулы могут
обращаться к сфере не только зрительного восприятия, а и дру-
гих чувств (слух, осязание, обоняние, вкус). Параметры стати-
ческих невербальных стимулов постоянны во времени, а у ди-

Таблица 1.1

Виды тестовых заданий

Виды стимуловПорядок предьявлениястимулов
ВербальныеНеверб.альныеПеременный
СтандартизированныеИндивидуально ориентированныеСтатическиеДинамическиеФиксированныйСлучайныйС обратной связью

намических объектов могут изменяться форма, цвет, высота то-
на звука и т. д.

Характеристика форм тестовых заданий дополняется опи-
санием порядка предъявления стимулов в процессе психоди-
агностического эксперимента. Этот порядок может быть фик-
сированным и переменным. Разновидностью переменного по-
рядка является случайное предъявление стимулов, которое
применяется, например, для организации рандомизированного
исследования. Другая разновидность связана с использованием
в ряде психодиагностических методик обратной связи с ис-
пытуемым, когда содержание и форма текущего стимульного
материала зависят от реакций испытуемого на предыдущие
стимулы.

Способы ответов испытуемого на тестовые стимулы разде-
ляются на закрытые, открытые и динамическое реагирование
через органы управления (табл. 1.2). При закрытом способе все
ответы в совокупности образуют полную группу, или, иными
словами, все возможные виды ответов заранее известны. Эти
ответы могут осуществляться в форме выбора из <меню отве-
тов> (в зависимости от объема меню различают методики с аль-
тернативным и множественным выбором), с помощью оценива-

Таблица 1.2

Виды ответов на тестовые задания

Закр>ытыеОткрытыеДинами-
агирова-
Оценива-Свобод-ние че-
ние при-Восста-Пере-Дополне-ное кон-рез
Выборзнака по заданнойновление частейструктурированиениеструированиеорганы управле-
шкаления

ния значения какого-либо признака по заданной шкале, путем
восстановления частей предложений, фигур и т.д., а также по-
средством переструктурирования данных. Открытые способы
предполагают ответы испытуемого на предъявляемые стимулы
в свободной форме. При этом могут быть регламентированы
лишь самые общие требования к форме ответа (вербальная или
невербальная, ориентировочные объем и время). Открытые спо-
собы включают в себя ответы в виде дополнения заданного сти-
мула и ответы, в которых полностью допускается свободное
конструирование. При динамическом реагировании через орга-
ны управления используются перцептивные и моторные способ-
ности испытуемого.

Ниже приводятся характеристики возможных форм сочета-
ний тестовых заданий с видами ответов испытуемых, которые
иллюстрируются ссылками на известные психодиагностические
методики, а также дается оценка соотношения качественного и
количественного компонентов в процедурах анализа экспери-
ментальных данных для каждого выделенного класса психоди-
агностических методик.

Стимулы - вербальные

стандартизированные.
Ответы - закрытые,
типа <Выбор>.

Сочетание вербальных стандартизированных стимулов с за-
крытыми ответами типа <Выбор> определяет самый обширный
круг психодиагностических методик - тесты-опросники. Зада-
ния в этих тестах представлены в виде вопросов или утверж-
дений, относительно которых испытуемый выносит суждения
(наиболее часто используется двух- или трехальтернативный
выбор ответов, например, <Верно>, <Неверно>, <Не могу ска-
зать>). По содержанию среди тестов-опросников условно выде-
ляют опросники-анкеты, биографические опросники и личност-

Размер файла: 214.89 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров