Глобалтека
На главную |
Варианты сотрудничества |
Наши гарантии |
Как оплатить? |
Оставить отзыв |
Портфолио авторов |
ФОРУМ |
Заказ работы
Заказать |
Каталог тем |
Каталог ресурсов
Рефераты |
Книги |
Статьи |
Методический материал |
Самые новые

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)
Последние отзывы
2015-12-04 17:05:49
Сергей, Самара
2015-09-14 17:08:50
Григорий Гусев, Москва
2013-07-27 11:59:27
Светлана, Черкассы
2013-03-06 17:52:56
Владимир, Черновцы
2012-10-22 08:43:43
Елена, Киев
2012-09-20 13:31:42
Алина
2012-05-10 20:47:37
Вячеслав, Москва
Каталог бесплатных ресурсов |
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ И
СИСТЕМЫ .....................................
Классификация психодиагностических методик
Компьютеризация психодиагностических методик
. Компьютерные психодиагностические системы
Научный редактор:
АЛЕКСАНДРОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ - академик РАЕН, доктор тех-
нических наук, профессор, заслуженный деятель .науки и техники РФ.
1.4. Основные направления развития компьютерной психодиагностики
2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ: ТРА-
ДИЦИОННЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ И АЛГОРИТМЫ . . .
2.1. Формирование исходного множества признаков ............
2.2. Структура экспериментально-психологических данных и свойства ли-
нейных диагностических моделей ........................
2.3. Методы, основанные на критерии автоинформативности системы при-
знаков ........................................
2.4. Методы, использующие внешний критерий
2.5. .Стандартизация и испытания диагностических моделей
3. ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБРАЗОВ В КОМПЬЮ-
ТЕРНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ .......................
3.1. Сравнительные характеристики методов распознавания образов . .
3.2. Потенциальные и реальные возможности экстенсиональных методов
распознавания образов ..............................
3.3. Алгоритмы преобразования пространства признаков ..........
3.4. Методы и алгоритмы анализа структуру многомерных данных . . .
3.5. Локальные метрики и обобщенные д-с-метрики - новый подход к
анализу данных ..................................
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ:РАЗРАБОТКА МЕТОДИК ЭКСПРЕСС-
ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТИВНОСТИ ..........
4.1. Объекты, методика и условия эксперимента
4.2. Анализ базисных шкал ММР1 ........
4.3. Шкала психической адаптивности .....................
4.4. Экстенсиональный алгоритм распознавания психической адаптивности
5. ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПСИХОДИАГ-
НОСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ...........................
5.1. Общие сведения об интеллектуальных системах ............
5.2. Методология разработки экспертных систем
5.3. Экспертные системы-интерпретаторы результатов психодиагностиче-
ского тестирования ................................
5.4. Структура психологического знания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРЕДИСЛОВИЕ
В психологии, психиатрии ч других областях, связанных с
исследованиями психики человека, значительную роль играют
экспериментальные психодиагностические методики. Эти мето-
дики позволяют количественно выражать различные особенно-
сти людей, определяющие их внутреннее состояние и отноше-
ния с окружающим миром. Такое количественное выражение
достигается путем организации специальной стимульной среды,
в которую помещается человек, регистрации тех или иных по-
казателей реакций испытуемого и задания правил преобразова-
ния регистрируемых показателей в оценку диагностируемых
свойств.
Важное значение в развитии экспериментальных психодиаг-
ностических методик имеют технические средства стимуляции,
регистрации и обработки психодиагностической информации.
Эти технические средства нашли свое наиболее полное вопло-
щение в современных высокопроизводительных компьютерах с
их мощными операциональными и изобразительными возмож-
ностями. Применению компьютеров в психодиагностике посвя-
щена настоящая книга.
Использование в психодиагностике возможностей современ-
ных компьютеров компактно хранить, быстро извлекать, опера-
тивно и всесторонне анализировать и наглядно отображать экс-
периментальную информацию влечет за собой эффекты, кото-
рые условно можно назвать количественными и качественными.
Первый тип количественных эффектов связан главным обра-
зом с автоматизацией рутинных операций традиционного психо-
диагностического эксперимента, таких как инструктаж испытуе-
мого, предъявление стимулов и регистрация ответов испытуемо-
го, ведение протокола, расчет и выдача результатов и т.п. За
счет такой автоматизации повышаются уровень стандартизации,
точность и скорость получения выходных диагностических дан-
ных, что бывает крайне необходимо в таких областях, как кли-
ническое обследование или психологическое консультирование.
Кроме того, оперативность обработки информации при компью-
терном эксперименте позволяет проводить в сжатые сроки мас-
совые психодиагностические обследования, которые, в частности,
используются для решения задач профессионального психологи-
ческого отбора или профессиональной ориентации в условиях де-
фицита временных и других ресурсов.
Качественные эффекты можно разделить на две категории.
Первую категорию составляют эффекты, обеспечиваемые воз-
можностями современных компьютеров реализовывать новые ви-
ды психодиагностических экспериментов. Сюда относятся воз-
можности генерировать новые виды стимулов (динамические и
полимодальные), по-новому организовывать стимульную после-
довательность (например, так называемое адаптивное тестирова-
ние), регистрировать ранее не доступные параметры реакций ис-
пытуемых, оформлять психодиагностические методики в виде
компьютерных игр и т. п. Вторая категория качественных эффек-
тов сопряжена с применением в психодиагностике последних до-
стижений в области информационных технологий. Эти достиже-
ния касаются способов создания и ведения компьютерных баз
данных, алгоритмов распознавания образов в психодиагностике
и методов искусственного интеллекта, основанных на манипули-
ровании знаниями в рассматриваемой предметной области.
Все перечисленные вопросы являются прерогативой компь-
ютерной психодиагностики и с той или иной степенью подроб-
ности излагаются в этой книге. В то же время основное вни-
мание уделено применению в психодиагностике алгоритмов рас-
познавания образов, эффективность которых подтверждена
результатами многолетней и обширной практики. Предлагается
новая методология компьютерного анализа данных психодиаг-
ностического эксперимента, позволяющая более полно раскры-
вать информационный потенциал этих данных.
Книга адресована специалистам, разрабатывающим и эксплу-
атирующим компьютерные диагностические системы в медицин-
ских, психологических и других учреждениях, а также врачам,
психологам и специалистам, связанным по роду своей деятельно-
сти с решением психодиагностических задач. Кроме того, представ-
ленный материал может быть полезен математикам и специалистам
в области анализа многомерных данных.
Автор благодарит коллектив сотрудников лаборатории кли-
нической психологии Психоневрологического института им.
В. М. Бехтерева, возглавляемой доктором медицинских наук,
профессором Л. И. Вассерманом, за творческое участие в обсуж-
дении ряда актуальных вопросов компьютерной психодиагности-
ки, а также руководителя организационно-методического отдела
Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева доктора
медицинских наук, профессора Ю. Я. Тупицына за содействие
при подготовке книги. Большой помощью в работе автора слу-
жили постоянное внимание и ценные советы доктора медицин-
ских наук, профессора Б. Д. Карвасарского. Значительное влия-
ние на взгляды автора в области современных компьютерных
технологий оказал академик РАЕН В. В. Александров. Особую
признательность автор выражает ведущему научному сотруднику
Б. В. Иовлеву, без обсуждения с которым как частных, так и об-
щих методологических вопросов по всем разделам было бы не-
возможно достичь требуемого качества книги.
1. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
МЕТОДИКИ И СИСТЕМЫ
1.1. Классификация психодиагностических методик
Психодиагностика характеризуется широким спектром мето-
дических подходов. Многообразие этих подходов обусловливает
существование различных систем классификации психодиагно-
стического эксперимента в зависимости от выделяемых разны-
ми авторами значимых для классификации атрибутов (напри-
мер, Мельников В. М., Ямнольский Л. Т., 1935; Общая исихо-
диагностика, 1987; Пирьов Г. Д., 1985; Бурлачук Л. Ф.,
Морозов С. М., 1989). Для компьютерной психодиагностики та-
ким значимым атрибутом может служить формализуемость пси-
ходиагностической методики, которой определяется возмож-
ность использования в психодиагностическом эксперименте
компьютерной информационной технологии.
Для конкретизации понятия формализуемость целесооб-
разно выделить сравнительно самостоятельные элементы пси-
ходиагностического эксперимента, поддающиеся систематиза-
ции. К ним относятся, в первую очередь, воздействие на испы-
туемого в ходе эксперимента (стимулы), ответы (отклики)
испытуемого на это воздействие и. операции с информацией.
рожденной реакциями испытуемого на стимулы. Соответствен-
но, основанием для классификации психодиагнистических мето-
дик могут служить различные сочетания тестовых заданий со способами
реагирования испытуемых, дополненные характеристиками процедур
обработки экспериментальных данных.
В таблице 1.1 представлены формы тесовых заданий пси-
ходиагностических методик. В этой таблице все виды стимулов
разделены на вербальные и невербальные. В свою очередь,
среди вербальных вычленяются стандартизированные и индиви-
дуально ориентированные стимулы, а невербальные включают
в себя статические и динамические стимулы. Вербальные сти-
мулы - это вопросы, утверждения и задания, выраженные сло-
вами. Стандартизированные стимулы являются одинаковыми
для всех испытуемых, в то время как индивидуально ориенти-
рованные подбираются в отдельности для каждого конкретного
испытуемого. Невербальные стимулы - это картинки, фигуры,
значки, пятна и т. п. Кроме того, невербальные стимулы могут
обращаться к сфере не только зрительного восприятия, а и дру-
гих чувств (слух, осязание, обоняние, вкус). Параметры стати-
ческих невербальных стимулов постоянны во времени, а у ди-
Таблица 1.1
Виды тестовых заданий
Виды стимуловПорядок предьявлениястимулов
ВербальныеНеверб.альныеПеременный
СтандартизированныеИндивидуально ориентированныеСтатическиеДинамическиеФиксированныйСлучайныйС обратной связью
намических объектов могут изменяться форма, цвет, высота то-
на звука и т. д.
Характеристика форм тестовых заданий дополняется опи-
санием порядка предъявления стимулов в процессе психоди-
агностического эксперимента. Этот порядок может быть фик-
сированным и переменным. Разновидностью переменного по-
рядка является случайное предъявление стимулов, которое
применяется, например, для организации рандомизированного
исследования. Другая разновидность связана с использованием
в ряде психодиагностических методик обратной связи с ис-
пытуемым, когда содержание и форма текущего стимульного
материала зависят от реакций испытуемого на предыдущие
стимулы.
Способы ответов испытуемого на тестовые стимулы разде-
ляются на закрытые, открытые и динамическое реагирование
через органы управления (табл. 1.2). При закрытом способе все
ответы в совокупности образуют полную группу, или, иными
словами, все возможные виды ответов заранее известны. Эти
ответы могут осуществляться в форме выбора из <меню отве-
тов> (в зависимости от объема меню различают методики с аль-
тернативным и множественным выбором), с помощью оценива-
Таблица 1.2
Виды ответов на тестовые задания
Закр>ытыеОткрытыеДинами-
агирова-
Оценива-Свобод-ние че-
ние при-Восста-Пере-Дополне-ное кон-рез
Выборзнака по заданнойновление частейструктурированиениеструированиеорганы управле-
шкаления
ния значения какого-либо признака по заданной шкале, путем
восстановления частей предложений, фигур и т.д., а также по-
средством переструктурирования данных. Открытые способы
предполагают ответы испытуемого на предъявляемые стимулы
в свободной форме. При этом могут быть регламентированы
лишь самые общие требования к форме ответа (вербальная или
невербальная, ориентировочные объем и время). Открытые спо-
собы включают в себя ответы в виде дополнения заданного сти-
мула и ответы, в которых полностью допускается свободное
конструирование. При динамическом реагировании через орга-
ны управления используются перцептивные и моторные способ-
ности испытуемого.
Ниже приводятся характеристики возможных форм сочета-
ний тестовых заданий с видами ответов испытуемых, которые
иллюстрируются ссылками на известные психодиагностические
методики, а также дается оценка соотношения качественного и
количественного компонентов в процедурах анализа экспери-
ментальных данных для каждого выделенного класса психоди-
агностических методик.
Стимулы - вербальные
стандартизированные.
Ответы - закрытые,
типа <Выбор>.
Сочетание вербальных стандартизированных стимулов с за-
крытыми ответами типа <Выбор> определяет самый обширный
круг психодиагностических методик - тесты-опросники. Зада-
ния в этих тестах представлены в виде вопросов или утверж-
дений, относительно которых испытуемый выносит суждения
(наиболее часто используется двух- или трехальтернативный
выбор ответов, например, <Верно>, <Неверно>, <Не могу ска-
зать>). По содержанию среди тестов-опросников условно выде-
ляют опросники-анкеты, биографические опросники и личност-
Размер файла: 214.89 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Вход для партнеров
Самые популярные

(Статьи)

(Методические материалы)

(Книги)

(Рефераты)

(Методические материалы)
Последние новости
-
2011-10-15 11:07:21
Программа для просмотра формата fb2 -
2011-09-29 12:51:24
Навигация добавления закладок в социальные сети -
2011-08-18 11:26:03
Вплив вступу до СОТ на зміни інвестиційної привабливості (галузевий аналіз) -
2011-08-18 11:24:11
Ідентифікація інвестиційно привабливих галузей -
2011-08-10 07:56:04
Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела