Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (2)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (2)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (10)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (11)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (11)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Анатомия мудрости

1. ЖИЗНЬ

 Английский мыслитель, доктор богословия Парижского уни-
верситета.
 Родился на юго-западе Англии, близ Ильчестера, в графстве
Доргет.
 От рождения он прозывался Давид Ди Радик, а Роджером Бэко-
ном он стал именоваться позже.
 Учился в Оксфорде.
 Учителем Р. Бэкона был Роберт Гроссетест/Роберт Линкольн-
ский - епископ из г. Линкольна (около 1168--1253)/.
С 1236 г. по 1247 г. преподавал в Парижском универ-
ситете.
 Он знал Фому Аквинского и Бонавентуру.
 В 1256 г. вступил во францисканский орден.

БЭКОН РОДЖЕР (около 1214-1292 гг.)

 В 1277 г. был за точен-в монастырскую тюрьму, где пробыл
14 лет.
 У него был единственный ученик - Джон из Лондона.
 До нас дошли его сочинения - многие сотни листов, но о нача-
ле его пути, о целых десятилетиях его жизни мы не знаем почти
ничего.
 Современники называли его Doctor Mirabilis (<Дивный доктор>).
 Р. Бэкон первым употребил словосочетание <опытная наука>
(<..icientia experimentalise.
 Сочинения Роджера Бэкона:
 <Большое сочинение>;
 <О продлении человеческой жизни>;
 <Руководство для изучения богословия>;
 <Руководство к изучению философии> (1271-1276);
 <Малый труд>;
 <Похвала математике>;
 <О радуге>;
 <Третий труд> (Предварение к <Большому> и <Малому>);
 <Перспектива>;
 <О врачебных ошибках>.

2. СУДЬБА

" Рассказывают, как Роджер Бэкон предупредил английского
короля Генриха III (1216 1272) об опасности для трона и госу-
дарства, исходящей от приближенного к монарху епископа Пье-
ра де Роша - жестокого человека, мракобеса, гонителя ученых,
 Бэкон обыграл имя Винчестерского епископа. Пьер де Рош
по-латыни будет Петрус де Рупибус, что в переводе означает
<скалы и утесы> - (петрэ эт ру пес).
 <Государь, - обратился он к Генриху, - что всего опаснее и
страшнее для плывущего через бурное море к берегу?> Король
отвечал: <Про то ведают странствующие и путешествующие по
большим водам>. И тогда Бэкон - глаза его дерзко блестели, а
сердце билось тревожно - сказал монарху правду: <Государь, я
скажу: всего опаснее скалы и утесы>.
 Именно у Р. Бэкона встречаются первые упоминания о прибо-
ре, который позднее будет назван телескопом. Знакомство Род-
жера Бэкона с достижениями арабской оптики, собственные опы-
ты с преломлением лучей в кусках стекол с различной геометрией
и даже пользование при чтении <магическим кристаллом>,

БЭКОН РОДЖЕР (около 1214-1292 п-.)

 <иодогнанным под собственные глаза, приводят его к такому вос-
ЦЙЖОрженному выводу: <Расскажу о дивных делах природы и
ДДИЙвюкусства,. в которых нет ничего сверхъестественного... Про-
 Щййэачные тела могут быть так обделаны, что отдаленные предме-
 lfliBM покажутся приближенными, и наоборот, так, что на невероят-
lISliOM расстоянии будем читать малейшие буквы и различать
  ?"йaeльчaйшиe вещи, а также будем в состоянии усматривать звез-
 :.;..;"яды, как пожелаем>.

-йК 3. УЧЕНИЕ
 :

  Ничто не совершенно в человеческих изобретениях...
ll Изложение должно быть наглядным; последнее невозможно
лг-без опыта; у нас в руках три средства познания: авторитет,
ЩИ> мышление и опыт. Авторитет не имеет значения, если спра-
йк ведливость его не может быть доказана: он не учит, он тре-
..бует только согласия. При мышлении мы обычно отличаем
> истинный аргумент от ложного, проверяя вывод опытом. Экс-
А- периментальная наука испытывает и проверяет выводы дру-
 ,.. гих наук, она исследует тайны природы собственными сила-
.г ми.
 . Бог, ангелы, загробная жизнь и небесные тела труднодоступны
 для человеческого знания, и чем более они превосходны, тем
 менее нам известны.
 .. В метафизике не может быть иного доказательства, кроме как
 через следствие, так что духовные вещи познаются через те-
 лесные следствия и творец -- через творение.
  Математика была открыта первой из всех частей философии,
! ибо от начала рода человеческого она была открыта первой,
: еще до Потопа...
-  Если мы хотим в других науках прийти к несомненной досто-
 верности и безошибочной истине, то необходимо положить ос-
 нования всякого знания в математике...
  Важнейшие тайны мудрости остаются в наши дни неизвестны-
 ми толпе ученых за недостатком правильного метода.
  Хотя Аристотель и признавал силлогизм источником знания, но
 есть случаи, когда простой опыт учит лучше всякого силлогизма.
;  Выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение про-
 изводить опыты, и эта наука есть царица наук.
  Людям прирожден способ познания от ощущения к уму, так что
 " если нет ощущений, нет и науки.

БЭКОН РОДЖЕР (около 1214 1292 п.)

 Существуют четыре величайших препятствия к постижению
 истины. Они мешают всем и каждому мудрому человеку и едва
 позволяют достичь подлинной мудрости. А именно: пример жал-
 кого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мне-
 ние несведущей толпы и прикрытие собственного невежества
 показной мудростью.
 Авторитет, данный церкви Божественным судом, неколебим и
 подлинен.
 Математические знания как бы ирирождены нам, ибо, как рас-
 сказывает Цицерон в <Тускуланских беседах>, маленький
 мальчик на вопросы по геометрии, задаваемые ему Сократом,
 отвечал так, как если бы он уже обучался геометрии.
 Для нас естествен путь от легкого к трудному...
 Доводов недостаточно, необходим опыт. Ибо если какой-ни-
 будь человек, никогда не видавший огня, докажет с помощью
 веских доводов, что огонь сжигает, повреждает и разрушает
 вещи, то душа слушающего не успокоится, и он не будет избе-
 гать огня до тех пор, пока сам не положит руку или воспламе-
 няющуюся вещь в огонь, чтобы на опыте проверить то, чему
 учат доводы.
 Двояк путь познания вещей: один через философский опыт,
 другой - через божественное вдохновение.
 Практическая геометрия создает зеркала, способные сжечь все,
 сопротивляющееся огню...
 С) Очевидно, здесь речь идет о том, что сегодня именуется
 <солнечной печью>. С)
 Науки полезны и для богословия. Вот сказано, что праведник
 Ной спасся от Потопа, сделав Ковчег. Надо полагать, это был
 огромный корабль, если на нем поместились сам Ной, и все его
 семейство, и все звери, и птицы, и гады, пресмыкающиеся на
 земле, - по паре от каждого рода. Огромный корабль, триста
 локтей в длину, и было в нем устроено <нижнее, второе и
 третье жилье>. Никак нельзя было его сделать без знания гео-
 метрии.
 Опытная наука - владычица умозрительных наук.
 Пока длится невежество, человек не находит против зла
 средств.

1. ЖИЗНЬ

 Итальянский философ, богослов.
 Был младшим сыном графа Ландольфа Аквинского, феодала,
рыцаря короля Фридриха II.
 Родился Фома в замке Роккасекка близ Аквино (отсюда иногда
встречающееся прозвище философа - Аквинат, и второе поиме-
нование-Аквинский).
 Воспитывался у бенедиктинцев в Монте-Кассино.
 Изучал в Неаполитанском университете свободные искус-
ства (философию и диалектику) на подготовительном факуль-
тете.
 В 17 лет вступил в доминиканский орден, откуда был послан
учиться в Париж, где его учителем в течение трех лет (1245-
1248) был doctor universalis Великий Альберт фон Болыптедт
(около 1193 -1280), получивший титул <всеобъемлющего док-
тора> за энциклопедичность познаний.

ФОМА из Аквино (1225- 1274 гг.)

 /  Альберт Великий:
 <Разум все же не может доказать сверхразумных истин или
 тайн христианства. Он может только отражать все нападки
 против них и установить, что эти истины не противоречат
 разуму>.
 <Хотя творения не дают нам оснований для доказательства
 посредством умозаключений тайн христианства, но они да-
 ют нам известные аналогии, на основании которых можно
 установить уместность этих тайн>.  /
 В 1249-1251 гг. Фома следует за своим учителем в Кельн и
налаживает там преподавание теологии.
  В 1252 г. он возвращается в Париж, и с этого момента начина-
ется собственная академическая деятельность Фомы в качестве
магистра богословия Парижского университета. Его слава вско-
ре затмевает славу его учителя. Толпы юношей стекались к нему
со всех христианских стран.
  Фома был знаком с Роджером Бэконом и с Джованни Фиданца
Бонавентурой (1221- 1274):
  За мягкость и легкость своего характера Фома получил прозви-
ще <Ангельский доктор>,
  На пальце левой руки у него, как и у всех докторов богословия
того времени, было кольцо - символ обручения с религией, верой.
  На Фому сильное влияние оказали труды Аврелия Август-
на. В частности, такое учение этого <отца церкви>: <"Сущ-
ность" означает то же самое, что и "субстанция", но Бог об-
ладает сущностью, которая выше субстанциальности>. В
естество Фомы глубоко запало исповедальное августинское:
<Хочу понять Бога и душу. И ничего более? Совершенно ни-
чего>.
  В 1259 г. папа Урбан IV отозвал Фому в Рим. Аквинат препода-
ет теологию, знакомится с трудами Аристотеля.
  По поручению римской курии Фома участвует в переработке
аристотелизма в христианско-католическом духе.
  В 1269 -1272 гг. Фома вновь в Парижском университете. Он
активно вовлекается в лихорадившую это учебное заведение по-
лемику август ианцев с латинскими аверроистами во главе с Си-
гером Брабантским (около 1235- около 1282), сторонником уче-
ния о двойственной истине. В связи с последним характерен и
примечателен такой эпизод, когда Сигер Брабантский, обраща-
ясь к Фоме, заметил: <Вы говорите о разуме и вере в том смысле,
что оба дают истину. Так же считаем и мы, но только с тем

ФОМА из Аквино (1225-1274 гг.)

 различием, что не следует беспокоиться о примирении двух ис-
 lg тин. Это тонкое различие - единственное, что нас разделяет>.
"Й Укол оппонента, ироничный и язвительный, оказался точным и бо-
ISfe дезненным. Так что Фома, отличавшийся уравновешенностью тем-
Д1:аерамента, во второй раз в жизни, как он сам вспоминал, вышел из
йЦсебя, закричав: <Твое учение пронизано ложным знанием!>.
"~1<> В 1272 г. Фома возвращается в Италию и преподает теологию в
 родном Неаполитанском университете.
  Словарь научных трудов Фомы Аквинского насчитывает
 13000 000 терминов.
 /Чтобы представить себе масштабность этой цифры, доста-
 точно трех сравнений:
 [] весь русский язык, по данным Института русского языка,
 насчитывает 440 тысяч слов;
 L] общее количество слов, имеющихся во всех текстах
 А. С-. Пушкина,- 600000.
 В Словарь языка А. С. Пушкина, считающийся специали-
 стами одним из самых емких, составляет 16 000 слов./
  Сочинения Фомы Аквинского:
 <О вечности мира против ворчунов>;
 <О единстве разума против Аверроэса>;
 <О единстве разума против аверроистов>;
 <О правлении владык>;
 <О существовании и сущности> (1250-1256);
 <Сумма истины католической церкви против язычников>
 (1259-1264);
 <Сумма теологии> (1265-1274)
 /Это последнее сочинение Фомы осталось неоконченным и
 было дописано учениками.
 <Сумма> - означает логически упорядоченный трактат,
 обобщающий теоретические достижения эпохи той или иной
 области знаний с позиции автора.
 <Сумма теологии> (иногда дается перевод <Теологическая
 сумма>) содержит несчетное количество цитируемых и тол-
 куемых мест из Писания и несколько тысяч ссылок на Ари-
 стотеля. Выдержек из Августина приводится более 2000. /;
 <Объяснение Апостольского Символа Веры>:
 <Вопрос о чудесах>;
 <О могуществе Бога>;
 <Об ангелах>;
 <О демонах>;

ФОМА из Аквино (1225-1274 гг.)

 <Комментарий к " Сентенциям " Петра Ломбардского>:
 <О тайных делах природы>;
 <О жребиях>;
 <Комментарий к "Метафизике" Аристотеля>;
 <Комментарий к книге Аристотеля " О душе ">;
 <Комментарий к ,,Никомаховой этике">.
 Умер Фома Аквинский весной, 7 марта 1274 г., в монастыре
бернардинцев Фоссануове, тяжело заболев в дороге из Не-
аполя в Лион, куда он был приглашен на собор папой Гри-
горием X.
 В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу.

2. СУДЬБА

 В 1244 г. Фома принимает решение вступить в орден доми-
никанцев, отказавшись тем самым от должности аббата Монте
Кассино, что вызвало решительный протест семьи, которая,
желая заставить сына отказаться от принятого решения, обра-
щалась даже клапе, прося о ходатайстве перед властями орде-
на. Просили также, чтобы Фоме было разрешено носить рясу
доминиканца и одновременно занимать пост аббата в бенедик-
тинском монастыре в Монте-Кассино. Но молодой Фома был
непреклонен и не изменил однажды принятого решения. Совер-
шив пострижение в монахи, он несколько месяцев пребывает в
монастыре в Неаполе, откуда генерал ордена доминиканцев
Иоанн Тевтонский забирает его с собой в Болонью, куда он
отправился на капитул. Здесь было решено послать Фому с
несколькими другими членами ордена в Парижский универси-
тет, являвшийся в то время центром католической мысли. Но
намечавшаяся поездка не состоялась. В дело решительно вме-
шалась семья. Едва Фома успел покинуть Болонью и выехать
за пределы Рима, как на пути к Парижу он был схвачен груп-
пой всадников - его братьями, которые служили в то время в
императорской армии в Ломбардии. Захваченный в плен, он
был возвращен в отцовский замок в Роккасекка и здесь в про-
филактических целях заключен в башню, в которой находился
свыше года. В дальнейшем семья, не пренебрегая никакими
средствами, пытается заставить сына отказаться от принятого
решения. Есть сведения о том, что братья Фомы, желая совра-
тить его с избранного пути, проведи в принадлежавшую ему
комнату красивую куртизанку, полагая, что он подвергнется

ФОМА из Аквино (1225-1274 гг.)

искушению или будет скомпрометирован. Фома впал в неис-
товство, выхватил из камина тлеющее полено и стал им разма-
хивать, угрожая поджечь замок. Перепуганная женщина убе-
жала. Через минуту он успокоился, запер изнутри дверь и
бросил горящее полено в огонь. Мать, видя, что сын не изме-
нил решения, смирилась с судьбой, и Фома летом 1245 г. полу-
чил свободу, а осенью того же года отправился наконец в
Париж.
" В 1323 г. учение Фомы было канонизировано папой Иоанном
XXII, а с 1366 г. католические магистры должны были изучать
труды Аристотеля как философский источник томизма (<фомиз-
ма>),
 На Тридентском соборе (1545-1563), основавшем Контрре-
формацию, его участники искали именно в произведениях Фомы
обоснования своим действиям. Уже после собора, в 1567 г., папа
Пий V провозгласил <всеобщего доктора> (doctor communis) од-
ним из учителей церкви.
 /Фома Аквинский стал пятым именем в этом списке после
 Григория Великого, Амвросия Медиоланского, Августина
 Аврелия, св. Иеронима./
 4 августа 1879 г. папа Лев XIII в энциклике <Aeterni Patris>
провозгласил учение Фомы Аквинского обязательным для всей
католической церкви в качестве <единственно истинной филосо-
фии католицизма>.
 <Парадокс Фомы> (в любопытной трактовке мельбурнского
теолога А. Келли):
 <Теология - это интеллектуальная процедура, предназначен-
ная для укрепления веры. Но ежели человек верит, если им ин-
стинктивно овладевает Дух Божий, зачем ему схоластические
размышления. Ведь последнее слово предоставлено вовсе не сис-
тематическому рассуждению. Кто же не знает, что божественное
откровение превосходит совершенное использование разума. Сам
Фома в последние годы своей жизни осознал этот парадокс и
охарактеризовал свои теологические труды как <сплошную со-
лому>. Вывод напрашивается сам собой: мы можем отбросить
все эти осложнения как неправомерные изощрения средневеково-
го интеллектуализма>.
 Лопес де Андраде:
 <Само небо допустило, чтобы в писаниях святого Фомы были
кое-какие противоречия, иначе их, пожалуй, приняли бы за кано-
нические>.

ФОМА из Аквино (12251274 гг.)

 Торжество Фомы. Картина Андреи да Фиренце.
 Фреска создана в 60-х гг. XIV века в Испанской капелле Флорентий-
 ской церкви Санти Мария Новелла. На троне - Фома А квинский. В
 руках его книга, раскрытая на тексте из <Книги премудрости
 Соломона>: <И сошел на меня дух премудрости: я предпочел ее
 скипетрам и престолам>. Витающие над ним семь ангелов символизи-
 руют кардинальные и теологические добродетели. В одном ряду с
Аквинатом четыре евангелиста, апостол Павел и ветхозаветные цари
 и пророки. Четырнадцать аллегорических женских фигур нижнего
ряда фрески символизируют семь теологических наук и семь свободных
 искусств. Еще ниже, соответственно каждой аллегории, помещены
 (слева направо): Юстиниан, папа Климент V, Петр Ломбардский,
Дионисий Ареопагит, Боэций, Иоанн Дама скин, Блаженный Августин.
 Пифагор, Эвклид. Птолемей, легендарный кузнец Тувал-каин, Аристо-
 тель, Цицерон, Донат. У ступеней трона, у ног вознесенного к сла-
ве Фомы, между еретиками первых веков христианства

Размер файла: 1.18 Мбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров