Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ДЕТСКАЯ (ВОЗРАСТНАЯ) ПСИХОЛОГИЯ

Учебник

"Роспедагентство"
Москва 1996

ОБУХОВА Л. Ф., доктор психологических наук.
Детская (возрастная) психология.
Учебник.
 М., Российское педагогическое агентство. 1996, -
 374 с.

Вечная
признательность
Учителям

Данное издание представляет собой первую попытку в со-
временной отечественной психологической науке создания учеб-
ника по детской психологии. Содержание и структура учебника
включают существующие зарубежные и отечественные теории,
многообразный фактический материал и проблемы, решаемые
наукой и практикой в области возрастной психологии.

Учебник предназначен для студентов психологических фа-
культетов университетов, педагогических вузов и колледжей, а
также всех тех, кто интересуется вопросами психического разви-
тия детей.

S-86825.014-1

 Л. Ф. Обухова
 Российское педагогическое агентство

Предисловие

В настоящее время в мире существует множество учебников по
детской психологии. Практически каждый крупный западный уни-
верситет имеет свой оригинальный вариант. Как правило, это
объемные, хорошо иллюстрированные пособия, обобщающие ог-
ромное количество научных исследований. Некоторые из них пере-
ведены на русский язык. Однако ни в одной из этих понастоящему
интересных книг мы не встречаем анализа целостной концепции
детского развития, разработанной Л. С. Выготским и его последо-
вателями, которая является истинной гордостью и подлинным
достижением отечественной психологии.

Отсутствие знаний о столь существенной концепции заставляет
нас считать, что любой зарубежный учебник не отражает современ-
ный уровень психологических знаний о развитии ребенка в полной
мере.

Отечественные учебники по детской психологии невелики по
объему и бедны иллюстративным материалом. К тому же им тоже
присущ содержательный недостаток: обобщая опыт, накопленный
в нашей науке, они дают весьма слабое представление о достиже-
ниях современной зарубежной психологии. Предлагаемая внима-
нию читателя книга и создавалась в основном для того, чтобы
восполнить эти пробелы и представить в уравновешенном и полном
виде многообразные подходы к пониманию психического развития
ребенка, которые были разработаны в XX веке, то есть за весь период
существования детской психологии как отдельной научной дисцип-
лины. Изложение материала опирается на несколько основных
принципов.

Это, прежде всего, принцип историзма, который позволяет как
бы нанизать на один стержень все важнейшие проблемы детского
развития, возникавшие в разные периоды времени. В книге анали-
зируется историческое происхождение понятия "детство", просле-
живается связь истории детства с историей общества, показываются
исторические предпосылки возникновения детской психологии как
науки.

Второй принцип, положенный в основу выбора анализируемых
концепций детского развития, связан с разработкой и введением в
науку новых методов исследования психического развития. Изме-
нения в представлениях о психическом развитии всегда связаны с
появлением новых методов исследования. "Проблема метода есть
начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития
ребенка,- писал Л. С. Выготский. - Опереться понастоящему на
метод, понять его отношение к другим методам, установить его
сильные и слабые стороны, понять его принципиальное обоснова-
ние и выработать к нему верное отношение - значит, в известной
мере, выработать правильный и научный подход ко всему даль-
нейшему изложению важнейших проблем детской психологии в ас-
пекте культурного развития". Именно этот принцип, эта установка
Л. С. Выготского позволила проанализировать исторический путь
детской психологии от первых наивных представлений о природе
детства до современного углубленного системного изучения этого
феномена. Биогенетический принцип в психологии, нормативный
подход в исследовании детского развития, отождествление развития
и научения в бихевиоризме, объяснение развития влиянием факто-
ров среды и наследственности в теории конвергенции, психоанали-
тическое изучение ребенка, сравнительные исследования нормы и
патологии, ортогенетические концепции развития - все эти и
многие другие подходы в отдельности и все вместе отражают сущ-
ность и иллюстрируют связь концепций психического развития и
методов его исследования.
 
Третий принцип касается анализа развития основных аспектов
человеческой жизни - эмоциональноволевой сферы, поведения и
интеллекта. Теория классического психоанализа З. Фрейда развивается
в работах М. Клейн и А. Фрейд, а затем переходит в концепцию
психосоциального развития жизненного пути личности Э. Эриксона.
 
Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмы-
сливается в теории социального научения - самом мощном направ-
лении современной американской психологии развития. Исследо-
вания познавательного развития также претерпевают изменения -
наблюдается переход от изучения эпистемического субъекта к изу-
чению конкретного ребенка в реальных условиях его жи>ни.
 
На фоне всех этих выдающихся достижений западной психоло-
гии все же подлинный революционный переворот в детской психо-
логии совершил Л. С. Выготский. Он предложил новое понимание
хода, условий, источника, формы, специфики, движущих сил пси-
хического развития ребенка; он описал стадии детского развития и
 
переходы между ними, выявил и сформулировал основные законы
психического развития ребенка.
 
Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психо-
логию сознания. Он назвал ее "вершинной психологией" и проти-
вопоставил ее трем другим - глубинной, поверхностной и
объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как
единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он
заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реа-
лизуется системный подход к изучению детского развития. Учение
о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и
средового редукционизма при объяснении детского развития.
 
Анализ концепции Л. С. Выготского составляет смысловое ядро
данной работы. Однако было бы ошибкой считать, что идеи Выгот-
ского застыли, превратились в догму, не получили закономерного
развития и логического продолжения. Отметим, что не только
достоинства, но даже и некоторая ограниченность идей Л. С. Выгот-
ского стимулировали развитие отечественной детской психологии.
Теоретический анализ идей Л. С. Выготского и его последователей
показывает, что существует совсем иная детская психология, до сих
пор мало известная большинству психологов.
 
Большой раздел учебника посвящен характеристике стабильных
и критических периодов психического развития ребенка. Здесь
анализ фактов детского развития осуществляется на основе учения
Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста. Структура
возраста включает в себя характеристику социальной ситуации
развития ребенка, ведущего типа деятельности и основных психо-
логических новообразований возраста. В каждом возрасте социаль-
ная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую
задачу), которое должно быть решено в особом, специфическом для
данного возраста, ведущем типе деятельности.
 
Разрешение противоречия проявляется в возникновении пси-
хологических новообразований возраста. Эти новообразования не
соответствуют старой социальной ситуации развития, выходят за ее
рамки. Возникает новое противоречие, новая генетическая задача,
которая может быть решена благодаря построению новой системы
отношений, новой социальной ситуации развития, свидетельствую-
щей о переходе ребенка в новый психологический возраст. В этом
самодвижении проявляется динамика детского развития. Такова
схема рассмотрения всех возрастных периодов детской жизни от
рождения до подросткового возраста, такова логика их развития.
 
В заключительном разделе книги рассматриваются некоторые
дискуссионные проблемы детской психологии - о причинах много-
 
5
 
дикости подражания в детстве, о закономерностях функционально-
го и возрастного развития психики ребенка, об общем и специфи-
ческом в развитии нормального и аномального ребенка.
 
На наш взгляд, такое построение учебника будет способствовать
не только усвоению теорий, фактов, проблем и методов их изучения,
но и развитию научного мышления в области детской психологии.
 
Данное издание приближено к форме учебника для студентов,
изучающих психологию и педагогику. Для каждого раздела указаны
возможные темы семинарских занятий, которые преподаватель
может более подробно разработать. Темы для самостоятельной
работы направлены на расширение общего кругозора учащихся.
Рекомендованная литература включает в себя наиболее значимые
работы в области детской психологии. Их чтение позволит углубить
и расширить знания, представленные в учебнике.
 
Пользуясь случаем, выражаю глубокую признательность за раз-
ного рода помощь студентам и аспирантам, с которыми мне выпало
удовольствие работать.
 
Глава 1.
 
ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
 
1. Исторический анализ понятия "детство"
 
Сегодня любой образованный человек на вопрос о том, что
такое детство, ответит, что детство - это период усиленного разви-
тия, изменения и обучения. Но только ученые понимают, что это
период парадоксов и противоречий, без которых невозможно пред-
ставить себе процесс развития. О парадоксах детского развития
писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие.
Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии - это
загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать.
 
Свои лекции в Московском университете Д. Б. Эльконин
неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов
детского развития, заключающих в себе необходимость историчес-
кого подхода к пониманию детства. Рассмотрим их.
 
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементар-
ными механизмами для поддержания жизни. По физическому стро-
ению, организации нервной системы, по типам деятельности и
способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо
в природе.
 
Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду
заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо
готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое
существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем
беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадок-
сов природы, который предопределяет историю детства.
 
В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и
духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт
 
увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный
ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропо-
логов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и совре-
менного европейца, можно предположить, что новорожденный
современного человека ни в чем существенном не отличается от
новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.
 
Как же получается, что при сходных природных предпосылках
уровень психического развития, который достигает ребенок на
каждом историческом этапе развития общества, не одинаковый?
 
Детство - период, продолжающийся от новорожденности до
полной социальной и, следовательно, психологической зрелости;
это период становления ребенка полноценным членом человечес-
кого общества. При этом продолжительность детства в первобытном
обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневеко-
вья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и
они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад.
Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления
вне развития человеческого общества и законов, определяющих его
развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависи-
мости от уровня материальной и духовной культуры общества.
 
Как известно, теория познания и диалектика должны склады-
ваться из истории отдельных наук, истории умственного развития
ребенка, детенышей животных, истории языка. Заостряя внимание
именно на истории умственного развития ребенка, следует отличать
ее как от развития ребенка в онтогенезе, так и от неравномерного
развития детей в различных современных культурах.
 
Проблема истории детства - одна из наиболее трудных в
современной детской психологии, так как в этой области невозмож-
но проводить ни наблюдение, ни эксперимент. Этнографам хорошо
известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям,
бедны. Даже в тех, не очень частных случаях, когда в археологичес-
ких раскопках находят игрушки, это обычно - предметы культа,
которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину
в загробном мире. Миниатюрные изображения людей и животных
использовались также в целях колдовства и магии.
 
Можно сказать, что экспериментальным фактам предшествовала
теория. Теоретически вопрос об историческом происхождении периодов
детства был разработан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского,
Д. Б. Эльконина. Ход психического развития ребенка, согласно
Л. С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам
созревания организма. Ход детского развития в массовом обществе,
считал он, "имеет совершенно определенный классовый смысл". Имен-
 
но поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует
лишь исторически детское.
 
Так, в литературе XIX века многочисленны свидетельства от-
сутствия детства у пролетарских детей. Например, в исследовании
положения рабочего класса в Англии Ф. Энгельс ссылался на отчет
комиссии, созданной английским парламентом в 1833 году для
обследования условий труда на фабриках: дети иногда начинали
работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего, еще
чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей
работали с восьмилетнего возраста; рабочее время у них продол-
жалось 14-16 часов.
 
Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка
формируется лишь в Х1Х-ХХ веках, когда с помощью законодатель-
ства об охране детства начал запрещаться детский труд. Разумеется,
это не означает, что принятые юридические законы способны
обеспечить детство для трудящихся низших слоев общества. Дети в
этой среде и, прежде всего, девочки, и сегодня выполняют работы,
необходимые для общественного воспроизводства (уход за малыша-
ми, домашние работы, некоторые сельскохозяйственные работы).
Таким образом, хотя в наше время и существует запрет на детский
труд, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения
родителей в социальной структуре общества.
 
"Конвенция о правах ребенка", принятая Юнеско в 1989 г. и
ратифицированная большинством стран мира, направлена на обес-
печение полноценного развития личности ребенка в каждом уголке
Земли.
 
Исторически понятие детства связывается не с биологическим
состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с
кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с
набором доступных для него видов и форм деятельности. Много
интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи
французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благо-
даря его работам интерес к истории детства в зарубежной психоло-
гии значительно возрос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны
классическими.
 
Ф. Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании худож-
ников, писателей и ученых складывалось понятие детства и чем оно
отличалось в различные исторические эпохи. Его исследования в
области изобразительного искусства привели его к выводу, что
вплоть до XIII века искусство не обращалось к детям, художники
лаже не пытались их изображать.
 
Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в
религиозно-аллегорических сюжетах. Это ангелы, младенец Иисус
и нагое дитя как символ души умершего. Изображение реальных
детей долго отсутствовало в живописи. Никто, очевидно, не считал,
что ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в
произведениях искусства и появлялись дети, то они изображались
как уменьшенные взрослые. Тогда не было знания об особенностях
и природе детства. Слово "ребенок" долго не имело того точного
значения, которое придается ему сейчас. Так, характерно, напри-
мер, что в средневековой Германии слово "ребенок" было синони-
мом для понятия "дурак".
 
Детство считалось периодом быстро проходящим и малоцен-
ным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф. Ариеса,
было прямым следствием демографической ситуации того времени,
отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертнос-
тью. Признаком преодоления безразличия к детству, как считает
французский демограф, служит появление в XVI веке портретов
умерших детей. Их смерть, пишет он, теперь переживалась как
действительно невосполнимая утрата, а не как вполне обычное
событие. Преодоление равнодушия к детям происходит, если судить
по живописи, не раньше XVII века, когда впервые на полотнах
художников начинают появляться первые портретные изображения
реальных детей. Как правило, это были портреты детей влиятельных
лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, по
мнению Ф. Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, его
развитие можно проследить в истории живописи XIV-XVI веков, но
очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце
XVI и в течение всего XVII столетия.
 
Важным символом изменения отношения к детству служит, по
мысли исследователя, одежда. В средние века, как только ребенок
вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не
отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального
положения. Только в XVI-XVII веках появляется специальная дет-
ская одежда, отличающая ребенка от взрослого. Интересно, что для
мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и
состояла из детского платьица. Иначе говоря, для того, чтобы
отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины, и
этот костюм просуществовал до начала нашего столетия, несмотря
на изменение общества и удлинение периода детства. Отметим, что
в крестьянских семьях до революции дети и взрослые одевались
одинаково. Кстати, эта особенность до сих пор сохраняется там, где
нет больших различий между работой взрослых и игрой ребенка.
 
Анализируя портретные изображения детей на старинных кар-
тинах и описание детского костюма в литературе, Ф. Ариес выделяет
три тенденции в эволюции детской одежды:
1-1 Феминизация - костюм для мальчиков во многом повторяет
 
детали женской одежды.
 
СЗ Архаизация - одежда детей в данное историческое время
запаздывает по сравнению со взрослой модой и во многом
повторяет взрослый костюм прошлой эпохи (так у мальчиков
появились короткие штаны).
 

Размер файла: 859.42 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров