Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Неразрушающие методы контроля Ультразвуковая дефектоскопия отливок Методические указания к выполнению практических занятий по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность «Литейное производство черных и цветных металлов» (110400), специализации (110401) и (110403) (6)
(Методические материалы)

Значок файла Муфта включения с поворотной шпонкой кривошипного пресса: Метод. указ. / Сост. В.А. Воскресенский, СибГИУ. - Новокуз-нецк, 2004. - 4 с (7)
(Методические материалы)

Значок файла Материальный и тепловой баланс ваграночной плавки. Методические указания /Составители: Н. И. Таран, Н. И. Швидков. СибГИУ – Новокузнецк, 2004. – 30с (9)
(Методические материалы)

Значок файла Изучение конструкции и работы лабораторного прокатного стана дуо «200» :Метод. указ. / Сост.: В.А. Воскресенский, В.В. Почетуха: ГОУ ВПО «СибГИУ». - Новокузнецк, 2003. - 8 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Дипломное проектирование: Метод. указ. / Сост.: И.К.Коротких, А.А.Усольцев, А.И.Куценко: СибГИУ - Новокузнецк, 2004- 21 с (8)
(Методические материалы)

Значок файла Влияние времени перемешивания смеси на ее прочность в сыром состоянии и газопроницаемость: метод. указ./ Сост.: Климов В.Я. – СибГИУ: Новокузнецк, 2004. – 8 с. (8)
(Методические материалы)

Значок файла Вероятностно-статистический анализ эксперимента: Метод. указ. / Сост.: О.Г. Приходько: ГОУ ВПО «СибГИУ». – Новокузнецк. 2004. – 18 с., ил. (8)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

"Преступная толпа" Г. Тард

ИНДИВИД И ТОЛПА В ОБЪЕКТИВЕ СОЛНЕЧНОГО МИКРОСКОПА ПСИХОЛОГИИ

ИНДИВИД И ТОЛПА В ОБЪЕКТИВЕ
<СОЛНЕЧНОГО МИКРОСКОПА
ПСИХОЛОГИИ>
Социология есть солнечный
микроскоп психологии
Г. Тард
Под обложкой этого тома собраны труды трех таких раз-
ных авторов как С. Сигеле, 3. Фрейд и В. Вундт. Объедине-
ние их работ - не произвол составителей, а общность пред-
метной области, которую они исследовали: психология
больших социальных групп.
С. Сигеле, итальянский ученый-юрист, был последователем
Г. Тарда и французской социологической школы в целом.
3. Фрейд - основоположник глубинного психоанализа.
В. Вундт, философ, языковед, теоретик психологии, вошел
в историю как великий организатор исследований в облас-
ти экспериментальной психологии, ориентирующейся на па-
радигму естественных наук. С различных позиций три пси-
холога пытались найти решение проблемы: <психология
индивида - психология массы>.
Открывает книгу классическая работа Сципиона Сигеле
<Преступная толпа> (1892 г.). Отталкиваясь от принципа
С. Спенсера: <характер агрегата определяется характером
единиц его составляющих>, Сигеле выделяет несколько
типов агрегатов. В первом однородные единицы соедине-
ны между собой органически и агрегат подчиняется зако-
ну Спенсера. Это область социальных законов. Во втором
типе агрегатов малооднородные единицы соединены сла-
бой связью. К этому типу относятся суды присяжных,
съезды, театры, толпы, и здесь перестает действовать
<принцип суммирования>, а на первый план выступают
системные (как бы сказали мы сегодня) законы коллек-
тивной психологии.
Сигеле пытается решить проблему организации толпы,
чтобы определить меру ответственности ее членов за общие
деяния. Объяснение организации толпы он заимствует у
Тарда: подражание путем внушения: <проявление извест-
ного душевного состояния возбуждает такое же состояние у
того, кто его наблюдает>. Сигеле убежден, что толпа более
предрасположена к злу, чем к добру, и может дойти до
преступления. И по мере роста численности толпы интен-
сивность ее душевного движения возрастает. <Нравственное
опьянение> (точнее - безнравственное) более всего охваты-
вает толпу <отбросов общества>. Примером является поведе-
ние революционных толп: <Преступники, умалишенные, дети
умалишенных, алкоголики, вообще социальная грязь, ли-
шенная всякого нравственного чувства и развращенная прес-
туплением - составляли самую главную часть бунтовщиков и
революционеров>.
С. Сигеле на основе исследований гипнологов школы Нан-
си делает вывод, что внушение оказывает влияние преиму-
щественно на людей уже предрасположенных совершить
внушаемое действие. Из этого он делает вывод об индиви-
дуальной ответственности членов толпы за совершенные в
ее составе действия.
Если Сципиона Сигеле волновала юридическая сторона
проблемы <индивид и толпа>, то Зигмунд Фрейд рассмат-
ривал ее с позиций клинициста.
Отечественному читателю не нужно представлять Зиг-
мунда Фрейда, основоположника классического психоана-
лиза. В этот том вошла одна из самых известных его работ
<Психология масс и анализ человеческого <Я>. Фрейд по-
пытался применить психоаналитический подход для пре-
одоления границы между индивидуальной и социальной
психологией. По сути его работа представляет собой раз-
вернутый психоаналитический комментарий к идеям, из-
ложенным Г. Лебоном в <Психологии толп>. Первая глава
книги Фрейда является кратким изложением описания
массовой души Г. Лебона. Но Фрейд не удовлетворен объяс-
нением феноменов поведения толпы: у Лебона не выявлено,
откуда у массы потребность в вожде, почему вождь влияет
на поведение толпы, в чем основа престижа?
3. Фрейд признает, что бессознательная природа детер-
минанты поведения толпы выявлена впервые Г. Лебоном.
Положения о коллективном торможении интеллектуальной
деятельности и повышении аффективности в массе сфор-
мулировал до 3. Фрейда С. Сигеле, на работы которого
3. Фрейд и ссылается. Третий источник, анализируемый
3. Фрейдом - труд Мак Даугола <Групповой ум>, в кото-
ром содержится попытка выделить признаки высокоорга-
низованной массы, не подверженной снижению уровня ду-
ховной жизни.
Фрейд применяет понятие <либидо> для объяснения пси-
хологии организованных масс. В качестве примеров больших
социальных групп он рассматривает войско и церковь. Осо-
бенность их в том, что привязанность индивидов к вождю
массы больше, нежели к друг другу. Фрейд полагает, что ме-
ханизм идентификации позволяет обнажить обе связи: <Пер-
вичная масса является множеством индивидов, поставивших
один и тот же объект на место своего <Я-идеала> и иденти-
фицировавшихся вследствие этого друг с другом в своем
<Я>. В любви и дружбе индивиды идентифицируют свое <Я>
непосредственно (<Я>-идентификация). Армия отлична от
церкви тем, что военнослужащий не идентифицирует свое
<Я> с личностью главнокомандующего, а в церкви каждый
христианин должен любить Христа, идентифицируясь с ним
и любя его как свой идеал. В этой привязанности Фрейд ви-
дит тоску о недостающем отце (<отце первобытной орды>).
Новизна взглядов Фрейда состояла в попытке объяснить
закономерности и феномены влюбленности, гипнотического
воздействия, массового поведения и невроза трансформа-
ций сексуальной энергии (либидо). Современникам Фрейда,
более знакомым с трудами его предшественников, такая
интерпретация казалась излишней, ничего не проясняю-
щей и не добавляющей к результатам полученным Тардом,
Лебоном или Сигеле.
Книга Вильгельма Вундта (1832-1920) <Проблемы пси-
хологии народов> включена в серию для того, чтобы у чита-
теля была возможность сравнить различные исследователь-
ские программы, посвященные психологии больших групп.
В. Вундт считается основоположником экспериментальной
психологии. Он был разносторонним исследователем как и
многие другие выдающиеся психологи, его современники.
Напомню, что Гюстав Лебон был физиком, доктором меди-
цины, археологом и антропологом, автором классического
труда <Монументы Индии> и только в возрасте 50 лет стал
заниматься социальной психологией. Великий социальный
психолог Габриель Тард получил юридическое образование,
заведовал отделом криминальной статистики в Министер-
стве юстиции, преподавал философию. 3. Фрейд начинал с
карьеры врача и т. д.
Вильгельм Вундт известен как языковед, физиолог и фи-
лософ. Но его имя обессмертило создание в 1878 году пер-
вой экспериментально-психологической лаборатории, которая
стала <Меккой> для психологов всех стран. Вундт считал,
что внешние психические процессы недоступны экспери-
ментальному изучению и предложил культурно-истори-
ческий метод.
В течение 1900-1920 гг. В. Вундт предпринял издание
грандиозной 10-томной <Психологии народов>. Главным
проявлением <народного духа> он считал языковую дея-
тельность (в отличие от языковой системы - предмета ис-
следования лингвистов). Этот труд наряду с <Основами фи-
зиологической психологии> стал основным вкладом В. Вунд-
та в психологию. <Проблемы психологии народов> является
сборником статей, представляющих краткое изложение ис-
следовательской программы В. Вундта и послужила введе-
нием в многотомную <Психологию народов>.
Вундт выделял в науке о <национальном духе> по край-
ней мере две дисциплины: <историческую психологию на-
родов> и <психологическую этнологию>. Первая является
объяснительной дисциплиной, а вторая - описательной.
Законы <психологии народов> - суть законы развития, а
основа ее - три области, содержание которых <превышает
объем индивидуального сознания: язык, мифы и обычаи>. В
отличие от французских психологов и австрийских психо-
аналитиков В. Вундта меньше всего интересовало массовое
поведение и проблема <личность и масса>, а больше - со-
держание <национального духа> (УоН^з^е^), что впрочем,
соответствовало представлению о психологии как <науке о
сознании>. Он подчеркивает генетический приоритет <нацио-
нального духа> перед индивидуальным: <В истории челове-
ческого общества первым звеном бывает не индивидуум, но
именно сообщество их. Из племени, из круга родни путем
постепенной индивидуализации выделяется самостоятельная
индивидуальная личность, вопреки гипотезам рационали-
стического Просвещения, согласно которым индивидуумы
отчасти под гнетом нужды, отчасти путем размышления со-
единились в общество>. Скрытая полемика с французскими
социальными психологами присутствует и в трактовке роли
подражания. В. Вундт на примерах усвоения индивидуума-
ми двух языков показывает, что подражание есть не основ-
ной, а лишь сопровождающий фактор при взаимодействиях
в человеческом обществе, аналогичной критике он подвергает
и <теорию индивидуального изобретения>. На место их он
ставит процессы <общего творчества>, <ассимиляции> и
<диссимиляции>, но до конца не раскрывает их природу.
Несомненно, Вундт обладал мощнейшим организатор-
ским и критическим интеллектом, а также способностью к
порождению исследовательских программ. Однако содер-
жательное интуитивное творчество не было его стихией.
Поэтому (на мой взгляд) сегодня глубокие и многословные
труды Вундта читаются с меньшим интересом, чем более
<публицистичные>, но и более <креативные> работы ряда
его современников. Но все же, как сказал поэт: <Ты сосчи-
тал на солнце пятна, но пропустил его лучи>. Мы, психо-
логи, будем всегда чтить Вильгельма Вундта как <отца-
основателя> экспериментальной и культурно-исторической
версий психологии.
Доктор психологических наук, профессор
В. Н. Дружинин
Сципион Сигеле
ПРЕСТУПНАЯ ТОЛПА
Опыт КОЛЛЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ
^ 81Не1е
Ьа }о11а спт1па1е
Печатается по изданию:
С. Сигеле. <Преступная толпа.
Опыт коллективной психологии>,
издательство Ф. Павленкова, СПб., 1896 г.,
с приведением текста к нормам современного русского языка.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Когда, несколько месяцев тому назад, было опубликовано ита-
льянское издание этой книжки, я не смел надеяться, что она
будет принята так благосклонно.
Успех ее, по всей вероятности, зависел главным образом от
сюжета, <выбранного очень удачно>, как писал мне г. Тард.
Изучение преступлений толпы, конечно, очень интересно, осо-
бенно в конце нашего века, когда нет недостатка в коллек-
тивных буйствах толпы. Кажется, будто последняя хочет от вре-
мени до времени, при помощи преступления облегчить всю ту
злобу и боль, которые накопились в ней от несправедливых
страданий.
К тому же предмет настоящего сочинения вполне нов, не-
смотря на всю его социальную и юридическую важность. Наука,
наравне с судебными учреждениями, никогда не предполагала,
что подчас может быть виновным не отдельный индивид, а це-
лая толпа. Когда перед судом появляется несколько человек,
задержанных в толпе, судьи уверены, что перед ним находятся
люди, добровольно попавшие на скамью подсудимых; между тем
они - не более как потерпевшие кораблекрушение от психоло-
гической бури, которая увлекла обвиняемых без их ведома.
Итак, кроме некоторого интереса, изучение вопроса о пре-
ступлениях толпы представляет еще и необходимость.
Я попытался сделать это, хотя и весьма несовершенно, но во
всяком случай так, как мне казалось лучшим. Коллективная
психология - наука, находящаяся еще в младенческом состоя-
нии; психология толпы, составляющая часть ее, и притом весьма
определенную, едва только зарождается.
В этом издании я пополнил кое-какие пробелы и исправил
многие ошибки, находившиеся в первом итальянском издании.
Я знаю, что положил только основание длинному и трудному
ряду исследований; но я буду вознагражден за свой труд, если он
возбудить в других желание сделать нечто лучшее, и сочту себя
счастливым, если вытекающие из моего труда юридические за-
ключения, будут приняты в судебных учреждениях.
С. С. Рим, май 1892 г.
ВВЕДЕНИЕ
СОЦИОЛОГИЯ И КОЛЛЕКТИВНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
От соединения личностей
в результате никогда
не получается суммы,
равной числу их единиц.
Э. Ферри
<Дайте каменщику - пишет Спенсер - хорошо обожженные,
твердые, имеющие острые края кирпичи, и он будет в состоя-
нии выстроить без известки очень прочную и довольно высокую
стену. Наоборот, если кирпичи из плохой глины, плохо обожже-
ны, если они кривы, поломаны, хрупки, - тогда не будет воз-
можности выстроить без известки стену, равную по высоте и
прочности первой. Положим, что рабочий трудится в арсенале
над складыванием пушечных ядер; понятно, что эти сфериче-
ские тела не будут относиться друг к другу так, как кирпичи.
Для куч, составленных из пушечных ядер, существуют опреде-
ленная формы: тетраэдра, пирамиды с квадратным основанием
и тела с прямоугольным основанием, ограниченного сверху реб-
ром. Каждая из этих форм симметрична и устойчива, что
становится невозможным при других формах тел, имеющих
вертикальные или очень наклоненные плоскости. Если же на-
кладывать, вместо сферических, имеющих равный объем, ядер,
неправильные, полуокругленные, имеющие различную величину
булыжники, то по необходимости нужно будет отказаться от
определенных геометрических форм. Рабочий будет в состоянии
Социология и коллективная психология
получить только неустойчивую, лишенную правильных поверх-
ностей и углов кучу.
Сближая эти факты и стремясь вывести более общую ис-
тину, мы. заключаем, что характер агрегата зависит от
свойств составляющих его единиц.
Если обратиться от этих видимых, осязаемых единиц к мо-

Размер файла: 608.66 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров