Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

УЧЕБНИК РИТОРИКИ Тренировка речи с упражнениями Перевод с немецкого 2-е издание, переработанное. X. Леммерман



X. Леммерман
УЧЕБНИК
РИТОРИКИ
Тренировка речи с упражнениями
Перевод с немецкого
2-е издание, переработанное


Предисловие
к первому изданию
В музыкальной среде ходит по кругу веселая шутка:
грать на рояле совсем не трудно, йажимайте только нуж-
ным пальцем в нужное время на нужную клавишу.
Эта шутка применима и к риторике; произнести речь
совсем не трудно, говорите только нужные слова в нужное
время по нужному адресу. Но легче сказать, чем сделать.
Пианистом или оратором за один день не станешь. Пианист
бесконечно тренирует пальцы, пока не овладеет беглой игрой
на клавиатуре; овладеть ораторским искусством позволит только
длительная и упорная тренировка речи и мышления.
Возможно, вы слышали, когда о ком-либо изг знакомых
говорят: он хорошо знает о чем говорит, но плохо выра-
жает свои мысли.
Многие люди искренне убеждены, что не могут произ-
носить речи. <Мне это не дано. Это дар, которого я лишен>.
И при этом произнесут небольшую речь о том, что не
могут произносить речи. Какой парадокс! Все, кто не лишен
дара речи, могут овладеть ораторским искусством: важно
знать основные правила и, конечно, тренироваться. Каж-
дый вопрос, каждое предложение и каждая беседа - это
речь в миниатюре. Почему же нельзя произнести более
длинную речь, а также в присутствии слушателей? Пред-
лагаемый учебник задуман как систематическое введение в
современную риторику. Его назначение - помочь форми-
рованию навыков речи и ведению дискуссии; кратко, связно
и в доступной форме раскрыть <железные> правила, дока-
завшие свою действенность в ораторской практике. Речь
идет о наставлениях не по художественному чтению, а по
речевой практике, безразлично в какой жизненной сфере.
Эта книга - результат опыта и размышлений из педаго-
гической, а также политической и повседневной жизни.
Тот, кто хочет обучиться ораторскому искусству, не
должен бегло пролистать эту книгу и ухватить несколько
забавных примеров, а ежедневно (!) по нескольку минут
заниматься речевыми упражнениями. Кто не готов тщатель-
но и не торопясь прорабатывать важнейшие положения,
предложенные в учебнике, не стоит и начинать читать эту
книгу. Жаждущим обучения новичкам эту нелегкую пищу
рекомендую принимать в гомеопатических дозах, чтобы не
страдать от <нарушения духовного пищеварения>. Выпол-
нять упражнения лучше всего вместе с друзьями. Тогда
один контролирует другого и одновременно представляет
публику.
Всегда что-нибудь получится, если проявить настойчи-
вость и терпение.
Однако подумаем о следующем: умение говорить не пред-
полагает говорить без умолку. Именно сегодня благодаря
газетам и радио, а также эпидемии различных мероприятий
в современной индустрии всевозможных контактов мы пе-
реживаем инфляцию слова. Со словом надо обращаться осто-
рожно и с чувством ответственности. Хороший оратор гово-
рит -меньше, зато лучше.
Слово не является ни добром, ни злом; оно может
помочь, но может навредить или уничтожить. <Слово дол-
жно быть мостом. Но может быть и стеной>, - говорил
Альбрехт Геэс.
При работе над этой книгой я соблюдал три принципа,
на которые обращали внимание еще античные знатоки ри-
торики: <Досеге, ае1ес1аге, тоуеге> - <учить, радовать,
побуждать>.
Не каждый, кто проработает эту книгу, станет хоро-
шим оратором, но, надеюсь, будет в риторике сильнее,
чем прежде.
Лилиенталь-Трупе близ Бремена
Хайнц Леммерман
Предисловие
к переработанному изданию

Этот учебник написан для школьников, для обучаю-
щихся самостоятельно и просто для заинтересованных лиц,
т. е. для представителей различных профессий и занятий,
желающих освоить риторику. Предложенный учебник не
научный трактат, не книга рецептов на все случаи жизни,
а своего рода полезный справочник, обеспечивающий <стра-
ховку> в практической риторике.
Эта книга хорошо принимается читателем и выдержала
много изданий. Меня радует, что некоторые ее идеи и но-
вые понятия вошли в специальную литературу.
Структура книги в значительной мере сохранена. В со-
держание внесены изменения и дополнения, продиктован-
ные временем. При этом учтены итоги опыта, выводов
науки и размышлений последних лет.
Что относится к произнесенному слову, справедливо и
для текста: ни одна книга не является настолько хорошей,
чтобы ее нельзя было улучшить. Поэтому я и в дальнейшем
надеюсь на конструктивную критику.
От всего сердца благодарю мою жену Руфь, которая
отпечатала текст и критически его просмотрела.
Лилиенталь-Трупе близ Бремена
Хайнц Леммерман


1. Вводные упражнения
вводные положения
1.1. Вводные упражнения
Если вы пролистали эту книгу или прочли ее по ди-
агонали, сразу же начинайте упражнения в речи, всевоз-
можные указания по которым даны в разделе 3 этой главы.
Например, можно прочитать вслух короткие газетные ста-
тьи (перед воображаемыми слушателями) и сразу же пе-
ресказать их содержание собственными словами.
Разделы <Дыхание> и <Речь> можно освоить постепен-
но, в процессе изучения книги, потому что хорошее уп-
равление дыханием, четкое произношение и эффективное
речевое мышление - фундамент свободной речи. Постоян-
ная тренировка памяти также представляет огромную цен-
ность для каждого оратора.
1.1.1. Дыхание
<Дыхание правит всем>, - гласит индийская пословица.
Мы дышим от рождения до смерти, поэтому дыхание стоит
того, чтобы делать его правильно. Для поддержания жизни
достаточно просто вдыхать и выдыхать. При вдохе мы на-
бираем кислород и с его помощью создаем энергию. При
выдохе мы выделяем вещества, вредные для организма.
Гете так выразил чередование вдохов и выдохов:
В дыхании есть два блага, без сомненья:
То воздух полнит фудь, то выдох дарит облегченье;
Что там - стесненное, здесь - свежесть и свободу обретает,
Да, жизнь чудесное смешенье представляет.
Будь благодарен Богу, если он тебя теснит,
И благодарен будь, коль вновь освободит.
Вдохнутый воздух совершенно необходим для речи, пе-
ния, стонов и других жизненных проявлений. Легкие дышат
не сами, скорее они вентилируются благодаря движению
дыхательных мышц.
Бесчисленные легочные альвеолы не могут быть актив-
ными, напротив, они зависят от мускулов, расположенных
вокруг легких.
Наша задача не хватать воздух, а набирать его в легкие
и по возможности именно через нос, тогда воздух нагре-
вается и фильтруется. При дыханий только через рот бы-
стро пересыхает гортань, в результате осипший голос
и воспаления дыхательных путей. Многие люди при вдохе
размещают под своими ключицами лишь немного воздуха.
Но следует использовать нашу <воздуходувку> полностью,
т. е. отдавать предпочтение <глубокому дыханию> (диафраг-
менное или брюшное дыхание) и боковому дыханию, а не
довольствоваться верхним дыханием, последствием которо-
го могут быть спазмы, особенно при поднятом положении
плеч. Вы дышите правильно, если брюшная стенка округ-
ляется, а бока растягиваются.
Используйте глубокое дыхание, по возможности дышите
свежим воздухом. Прежде всего выдыхайте и оставляйте
внутри воздух в спокойном, тихом состоянии до очищения
отдаленнейших уголков легких. Полезно представление

о вдыхании аромата цветов.
10
Мы займемся дыхательными упражнениями при произ-
несении звуков <с>, <ш> и <ф>, а позднее - при произ-
несении гласных и слогов. Произнося эти звуки, воздух
выдыхают медленно или толчками.
Обходитесь с дыханием экономно, можно достичь боль-
шего при меньших затратах воздуха. (Не допускайте ника-
кого <дикого воздуха>, как это бывает у плохого флейти-
ста.) Тренируйте <поддержку дыхания>.
 Выговаривайте каждое слово в предложении предельно
медленно и протяжно.
 Говорите в нормальном темпе на одном дыхании как
можно дольше.
Не радуйтесь, пока не произнесете предыдущую цитату
из Гете на одном дыхании без труда.
Основное правило речевой практики: вдыхайте воздух
только тогда, когда по смыслу допускается пауза. При
быстрой манере речи у нас время только для недолгой
передышки, не допускающей полного дыхания.
Овладение навыками правильного дыхания - предпо-
сылка хорошей, богатой оттенками речи. Мы часто слушаем
ораторов, которые через 10 минут выступления задыхают-
ся, будто поднялись на вершину Цугшпитце (в Альпах. -
Прим. пер.).
Управление дыханием еЩе больше, чем все другие про-
блемы речи, нуждается во внешнем контроле. Книга дает
только общие рекомендации. С техникой дыхания и соот-
ветственно дыхательной гимнастикой советуем познакомить-
ся, например, по специальной литературе, а может быть,
и принять участие в занятиях, проводимых специалистами
по дыхательной гимнастике.
1.1.2. Речь
В последующих рассуждениях о речи вы встретите лишь
необходимый арсенал средств оратора: указания по произ-
11
ношению и по особым источникам опасностей. Если у вас
трудности особого рода относительно произношения, то
хорошо сделаете, если разберетесь во всем множестве уп-
ражнений по технике речи в книгах, приведенных в спис-
ке литературы.
Настоящий учебник хорошо дополняет, но никоим об-
разом не заменяет курс техники речи и ораторского ма-
стерства.
Оратор не актер и не декламатор. Поэтому от него не
требуется художественного чтения. Но говорить отчетливо
и осмысленно он обязан. Звучание голоса должно быть
хорошим. Силу голоса, ударение, темп, тембр, резониро-
вание настраивают в соответствии с имеющейся ситуацией,
но прежде всего добиваются плавности речи. История знает
ораторов, которые благодаря своей личности и дикции имели
большой успех, хотя их речь звучала плохо. Например,
у Бисмарка голос был писклив и полон астматических
шумов. Казалось, иго звуки, произносимые им, исходят из
отверстия запонки для воротничка. Но это звучание не
имело никакого значения. Побеждало отчетливое, звучное
произношение.
При артикуляции основную работу выполняют язык
и губы, поэтому движения их мускулов должны быть осо-
бенно четкими.
Речь облегчается тем, что по привычке губы всегда
несколько выпячены. Челюсть же постоянно остается по
возможности свободной, чтобы разгрузить шейные мус-
кулы. Не подражайте жевательным движениям многих
<говорящих щелкунчиков>, вызывающим спазмы и утом-
ление (помогает гимнастика языка - произносите звуко-
сочетания <лалелилолу>, <татетитоту> и др.). Упражняй-
тесь в произнесении всех речевых звуков от А до
Я и контролируйте отчетливое произношение всех зву-
ков. Гласные образуются при различных округлых положени-
ях губ: и-е-а-о-у; в такой последовательности возрастает
округление губ. При произнесении и и е часто формируют
12
более плоское и широкое положение губ и затем издают
звук вроде плачущего или сдавленного. При резком вступ-
лении гласных звуков голосовые связки под действием
потока воздуха внезапно размыкаются, так возникают
гортанные звуки. Но мы обращаем внимание на мягкое
вступление голоса, которое лучше достигается, если пред-
ставим перед гласной звук хЛ
Согласные звуки должны быть четко отделены друг от
друга. Слушатель должен воспринимать каждый слог, по-
нимать каждое слово ясно и точно. Небрежное смешение
звуков (например, п-б, д-т) нередко ведет к непонима-
нию. Особо следует сказать о необходимости разделения
конечных и начальных согласных, если они одинаково
звучат в словах, непосредственно следующих друг за другом
(например, говорящий подразумевает <... ипй оепкЬаг аге
(1аз> (и это было бы благодарностью), однако слушатель
понимает: <... ипаепкЬаг уаге оаз> (и это было бы небла-
годарностью). Следующие упражнения научат произносить
согласные:
 Шепот необыкновенно увеличивает силу артикуляции.
(Ученики нередко используют это для оказания помо-
щи соседу по парте, попавшему в затруднительное по-
ложение.)
 Намеренно быстрая речь повышает беглость произноше-
ния при большом числе согласных. Для этой цели под-
ходят скороговорки: <Тот, кто ничего не знает и знает,
что он ничего не знает, знает больше, чем тот, кто
ничего не знает, и не знает, что он ничего не знает>
и др.
Если различные согласные следуют непосредственно друг
за другом, то язык и губы изменяют положение почти
сразу. Если же этого не происходит или происходит
слишком медленно, то возникает полный беспорядок,
мы слышим так называемый <винегрет из согласных>.
Чтобы голос был сильным, с хорошим резонирующим
звучанием, медленно произносите предложения со мно-
13
гими подходящими носовыми согласными (м, н, иг),
например: <Уоп ает оте 5сп\уег ипй Ьапе 1Ьп1 аег
01оске Огаоеевапе>.
 Хорошее упражнение для улучшения резонирующего зву-
чания - напев вполголоса. Мелодию напевают отдельны-
ми звуками и в медленном темпе. Губы не сжимают,
напротив, оставляют свободными.
Основное правило ударения гласит: корень легко под-
падает под ударение; аффиксы обычно безударны, но не
<проглатываются>.
Мелодия предложения (изменение силы звучания) не
остается неизменной, напротив, она ступенчато изменяет-
ся, как правило, повышаясь в начале и падая в конце
предложения. Ударение - важнейший компонент предложе-
ния. Каждое предложение имеет только один пик ударения.
Под пиком ударения не всегда подразумевается одно слово.
 Предлагаем стихотворение Марины Цветаевой <Мореплаватель>. Ее
спим со звуковым многообразием и богатством интонаций подходят для учеб-
ных целей. :
Закачай меня, звездный челн!
Голова устала от воли!
Слишком долго причалить тщусь, -
Голова устала от чувств:
Гимнов - лавров - героев - гндр, -
Голова устала от игр!
Положите меж трав и хвои, -
Голова устала от войн...
 Правильно ставить ударение - это правильно говорить; ударение имеет
большое значение в русском языке. В отличие от других языков, например
французского, польского, в русском языке ударение не фиксировано, т. е. не
прикреплено к определенной части слова, а может падать на любую часть, на
любой слог (доктор, кирпич, забросать, вывернуть); ударение подвижное: одно
и то же слово в разных грамматических формах имеет разное ударение (отло-
мить - отломлю - отломит; занять - займу - занял; люди - людей -
людьми). С акустической точки зрения ударный слог произносится с особой
силой, ясно, отчетливо, а безударные - ослабление, редуцированно. Об особен-
ностях ударения см.: Словарь ударений для работников радио и телевидения.
М" 1970.
14
В случаях, требующих особого выделения, подчеркиваются
целые смысловые отрывки.
Ударение имеет в речи особое значение: изменение удар-
ного слова изменяет смысл всего предложения. Два при-
мера: мы восклицаем: <Да это было бы еще лучше. Зло-
иронично звучат эти слова, если мы сделаем другое
ударение: <Да это было бы еи<йдучше!> Или <Я еду сегодня
в Берлин>. Это предложение может получать различное
смысловое значение в зависимости от того, какое слово
я выделю.
Например:
Я еду сегодня в Берлин (а не мой сын);
Я еду сегодня в Берлин (а не лечу);
Я еду сегодня в Берлин (а не завтра);
Я еду сегодня в Берлин (а не в Гамбург).
Многие ораторы имеют обыкновение вновь и вновь де-
лать ударение в конце предложения. Они выделяют послед-
нее слово, повышая тон или растягивая слово по слогам,
даже если это слово несущественно. Это неправильное уда-
рение в большинстве случаев вызвано затруднением, воз-
никающим из-за следующего предложения, которое еще не
<вертится на языке>.
Есть три способа обозначить ударение: 1. Повышение
тона>, 2. Усиление звучания голоса, 3. Замедление речи (мед-
ленный темп речи). Как правило, эти средства сочетают:
если я говорю громче, то замедляю речь и повышаю зву-
чание голоса.
Остерегайтесь отрывистой манеры речи (в экстремаль-
ных ситуациях агрессивного тона). Говорите всегда плавно,
связно, не спеша, так, чтобы на слушателя воздействовали
смысловые блоки слов. Если не встречаются особые пики
ударения, то следуйте естественному ритму речи. <Внутри
предложения мы стремимся к упорядоченным изменениям,
потому что структура нашего языка требует тяжелых и лег-
ких слогов... организованных подходящим образом, непри-
нужденно, легко> (фон Эссен). Без логической основы
15
(иногда даже против всякой логики!), из чисто ритмичес-
кой потребности.
Я уже говорил о том, что оратор обязан владеть ясной,
выразительной речью, произносить предложения плавно,
в спокойной манере. Предупреждаю, что не следует для
упражнений брать за основу разновидность какой-нибудь
парадной речи с выражениями, подлежащими удалению,
подобно пустой породе.
Укажу пороки речи, которые, несомненно, мешают слу-
шателю или вредят оратору:
 Слишком высока тональность речи. Утомление и по-
вреждение голосовых связок не заставят себя ждать. Мы
намеренно говорим более низким тоном, мы бережем
наш голос.
 Сдавленный голос воспринимается как неестественный
из-за поспешного дыхания и сокращения шейных мус-
кулов.
 Проглатывание конечных слогов.
 <Звуки размышления>: мы могли бы их назвать атави-
стическими звуками: о-о-э и э-э и т.д. Известно, что
даже выдающиеся ораторы не могли избавиться от ата-
вистических звуков в течение, пожалуй, всей своей
жизни.
Причина? У оратора <на языке> нет следующего гото-
вого предложения, но он полагает, чувствуя вину перед
 Несколько слов об особенностях произношения в русском языке. В основу
русского произношения лег <акающий> московский говор. М. В. Ломоносов на-
ходил эту его черту привлекательной. В современном произношении на месте
букв <а> и <о> в первом предударном слоге после твердых согласных произно-
сится <а>: вала, сасна. В начале слова предударные <а> и <о> произносятся как
<а>: атец, ахрана и т. д. Если нарушаются правила произношения, то речь
плохо воспринимается.
О нормах русского литературного произношения см.: Ожегов С. И. Словарь
русского языка (любые издания, предпочтительно последние); Современный
русский язык: Учебник для институтов. Ч. 1 /Под ред. Д. Э. Розенталя. М.,
1976.
16
слушателями, что лучше <выдать> хоть что-нибудь, чем
просто молчать, а это всего-навсего переходный мостик
атавистического звука. Чаще всего замечают, что оратор
<не на уровне>, что у него множество атавистических
<звуков размышления>. В этом случае проблему может
решить контроль с помощью магнитофона.
Носовое или картавое звучание.
(Знаменитый торговец предметами искусства Воллард
встретил в обществе незнакомую даму. Она очень замет-
но <говорила в нос>. Воллард спросил у своего соседа:
<Не находите ли, что эта дама много выиграет, если ее
труба будет звучать реже?> <Совершенно с Вами согла-
сен, - отвечал сосед. - Я в течение 30 лет не могу
к этому привыкнуть. Собственно, я ее муж>.) Мы слиш-
ком редко выясняем, какое впечатление производят на
других наш голос и манера нашей речи. <То, что оскорб-
ляет уши, не может проникнуть в душу человека>, -
сказал учитель римлян в риторике Квинтилиан.
Остерегайтесь также брызг изо рта во время речи; как
писал Вильгельм Буш: <Брызги с губ, глаза сверкают:
<речь ему в охотку>. Мокрой стала от слюны <шпион-
ская> бородка>.
> Для голоса вредны всякие чрезмерные восклицания, хмы-
кание и кашель.
> Рычание более подходит иным зверям, нежели нам,
людям. У некоторых ораторов из-за чрезмерного фор-
сирования звука хриплый голос и звучит как шум
при встряхивании коробки с канцелярскими кнопка-
ми, а у других слова звучат прерывисто, а между
ними длинные паузы.
Обращаем ваше внимание, как важна для оратора плав-
ная речь, ведь мы произносим взаимосвязашцде.-слова.
а не просто слова по отдельности. Медикв?%пейи
по голосу и речи квалифицируют ааучтолх
заикание как <спазматический неврозыражиия>
новлено, что среди заикающихся гойазро бользд йй
>  ""п,-/" !
чин, чем женщин, и процентная доля заикающихся воз-
растает к Западу: в Англии, например, эта доля больше,
чем в Германии, в США больше, чем в Англии. Соглас-
но оценке, число заикающихся в Северной Америке
превышает 2 миллиона человек. Случайное заикание
людей с неповрежденной речью объясняется мгновен-
ным испугом и чувством незащищенности, заикание
может быть преодолено с помощью частых речевых уп-
ражнений. Большинство названных пороков речи может
быть устранено только терпеливой работой, лучше всего
под руководством педагога по речи (логопеда) или
учителя пения. Если существенный порок не удается
устранить таким образом, значит, он обусловлен орга-
ническими причинами. В этом случае целесообразен визит
к врачу-специалисту. <Сегодня ни один человек не от-
кладывает визит к зубному врачу до тех пор, пока
разрушатся зубы. Но с голосом обращаются в той или
иной степени по-варварски> (Шмидт).
Диалект
В <Занимательном справочнике по немецкому языку>
Ганс Райман собрал вместе и расположил в алфавитном
порядке разнообразные причины, определяющие тип речи.
<Речь зависит от географической широты, губ, домаш-
него воспитания, друзей детства, ландшафта, неба, носа,
окружения, питания, степени пространности изложения,
школы, языка>. И далее: <Речь всегда окрашена, несте-
рильна, пронизана особенностями... У нас есть учебники
для актеров и тех, кто хочет ими стать. Проповедуемый
этими учебниками язык похож на живой язык, как му-
ляж на живой прототип>. Под этим мы можем подписаться
целиком и полностью. Мы не хотим, чтобы речь была
<дистиллированным продуктом стерильной сценической ма-
неры выражения> (Килиан). Но понимаемый с трудом ди-
 Диалект - это говор, наречие, на котором общаются жители, проживаю-
щие в каком-либо регионе.
18
алект должен быть отклонен так же, как и обезличенный,
бесцветно-гладкий официальный язык. Употребление диа-
лекта должно и может иметь право на жизнь, но ограни-
чено правильным использованием и уместно, если хорошо
понимается слушателями.
Если мы говорим на понимаемом с трудом диалекте, то
остается только одно: с помойцью упорных занятий устра-
нить те особенности, которые мешают речевому контакту
с людьми из других областей. Хороший оратор из Южного
Бадена в большей степени использует диалект на своей родине,
но может говорить и так, что его понимают немцы в об-
ласти Нордшлезвиг. Некогда в Бонне северогерманский
политик в высшей степени раздраженно прервал словесный
поток одного влиятельного товарища по партии из Швабии:
<Если Вы не прекратите выражаться на швабский манер и
не начнете говорить на разумном литературном немецком
языке, - и тут он взлелеял мысль о мщении, - йепп о
Гап1 т ап, р1а11 1о впаскеп,, цп аепп зсЬай сш зепп: Г)и
уег51еш51 кееп оой!> (<1апп Гапеп и" ап, р1аПаещ5сЬ ги
геДеп, ипй йапп УЙ аи зепеп: Г)и уегйепз! кет ой! -
<тоща мы начнем говорить на нижненемецком диалекте
и увидите: Вы не поймете ни единого слова!>).
Ораторам желательно добиваться понимания. Буш опи-
сал в <Повествователе Клякселе> это следующим образом:
Как весело из шлюза рта, бывает,
Парусники мыслей выплывают,
При попутном ветре добром
Правят вдаль по гулким волнам
К головам людей, к гаваням ушей
(Хоть порою, сидя в ряд, эти люди... крепко спят).
1.1.3- Упражнение в речи
<Легкая и трудная победа: один добивается шутя, дру-
гой - напряженным трудом, нажимая так, что у него

Размер файла: 156.76 Кбайт
Тип файла: rar (Mime Type: application/x-rar)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров