Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ Поль Л. Со пер

1995
Подлинное красноречие не нуждается на в колокольном звоне, чтобы созывать народ, нч в полицаи, чтобы поддерживать порядок.
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
В пересмотренном издании «Основ искусства речи» план и обработка содержания, по существу, остались те же, что и в первом издании. Сохранены главные черты работы: особое внимание уделено принципам искусства речи, доводам оратора и реакции слушателя; больший уклон по сравнению с вопросами постановки голоса сделан в сторону композиции; одинаковое место отведено информационной и агитационной речи; широко использован иллюстративный материал включительно до многих примеров, взятых из студенческих выступлений. Второе издание, как и первое, оставляет простор для многих уточнений содержания, методов, психологической терминологии на курсах повышенного типа и сохраняет простоту стиля и подхода к учащемуся, а также дает широкое освещение вопросов общей конструкции речи.
Наиболее важные изменения заключаются в сдвигах в сторону выразительности речи. В этом отношении проблеме развития взаимообщения оратора и аудитории оказано предпочтение над вопросами техники речи. Соответственно внесены упрощения в технические вопросы композиции, особенно во вступительной части речи, и в более развернутом виде выявлено соотношение плана и вопросов воздействия н'а аудиторию. Главы V и VI подверглись широкому пересмотру Первая из них в новом издании содержит раздел «Применение конспекта», вторая, посвященная исключительно вспомогательному материалу, включает новые разделы -- о сравнениях и наглядных пособиях как наиболее специфических приемах обращения с доказательственными данными
Одни темы в пересмотренном издании проработаны более сжато, другие - более пространно. Внесено много новых примеров. В приложении IV «Образцы речей» включены речи студентов-ораторов.
В приложении I «Речь по микрофону» внесены дополнения, предусматривающие выступления по телевидению. Раздел «Дискуссия», ставший самостоятельным приложением, составлен заново в целях более полного освещения вопросов организации дискуссии и роли руководства. Добавлены новые рекомендуемые темы и упрощены «Формы - Критические замечания». Как и в первом издании, рекомендуется, чтобы преподаватели обрабатывали формы применительно к своим требованиям и размножали их для большего удобства при оценке произнесения речей учащимися.
Автор считает необходимым засвидетельствовать свою искреннюю признательность читателям, критические замечания которых были учтены при переработке книги. Единодушие по существенным вопросам в сделанных замечаниях вселяет в него надежду, что внесенные в книгу изменения будут способствовать ее распространению как руководства при прохождении учащимися колледжа начального курса искусства речи.
Поль Л. Сопер.
Теннессийский университет, январь, 1956 года.
Глава I ОСНОВЫ РЕЧИ
А. РЕЧЬ - ЭТО ЧЕЛОВЕК В ЦЕЛОМ
В ноябре 1950 года американскому писателю Ульяму Фолкнеру была присуждена Нобелевская премия. В связи с этим он произнес речь, в которой ярко обрисовал высокие задачи, стоящие перед молодыми писателями. Его речь имеет прямое отношение и к начинающим ораторам.
Я не могу примириться с мыслью, что человечеству приходит конец. Легко сказать, что человек, бессмертен лишь потому, что он все преодолеет; что даже если бы пробил и замер последний удар на часах судьбы из-за ничтожной крупицы элемента, который облаком расплывется и недвижимо застынет в багровом отблеске последнего умирающего заката, то и тогда будет еще слышен один звук - звук слабого неиссякающего человеческого слова. Я отказываюсь допустить это. Я верю, что человек не только все превозможет. Он победит. Он бессмертен не потому, что среди живых существ только ему дано неиссякающее слово, а потому, что ему дарована душа, способная жертвовать, сострадать, терпеть*.
Речь есть нечто большее -- это должен понять изучающий ее,-- чем механически производимый ряд звуков, который выражает мимолетные наблюдения и настроения, занимающие в данную минуту того, кто говорит. Речь -- это человек в целом. Каждое высказывание и фактически и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное рас-
крытие всего опыта характера, намерений и чувств человека.
Впрочем, несмотря на важное значение, придаваемое Фолкнером духу и мысли, кроющимся за «неиссякающим словом», речь -- основной рычаг человеческого мышления. Без способности организовать мысль посредством слова человек не мог бы рассуждать и развиваться в организованное социальное существо. Речь -- неотъемлемая часть характера и самым широким образом определяет личность. Она в наши дни более, чем когда-либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах. Для мира перед нависшей опасностью слово будет тем средством, которым люди добьются победы, если оно восторжествует.
Следовательно, существует полная взаимозависимость психики и речи. Не только побуждения, которые вызывают и направляют речь, но и ее влияние на слушателя и самого оратора столь же глубоки, как человеческий характер и мысль. Этот факт должен создать у учащегося незыблемую уверенность в своих силах, как ни мал его опыт, ибо аппарат речи действует главным образом в зависимости от силы и качества идей, приводящих его в движение. Если они неясны, робки или безразличны аппарат речи будет сдавать по всем линиям: дыхание будет прерывистым и поверхностным, голос -- монотонным, язык станет заплетаться. Живые, яркие мысли и властная потребность поделиться ими приведут весь механизм речи в боевую готовность. Первый вопрос для большинства начинающих ораторов заключается не в их способности к публичному выступлению. По общему правилу, потенциально такая способность имеется у всех. Их первый, всецело оправдывающий себя долг - иметь, что сказать, и иметь глубокую потребность выразить это.
Учащегося не должно смущать изречение Эмерсона: «То, что ты представляешь собой, настолько подавляет меня, что я не слышу, что ты.говоришь». Студенческая молодежь недооценивает возможностей своего личного влияния на аудиторию, и это весьма характерно. Молодые люди часто ссылаются на робость и застенчивость как на причины своего не-
желания выступать или своих бездушных выступлений. Выступления могут и должны развивать характер. Биографии великих ораторов и артистов раскрывают поразительную перемену, происходящую в них к зрелым годам: перемену от робости к уверенности в себе, от поверхностного к глубокому. Джон Уэзли -- замкнутый, в себе студент-книголюб в годы пребывания в Оксфордском университете -- ничем не обещал развернуться в того Джона Уэзли, чья страстность проповедника оказалась в его эпоху фактором громадного влияния. Не многие, кто видел Сарру Сиддонс в дебюте на лондонской сцене, могли бы сказать, что после ряда лет напряженной работы на провинциальной сцене она покорит Лондон и весь мир как одна из величайших трагедийных актрис всех времен. Больше того, часто случается, что люди, стеснительные в простой беседе, при публичном выступлении обнаруживают такую уверенность в себе, которую ни они сами и никто другой даже не подозревали. Ваше обучение искусству речи должно идти рука об руку с серьезными усилиями стать тем, кем вы можете и должны быть.
Б. ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ -ОБЩЕНИЕ
«Поделиться мыслью -• значит умножить ее силу». Всякое высказывание -- следствие одной из двух причин или их сочетания: потребности выразить свои чувства и желания поделиться мыслью. Различие этих причин приводит часто к большой путанице. Мы вздыхаем, стонем, плачем и смеемся не для того, чтобы поделиться с окружающими, а чтобы получить облегчение или удовлетворение от выражения своих чувств, подобно тому, как собаке приятно лаять и вилять хвостом. По той же причине мы произносим многие слова, вроде «ах боже» или «много ты знаешь», которые представляют только чувственные реакции, но никоим образом не речь. В широком смысле слова к ним можно отнести замечания о погоде и малозначащий разговор только для соблюдения приличий. Это лишь способ наладить удобные отношения с окружающими. В действительности речь должна быть выражением личности в том смысле, что она раскрывает ее во всей полноте переживаний. Простое выявление своих
ощущений следует отличить от главной функции речи -- делиться мыслями. Разумное устное общение коренным образом отличается от письменного. Оно во многих отношениях более жизненно. В нем есть лицо говорящее и есть слушатели, занятые обсуждением особого вопроса по тому или иному поводу. Речь не обращена в пустоту. Если ее произносить как бы в пространство, она неизменно теряет характер подлинного общения.
Развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова, манеры постоянно приспособляются к слушателям,- первое насущное требование к оратору. Пока он не почувствует присутствие живых людей с их нуждами, запросами и тревогами, он не познает мощь настоящего, живого слова. Если он стремится к этому, результатом. будут -г при еще незначительной практике - целесообразная организация идей, .надлежащие слова, голос и манеры. Люди с ярким проявлением чувств умеют поддерживать подлинное общение в частной беседе. Им нужно только применить эту способность при выступлении перед аудиторией.
В. ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ В ОСНОВНОМ ПОХОЖА НА ОБЫЧНУЮ БЕСЕДУ
Для публичного выступления требуются те же данные, что и в обычном разговоре. И все же многие обнаруживают робость, когда их просят выступить...«Да чтоб я смог сказать речь?» Абсурд! Ведь они ежедневно произносили целые речи, начиная со второго года жизни. Большинство неопытных ораторов, когда приходится обращаться к аудитории, считает необходимым вести себя так, словно успех зависит от того, насколько далеки будут их язык, жесты, голос от обычных, приобретенных за годы разговорной практики. Но ничто так не вредит успеху. Для подобного представления о публичном выступлении характерны, например, неестественная поза, отсутствующий взгляд, банальности и заминки вроде:
На меня выпала... э... выдающаяся честь обратиться... э... к вам по данному поводу. Проблема, стоящая перед вами... э... э...-- это тема, близкая нашим серд-
цам... то есть... разуму и сердцу...
На публичную речь больше уже не смотрят как на изящную словесность; подобно всякому устному общению, она -средство к цели, а не самоцель. Следовательно, ни для кого, даже для профессионального оратора, нет оснований считать, что он как бы выставлен на показ. Внимание направлено всегда на т,о, что должно быть сказано, а не на самого оратора.
Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления. Каковы отличительные черты непринужденной беседы? Понаблюдайте внимательно двух-трех интеллигентных людей, занятых обсуждением интересной темы. Здесь нет и следа застенчивости; здесь полная серьезность и прямолинейность; один смотрит другому прямо в глаза, фигуры склоняются друг к другу; вспыхивающий взор, мимика, движения головы, плеч, рук, кистей подчеркивают их замечания. Чувство общения, связывая собеседников, подобно электрическому току, поддерживает их взаимное внимание.
Закройте глаза, прислушайтесь к звукам. На вас произведет впечатление большой диапазон их высоты, звучности, темпов и несомненный ритмический характер. Наиболее значительные слова произносятся громче, уступая место сдержанному звучанию. Здесь много коротких фраз включительно до вопросов, восклицаний, но слышны и длинные предложения с соразмерными паузами. Это и есть разговор по душам... Молодые люди студенческого возраста могут смело начать с него. Где бы ни возникали подобные беседы, они --наилучшее в нашем жизненном опыте. Мы дорожим ими, годы спустя ясно вспоминаем, что было сказано, и снова находимся под впечатлением идей, которыми когда-то обменялись.
Но что нередко происходит с силой живого общения, когда приходится выступить перед аудиторией? Здесь те же элементы: захватывающая тема, слушатели в ожидании, перед ними оратор, все у него наготове. Но нет какой-то искор-
ки, что-то расхолаживает, нет подъема. По общему правилу, трудность положения нельзя объяснить только одним обстоятельством. Отчасти это результат монотонного голоса или невыразительного взгляда, устремленного не на слушателей, но в окно, на потолок или на пол. Может возникнуть ощущение, что выступающий говорит не свое, а что-то подхваченное на лету и даже не особенно занимающее его. Через минуту-две слушатели устало откидываются на спинку сидений или начинают возню, и тогда только что-нибудь ошеломляющее может спасти положение. Но это случается редко.
Располагает ли оратор, выступающий перед аудиторией, теми возможностями, какими обладает интересный собеседник? В некотором смысле, пожалуй, нет. Аудитория обычно шире, чем группа, поглощенная беседой, и оратор должен заинтересовать большее количество людей. Обстановка почти всегда более официальная, и оратор менее знаком со своими слушателями. Поэтому свои замечания он делает с осмотрительностью. Здесь он должен остерегаться многих личных и неожиданно возникающих высказываний, которые помогают ему чувствовать себя непринужденно в частной беседе. Необходимость все время придерживаться предмета обсуждения - главная трудность, не встречающаяся в беседе. Присоединяются и чисто физическая проблема, как донести свой голос до всей обширной аудитории, и вполне понятная застенчивость у начинающих ораторов.
Впрочем, многие из кажущихся трудностей могут обра- . титься в преимущества. Ряды обращенных на вас лиц с выражением ожидания, которые вначале нагоняют страх, впоследствии станут вызывать воодушевление и ощущение силы. Самая необходимость говорить громче освободит оратора от чувства связанности и поднимет эмоциональный строй речи. В большой и сплоченной аудитории заразительность идей и чувств может стать значительным преимуществом для оратора, если он даст ей случай проявиться. Человек в массе будет смеяться или плакать над тем, что не. произвело бы на него никакого впечатления, если бы он был один.
Непрерывность изложения в публичной речи придаст ей исчерпывающий характер и все нарастающую мощь, которые
- 12 -
невозможны в беседе. Кроме того, разговорный обмен мнениями только внешне отсутствует во время публичного выступления. Если оратор действительно будет обращаться к публике и говорить со слушателями, а не при них, он почувствует, как возникает взаимное общение. Каждый, кого вдохновило неодолимое желание выступить,-- а только немногие не испытали этого,-- вспомнит радостное чувство совместного творчества, хотя бы говорил только оратор. В итоге, если есть что сказать и потребность поделиться со слушателями, то почему нельзя выступить в официальной обстановке так же хорошо, как и в обычной?
Следовательно, понадобится лишь несколько довольно простых приемов, чтобы придать речи характер публичного выступления. По своему усмотрению вы будете считаться с ними в зависимости от каждого отдельного случая, как делается в частной беседе. Всегда старайтесь избегать нарочитых манер заправского говоруна. Если обстановка более или менее неофициальная, держитесь попроще. Например, на деловом совещании или на заседании комиссии нет надобности говорить стоя. Если вы хорошо знакомы с вашими слушателями, язык будет проще; вы сможете обращаться к отдельным лицам, называя их по имени; в своих высказываниях вы станете прибегать к соображениям, возникающим на ходу, чаще, чем, например, в личной беседе с администратором, к которому вы обращаетесь за работой.
Эти указания не имеют специфического характера: не бывает ни тождественных положений, ни совершенно одинаковых ораторов. Индивидуальные особенности так же важны при общественных выступлениях, как и в частной жизни. Поэтому будьте самим собой..Стремитесь свободно выразить все наиболее действенное в вашей личности. Никогда не пытайтесь подражать манерам других ораторов. Притягательная сила большинства крупных ораторов в том, что они неповторимы.
Г. КРАСНОРЕЧИЕ ТРЕБУЕТ ПОДГОТОВКИ
Искренность и стремление к общению, как ни важна их роль, не могут заменить умения. Как сказал Джозеф Джеф-
ферсон -- знаменитый американский актер прошлого столетия,-- «произнести яркую речь -- одно дело, а произнести ее ярко -другое». Многие деловые люди и специалисты жалуются, что'они не могут выразить при случае именно то, что имели в виду. Сколько у вас знакомых, умеющих свободно поддерживать беседу в нужном направлении? Сколько знакомых, обладающих способностью говорить с подъемом? А как часто вы чувствовали, что у вас рвется наружу мысль -и только для того, чтобы показаться на свет в искаженном виде? Правда, люди без предварительной подготовки к публичным выступлениям, если они прониклись сильным убеждением, могли говорить красноречиво и увлекательно. Но такие случаи редки.
Для хорошей речи необходимы знание предмета, целеустремленность и умение. Знание и цель неотъемлемы при приобретении умения, так как, не имея, что сказать и потребности сказать, оратор уподобляется кораблю «без руля и без ветрил». К тому же он должен быть уверен в себе. Ведь если только сделать открытие, что не так уж трудно встать перед аудиторией и начать говорить, то хорошим оратором не станешь,- это прекрасно знают миллионы скучающих слушателей. Вряд ли, говоря о речи, можно считать правильным несколько парадоксальное замечание английского очеркиста Д. К. Честертона: «Если что-нибудь надо сделать, то стоит сделать даже плохо».
Человек восемнадцатнлетнего возраста в среднем произнес по крайней мере шестьдесят миллионов слов. Но научился ли он поэтому правильно говорить? Совсем необязательно. Умение можно приобрести только в результате систематических занятий. Особая необходимость в системе обусловлена устойчивостью приобретенных навыков. Желающий учиться игре на музыкальном инструменте начинает извлекать из него какой-то скрежет, но зато здесь нет дурных привычек, с которыми нужно бороться. Обучающийся искусству речи редко находится в таком счастливом положении. При Сложности механизма речи предпринимаемая борьба с дурными навыками -дело нелегкое. Человек, тысячи раз произносивший слова с ошибками, не сразу приучится к правильному произношению. Кто годами привык сутулиться,
чудом не приобретет выправки, а руки оратора, находящиеся в бесцельном движении, вдруг не примут правильного положения. Кто склонен примириться с такими дурными привычками, напоминает одного субъекта, о третьем браке которого д-р Джонсон сказал, что в данном случае воплощен «триумф надежды над опытом». .
Существует определенный порядок слов в фразе и фраз в речи. Сколько людей задумываются над этим перед началом речи? А сколько открывают рот, чтобы выпускать слова просто наудачу? Разница в значительной мере зависит от навыка. Поэтому обучение правильному, упорядоченному мышлению крайне необходимо для искусства речи.
Руководства и учебные наставления не создают умения. Они только указывают путь. Главное в подготовке должен проделать сам оратор. Нелегкий труд, но за несколько месяцев он оправдает себя и создаст из посредственности хорошего оратора. Обучение даст- это не каждому студенту: кое-кто не пожелает подчиниться требованиям учебной дисциплины. Есть много способов формулировать требования к учащемуся, но, пожалуй, самое главное из них - терпение и упорство. Близко к нему по важности стоит другое, а именно побольше самокритики и дерзания.
Д. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ -ДЕЛО ОТВЕТСТВЕННОЕ
Красноречие -- сила. Ораторы в меру своего влияния -вожди общества; их специальная сфера - воздействие на людей. Это влечет за собой обязательства. Искусство полезно оратору, но если им пользоваться нечестно, оно ничего, кроме вреда, слушателю, не принесет. Аристотель сказал: «Истина и справедливость сильнее, чем их противоположности». Правое дело находит свою защиту и в том, что, как сказал Линкольн, «не удастся все время дурачить народ». Вообще неискренность видна даже в манере оратора. Нам претит искусственный жаргон рекламы по радио или телевидению. Мы насквозь видим «профессиональные» приемы многих коммерсантов и адвокатов, не говоря о людях иных профессий. «Мы убеждаем других, сохраняя серьезность».
Оратор может быть искренним и своей искренность»
внушать безграничное доверие к себе, но тем не менее быть далеким от правды. Многие из самых безответственных и порочных вожаков были искренни. Гитлер в большинстве своих речей был одержим доходящей до исступления искренностью. Судьи-пуритане, посылавшие на костёр «ведьм», были искренни до фанатизма. Оратор, думающий, что он один знает правду, опасен. Он настолько верит в свою правоту, что считает ниже своего достоинства прочитать хоть одну печатную страничку, опровергающую его. Его «искренние» убеждения о правительстве, труде и капитале могут оказаться из года в год наслаивавшейся и непроверенной информацией из мелочен, случайно попадавших в газетные заголовки, и беспардонных утверждений его ближайшего окружения.
Искренность, в строгом смысле слова, явление сложное и неуловимое, настолько неуловимое, что многим ораторам не удается полностью придерживаться ее требований. Даже хорошо знающие предмет и честные ораторы имеют склонность обходить факты, противоречащие их мнению, и прибегать только к фактам, подтверждающим его. Это, мягко говоря, довольно обычная практика. Представьте себе, что оратор, настаивая на снижении прибылей промышленников, цитирует данные о росте прибылей с 1940 года и проходит мимо того, что доллар обесценился. Или вообразите следующее: утверждая, что прирост заработной платы в данной отрасли промышленности очень высок, он забывает сказать, что прирост происходит не за счет почасовой оплаты, а за счет сверхурочных. В таких вопросах истина сложна, ее нужно тщательно искать. Слушатели не занимаются или не могут заняться поисками истины,, поэтому шарлатаны и демагоги "преуспевают. Многие ораторы успокаиваются на компромиссе, как тот аукционист, который никогда не говорил неправды, «пока она не становилась абсолютно приемлемой».
Максуэлл Андерсон говорит: «Вот мы живем верой, но ни одна вера не разумна. Жизнь -- все, что у нас есть, и мы стараемся прожить ее так, как мы верим...» Может быть, это и так. Но не голые убеждения, а их достоинства решат, будем ли мы жить или погибнем.
Каковы же особенные черты лучших ораторов, которые должен воспитывато в себе каждый серьезный студент? Все, что мы знаем о больших ораторах нашей национальной истории, сводится к бесспорному ответу на данный вопрос. Даниэль Уэбстер, Генри Клей, Авраам Линкольн, Уэнделл Филиппе, Генри Уард Бичер, Уильям Дженингс Брайен, Франклин Д. Рузвельт и почти без исключения другие деятели, выдающиеся своим красноречием, были людьми потрясающей жизненной силы и энергии, людьми строгой морали и внутренней дисциплины. Они знали цену искусства речи, и многие из них немало потрудились, чтобы овладеть им. Они были также людьми большого мужества и глубоких симпатий к простому народу. Они всегда были на стороне свободы и прав человека. Сама их жизнь красноречива, как их слова. Они оправдали изречение, что «великие мысли исходят из сердца». Генри Уард Бичер, величайший в свое время оратор на кафедре проповедника, сказал:
Не допустим, чтобы стал оратором проходимец. Человек, который станет оратором, должен иметь что сказать. Он должен чувствовать всей душой, что это нужно сказать. Ему должны быть свойственны доброжелательность и сочувствие, которые сливают его с аудиторией и делают ее частицей. Он воздействует на слушателей так, что его улыбка отражается на их лицах, они плачут его слезами, и биение его сердца отдается в груди у всех собравшихся.
Г л а в а II ПЕРВЫЕ РЕЧИ
Назначение этой главы -- оказать вам помощь при первых выступлениях до того, как будет полностью усвоена вся книга. Под руководством преподавателя приготовьте и прорепетируйте одну или две речи, придерживаясь данных здесь указаний.
Букер Т. Вашингтон, выдающийся негритянский просветитель и оратор, рассказывал историю, назидательную для начинающего изучать искусство речи.
Корабль потерял направление и в течение многих дней блуждал по морю, пока не повстречался с дружеским судном. С мачты потерявшего курс корабля был подан сигнал: «Воды, воды, мы умираем от жажды». Тотчас же с встречного корабля был подан ответный сигнал: «Опустите ведро на том месте, где находитесь». Снова сигнал с терпящего бедствие корабля: «Воды, воды, пришлите нам воды». И снова ответ: «Опустите ведро там, где находитесь». Капитан внял наконец совету, приказал опустить ведро. Когда его подняли, оно было наполнено пресной, кристально чистой водой. Оказалось, в этом месте было речное течение из устья Амазонки.
Вы хотите стать оратором. Задача кажется сложной и внушает страх. Что говорить? Как вести себя? Ответ один: начните с того места, где вы находитесь. Начните с того, что вы собой представляете и что вы уже знаете.
Франклин Делано Рузвельт дал своему сыну Джемсу совет, как выступать публично: «Будь искренен, будь краток, садись». Возможно, это сверхупрощение. Но лучшей из речей, когда-либо слышанных автором, была речь одного сту-
_ /я _
дента в самом начале занятий. Она продолжалась три с половиной минуты, но показалась почти вдвое короче. Она буквально захватила каждого из присутствовавших и держала под впечатлением в течение'нескольких дней. Студент рассказывал о боевом подвиге своего друга во время последней войны. Он не «ораторствовал» и говорил просто, без цветистых фраз. Он был искренним - и только. В его изображении спокойное мужество друга говорило само за себя. Детали эпизода были реальны, живы и точны. Он описал маленькую рощу в лощине между двумя возвышенностями в Западной Германии, унылый декабрьский вечер, двух американских солдат, дожидающихся наступления темноты, чтобы добраться до своих Один из них (рассказчик) лежал под кустом на спине с пулей в груди, другой рядом припал к земле. Рассказчик описал выражение крайней усталости на лице друга и страх, который охватывал их, когда более и более явственно слышалось шарканье чьих-то шагов по^опав-шей листве и затем затихало... Эти мгновенья казались им вечностью. Он рассказал, как с наступлением темноты его друг то волочил его по земле, то тащил на себе целые две мили через кустарники, через пути, охраняемые немецкими часовыми, и, наконец, как, окончательно обессиленные, они были обнаружены, чуть не подстрелены и затем отведены в безопасное место группой своих разведчиков.
Этот рассказ дышал непосредственностью. Он захватил аудиторию не только интересным сюжетом, но и тем, что рассказчик 1) избрал предмет, о котором мог говорить с предельной искренностью, 2) чувствовал потребность поделиться своими переживаниями, 3) был уверен в себе, так как солидно' подготовился, и 4) скромно и по-дружески держал себя.
Для начала будущий оратор не должен обременять себя множеством правил и методических указаний, которые могут лишь сбивать с толка, если усвоить их «залпом». Вместо этого следует подыскать интересную тему, поработать над ней, пока она не оживет и в таком животрепещущем виде не станет достоянием слушателей. Следующие указания о подготовке речи, ее репетировании и выступлении будут единственными наставлениями, необходимыми для вашего первого выступления в классе.    ~"~
А. ПОДГОТОВКА РЕЧИ 1. Выбор темы
Выбирайте тему, которая связана с вашим личным опытом и по которой вы сможете в случае необходимости получить дальнейшую информацию в библиотеке или в другом месте. Тема должна быть, при условии ее надлежащей проработки, интересной и для вас и для ваших слушателей. Она не должна быть не очень широкой, ни очень сложной. Большинство тем имеет слишком общий характер: почти нет ни одной чересчур специфической или узкой. Образцы тем для первых коротких выступлений перечислены в конце этой главы.
2. Решение вопроса о цели речи
Желаете вы только что-нибудь объяснить, описать или просто рассказать? Или вы хотите заставить слушателей изменить свое мнение или убедить их что-либо сделать? Чтобы получить ясное представление, чего вы добиваетесь, изложите в письменном виде ваше намерение в форме целого предложения. Если тема «Восхождение на горные вершины», вы можете формулировать свое намерение в таком виде: «Я сейчас расскажу, как происходит подъем на горный пик». В основном вы имеете в виду информировать, дать описание, а не склонить слушателей к тем или иным взглядам или действиям. Но если вашей целью было показать, что слушатели не должны предпринимать трудный подъем без предварительной тренировки, то ваша цель уже приобретает агитационный характер, так как вы стремитесь оказать влияние на их поведение. Начальные речи в большинстве случаев информационного, а не агитационного типа.
3. Собирание материала
Если содержание речи взято не только из личных ваших переживаний (что возможно в редких случаях), черпайте материал не из единственного источника, а из многих. Прочтите не одну, а несколько журнальных статей, соберите инфор-
мацию не из одной книги. Вскройте точки зрения различных авторов, сопоставьте их. Обратитесь к «Справочнику периодической печати» в справочном отделе библиотеки и просмотрите, какие журнальные статьи перечислены под заголовком, имеющим прямое или косвенное отношение к вашей теме. Для библиографических справок обратитесь к картотеке. Побеседуйте по вопросу с окружающими, запишите приходящие в голову мысли и факты, о которых прочитали.
4. Введение
Вы должны приготовить несколько вводных замечаний, имеющих целью вызвать интерес к сообщению, формулировать и пояснить ваше намерение. Например:
Есть ли у вас достаточно разумные основания для приобретения вещей, которые вы покупаете? Или вы, подобно миллионам других .потребителей, не отдающие себе отчета жертвы, пожалуй, самого коварного и влиятельного фактора современной жизни -• рекламы?
Что та*кое реклама? Пропаганда. Я хочу показать, как реклама применяет остроумные методы пропаганды, чтобы вводить в соблазн вас и других возможных покупателей.
Последняя фраза представляет собой изложение специального тематического задания. Она намечает и ограничивает его пределы. Вы можете приступить к главной части речи только после того, как это задание четко закреплено в вашем сознании.
5. Развитие главной части речи
При построении главной части сделайте все возможное, чтобы план и вспомогательные данные были ясны и интересны. Организуйте главные идеи по мере ваших возможностей в виде простого, конкретного, стройного плана. Выбрасывайте все не имеющее отношения к вашей цели. Дайте определения непривычных терминов; используйте как можно больше конкретных примеров; приводите в случае надобности высказывания сведущих лиц; задавайте вопросы, чтобы под-
-21 -
черкнуть переход от одной мысли к другой.
Сделайте набросок основной части речи в соответствии с системой главных тезисов и подтезисов. Проверьте, подкрепляют ли основные тезисы ваш замысел, и служат ли подте-зисы опорой основных положений. Например:
I. Ссылка на различные отзывы -- важный прием пропаганды. А. Она имеет три главные формы:
1. Это могут быть отзывы сведущих лиц.
2.  Это могут быть отзывы выдающихся людей.
3. Это может быть оценка «человека из толпы». Б. Такой прием находит свое выражение во многих объявлениях.
1. Мы встречаем их в рекламе сигарет.
а) Пример...
б) Другой пример...    -
2. Отзыв «человека из толпы» чаще всего встречается в рекламах патентованных медицинских препаратов.
II. Наиболее эффективны приемы, которые используют погоню за модой и массовые увлечения.
А. К вам обращаются: «Каждый это делает. Почему бы вам не делать?» Б. Такой прием скорее внушает, чем убеждает.
1.  «Посмотрите на проходящие мимо «форды» - иллюстрация к технике внушения.
2. Добавочный пример.
III. Часто также применяется техника, вызывающая ассоциации.
А. С рекламируемым продуктом связывают нечто приятное для всех.
1.  Изображение очаровательной женщины, пользующейся оливковым мылом,-- пример подобного приема.
2. Еще пример...
Б.  С нежеланием приобрести рекламируемую вещь связывают неприятные ассоциации. 1. Отказ от покрышек фирмы «Гудрич» связы-
-22 -
вается с представлением об автомобильных авариях. 2. Дополнительное подтверждение.
Обратите внимание, что, пользуясь полными предложениями, вы вносите в план большую четкость и что каждая идея находит подкрепление в одном и более примерах.
6. Заключение
Заканчивайте речь кратким обобщением основных идей, или цитатой, или иллюстрацией, выражающей ваш замысел, и - что еще лучше - тем и другим. Например:
К вам повседневно применяют многочисленные и незаметные способы массового воздействия. Из них наиболее коварны три: прием свидетельств и отзывов, ставка на погоню за модой, метод вызывания ассоциаций.
По данным Института анализа средств пропаганды, нас одурачивают при помощи этой механики, потому что «она больше рассчитывает на чувства, чем на разум». Нам -- развлечение, а коммерсантам •• барыши. А ведь мы имели бы и больше развлечений и больше пользы, если бы понимали технику рекламы.
Б.  ПРОБА РЕЧИ
Все отмечают непринужденность, с которой держатся на сцене профессиональные артисты. Если бы выступали любители, то зритель не удержался, чтобы в данном случае не сказать: «Такой-то играл очень естественно...» Но зритель не видел их на первой репетиции. Актеры прорабатывают каждое движение, каждую строчку раз по тридцать, а некоторые жесты и реплики повторяют по шестьдесят, по сто раз.
Большинство ораторских выступлений представляет первую и единственную репетицию. Поэтому речам предпочитают пьесы. Одно дело быть увлеченным и искренним. Конечно, это самое важное требование, предъявляемое к оратору. Но ведь речь есть нечто большее, чем сочетание идей в голо-
ве оратора. Оно.не проявляется, пока не находит своего выражения в речи. Ведь только в процессе выступления ваши идеи, раскрываясь, производят впечатление на слушателя.
Вероятно, вы уже готовы к устному воспроизведению речи, проработанной в соответствии с указаниями в разделе А. Ваш преподаватель, возможно, захочет, чтобы вы записали ее слово в слово и заучили. Но, как объяснено в последнем разделе настоящей главы, при упражнениях речи большей частью не записываются и не запоминаются наизусть.
Выберите время, когда можно использовать помещение, чтобы никто не мешал, и, стоя, как бы обращаясь к слушателям, попытайтесь воспроизвести всю речь. Первое время вам не обойтись без. подробных записей. Затем повторяйте речь, руководствуясь только ключевыми словами и выражениями, отмечающими главные разделы ваших построений.
После того как речь в целом освоена, займитесь частями, наиболее смущающими вас. В данной стадии следует провести побольше репетиций. Полезно по крайней мере отдельные части произносить перед зеркалом. Как вам кажется, свободно ли вы передаете свои мысли? Прямо ли держитесь? Свободны ли и легки ваши движения? Если вы чувствуете себя скованным, поупражняйтесь в расслаблении мышц.
Прислушайтесь к голосу. Прибегаете ли вы к паузам, когда надо перевести дыхание, ослабить напряжение, собраться с мыслями? Подчеркиваете ли наиболее значительные слова? Удается ли при этом избежать утомительного однообразия? Когда речь отделена по частям, повторите ее целиком, стараясь развить чувство непосредственного общения со слушателями. Теперь можно пригласить товарища по классу или по комнате. Он будет вашей аудиторией. При всех условиях старайтесь представить себе аудиторию и соответствующую обстановку.
В. ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ
Когда вам предоставят слово, спокойно пройдите к своему месту, поклонитесь председателю, затем обратитесь к слушателям с обычными словами: «Леди и джентльмены». Установите зрительный контакт с аудиторией на протяже-
нии всей речи. Не забывайте ни об одном из слушателей. Держитесь поодаль от кафедры. Стойте впереди или рядом, но не за ней. С разрешения преподавателя, опасаясь, что можете кое-что пропустить, имейте под рукой небольшую карточку с несколькими крупно написанными основными положениями. Но без особой нуж

Размер файла: 698.81 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров