Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (2)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (3)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (4)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (10)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (11)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (12)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (13)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Управление знаниями - перспективное направление менеджмента

1. Что такое управление знаниями?

Когда управление компании British Petroleum (BP) решило проанализировать, почему уровень добычи нефти на одинаково технически оснащенных глубоководных скважинах значительно различается, обнаружилось, что дело в различном уровне знаний работников этих скважин. Причем эти знания не были задокументированы, т.е. находились главным образом в головах сотрудников.

Обнаружив это, менеджмент ВР принял решение распространить ценные знания среди сотрудников отстающих скважин. Результатом стал значительный подъем уровня производительности труда и прибыльности компании. В дальнейшем ВР была разработана программа управления знаниями (Knowledge Management — КМ).

В общем КМ можно определить как создание и управление ценными знаниями (интеллектуальными активами) компании.

В сфере изучения КМ находятся следующие основные вопросы:

1.     Определение ценных знаний (интеллектуальных активов) компании.

2.     Распространение ценных знаний (ЦЗ) среди сотрудников компании и передача ЦЗ новым сотрудникам.

3.     Концентрация ЦЗ для решения нестандартных, в т.ч. и инновационных задач.

4.     Повышение уровня знаний компании и генерирование новых знаний.

2. Почему возникло такое направление в менеджменте?

Временем зарождения КМ как нового направления в управленческих науках можно считать 1993 год, когда состоялась первая конференция в Бостоне, специально посвященная проблематике управления знаниями в компаниях и организациях. В настоящий момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений менеджмента, как науки, так и практики.

Каковы же исторические причины и теоретические предпосылки возникновения КМ? Историческими причинами являются:

·        глобализация и обострение конкуренции, побуждающие корпорации искать конкурентные преимущества;

·        быстрое развитие и внедрение информационных технологий;

·        повышение общего технологического уровня производства. Не случайно пионерами практического использования КМ стали такие высокотехнологичные компании, как Xerox Corporation, Hewlett-Packard Company, IBM, некоторые фармацевтические фирмы.

Среди теоретических предпосылок возникновения КМ можно выделить следующие.

В сфере экономики. В ходе Второй мировой войны был отмечен такой факт — сборка второго самолета одного и того же типа занимала значительно меньше времени, чем первого, и второй самолет имел гораздо меньше дефектов. Другими словами, рабочие обучались в процессе деятельности. Этот феномен был описан в работах нобелевского лауреата в области экономики 1962 года Кеннета Эрроу [6].

В социологии. Идеи КМ использовались на двух уровнях — макро и микро. На макроуровне — это разработка идеи постиндустриального, информационного или основанного на знании общества. Существенный вклад в разработку данной идеи сделали социолог Даниел Белл и экономист-социолог Фриц Мэшлир. На микроуров-
не — это исследование поведения человека в группах и сообществах, социальный аспект поведения человека. В настоящее время большинство практиков КМ считают, что знания существуют и растут главным образом в этих структурах, т.е. в коллективе.

В философии и психологии. Почти с самого начала КМ исследовал различие между скрытыми и явными знаниями, между «знать как» и «знать что». Это существенное различие впервые было сделано Аристотелем. В последнее время бурное развитие электронной информации сделало особенно ценными скрытые знания.

Психология вносит свой вклад в развитие КМ, разрабатывая вопросы о том, как люди обучаются, забывают, игнорируют, действуют или отказываются от действия, и другие. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что КМ рассматривает вопросы передачи знаний от доноров к реципиентам не механистически, а комплексно, в увязке с вопросами создания мотивации и условий передачи знаний.

3. Какова взаимосвязь между информационными технологиями и КМ?

Отдельно необходимо остановиться на взаимосвязи между использованием информационных технологий (IT) и КМ. С одной стороны, как уже отмечалось, развитие IT стало одной из исторических причин для зарождения КМ. С другой — большинство авторитетных теоретиков и практиков КМ утверждают, что IT в КМ стоят на втором плане.

Я считаю, что применение IT ускоряет доступ к необходимой информации, уменьшает время на обработку данных, ускоряет обмен информацией, значительно увеличивает объем доступной информации, а также улучшает форму представления информации. Развитие IT связано прежде всего с исследованием количественной стороны информации: способов кодировки информации, скорости и объемов передачи информации, емкости накопителей информации и др.

КМ в большей степени имеет дело с качественной стороной информации — свойствами информации, ее формами и видами. Я убежден, что для правильного и глубокого анализа качественной стороны информации необходимо знать сущность информации.

4. Как в настоящее время представляют специалисты КМ различие
между информацией и знаниями?

Большинство специалистов КМ, проводя различие между знанием и информацией, дают следующие определения. Данные, которые находятся на каком-либо искусственном носителе — это информация, а то, что находится в голове сотрудника — это знания. Часто к знаниями причисляют также и умения (навыки) сотрудника. Проиллюстрируем это на примере. Инструкция по вождению автомобиля — это информация. Однако, прочитав инструкцию, человек не сможет, как утверждается, водить автомобиль, поскольку у него нет знаний. Поставим ряд вопросов. После прочтения инструкции не остается ли данная информация в голове человека? Не будет ли правильнее сказать, что, прочитав инструкцию, человек сможет плохо водить автомобиль, поскольку у него отсутствует приобретаемое с практикой умение? Как видно, эмпирическое определение информации и знания порождает много неясностей. Анализируя статьи, посвященные КМ, часто сталкиваешься с ситуацией, когда вначале автор разделяет понятия «информация» и «знание», а затем начинает их употреблять как синонимы. Например, в статье [9] отмечается: «Действительно, одна из ключевых задач КМ — отобрать драгоценные алмазы знаний среди моря информации».

На мой взгляд, отсутствие научного определения информации и знания не позволяет выявить их сущностные свойства, формы и виды, что, в свою очередь, сводит проведение исследований в области КМ лишь к обобщению практики.

5. Что такое информация и какие виды информации существуют?

Дальнейшее исследование будет базироваться на следующем определении информации. Информация — преобразование одного сообщения информационной ассоциации в другое сообщение информационной ассоциации. Поскольку данное определение сделано на высоком уровне абстракции, считаю целесообразным для более полного его понимания отослать читателя к монографии [2], в которой изложена качественная теория информации.

В принципе, для дальнейшего исследования важно не определение информации как таковой, а формы, свойства и виды информации, выведенные на основе этого определения автором монографии и мною.

Итак, всю информацию, которую использует сотрудник компании (организации), можно разделить на 3 вида:

1.     Хорошая (качественная) информация.

2.     Бесполезная информация.

3.     Плохая (некачественная, вредная) информация.

Хорошая информация — информация, правильно отражающая действительность и необходимая для принятия конкретного решения.

Плохая информация — информация, необходимая для принятия конкретного решения, но неправильно отражающая действительность.

Бесполезная информация — информация не необходимая для принятия конкретного решения.

Бесполезная информация в свою очередь подразделяется на:

·        информацию, не имеющую отношения к делу;

·        избыточную информацию.

Информация, не имеющая отношения к делу. Очевидно, что когда вам необходимо принять решение запускать ли в производство новый товар, рецепт приготовления какого-либо блюда является бесполезной информацией.

Избыточная информация — информация сверх необходимой для принятия решения. В отличие от информации, не имеющей отношения к делу, избыточная информация имеет отношение к принятию конкретного решения, но в ней нет необходимости в данный момент времени для принятия этого решения. Примерами избыточной информации могут служить — ненужная детализация, повторная информация, случаи, когда об одном и том же говорят разными словами и т. д. Негативным результатом использования избыточной информации является потеря времени и отвлечение внимания от главного. Иногда этим пользуются в целях сокрытия главного. Как говорится, лист легче всего спрятать на дереве.

Далее необходимо рассмотреть плохую информацию, которая позволит понять, что представляет собой хорошая информация.

Чаще всего плохая информация называется еще дезинформацией. Под дезинформацией обычно понимается вымышленная или неточная (извращенная) информация. На самом деле к дезинформации необходимо отнести еще и неполную информацию.

Неполная информация представляет собой один из самых распространенных и самых «коварных» видов дезинформации. Недаром иезуиты говорили: «Говори правду, только правду, ничего, кроме правды, но не дай тебе Бог сказать всю правду». Каждый может вспомнить много примеров получения неполной информации, когда что-то умалчивалось, недоговаривалось.

Дезинформация является только одним из видов плохой информации. В целом плохая информация, с моей точки зрения, включает:

1.     Дезинформацию.

2.     Псевдоинформацию.

3.     Неверную параинформацию (неверно предполагаемую информацию).

Псевдоинформация включает:

·        неясную информацию;

·        неправильно обобщенную информацию.

Неясная информация — вид псевдоинформации, когда:

·        несколько информаций отражают один оригинал в действительности. Например, в письме одного из банков содержалась просьба о выделении кредитных ресурсов, только в одном месте письма стояла сумма 12,5 млрд. рублей, а в другом — 12,5 млн. рублей;

·        несколько оригиналов в действительности отражаются в одной информации. Например, в инструкции по пользованию телефоном говорилось, что для выполнения определенной функции необходимо нажать среднюю кнопку в комбинации с другой кнопкой. Однако в данном телефоне имелось два вида кнопок — функциональные и для набора номера (текста), и неясно, какая кнопка имелась в виду.

Неправильно обобщенная информация.

Обобщенная информация — это информация, к которой сведено множество информаций. Одно из проявлений обобщенной информации — это вывод. Неправильно обобщенная информация — когда информация, в которой сведено множество информации, неверна.

Вот пример, который приводится в книге [3]. Во время войны в Персидском заливе одно из сообщений британских ВВС было об успешном бомбометании (было сообщено, что около 80% бомб достигли своих целей). Однако не было сказано, что противнику нанесены незначительные разрушения и что значительная часть из пораженных целей были макетами. В данном случае обобщенная информация «успешное бомбометание» — неправильно обобщенная информация.

Замечу, что чем выше ранг руководителя, тем более обобщенную информацию он получает. Соответственно возрастает и возможность получения неправильно обобщенной информации.

Неверная параинформация — это информация, которая возникает у получателя информации под воздействием принятых информаций, а не поступает откуда-либо. Например, при получении информации о том, что банк не выполняет требование Национального банка о приведении в соответствие с размером собственного капитала размера привлеченных вкладов населения в иностранной валюте, возможно возникновение параинформации: «Банк будет не в состоянии ответить по своим обязательствам в случае оттока вкладов населения».

Не всегда параинформация соответствует действительности. Возможные случаи возникновения неправильных параинформаций следующие:

·        когда возникает параинформация, которая не существует в действительности;

·        когда не обнаруживается (не возникает) параинформация, которая существует в действительности;

<

Размер файла: 98.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров