Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Логистика снабжения. Управление закупками

План:
1. Что такое «управление закупками». Значение деятельности по
организации и управлению закупками. Терминология, используемая
для описания этого вида деятельности.
2. Цели деятельности отдела (службы) закупок любой производственной
(торговой) фирмы в области организации и управления закупками.
3. Основные функции отдела закупок и взаимодействие с другими
функциональными подразделениями компании. Определение
потребности в материальных ресурсах и готовой продукции.
4. Выбор поставщика в закупочной деятельности фирмы. Алгоритм
(процедура) выбора поставщика. Основные критерии выбора.
В предыдущей лекции мы говорили о функциональных областях
логистики как понятии и уже частично касались вопроса определения сферы
снабжения/закупок компании. Сегодня остановимся на этом вопросе
подробнее.
Работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов
товаров и услуг, которые поставляют ему другие организации. Даже самому
небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещения,
тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные
другие предметы. Ни одна организация, предприятие, учреждение не являются
самодостаточными.
Деятельность по организации и управлению закупками направлена на то,
чтобы компания получила необходимые по качеству и количеству сырье,
материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного
поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим
сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.
Осуществление закупок (снабжения) – одна из важнейших функций в каждой
фирме.
Значение деятельности по организации и управлению закупками можно
рассматривать в двух аспектах – тактическом и стратегическом.
1. Снабжение (закупки) в тактическом, оперативном плане – ежедневные
операции, традиционно связанные с закупками и направленные на
2
избежание дефицита, отсутствия материальных ресурсов или готового
продукта. Отсутствие товара – необходимого количества и качества, его
несвоевременная доставка могут создать проблему у конечного
потребителя продукции или услуги. Эта мысль столь очевидна, что
отсутствие претензий у потребителя, вероятно, может служить
показателем хорошего снабжения. Трудность состоит в том, что
некоторые компании никогда ничего большего от функции снабжения не
ожидают, поэтому ничего большего в этом плане и не получают.
2. Стратегическая сторона снабжения – собственно сам процесс управления
закупками, связи и взаимодействия с другими отделами компании,
внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного
потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем и
методов и т.п. Потенциал стратегической сферы закупок велик. Его
развитие и использование зависит как от знаний о таком потенциале у
руководства компании, так и от способности эффективно распределять
корпоративные ресурсы. Обязанность тех, кто уполномочен управлять
функцией снабжения - повсюду находить стратегические возможности и
привлекать к ним внимание высшего исполнительного руководства
компании.
Остановимся на терминологическом аспекте. Знакомясь с терминологией
в этой области, необходимо учитывать особенности и традиции, сложившиеся в
разных отраслях экономики, а также национальные особенности ведения
хозяйства.
За рубежом сфера деятельности по обеспечению фирмы – производителя
или торговой компании необходимыми видами материальных ресурсов или
готовой продукции традиционно называется Purchasing/Procurement –
закупки/управление закупками (снабжением). Эта же область
производственной деятельности в отечественной практике до сих пор
называется «материально–техническим снабжением» («обеспечением»). На
предприятиях оптовой торговли в отечественной плановой экономике долго
применялся термин «товароснабжение». Однако в последние годы растущее
число российских ученых и специалистов по логистике (вышедших в основном
из сферы «снабжения») стали определять эту область как «закупочную
логистику».
Такие термины, как «закупка», «поставка», «снабжение», «обеспечение
сырьем и материалами» и т.д. являются практически взаимозаменяемыми.
Единого определения каждого термина не существует. В некоторых источниках
«закупка» означает разовую сделку, нацеленную на приобретение
необходимого в данный момент сырья и материалов. В таком случае этот
термин характеризует тактическую деятельность отдела закупок фирмы. А
термин «снабжение» описывается как целостный процесс закупочной
деятельности: выявление необходимости в материалах, сырье и услугах, поиск,
анализ и выбор поставщиков, развитие отношений с ними, переговоры по цене,
3
качеству и прочим условиям, контроль качества поставляемой продукции и
т.д. Эту деятельность, скорее, можно отнести к стратегической деятельности
отдела закупок.
В ряде случаев можно встретить понятие снабженческого
(материального) менеджмента, под которым понимается планирование и
контроль над всем входящим материальным потоком (материальными
ресурсами и готовой продукции), поступающим в компанию. Сюда относят
следующие виды деятельности:
· Планирование поступлений материальных ресурсов и (или) готовой
продукции и контроль на этом этапе;
· Собственно закупки;
· Доставка;
· Приемка и контроль качества;
· Хранение и отпуск на производство;
· Распоряжение невостребованными или некачественными остатками;
· Утилизация отходов производства;
Зачастую материальный менеджмент в промышленных компаниях в
западной логистической практике охватывает сферы закупок и материально-
технического обеспечения производства, которые бывает трудно разграничить.
На типичном производственном предприятии за поступление материалов и
компонентов со стороны в нужное место и нужное время (procurement) отвечает
отдел снабжения. Но как только производственный процесс запущен,
обслуживание всех возникающих после этого потребностей в перемещении
материалов и полуфабрикатов внутри предприятия классифицируется как
материально–техническое обеспечение (поддержка) производства.
В дальнейшем мы будем пользоваться термином «управление
закупками».
Управление закупками – область деятельности, в результате которой
фирма приобретает необходимые товары и услуги. Процесс закупки
представляет собой организованное приобретение продукции для дальнейшей
переработки или для перепродажи.
Приобретаемая для промышленных предприятий продукция в основном -
это материальные ресурсы, необходимые для производства, а для торговых
компаний – готовая продукция для последующей продажи.
Сфера деятельности, связанная с закупками подразумевает все функции,
выполнение которых необходимо для непрерывного обеспечения фирмы
ежедневно и в долгосрочном периоде. Поэтому деятельность логистического
менеджера (менеджера по закупкам) включает следующие задачи:
- определение потребности в материальных ресурсах;
- поиск потенциального поставщика;
4
- оценка возможности закупки в нескольких альтернативных
источниках;
- выбор метода закупки;
- установление приемлемой цены и условий поставки;
- мониторинг товара до момента его доставки;
- оценка продукции поставщика и услуг.
Если же функции закупки расширить, то к ним будут относиться и
инвентарный контроль, транспортировка, приемка закупаемой продукции и
контроль на всех этих этапах.
Цели логистического менеджмента в управлении закупками.

Размер файла: 179.38 Кбайт
Тип файла: pdf (Mime Type: application/pdf)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров