Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (6)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (7)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (6)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (4)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (5)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (8)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности

РЕЗЮМЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЗОРА
Основу обзора практики развития социальной отчетности в России составила выборка из 280 компаний, ведущих бизнес в России, которая формировалась на основе анализа 25 российских и иностранных рейтингов, учитывала принадлежность компаний к 10 ведущим отраслям российской экономик (отрасли промышленности, финансовый сектор, телекоммуникационный, розничная торговля). В каждой отрасли были выбраны первые 10-50 наиболее крупных компаний (в зависимости от количества компаний в отрасли). Из общего массива были отобраны 40 компаний для подробного анализа информации, которая содержится в опубликованных нефинансовых отчетах (26 компании) и соответствующих разделах годовых отчетов (14 компаний).
Результаты проведенного анализа отражают тенденции и специфику развития социальной отчетности, достаточно полно характеризуют представления делового сообщества о корпоративной ответственности и корпоративной практике, соответствующей принципам социально ответственного ведения бизнеса. Обзор является первой попыткой сквозного анализа нефинансовых отчетов и обобщения содержащейся в них информации, включая оценку сопоставимости данных.
Обзор подготовлен Российским союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) в рамках деятельности Комитета РСПП по социальной политике и национальным проектам при участии Агентства социальной информации.
Для многих представителей бизнеса становится очевидным понимание того, что устойчивое развитие компаний, сочетающее экономические, социальные и экологические факторы, ведет к снижению предпринимательских рисков, укрепляет конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность потребителей, улучшает репутацию компаний, создает позитивный вклад предпринимательского сообщества в экономическое и социальное развитие территорий своего присутствия. Тем самым создаются благоприятные условия для реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса интересов заинтересованных сторон. В этом суть социально - ответственного ведения бизнеса как основы устойчивого развития компаний. Социальная хартия российского бизнеса, принятая по инициативе РСПП в конце 2004 года, базируется на этом подходе.
Ответственностью нужно управлять, а управлять можно только тем, что измеряется. Достижение устойчивого развития компаний подразумевает наличие спланированных действий и оценку их результативности.
Одним из инструментов повышения качества корпоративного управления, включая планирование, мониторинг и оценку деятельности компании, является нефинансовый (социальный) отчет. Одновременно он может служить средством повышения прозрачности в 2
деятельности компании, улучшения диалога с социальными партнерами. «Нефинансовый (социальный) отчет – это добровольно раскрываемая информация, достоверно и доступно для ключевых заинтересованных сторон отражающая основные аспекты и результаты деятельности компаний, связанные с реализацией стратегии устойчивого развития бизнеса компании»1.
Число российских компаний, внедряющих практику подготовки нефинансовых (социальных) отчетов, ежегодно растет. Причины, побуждающие различные организации, включиться в процесс добровольной социальной отчетности могут быть разными. При этом важно отметить, что в среде российских предпринимателей формируются тенденции, характерные для мирового делового сообщества, которое постепенно приходит к пониманию того, что социальный отчет (отчет в области устойчивого развития), включая весь процесс его подготовки и распространения, – важный элемент корпоративной системы управления нефинансовыми рисками, повышения эффективности и укрепления конкурентоспособности.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) считает необходимым содействовать дальнейшему развитию в России процесса добровольной социальной отчетности с учетом международных стандартов и расширению состава его участников. Обобщение опыта российских компаний в области подготовки нефинансовых отчетов, анализ содержащейся в них информации и выявление возможностей сопоставления данных, представляет интерес для дальнейшего развития и распространения практики подготовки социальных отчетов и оказания методического содействия заинтересованным компаниям. Предлагаемый РСПП обзор нефинансовых отчетов компаний, которые работают в России, ориентирован на решение этих задач.
Начало активной фазы нефинансовой отчетности в России относится к 2000-2001 годам. В целом в стране проявляются те же тенденции развития этого процесса, которые наблюдались и продолжают развиваться в мире: достаточно высокие темпы роста числа участников, расширение практики использования универсальных показателей и комплексного подхода к оценке нефинансовых результатов деятельности компаний.
В обзор вошли 26 отдельно изданных отчетов российских компаний и зарубежных компаний, работающих в России, а также 14 разделов в годовых отчетах, которые появились в основном за последние три года. Девять из 26 компаний, чьи нефинансовые отчеты были включены в данный обзор, имеют уже более одного отчета, в этих случаях для целей анализа использовались последние по времени выпуска отчеты2.
1 Такое определение содержится в подготовленных РСПП Рекомендациях по оценке деятельности и подготовке нефинансовых отчетов «Пять шагов на пути к социальной устойчивости компании», М., РСПП, 2005 г.
2 Представленные в обзоре нефинансовые отчеты компаний включают различные их виды, в том числе социальные отчеты, отчеты в области устойчивого развития, экологические отчеты, а также отчеты по отдельным приоритетным для компании видам деятельности – работа с персоналом, например.
3
Развитие нефинансовой отчетности напрямую связано с проблемой информационной открытости компаний. Интересно, что из 280 компаний, включенных в выборку, почти треть не имеют корпоративного сайта, еще столько же имеют сайты, но не отражают свою позицию в отношении корпоративной ответственности. При этом 43% компаний отражают эту информацию на сайтах, в годовых или нефинансовых отчетах.
Сегодня лидеры нефинансовой отчетности – крупнейшие компании России, занимающие верхние строчки рейтингов и вносящие наибольший вклад в благосостояние страны, как своей прямой экономической деятельностью, так и реализацией подходов к корпоративной ответственности. В их числе компании нефтегазовой, электроэнергетической, металлургической, лесной промышленности, а также единичные примеры – в пищевой промышленности, розничной торговли и в банковском секторе.
Из 27 отчетов, выпущенных отдельными изданиями и вошедших в данный обзор, подавляющее большинство составляют отчеты социальные. Шесть отчетов прошли внешний аудит и имеют соответствующие заключения (подтверждения) – это четверть компаний, что является достаточно высоким показателем на начальном уровне развития нефинансовой отчетности. Две трети отчетов подготовлены с использованием универсальных подходов и стандартизированных систем отчетности, применяемых в мировой практике, одна треть - написаны в свободной форме. К позитивным тенденциям следует отнести тот факт, что большинство компаний, выпустивших более двух отчетов, выдерживают заявленную периодичность.
Мониторинг и оценка внутренних процессов управления в компании – это одна из составляющих отчета. Он служит также способом общения компании с внешним миром, демонстрирует умение видеть риски и предпринимать своевременные и адекватные действия по их предупреждению и снижению. Для внешней аудитории, будь то властные структуры, инвесторы или партнеры, представленная в отчетах информация является объектом анализа и сравнения, поэтому сопоставимость данных в отчете – одна из важнейших его характеристик. Информационная ценность содержащихся в отчете сведений, как для внешних аналитиков, так и для самих компаний при принятии управленческих решений, тем выше, чем в большей степени поддаются сравнению ключевые результаты деятельности различных организаций.
Содержание нефинансового отчета отражает решение компании о том, каким вопросам следует уделить наибольшее внимание, исходя из целей и задач, которые ставит перед собой компания, приступая к подготовке отчета. Существенное влияние на решение о характере включаемой в отчет информации оказывают запросы и ожидания заинтересованных сторон, взаимодействие с которыми компания считает наиболее актуальным на данном этапе. Важно иметь в виду, что отчет ориентируется на читателя вообще. Как правило, он адресуется 4
конкретным целевым аудиториям, каждая из которых должна найти в отчете отражение своих интересов. Правильный учет этих интересов, адекватный отбор и раскрытие информации – важный элемент в подготовке отчета.
Характерной чертой представленных в обзоре нефинансовых отчетов является тот факт, что большинство предприятий, входящих в состав компаний, являются градообразующими. Содержащаяся в отчетах информация свидетельствует о приверженности таких компаний концепции корпоративной ответственности, которая включает заботу не только о своих работниках, но и участие в социально-экономическом развитии территорий своего присутствия. Многие компании относятся к такого рода затратам как к социальным

Размер файла: 272.43 Кбайт
Тип файла: pdf (Mime Type: application/pdf)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров