Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ЭКОНОМИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА А. Н. Козырев

Работа посвящена обзору проблем и моделей, связанных с интеллектуальной собственностью и интеллектуальным капиталом. Центральным моментом является обсуждение понятия интеллектуальный капитал, которое находится в сердцевине концепций создания новых знаний и управления знаниями в компании. Уделяется внимание также таким прикладным аспектам, как экономический анализ патентов, защита программного обеспечения и др.
Работа была представлена в качестве основного доклада на XI Пашкусов-ских чтениях, проходивших 29 октября 2006 г. на факультете менедж-мента С.-Петербургского государственного университета.
Козырев Анатолий Николаевич, д.э.н., к.ф.-м.н., руководитель Центра интеллектуального капитала, главный научный сотрудник ЦЭМИ РАН, заведующий кафедрой экономики интеллектуальной собственности Московского физико-технического института (Факультет инноваций и высоких технологий), директор Центра развития инноваций ИГУМО.
© А. Н. Козырев, 2006
Saint Petersburg State University
Institute of Management
DISCUSSION PAPER
A. N. Kozyrev
Economics of Intellectual Capital
# R (7) — 2006
Saint Petersburg
2006
Kozyrev A. N. Economics of Intellectual Capital. Discussion Paper #7(R)–2006. Institute of Management, St. Petersburg State University: SPb., 2006.
The paper is a survey of problems and models in the field of Intellectual Property and Intellectual Capital. The last notion is in the core of new knowledge creation and management, both of which are extremely important for a modern company. The paper also deals with such applied aspects as economic analysis of patents, software rights protection, and etc.
The paper was presented as a key talk at the XIth Readings devoted to the memory of Professor Yu. V. Pashkus held on 29 October 2006 at the School of Management, St. Petersburg State University.
Kozyrev, Anatoly N. — Doctor of Economics, Leading Researcher, CEMI, RAS.
© A. N. Kozyrev, 2006
Содержание
Введение.............................................................................................................6
Интеллектуальный капитал, определение и структура.................................7
Алгебраические свойства знаний и информации.........................................14
Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности.................18
Математические модели.................................................................................21
Заключение. В поисках совершенного рынка..............................................27
Литература........................................................................................................28
5
ВВЕДЕНИЕ
Экономику интеллектуальной собственности можно и нужно обсу-ждать с разных позиций, т. е. с точки зрения права, менеджмента, бух-галтерского учета и финансов, а также с точки зрения науки об инфор-мации с привлечением математики. При этом юристы, менеджеры, фи-нансисты, специалисты по маркетингу и все остальные, кто хочет иметь какой-то практический результат, говорят об одном и том же или о близких вещах на разных языках, не до конца понимая друг друга. Эко-номика интеллектуальной собственности объединяет все подходы. И все же самое бездарное дело — пытаться исследовать этот предмет в чисто экономическом духе, поскольку здесь с самого начала приходится иметь дело с искусственной реальностью, обросшей массой исторически сло-жившихся несуразностей, подробностей и деталей, в которых, как хо-рошо известно, «сидит дьявол». Эта реальность не терпит упрощений, поэтому все выводы и рекомендации надо формулировать на языке пра-ва, финансов и конкретных рекомендаций по управлению.
Настоящая статья адресована специалистам по современному ме-неджменту — предмету, дозревшему до состояния, когда его уже не стыдно преподавать в университете, но все же скорее практическому, чем теоретическому. Поэтому естественно начать изложение с толко-вания термина «интеллектуальный капитал» (intellectual capital), вве-денного специалистами по knowledge management1, т. е. своего рода менеджерами, а не с юридической фикции, именуемой «интеллекту-альная собственность» и применяемой в основном для обозначения совокупности правовых институтов, главные из которых — патентное и авторское право. Попытки придать этому понятию точный смысл, как показывает практика кодификации российского законодательства, приводят к большому числу недоразумений и яростным спорам. По-нятие «интеллектуальный капитал» таких споров пока не вызывает, и о нем можно поговорить, не рискуя быть обвиненным в неточности, а заодно и взглянуть на интеллектуальную собственность с позиций ме-неджмента.
Очередной поворот — это взгляд на тот же предмет с позиций ма-тематики, что может быть неожиданно и не для всех приемлемо. Меж-
1 Обычно этот термин переводится как «управление знаниями», хотя можно сместить акценты, подчеркивая, что здесь правит знание, а не произвол и грубая сила.
6
ду тем, такой взгляд может быть очень плодотворным, поскольку ма-тематика — это не только вычисления, но и техника рассуждений, а также аксиоматический подход. Такой подход позволяет уйти от бес-конечных и достаточно безрезультатных дискуссий на тему, что есть знание, а сразу отталкиваться от фундаментальных алгебраических свойств знаний и информации. Суть их довольно точно улавливает из-вестная американская поговорка: «Если у нас по яблоку, и мы обменя-лись, у нас снова по яблоку. Но если мы обменялись идеями, их стало по две». У этого свойства есть оборотная сторона, а именно: «изобре-тение велосипеда», т. е. того, что уже изобретено, ничем не обогащает человечество, а многократно повторенное «да» при ответе на конкрет-ный вопрос несет в себе не больше информации, чем «да», сказанное один раз. В математике и формальной логике это свойство известно как идемпотентное сложение. В экономике знаний это свойство приводит к одному из двух исходов: либо рыночные институты приспосабливают-ся к этим свойствам знаний, либо происходят сбои в работе.
Следующий поворот — это взгляд на правовую охрану результа-тов интеллектуальной деятельности с изложенных выше позиций. Этот взгляд дополнен некоторыми соображениями, вытекающими из теории трансакционных издержек и конкуренции между институтами.
Наконец, в завершение приводятся некоторые математические мо-дели, с помощью которых можно пытаться понять в экономике знаний и интеллектуальной собственности то, чего не видит невооруженный взгляд.
Важную роль играют проблемы оценки интеллектуальной собст-венности. Этой теме посвящено учебное пособие [Козырев, Макаров, 2003]. Отметим, что в данном случае чрезвычайно важным оказывается аппарат ценообразования на реальные опционы.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА
На сегодняшний день понятие «интеллектуальный капитал» (ИК) не используется в явном виде ни в одной международной конвенции, законодательном акте или нормативном правовом документе более низкого уровня. Но оно позволяет взглянуть на предмет изучения с разных, иногда неожиданных, сторон и увидеть его как цельный образ, а не как формальную правовую конструкцию, отягощенную огромным количеством исторически сложившихся несообразностей. Вместе с тем существуют достаточно хорошо разработанные методы измерения ин-теллектуального капитала и его компонентов. На основе концепции ИК построен бизнес ряда успешных консультационных фирм в северной 7
Европе. В наборе услуг, оказываемых этими фирмами, есть услуга под названием «аудит интеллектуального капитала». О методах его учета можно судить по опубликованным рекомендациям Совета по развитию промышленности и торговли Дании. Следует также отметить, что в Методическом руководстве 8, «Оценка нематериальных активов», к Европейским стандартам оценки 2000 [Европейские стандарты оцен-ки…, 2003] уже видны изменения, позволяющие говорить о его соот-ветствии новой парадигме оценки нематериальных активов, основан-ной на понятии интеллектуального капитала.
Еще одно достоинство понятия «интеллектуальный капитал» со-стоит в том, что оно новое, т. е. обозначающий его термин еще не ус-пел оторваться от вкладываемого в него смысла. Более того, хотя стро-гого определения данного понятия не существует, данное обстоятель-ство не особенно мешает использующим его специалистам по knowl-edge management понимать друг друга издавать журнал — Journal of In-tellectual Capital и даже объявить о движении Intellectual Capital, груп-пирующемся вокруг журнала. Приносящая доход интеллектуальная собственность — это часть интеллектуального капитала. Если все же попытаться определить этот термин сколько-нибудь строго, то естест-венно воспользоваться конструкцией известного определения:
капитал — имущество, приносящее доход.
и ввести в русский язык новое существительное «неосязаемости», точ-но соответствующее английскому существительному intangibles. Тогда получим:
интеллектуальный капитал — неосязаемости, приносящие доход.
Речь идет, разумеется, о неосязаемых ценностях, но эти ценности могут приносить и при умелом использовании приносят вполне ося-заемый доход. Этим в основном они и интересны. Термин «неосязае-мости» или intangibles здесь гораздо точнее, так как он изначально ли-шен ценностной окраски, а потому не создает ложных аналогий с ду-ховными ценностями.
Состав и структура интеллектуального капитала описываются раз-личными специалистами по-разному, какого-то канонического пред-ставления не существует, но наиболее правильным представляется де-ление ИК на человеческий капитал, структурный капитал и клиент-ский, или рыночный капитал, именуемый иногда также брэндовым ка-питалом.
Человеческий капитал. Термин «человеческий капитал» введен в научный оборот, как минимум, с 1962 г. [Machlup, 1962]), причем 8

Размер файла: 705.19 Кбайт
Тип файла: pdf (Mime Type: application/pdf)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров