Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

СТАНОВЛЕНИЕ ЕПИСКОПАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

На рубеже I и II веков в основном завершилось становление имперской
государственной организации. В 96 году был убит император Домици-
ан, и на его место пришел старый сенатор Марк Кокций Нерва. Так
началось правление династии Антонинов, совпавшее с наивысшем расц-
ветом и началом кризиса империи. В период Антонинов создавалась
единообразная система управления империей: главную роль играл им-
ператорский совет. Хорошо организованный бюрократический аппарат
держал под неусыпным контролем всех жителей империи.
В области сельского хозяйства II век был временем распостранения
колонатных отношений; вырабатываются типовые уставы, на основе ко-
торых земля сдается в аренду. Наряду со свободными крестьяна-
ми-арендаторами в имениях землевладельцев появляется все больше
рабов, которые обрабатывали наделы земли и платили оброк своему
хозяину. Поэтому у рабов появлялась заинтересованность в работе и
в результатах своего труда. Происходило сближение положения таких
рабов и колонов. Согласно указаниям римских юристов, раба, оказав-
шегося на положение колона, нельзя было оторвать от земли, он уже
не входил в инвентарь имения, т.е. переставал считаться вещью. Из-
дается ряд указов, запрещающих произвол в отношении рабов.
Стабилизация экономики, развитие колонатных отношений, строительст-
во дорог способствовали развитию ремесла и торговли, но благополу-
чие империи было непрочным. Мелкое хозяйство, хотя оно и создовало
иллюзию самостоятельности у посаженных на землю рабов и арендато-
ров, не могло обеспечить достаточного уровня сельскохозяйственног
производства. Происходил волнения, которые жестоко подавлялись ар-
мией. В конце II века произошло волнение среди хлебопеков Эфеса,
известны беспорядки в Афинах, котрые тоже устроили тоже хлебопеки,
а также выступления строительных рабочих в городе Пергаме. Вмеша-
тельство центральной власти устраняло эти волнения, но не устраня-
ло их причин.
На протяжение всей Ранней империи продолжалась социальная борьба в
провинциях, то нарастая, то затихая. Нивелировка политической и
общественной жизни означала разрушение племенных связей и обычаев.
За сохранение этих обычаев выступало население многих областей им-
перии. Одним из самых грандиозных восстаний II века, было восста-
ние в Иудее, вспыхнувшее в 132 году. Поводом к восстанию послужи-
ло решение императора Адриана основать на месте Иерусалима римскую
колонию, где иудеям было запрещено исполнение некоторых религиоз-
ных обрядов. Во главе восстания встал Симон бен Косеба, который
объявил себя мессией, помазанником божьим и принял имя Бар Кохба -
Сын Звезды. Его поддерживала в основнов палестинская беднота. Иу-
дейское жречество не признало его и дало ему презрительную кличку
- Сын Лжи. Восставшие развернули настоящую партизанскую войну - им
удалось занять Иерусалим. Отборные римские легионы, стянутые из
разных провинций империи, были брошены на подавление востания. Сам
император приезжал смотреть на военные действия. В 135 году
восстание было подавлено и Бар Кохба был убит. Последствия этого
восстания оказались гибельными для иудеев: они были выселены из
Иерусалима и окрестностей; им было запрещено под страхом смерти
приближаться к городу чаще, чем раз в год. Фактически это означало
довершение иудейского рассеяния и преследование по всей империи
иудеев, исполнявших свои религиозные обряды. И хотя приемник Адри-
ана Антонин Пий несколько смягчил религиозную политику своего
предшественника и разрешил иудеям совершение их обрядов, об возв-
ращение их на родину не могло уже быть и речи. Разгром восстания
Бар Козхбы оказал огромное влияние на христиан: ускорил их оконча-
тельный разрыв их окончательный разрыв с иудаизмом; изолировал иу-
деохристиан, которых теперь не христиане, ни иудеи не считали за
своих.
Римский мир оказался сравнительно недолгим. Уже при последних Анто-
нинах начались вторжения на территорию империи германских племен.
Рим начал длительную и безнадежную борьбу с варварами. То тут, то
там вспыхивали внутренние восстания.
В конце III века удалось временно стабилизировать внутриполити-
ческое положение. Это было достигнуто в значительной степени бла-
годаря тому, что пришедший к власти Диоклетиан установил открытую
монархическую систему правления - доминат ( от латинского доминус
- господин). Но стабилизация была недолговечной. Натиск варваров
не ослабевал, империя теряла одну область за другой. В конце IV
века произошло официальное разделение империи на Восточную и За-
падную, а в V веке Западная римская империя прекратила свое су-
ществование, и на ее месте возникли варварские королевства.
Изменения в общественной структуре II - III веков не могли не ока-
зать влияния на социальную психологию и идеологию различных слоев
населения империи. Это было время кризиса и изживание античного
мировоззрения, основанного на предствалении о разумности миропо-
рядка. Для массового сознания того времени, была характерна вера в
колдовство, магию, прорицателей, страсные надежды на чудо. Появи-
лось огромное количество не только проповедников, но и чудотвор-
цев.
Среди народных масс империи II - III веков распостраняются различ-
ные неофициальные религиозные союзы, почитающие одно божество, ко-
торое в их глазах было единым и могучим. В разных провинциях можно
найти посвящения богу всевышнему, богу безымянному; много людей
поклонялись солнцу и различным солнечным божествам. От малой Азии
до Британии можно было найти почитателей иранского солнечного бога
Митры, культ которого начал распостранятся еще в I веке. Некоторые
исследователи называют митраизм соперником христианства. Главным
праздником Митры был день зимнего солнцеворота - 25 декабря, кот-
рый потом был преобразован в праздник рождеста христова. По своему
происхождению и характеру митраизм был ближе к традиционным веро-
ваниям населения империи, чем христианство: в митраизме не было
строгого единобожия. Но именно это сходство с терявшими популяр-
ность древними многобожными религиями, а также большая замкнутость
митраистких общин не позволили митраизму превратится в мировую ре-
лигию.
Для новых философских систем, распостранившихся в империи, было ха-
рактерно взаимопроникновение мифологии и философии: мифические об-
разы в них абстрагировались, а абстрактные понятия выступали как
сами по себе действующие сущности. Некоторые из таких построений
не были рассчитаны на логическое их понимание: они должны были
восприниматься как цельный образ, как картина, за которой скрыта
непостижимая сущность космоса. Многие из подобных идеалистических
учений поздней несомненно оказали влияние на становление христи-
анской теологии. К числу таковых следует отнести оформившийся в
III веке неоплатониз. Получает распостранение учение о логосе,
созданное еще в I веке Филоном из Александрии, который стремился
сочитать иудейское вероучение с греческой идеалистической филосо-
фией.
Среди религиозно-философских групп, непосредственно примыкавших к
христианству, проникавших в него и соперничавших с ним, были груп-
пы гностиков. Они считали целью существования человека, пробудить
экстатическое (не рациональное) знание о божестве и соединить свой
с дух с мировым духом.
Подобные религиозно-филосовские учения не носили и не могли носить
массового характера: их сложность, иногда нарочитая, отгорожен-
ность от окружающего общества, неразработанность этических норм, в
которых так нуждались люди в распадающемся античном мире - все это
тормозило широкое распостранение учений гермистов, гностиков и
других. Но само обилие таких религиозно-филосовских групп показы-
вает, в каком направлении шли духовные поиски в Римской империи II
- III веков, охватившиеся и верхи и низы общества. Философов вы-
тесняют чудотворцы. Их популярность и влияние питает общая жажда
чудесного, тем более сильная, чем труднее и неустойчивее была
повседневная жизнь в охваченной кризисом Римской империи. Неудиви-
тельно, что именно II - III века стали веками распостранения
христианства по всей территории огромной державы и во всех соци-
альных слоях.

РАСПОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.
------------------------------
Христианство с самого его зарождения привлекало к себе людей разно-
го социального и имущественного положения, хотя, безусловно, прео-
бладали среди христиан выходцы из низов общества. Во II - III ве-
ках все больше и больше людей состоятельных, в том числе принадле-
жащих к самым верхам, принимали новое вероучение.
Во II - III веках социальные условия и социально-психологическая
обстановка приводили к увеличению числа христиан в среде людей не
просто состоятельных, но и занимавших высокое положение в общест-
ве. Известно, что любовница императора Коммода Марция была христи-
анкой и помогала своим собратьям по вере во время их преследова-
ния. В III веке в ряде районов появляются надгробия, на которых
увековечены имена людей, принадлежащих к новому вероучению. На об-
щем надгробии некой знатной семьи из города Аполлонии в Малой Азии
один из ее членов назван христианином. По свидетельству Тертуллиа-
на, приближенным императора Семптимия Севера был прокура-
тор-христианин.
Даже среди христиан из низов появляется примирительное отношение к
богатым, что, в свою очередь, способствовало притоку зажиточных
людей в христианские общины. А в III веке христианский богослов
Климент Александрийский написал сочинение " Какой богатый
спасется? ", в котором осуждает стремление к роскоши, своественное
верхам римского общества, но при этом он не выступает против бо-
гатсва как такового.
В III веке меняется в христианских общинах и отношение к занятию
различных государственных должностей, что христиане I века считали
совершенно недопустимым. Христиане уже занимают большое количество
должностей в соборе (съезде епископов). Христиане занимали даже
официальные жреческие должности. Такое сравнительно терпимое отно-
шение к занятию христианами жреческих должностей было вызвано не
только притоком в христианство людей, занимавших те или иные офи-
циальные должности, связанные с оказанием божеских почестей импе-
ратору, но и с изменением отношения христиан к официальным язы-
ческим культам, ставшим в их глазах просто частью государственной
машины. Для первых христиан языческие божества были реально су-
ществующими демонами, враждебными силами.
Очень важным фактором для развития и распостранения христианского
вероучения было появление среди христиан II века людей образован-
ных, знакомых с греко-римской философией и наукой. Кризис рациона-
листической философии приводил к тому, что многие философы, учите-
ля красноречия стали искать соединение философии и религии именно
в христианстве. Начинают появляться теоритические сочинения,
обосновывающие преимущества христианского вероучения.
Среди первых христианских теологов II - III веков преобладали люди


Размер файла: 25.7 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров