Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (15)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Индийская  философская  мысль  -  древнейшая  в  мире.  Ее  история  начинается
с Вед (буквально "ведение", "знание"), возникших, по-видимому, между
вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из
древнейших литературных памятников человечества.

Веды состоят из четырех сборников гимнов (самхит), песнопений,
магических заклинаний, молитв и т. п.: Ригведы, Самаведы, Яджурведы
и Атхарваведы (или Атхарвангирасы). Каждый из этих сборников
со временем обрастал различными комментариям и дополнениями
ритуального, магического, философского порядка - Брахманами,
Араньяками, Упанишадами. Собственно философские воззрения Древней
Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые
проблески философского подхода к действительности прослеживаются уже
в сборниках ведических гимнов, особенно в древнейшем из них -
Ригведе.

Главное содержание Ригведы состоит из торжественных песнопений,
заклинаний и молитв (их авторство приписывается древнеиндийским
поэтам и мудрецам - риши) обращенных к многочисленным божествам
ведического пантеона, которые олицетворяли для древнего индийца
прежде всего различные явления и процессы природы. Вместе с тем,
в Ригведе находит свое отражение неудовлетворенность
наивномифологическим истолковнием действительности, уже высказываются
первые, еще робкие сомнения в существовании ведических богов,
подвергаются осмеянию жреческие ритуалы и обряды. Мыслители Древней
Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении
мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных
различий и т. п.

Конечно, ведические гимны содержат лишь первые зачатки
рационалистической, философской мысли, которые вплетены в контекст
религиозно-мифологического мировоззрения. Но Веды положили начало
философской традиции в Древней Индии, которая выросла из
комментирования вед. Ее важнейшее звено - Упанишады (буквально
"сидеть около", т. е. у ног учителя, получая наставления; иногда
трактуется как "тайное, сокровенное учение"). По форме Упанишады
обычно представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником, либо
же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником.

Упанишад насчитывается в общей сложности свыше сотни, но главными
среди них являются так называемые старые Упанишады, которых
не более десятка. Временем их создания считаются обычно IX - VI
века до н. э. Так называемые младшие Упанишады были изданы
гораздо позднее (последние века до н. э. - позднее средневековье).

В Упанишадах религиозно-мифологическое мировоззрение уже теряет
свои господствующие позиции; в его недрах и наряду с ним
возникают другие формы общественного сознания. Так, в ряде мест
говорится о существовании нескольких самостоятельных видов знания
(наук - видья), в числе которых помимо Вед и различного рода
магических искусств упоминаются хронология, логика (риторика),
этимология, грамматика, наука чисел, астрономия, военная наука.

В особую область знания складывается и философия. Правда, для
ее обозначения в Упанишадах еще не употребляется самостоятельного
термина, но о ее наличии свидетельствует и сам факт обсуждения
многих чисто философских проблем, и неоднократные заявления
мыслителей Упанишад об отличии провозглашаемых ими знаний не
только от ведической мифологии и ритуализма, но также и от
обыденного сознания и от конкретных наук, которые объявляются
низшим видом знания. Вместе с тем философия в Упанишадах еще
сохраняет сильную зависимость от религиозно-мифологического
мировоззрения: как правило, в них признаются ведический ритуализм
и ведические боги, хотя последние подвергаются уже обычно
монотеистической или монистической интерпретации; на первое место
в Упанишадах выдвигается второстепенное и эпизодическое божество
ведического пантеона - Брахман. Содержанием философии в
Упанишадах становится обсуждение таких фундаментальных проблем,
как место и назначение человека в системе окружающего бытия,
природа внешнего мира и человека, характер его жизни и психики,
границы и возможности его познавательных способностей, нормы его
поведения и т. д. В большинстве случаев рассмотрение философской
проблематики проводится в рамках религиозно-мифологического
мировоззрения.

Вместе с тем в Упанишадах содержатся сведения и об учениях,
склонявшихся к материализму и атеизму и выступавших против
ведической ортодоксии. Обычно эти учения объявляются ошибочными,
ложными, они подвергаются ожесточенным нападкам, а их авторство
приписывается демонам (асурам) - врагам богов (иногда, впрочем,
сообщается, что эти учения созданы самими богами для введения
в заблуждение и погибели своих врагов). Не удивительно поэтому,
что при таком отношении господствующей в Упанишадах религиозно-
идеалистической философии к оппозиционным ей учениям последние
получили здесь крайне скупое освещение: чаще всего они
представлены лишь в виде простого упоминания, без раскрытия
их позитивного содержания.

Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в
Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия,
с помощью которого объясняется происхождение всех явлений
природы и человека. Однако по Упанишадам крайне трудно
восстановить исторический ход формирования тех понятий,
которые полагались в качестве такой первопричины всех явлений.
Предположительно можно эти понятия расположить в такой
последовательности. Пища (анна) как основа всякой жизни, сама
жизнь (жизненное дыхание - прана); тот или иной конкретный
вещественный элемент - бхута, чаще всего вода, или их
совокупность - вода, воздух, земля, огонь (иногда добавляется
пятый - эфир, или акаша); внутренняя природа вещей - свабхава;
упоминаются учения, считавшие первопричиной бытия пространство
(акаша) и время (кала); в нескольких местах говорится о бытии
вообще (сат) и небытии (асат) как первопричине всего сущего;
эпизодически упоминается понятие материи (пракрити, прадхана),
хотя его содержание не раскрывается.

Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагавшие
в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало -
Брахман, или атман, реже - пуруша. Брахман и атман употребляются
обычно синонимически, хотя Брахман чаще служит для выражения
объективного аспекта конечной реальности (бог, вездесущий дух),
атман - субъективного ее аспекта (душа). Начиная с Упанишад,
Брахман и атман становятся центральными понятиями всей индийской
философии, особенно ее идеалистических учений (прежде всего веданты).

В истолковании природы Брахмана и атмана и их отношения к
материальному миру различные тексты Упанишад дают далеко не
однозначные решения. В одних Брахман и атман рассматриваются
как бог-творец и правитель мира, а в других трактуются
пантеистически, отождествляются либо с одним, либо поочередно
со всеми материальными первопричинами мира (пищей, дыханием,
вещественными первоэлементами и т. д.), либо же со всем миром
в целом, что сближает такую трактовку с материалистическим
воззрением. Однако в большинстве текстов Упанишад преобладает
абсолютно идеалистическая интерпретация Брахмана-атмана: они
рассматриваются как духовный абсолют, бестелесная первопричина
мира и внутренняя сущность всех его проявлений и процессов.
Центральная идеалистическая идея Упанишад состоит в
провозглашении тождества этой духовной сущности в человеке
и природе. Наиболее кратко это тождество субъекта и объекта
выражено в знаманитом изречении Упанишад: "Тат твам аси"
("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").

Серьезные расхождения наблюдаются в Упанишадах и при более
детальном раскрытии природы Брахмана-атмана. В одних случаях
он описывается как чистый дух, лишенный всех эмпирических
качеств и определений (нети-нети, т. е. не то, не то),
в других он наделяется рядом антропоморфных качеств, чаще
всего бытием, сознанием, блаженством (сат-чит-ананда); в одних
случаях он имманентен миру, в других - трансцендентен ему,
в третьих говорится о его имманентности и трансцендентности
одновременно. Во многих текстах утверждается тройственная,


Размер файла: 22.95 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров