Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ

   В том или ином аспекте проблемам интеграции, в том числе и за-
падноевропейской, посвящены сотни книг, авторы которых высказы-
вают самые различные, иногда взаимоисключающие взгляды.
После Второй мировой войны в июне 1947 года Соединенные Штаты
Америки выдвинули так называемый план Маршалла и доктрину Трумэ-
на, которые проложили путь к созданию первых экономических и по-
литических объединений в западноевропейских государствах.
В данной работе делается попытка рассмотреть правовые аспекты
интеграционных процессов и теорий, которые особенно интенсивно
развивались в период подготовки к созданию европейских экономи-
ческих сообществ, их перерастания в единое экономическое и поли-
тическое образование,и разногласия между отдельными государства-
ми-членами, вызванные тем, что совместное развитие неизбежно при-
водило к покушениям на их национальный суверенитет.
Итак, в 1952 году был подписан договор о создании первого
объединения - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В
1958 году были подписаны договоры о создании Европейского эконо-
мического сообщества и Европейского объединения по атомной энер-
гии.
Европейские сообщества (ЕС), или так называемый "Общий рынок",
являются объединением государств, которые стремятся к политичес-
кому и экономическому единству при частичном отказе от своих на-
циональных суверенитетов. В "Общий рынок" входят названные выше
объединения. Договоры о их создании были дополнены и расширены
так называемыми Едиными европейскими актами, вступившими в силу в
1978 году.
Вначале членами объединения были шесть европейских государств-
Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург, Голландия. Позже вош-
ли Дания, Греция, Великобритания, Ирландия, Португалия, Испания.
С 1967 года ЕС имеют следующие общие наднациональные или меж-
государственные органы:
- Совет министров - законодательный орган;
- Комиссию Европейских сообществ - исполнительный орган. Только
Комиссия имеет право представлять на утверждение Совету минис-
тров проекты законов;
- Европейский парламент - контролирующий орган. Он осуществляет
контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет;
- Суд Европейских сообществ - высший судебный орган.
И до, и после создания сообществ существовали различные интегра-
ционные теории и взгляды.
Почти одновременно с процессом выработки основ объединения трех
Европейских сообществ в единый организм ( Брюссельский договор
1967 года) сложилось новое направление интеграционных теорий. Оно
нашло свое выражение в теории наднациональности, призванной
объяснить характер отношений в экономических объединениях запад-
ноевропейских государств тем, что они лишь вытекают из отношений,
свойственных членам международных организаций, но развиваются по
пути, придающему им большую общность, как бы исключающую или ог-
раничивающую возможность возникновения противоречий между ними.
В это же время начало формироваться функционалистское направле-
ние в теории интеграции. Неотъемлемой составной частью этой тео-
рии является обоснование и разработка методов использования пра-
вовых институтов для углубления интеграционных процессов путем
расширения воздействия европейского права и совершенствования
правовых механизмов сообществ с целью преодоления разногласий в
позициях государств-членов. Это направление получило название ин-
теграции посредством права и в настоящее время доминирует в За-
падной Европе.
Подготавливая почву для создания объединений европейских госу-
дарств, известный французский государствовед Ж. Бюрдо распростра-
няет понятие федерализма на различные формы существовавших тогда
государственных объединений. Он отказался от трактовки теории фе-
дерализма как относящейся только к государственно-правовым инсти-
тутам. Создание в 1952 году ЕОУС "лило воду на мельницу " федера-
листов. Американский политолог К. Левенштейн считает новым в
структуре ЕОУС то, что " решения Сообщества воздействуют на инди-
видуальные предприятия без посредства национальных правительств,
т. е. подобно тому, как акты федерального правительства непосред-
ственно обязывают государства-члены".
Рассмотрим такое сравнение.
Органы сообществ подобны органам федерального государства в том
смысле, что они также основаны на принципе разделения властей
(функций). В сообществах исполнительная власть принадлежит Комис-
сии, законодательная осуществляется Советом и Парламентом и, на-
конец, судебная, реализуемая Судом сообществ, автономна.
Вначале Парламент не обладал законодательной властью, в час-
тности такими элементарными полномочиями, как законодательная
инициатива и принятие бюджета. Только в апреле 1970 года Европей-
ский парламент получил некоторую возможность оказывать определен-
ное влияние на содержание бюджета Сообщества. Европейский парла-
мент почти лишен и второй прерогативы,обычно принадлежащей высше-
му представительному учреждению. Он имеет лишь ограниченное пра-
во контроля за деятельностью исполнительных органов сообществ, в
частности в его процедуре предусмотрена возможность задавать воп-
росы некоторым должностным лицам.
Совет является органом определяющим политику сообществ, он
действительно орган нормотворческий. Но ведь в любом демократи-
ческом обществе общепризнано, что законодательные полномочия мо-
гут принадлежать только органу, образованному на основе всеобще-
го избирательного права. Совет же образуется не народом, а испол-
нительной властью правительств государств-членов. Таким образом,
осуществляемая Советом законодательная власть порождена властью
исполнительной, не имеющей законодательных полномочий в своих го-
сударствах.
Рассматривать сообщества как образования, аналогичные федера-
тивному государству, позволяет и то, что органы сообществ подоб-
но органам федерации, издают нормы немедленного действия и "са-
моисполняющиеся". Однако основания издания таких норм различны. В
федеративных государствах в принципе существует относительно точ-
ное распределение компетенции между федерацией и субъектами феде-
рации. Договоры о создании сообществ разделения компетенции меж-
ду органами сообществ и органами государств-членов не предусмат-
ривают. Издание органами сообществ актов немедленного и прямого
действия основано лишь на том, что суверенные государства-члены
допускают издание этих норм, поскольку не рассматривают их как
посягательство на свои суверенные права.
И все же первые шаги по пути создания Общего рынка, выразив-
шиеся в ограничении компетенции органов национальных государств и
их принуждении выполнять предписания учреждений вновь созданных
объединений, обострили споры о природе сообществ. Участниками
этих споров прежде всего стали судебные органы государств-членов,
которые при рассмотрении конкретных дел оказались вынужденными
определить свое отношение к государственному суверенитету.
Отнесение сообществ к числу федераций неизбежно предполагает
лишение государств-членов по крайней мере в перспективе права
быть суверенными. Ведь суверенные государства-члены являются не
менее значимой международной реальностью, чем сообщества как та-
ковые. А поскольку суверенитетов двух порядков быть не может, то
предполагается вывод: государства-члены должны быть лишены свое-
го суверенитета. Вот как определил единство государств австрий-
ский юрист В. Хойер: " Европейские сообщества являются объедине-
нием государств, которые стремятся к политическому и экономичес-
кому единству при частичном отказе от своих национальных сувере-
нитетов".
С середины 60-х годов в исследованиях, посвященных Европей-
ским сообществам, все чаще стало отмечаться, что в каких-то отно-
шениях они перерастают рамки обычной международной организации,
что органы сообществ во многих отношениях, особенно если гово-
рить об их форме, приобретают большее сходство с органами госу-
дарственными. Потребовалось новое определение процессов интегра-
ции в Европе, отражающее сущность этих процессов.
Поиски нового определения процесса интеграции, его специфичес-
кого качества, привели к использованию понятия "наднацио-
нальность". Оно неоднократно встречалось в политической, юриди-
ческой и социологической литературе для характеристики самых раз-
личных явлений.
Многие политологи и юристы конкретизировали понятие наднацио-
нальности с целью определения сущности Европейских сообществ.
Швейцарский юрист Д. Сиджански утверждал, что эти сообщества сле-
дует считать наднациональными, потому что они создают наднацио-
нальное пространство, что выражается в солидарности и длящейся
воле, а также в отсутствии права выхода из него.
Определение наднациональности в известной мере отразило осо-
бенности Европейских сообществ - широту компетенции их органов,
обязательность их решений непосредственно для граждан государ-
ств-членов, возможность представления сообществ вовне и пр.
В основе наднациональных отношений лежит правовой порядок,
позволяющий органам кооперированных единиц принимать решения, ко-
торые создают права и обязанности для граждан и групп, с одной
стороны, а с другой - определяют пределы своих полномочий. Начи-
ная с того момента, когда часть суверенитета исчезла или когда
наднациональные власти могут обращаться, минуя национальные влас-
ти, к гражданам государств-членов, - налицо наднациональный фено-
мен. Но нельзя согласиться с положением, что органы сообществ
пользуются необычной для международных отношений автономией от
государств-членов и групп давления.
Зависимость органов сообществ - Комиссии, Суда, других орга-
нов от государств-членов вытекает из самого порядка формирования
этих органов. Она особенно определена в отношении Совета. Более
того, можно сказать, что она даже усилилась после создания в 1974


Размер файла: 27.02 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров