Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

  2ПЛАН.

1. Понятие и признаки правового государства.

2. Система разделения властей в правовом государстве.

3. Верховенство закона.

4. Права и свободы человека в системе ценностей.

5. Взаимная ответственность личности и государства.

6. Социальная и юридическая защищенность личности.

7. Практика становления правового государства в России.

***
.
- 3 -

 2ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Историческая память хранит немало поучительных и плодот-
ворных идей о совместимости государства с правом. Правовое го-
сударство - это продукт нового времени. Ни древность, ни сред-
ние века не знали правового государства. Хотя, как полагают не-
которые юристы, идея правового государства уходит своими корня-
ми в античное общество. В основе современных концепций правово-
го государства лежат идеи немецкого философа Канта
(1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье
(1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв.
таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Рус-
со. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократи-
ческому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл го-
сударством произвола), должно при ?йти 0 правовое государство, в
основе которого лежит идея автономной личности, обладающей не-
отъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и
государственной власти в условиях правового государства принци-
пиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для пра-
вового государства характерно ограничение государственной влас-
ти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового государства у И.Канта сводятся к сле-
дующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выс-
тупает практический разум, или свободная воля людей; человек
становится моральной личностью, если возвысился до понимания
своей ответственности перед человечеством в целом; в своем по-
ведении личность должна руководствоваться требованиями катего-
рического императива, который сводится к следующему: "поступай
так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и
в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не отно-
сился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы
максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом,
основанным на нравственном законе, должны быть определены гра-
ницы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление
одного лица не противоречило свободе других; право призвано
обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения
между людьми; государство - это соединение множества людей,
подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое,

- 4 -

каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми
принципами права"; государство призвано гарантировать правопо-
рядок и строиться на началах суверенитета.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к то-
му, что формы правления, формы государственного устройства оп-
ределяют собой дух законов и содержание законодательства; осно-
вываются на том, что принцип демократии - это добродетель, лю-
бовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме
государства относится демократия, при которой верховная власть
принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определя-
ют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля
народа, состав и способ деятельности народного собрания; пропо-
ведует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку сущест-
вующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану се-
мейного достояния. Теоретическая конструкция правового госу-
дарства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ вв.,
включает разделение властей на законодательную, исполнительную
и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответствен-
ность личности и государства, доминирование общедозволительного
типа правового регулирования в соответствии с юридическим прин-
ципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление
реальных гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом вит-
ке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочета-
ние "правовое государство" привычно ассоциировалось с теми раз-
делами университетского курса, где критиковались различные мо-
дификации западных доктрин с аналогичным названием и провозгла-
шалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомне-
ние научная осмысленность самого сочетания "социалистическое
правовое государство". Прилагательное "социалистический" указы-
вает на господствующую форму собственности и на определенную
идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от
мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея
правового государства уже подразумевает антисоциалистичность,
т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В
нашем государстве делается попытка не только возродить идею
правового госудуарства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно,
этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.

- 5 -

Для того, чтобы понять глубинную суть правового государс-
тва, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же
внешних характеристик (связанность государства правом, разделе-
ние властей, наличие конституции), определенной системой прин-
ципов, институтов и норм. Суть правового государства не в зако-
нопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, -
и то и другое есть признаки не правового, а полицейского госу-
дарства. Суть государства правового - именно в характере зако-
нов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на
обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что
хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная
собственность есть основное условие блеска его.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концеп-
ция правового государства является социальной ценностью всего
человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых
интересов. В основе правового государства, во-первых, должна
лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обречен-
ная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду.
А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданс-
кое общество. Гражданское общество - система экономических, ду-
ховных, культурных, нравственных, религиозных и других отноше-
ний индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциа-
ции, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и ма-
териальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе
самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными
нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь
форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, мо-
новластном) государстве личность, общество и народ противопос-
тавлены государству как политическому аппарату власти, отчужде-
ны от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общест-
во предполагает наличие многочисленных независимых союзов, инс-
титутов и организаций, которые служат барьером против монопо-
лизма и посягательств государственных органов. Понятие граж-
данского общества подразумевает не только "гражданственность",
известную степень политической свободы, но и "буржуазность",
т.е. экономическую независимость человека, возможность получить
доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в де-

- 6 -

мократическом обществе устраняет доминирование политической
власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрица-
тельных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характер-
ных для развитого государства в условиях демократии, необходимо
указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление
власти, прежде всего путем формирования представительных орга-
нов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие
муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений
власти закону; независимое и силь ?н 0ое правосудие; наличие госу-
дарственной власти в отдельных блоках, включ ?а 0я исполнительную
власть.
В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по
способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб
меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить пра-
вовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод: 1)
открыть простор всем видам собственности; 2) заменить админист-
ративные приказы договорами, основанными на равенстве сторон,
3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запре-
щено", 4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвер-
дить равноправие и добросовестность в выборе партнера, 6) не
ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика
и гражданское общество - переход от распределительного общества
к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирова-
ния правового государства.
Правовое государство - это государство, обслуживающее пот-
ребности гражданского общества и правовой экономики, назначение
которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконт-
рольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности об-
мениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спро-
са и предложения, ответственно за правопорядок, который гаран-
тирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундамен-
том его является признание прав человека.
Правовое государство - это демократическое государство,
где обеспечивается господство права, верховенство закона, ра-
венство всех перед законом и независимым судом, где признаются
и гарантируются права и свободы человека и где в основу органи-
зации государственной власти положен принцип разделений законо-
дательной, исполнительной и судебной властей.

- 7 -

Современное правовое государство - это демократическое го-
сударство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие
народа в осуществлении власти (непосредственно или через предс-
тавителей). Это предполагает высокий уровень правовой и полити-
ческое культуры, развитое гражданское общество. В правовом го-
сударстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать
и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое
выражение, в частности в формировании и функционировании поли-
тических партий, общественных объединений, в политическом плю-
рализме, в свободе прессы и т.п. Признаки правового государс-
тва: 1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 2.
Деятельность органов правового государства базируется на прин-
ципе разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную. 3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и ? с 0оциаль-
ная защищенность. 5. Политический и идеологический плюрализм,
заключающийся в свободном функционировании различных партий,
ор ?гани 0заций, объединений, действующих в рамках конституции, на-
личии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6.
Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления пра-
вового государства, видимо, можно отнести следующие: - преодо-
ление правового нигилизма в массовом сознании; - выработка вы-
сокой политико-правовой грамотности; - появление действенной
способности противостоять произволу; - разграничение партийных
и государственных функций; - установление 2  0парламентской системы
управления государством; -  9т 0оржество политико-правового плюра-
лизма; - выработка нового правового мышления и правовых тради-
ций, в том числе: а) преодоление узконормативного восприятия
правовой действительности, трактовка права как продукта власт-
но-принудительного нормотворчества; б) отказ от догматического
комментирования и апологии сложившегося законодательства; в)
преодоление декоративности и дек 9л 0арированности юридических
норм; г) выход юридической науки из самоизоляции и использова-
ние общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна
быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. От-
торжение правовой государственности возможно по двум каналам:
государственно-властному и законодательному. К политическим ры-

- 8 -

чагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые
структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная 2  9ти-
рания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские
силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия
- демагогически-популистские силы).
Правовое государство - путь к возрождению естественно-ис-
торических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении
с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности
человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная
общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм,
права человека, политические и экономические свободы, либера-
лизм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве
права в общественной и политической жизни, наличии суверенной
правовой власти. С помощью разделения властей государ


Размер файла: 61.26 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров