Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (3)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (5)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (4)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (2)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (2)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (6)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 1. НОВОВВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для на-
учной общественности и предпринимательских кругов России. Именно
в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену од-
ним формам и методам управления экономикой приходят другие. В
этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены за-
ниматься все организации, все субъекты хозяйствования от госу-
дарственного уровня управления до вновь созданного общества с ог-
раниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего
использовались понятия управление научно-техническим прогрессом,
внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что
характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных
условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют пол-
ную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком
внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным от-
личием объясняется различие в содержании отдельных понятий в об-
ласти инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие  3"нововведение"  0является русским
вариантом английского слова in- novatoin. Буквальный перевод с
английского означает " 1введение новаций" 0 или в нашем понимании
этого слова  1"введение новшеств" 0.  3Под новшеством понимается  1новый
 1порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.
Русское словосочетание  3"нововведение 0" в буквальном смысле " 3введе-
 3ние нового" 0  1означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшест-
во приобретет новое качество - становится нововведением (иннова-
цией). Процесс введения новшества на рынок принято называть про-
цессом коммерциализации. Период времени между появлением новшест-
ва и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инно-
вационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия
новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объясни-

- -

мо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы толь-
ко тогда получают общественное признание, когда будут приняты к
распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они
выступают как нововведения (инновации).
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому тре-
бует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс
перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также
требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются
инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических
отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются
спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной
деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Нов-
шества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капи-
тала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конку-
ренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу
инновационной деятельности ( 2рис.1 0).
 l[+]

????????????????
?????????????Рынок новшеств?<?????????????
? ?????????>? (новаций) ????????????? ?
? ? ????????A??????? ? ?
? ? ? ? ?
? ? ?????????V???????? ? ?
? ? ? ИННОВАЦИОННАЯ ? ? ?
? ? ? ИНФРАСТРУКТУРА ? ? ?
? ? ?????A??????A????? ? ?
V ? ??????????? ??????????? V ?
??????????V??? ???V????????????
?Рынок чистой?<????????????????????Рынок капитала?
? конкуренции????????????????????>? (инвестиций) ?
?????????????? ????????????????

 2Рис 0.  21: 0  1Сфера инновационной деятельности.

 3Под инновациями 0 в широком смысле  1понимается прбыльное (рен-
 1табельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов
 1продукции и услуг, организационно-технических и социально-эконо-
 1мических решений производственного, финансового, коммерческого,

- -

 1административного или иного характера. 0 Период времени от зарожде-
ния идеи, создания и распространения новшества и до его использо-
вания принято называть жизненным циклом инновации. С учетов пос-
ледовательности проведения работ  1жизненный цикл инновации расс-
 1матривается как инновационный процесс.
 2Рынок новшеств (новации). 0Основным товаром рынка является на-
учный и научно-технический результат продукт интеллектуальной де-
ятельности, на который распространяются авторские и аналогичные
права, оформленные в соответствии с действующими международными,
федеральными, корпоративными и другими законодательными и норма-
тивными актами.
В мировой практике принято различать научную (научно-иссле-
довательскую), научно-техническую деятельность, а также экспери-
ментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (науч-
но-исследовательская) деятельность направлена на получение, расп-
ространение и применение новых знаний 2.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, времен-
ные научные коллективы, объединения научных работников, науч-
но-исследовательские подразделения коммерческих организаций, са-
мостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные
новаторы. Классификация инноваций и инновационных процессов
представлена на 2 рис. 02 2.
 2Рынок чистой конкуренции нововведений. 0 Рынком, чистой конку-
ренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершаю-
щих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупа-
тель или продавец не оказывает большого влияния на уровень теку-
щих цен. Использование понятия "чистой" конкуренции позволяет нам
уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовест-
ной и других видов состязания и борьбы между субъектами произ-
водственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капи-
тала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и на-
учно-технической деятельности.
Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и
научно-технической деятельности до нововведения как общественного
признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и
т. п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Ры-
нок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных
позиций, которые представляют собой единство и борьбу противопо-
.
- -

.
- -

ложностей.
При всем разнообразии форм участия организаций на рынке нов-
шеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу
научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преоб-
разования новшества в нововведения.
 2Рынок капитала (инвестиций).  0Трудно найти организацию, кото-
рая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необ-
ходимо приобрести и (или) обновить мебель, видеотехнику, автомо-
биль и т. п. Предприятию желательно приобрести новые технологии,
конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (ус-
луги). Государству требуются новые виды вооружений, экологически
чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т. п. Миро-
вое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околозем-
ного пространства и полета на Марс, использования ресурсов Миро-
вого океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет
достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ог-
раничения удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйство-
вания выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный,
акционерный, венчурный, уставный и др.).
Основные факторы развития рынка капитала предоставлены на
 2рис. 03 2.
В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные
и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится
в среднем 3 - 5 лет и более. В условиях глубокого экономического
кризиса в Российской Федерации государственные источники финанси-
рования резко сокращаются. Концепцией государственной промышлен-
ной политики России, разработанной Государственным комитетом РФ
по промышленной политике, предусматривается закрепление в законо-
дательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики
в промышленности:
на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финан-
сироваться только фундаментальные научные исследования, а также
объекты федерального значения некоммерческого характера и объек-
ты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
все остальные виды централизованных инвестиций могут осу-
ществляться только на возвратной и конкурсной основе;
преимущественными формами предоставления государственных ре-
сурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки
.
- -

.
- -

ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым
ценным бумагам.
Предлагаемая концепцией схема привлечения инвестиций в про-
мышленность представлена на  2рис. 04 2.
В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосроч-
ные вложения средств в различные отрасли экономики с целью полу-
чения прибыли. В специальной литературе можно встретить различные
варианты классификации инвестиций, один из которых представлен на
 2рис. 05 2. 0 По экономической сущности и целям инвестиции подразде-
ляются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют
организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю,
средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые
инвестиции - это покупка субъектами хозяйствования и частными ли-
цами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток ка-
питала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные
бумаги.
Рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой конкуренции и рынок
капитала (инвестиций) как основных составляющих инновационной
сферы, сформулируем содержание понятия "инновационная сфера", оп-
ределим область инновационной деятельности как формы общественно-
го разделения труда и охарактеризуем основные этапы инновационно-
го процесса.
Инновационная сфера представляет собой систему взаимодейс-
твия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспо-
собной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.
Инновационная деятельность направлена на практическое ис-
пользование научного, научно-технического результата и интеллек-
туального потенциала с целью получения нового или улучшения про-
изводимого продукта, способа его производства и удовлетворения
потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах,
совершенствования социального обслуживания.
 3Инновационный процесс 1  0более широкое понятие и может быть
рассмотрен с различных позиций и степенью детализации.
 _Во-первых ., его можно рассматривать как параллельно-последо-
вательное осуществление научно-исследовательской, научно-техни-
ческой, инновационной, производственной деятельности и маркетин-
га.
 _Во-вторых, . его можно рассматривать как временные этапы жиз-
.
- -

.
- -

.
- -

ненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки
и распространения.
 _В-третьих, . его можно рассматривать как процесс финансирова-
ния и инвестирования разработки и распространения нового вида
продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инно-
вационного проекта, как частного случая широко распространенного
в хозяйственной практике инвестиционного проекта.
В общем виде инновационный процесс состоит в получении и
коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и
услуг, решений производственного, финансового, административного
или иного характера и других результатов интеллектуальной дея-
тельности. Основные этапы и характеристики инновационного процес-
са представлены на  2рис. 06 2.
 _На первом этапе . проводятся (используются) фундаментальные
исследования. Они проводятся в академических институтах, высших
учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах,
лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из госу-
дарственного бюджета на безвозвратной основе.
 _На втором этапе  .проводятся исследования прикладного характе-
ра. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируют-
ся как за счет бюджета (государственные научные программы или на
конкурсной остове), так и за счет заказчиков. Поскольку результат
прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с
большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика ве-
роятность получения отрицательного (тупикового) результата. Имен-
но с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных
средств и инвестиции в инновацию носят рисковый характер и назы-
ваются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), за-
нимающиеся рискоинвестициями рискофирмами (венчурными).
 _На третьем . этапе осуществляются опытно-конструкторские и
экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализиро-
ванных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в науч-
но-производственных подразделениях крупных промышленных предприя-
тий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а
также собственные средства организаций.
 _На четвертом . этапе осуществляется процесс коммерциализации
от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным
этапам жизненного цикла продукта. В методических целях процесс
.
- -


Размер файла: 76.2 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров