Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

 1. НОВОВВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для на-
учной общественности и предпринимательских кругов России. Именно
в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену од-
ним формам и методам управления экономикой приходят другие. В
этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены за-
ниматься все организации, все субъекты хозяйствования от госу-
дарственного уровня управления до вновь созданного общества с ог-
раниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В специальной литературе и официальных документах чаще всего
использовались понятия управление научно-техническим прогрессом,
внедрение достижений науки и техники в производство и т.п., что
характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных
условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют пол-
ную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком
внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным от-
личием объясняется различие в содержании отдельных понятий в об-
ласти инновационного менеджмента.
Принято считать, что понятие  3"нововведение"  0является русским
вариантом английского слова in- novatoin. Буквальный перевод с
английского означает " 1введение новаций" 0 или в нашем понимании
этого слова  1"введение новшеств" 0.  3Под новшеством понимается  1новый
 1порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление.
Русское словосочетание  3"нововведение 0" в буквальном смысле " 3введе-
 3ние нового" 0  1означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшест-
во приобретет новое качество - становится нововведением (иннова-
цией). Процесс введения новшества на рынок принято называть про-
цессом коммерциализации. Период времени между появлением новшест-
ва и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инно-
вационным лагом.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия
новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объясни-

- -

мо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы толь-
ко тогда получают общественное признание, когда будут приняты к
распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они
выступают как нововведения (инновации).
Общеизвестно, что переход от одного качества к другому тре-
бует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс
перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также
требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются
инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических
отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются
спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной
деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения. Нов-
шества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капи-
тала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конку-
ренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу
инновационной деятельности ( 2рис.1 0).
 l[+]

????????????????
?????????????Рынок новшеств?<?????????????
? ?????????>? (новаций) ????????????? ?
? ? ????????A??????? ? ?
? ? ? ? ?
? ? ?????????V???????? ? ?
? ? ? ИННОВАЦИОННАЯ ? ? ?
? ? ? ИНФРАСТРУКТУРА ? ? ?
? ? ?????A??????A????? ? ?
V ? ??????????? ??????????? V ?
??????????V??? ???V????????????
?Рынок чистой?<????????????????????Рынок капитала?
? конкуренции????????????????????>? (инвестиций) ?
?????????????? ????????????????

 2Рис 0.  21: 0  1Сфера инновационной деятельности.

 3Под инновациями 0 в широком смысле  1понимается прбыльное (рен-
 1табельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов
 1продукции и услуг, организационно-технических и социально-эконо-
 1мических решений производственного, финансового, коммерческого,

- -

 1административного или иного характера. 0 Период времени от зарожде-
ния идеи, создания и распространения новшества и до его использо-
вания принято называть жизненным циклом инновации. С учетов пос-
ледовательности проведения работ  1жизненный цикл инновации расс-
 1матривается как инновационный процесс.
 2Рынок новшеств (новации). 0Основным товаром рынка является на-
учный и научно-технический результат продукт интеллектуальной де-
ятельности, на который распространяются авторские и аналогичные
права, оформленные в соответствии с действующими международными,
федеральными, корпоративными и другими законодательными и норма-
тивными актами.
В мировой практике принято различать научную (научно-иссле-
довательскую), научно-техническую деятельность, а также экспери-
ментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (науч-
но-исследовательская) деятельность направлена на получение, расп-
ространение и применение новых знаний 2.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, времен-
ные научные коллективы, объединения научных работников, науч-
но-исследовательские подразделения коммерческих организаций, са-
мостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные
новаторы. Классификация инноваций и инновационных процессов
представлена на 2 рис. 02 2.
 2Рынок чистой конкуренции нововведений. 0 Рынком, чистой конку-
ренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершаю-
щих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупа-
тель или продавец не оказывает большого влияния на уровень теку-
щих цен. Использование понятия "чистой" конкуренции позволяет нам
уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовест-
ной и других видов состязания и борьбы между субъектами произ-
водственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капи-
тала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и на-
учно-технической деятельности.
Ранее отмечалось, что от новшества как результата научной и
научно-технической деятельности до нововведения как общественного
признания новых технологий, товаров, видов услуг, новых методов и
т. п. осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Ры-
нок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных
позиций, которые представляют собой единство и борьбу противопо-
.
- -

.
- -

ложностей.
При всем разнообразии форм участия организаций на рынке нов-
шеств определяющим условием является объем инвестиций как в сферу
научной и научно-технической деятельности, так и в процесс преоб-
разования новшества в нововведения.
 2Рынок капитала (инвестиций).  0Трудно найти организацию, кото-
рая не хотела бы обновления и развития. Домашнему хозяйству необ-
ходимо приобрести и (или) обновить мебель, видеотехнику, автомо-
биль и т. п. Предприятию желательно приобрести новые технологии,
конкурентоспособные на внешнем и внутреннем рынках продукции (ус-
луги). Государству требуются новые виды вооружений, экологически
чистые виды энергии, ресурсосберегающие технологии и т. п. Миро-
вое сообщество осматривает проекты дальнейшего освоения околозем-
ного пространства и полета на Марс, использования ресурсов Миро-
вого океана и др. Современное развитие науки и техники позволяет
достичь всего этого уже сегодня. Однако в качестве основного ог-
раничения удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйство-
вания выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный,
акционерный, венчурный, уставный и др.).
Основные факторы развития рынка капитала предоставлены на
 2рис. 03 2.
В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные
и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится
в среднем 3 - 5 лет и более. В условиях глубокого экономического
кризиса в Российской Федерации государственные источники финанси-
рования резко сокращаются. Концепцией государственной промышлен-
ной политики России, разработанной Государственным комитетом РФ
по промышленной политике, предусматривается закрепление в законо-
дательном порядке следующих основных норм инвестиционной политики
в промышленности:
на безвозвратной основе из федерального бюджета могут финан-
сироваться только фундаментальные научные исследования, а также
объекты федерального значения некоммерческого характера и объек-
ты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
все остальные виды централизованных инвестиций могут осу-
ществляться только на возвратной и конкурсной основе;
преимущественными формами предоставления государственных ре-
сурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки
.
- -

.
- -

ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым
ценным бумагам.
Предлагаемая концепцией схема привлечения инвестиций в про-
мышленность представлена на  2рис. 04 2.
В самом общем виде инвестиции представляют собой долгосроч-
ные вложения средств в различные отрасли экономики с целью полу-
чения прибыли. В специальной литературе можно встретить различные
варианты классификации инвестиций, один из которых представлен на
 2рис. 05 2. 0 По экономической сущности и целям инвестиции подразде-
ляются на реальные и финансовые. Реальные инвестиции осуществляют
организации и другие субъекты хозяйствования, приобретая землю,
средства производства, нематериальные и другие активы. Финансовые
инвестиции - это покупка субъектами хозяйствования и частными ли-
цами ценных бумаг различных эмитентов. В данном случае приток ка-
питала в бизнес происходит через инвестирование средств в ценные
бумаги.
Рассмотрев рынок новшеств, рынок чистой конкуренции и рынок
капитала (инвестиций) как основных составляющих инновационной
сферы, сформулируем содержание понятия "инновационная сфера", оп-
ределим область инновационной деятельности как формы общественно-
го разделения труда и охарактеризуем основные этапы инновационно-
го процесса.
Инновационная сфера представляет собой систему взаимодейс-
твия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспо-
собной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.
Инновационная деятельность направлена на практическое ис-
пользование научного, научно-технического результата и интеллек-
туального потенциала с целью получения нового или улучшения про-
изводимого продукта, способа его производства и удовлетворения
потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах,
совершенствования социального обслуживания.
 3Инновационный процесс 1  0более широкое понятие и может быть
рассмотрен с различных позиций и степенью детализации.
 _Во-первых ., его можно рассматривать как параллельно-последо-
вательное осуществление научно-исследовательской, научно-техни-
ческой, инновационной, производственной деятельности и маркетин-
га.
 _Во-вторых, . его можно рассматривать как временные этапы жиз-
.
- -

.
- -

.
- -

ненного цикла нововведения от возникновения идеи до ее разработки
и распространения.
 _В-третьих, . его можно рассматривать как процесс финансирова-
ния и инвестирования разработки и распространения нового вида
продукта или услуги. В этом случае он выступает в качестве инно-
вационного проекта, как частного случая широко распространенного
в хозяйственной практике инвестиционного проекта.
В общем виде инновационный процесс состоит в получении и
коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и
услуг, решений производственного, финансового, административного
или иного характера и других результатов интеллектуальной дея-
тельности. Основные этапы и характеристики инновационного процес-
са представлены на  2рис. 06 2.
 _На первом этапе . проводятся (используются) фундаментальные
исследования. Они проводятся в академических институтах, высших
учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах,
лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из госу-
дарственного бюджета на безвозвратной основе.
 _На втором этапе  .проводятся исследования прикладного характе-
ра. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируют-
ся как за счет бюджета (государственные научные программы или на
конкурсной остове), так и за счет заказчиков. Поскольку результат
прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с
большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика ве-
роятность получения отрицательного (тупикового) результата. Имен-
но с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных
средств и инвестиции в инновацию носят рисковый характер и назы-
ваются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), за-
нимающиеся рискоинвестициями рискофирмами (венчурными).
 _На третьем . этапе осуществляются опытно-конструкторские и
экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализиро-
ванных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в науч-
но-производственных подразделениях крупных промышленных предприя-
тий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а
также собственные средства организаций.
 _На четвертом . этапе осуществляется процесс коммерциализации
от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным
этапам жизненного цикла продукта. В методических целях процесс
.
- -


Размер файла: 76.2 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров