Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАЛОГАХ

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

 Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности. Поиск путей повышения эффективности российской системы налогов просто необходим.

 В этом отношении "объективно необходимым и чрезвычайно важным для совершенствования налоговой системы России является изучение опыта организации налоговых систем  и организационных структур налоговых служб зарубежных стран- США, Германии, Дании и ряда других государств. Изучение опыта организации налоговых систем других стран будет способствовать и искоренению следов крайней идеологизации в отечественной науке, объединявшей изучение фактов, закономерностей развития государства и налогового права и овладения богатым историческим опытом по рассматриваемому вопросу.

     На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в  финансовом планировании  предприятий.  В  условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового  фактора может  привести к  весьма  неблагоприятным  последствиям  или  даже вызвать банкротство предприятия.  С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым  законодательством  льгот  и  скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и  возможности финансирования расширения деятельности,  новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

     При налоговом планировании не следует ориентироваться только на размеры налоговых ставок. Напротив, размеры налоговых ставок с точки зрения обложения налоговой деятельности имеют второстепенное  значение. Иначе  трудно бы было понять,  почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного  налога  в 4%-50% и не перебираются в "налоговые гавани", где ставки этого налога 2-5% или он вовсе не применяется.

     На самом  деле и в странах с нормальными (не пониженными) ставками налогов компании с хорошо поставленным налоговым правительством платят налоги по эффективной налоговой ставке не свыше 20-25%. А эти ставки уже сравнимы с уровнем налогообложения в странах - "налоговых гаванях".  Поэтому  выбор  между  странами  с нормальными налоговыми ставками и "налоговыми гаванями" далеко  не  всегда предопределен  в пользу  последних;  во многих ситуациях и те и другие играют на равных.

     Снижение высоких  нормальных налоговых ставок до пониженных эффективных в западных странах в принципе доступно для всех  компаний, хотя и носит избирательный характер.  Практически во всех этих странах существуют значительные налоговые льготы (или даже прямые субсидии и компенсации) для экспортной деятельности, для инвестиций в новые промышленные мощности,  в создание новых рабочих мест, для предприятий, создаваемых в относительно менее развитых районах и т.д. По- этому в отношении реальной производственной и коммерческой  деятельности  налоговые режимы развитых  стран вполне конкурентноспособны с режимами стран - "налоговых гаваней",  особенно если учесть, что для реальной  деятельности  важны состояние инфраструктуры,  доступности источников сырья,  близость рынков сбыта,  наличие квалифицированной рабочей силы,  в чем "налоговые гавани", очевидно, уступают развитым странам.

     Но даже и для "базовых" компаний, не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения, а только управляющих активами, обслуживающих или контролирующих деятельность в других странах, размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения  может оказаться не менее выгодным, чем в стране - "налоговой гавани". Дело в том,  что многие страны (США, Великобритания, Франция и т.д.) предоставляют своим компаниям отсрочку от налогообложения доходов,  полученных за рубежом до тех пор,  пока они не будут реально репатриированы  в  страну.  Такая отсрочка может фактически иметь бессрочный характер,  а при современном уровне процентных ставок отсрочка в уплате налогов на 7-8 лет равносильна полному освобождению от налога.

     Компании с  международным  масштабом  деятельности  могут  даже пользоваться весьма существенными льготами,  предусмотренными международными налоговыми соглашениями; страны - "налоговые гавани" таких соглашений не имеют.

     Наконец, некоторые развитые страны (США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.) в  последние годы приняли специальные законы,  направленные за перемещением капиталов из этих стран в "налоговые убежища",  которые на деятельность их граждан и компаний не распространяются. Это также служит сдерживающим фактором при выбор страны размещения капитала.

     При всем этом давление развитых стран Запада на страны - "налоговые гавани" никогда не было особенно сильным.  Точнее было бы сказать, что  отношение  налоговых  властей западных стран к "налоговым гаваням", при всей остроте официальной критики,  остается  в  рамках "резервируемой благосклонности".  Большинство  из стран - "налоговых гаваней" при желании могли бы быть сокрушены простыми  политическими и экономическими мерами буквально в несколько дней. Но на самом деле капиталы только "базируются" в налоговых  гаванях",  а  реально  они вкладываются и функционируют в тех же западных странах.  Туда же переводятся и доходы с этих капиталов, поскольку их владельцы проживают в  этих странах.  Более жесткая позиция по отношению к "налоговым

гаваням" могла бы побудить инвесторов и компании окончательно  покинуть свою страну.  Наконец, страны - "налоговые убежища" играют важную роль для смягчения остроты конкурентных противоречий между  развитыми странами  в борьбе за привлечение капиталов и дают важный аргумент для  внутриполитической  борьбы  в  этих  странах,   позволяя властям защищать предоставление существенных налоговых льгот капиталам ссылками как раз на  наличие этих "налоговых убежищ" за рубежом.

     Таким образом, уплата предприятием налога по стандартной, установленной законом ставке является необычным,  редким явлением и свидетельствует о  плохой  постановке налогового планирования на данном предприятии.

 

ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.

 

   Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

   Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

   1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

   2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

   3) источник  налога  - т.е.  доход из которого выплачивается налог;

   4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

   5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

 

   Налоги могут взиматься следующими способами:

 

   1) кадастровый  -  (от слова кадастр - таблица,  справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по  определенному признаку. Перечень  этих групп и их признаки заносится в специальные справочники.  Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

   Примером такого  налога  может  служить  налог на владельцев транспортных средств.  Он взимается по установленной ставке  от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

 

   2) на основе декларации

   Декларация - документ,  в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то,  что  выплата  налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

   Примером может служить налог на прибыль.

 

   3) у источника

   Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога  производится до получения дохода,  причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

   Например подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией,  на которой  работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

 

   Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

 

   В шедyлярной налоговой системе весь доход,  получаемый налогоплательщиком, делится на  части  -  шедyлы.  Каждая  из  этих частей облагается налогом особым образом.  Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

 

   В глобальной налоговой системе все доходы физических и  юридических лиц  облагаются  одинаково.  Такая  система  облегчает расчет налогов и упрощает планирование  финансового  результата для предпринимателей.

   Глобальная налоговая система широко применяется  в  Западных государствах.

 

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.                

                                

 

Регулирующая.

Госyдарственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

   - регулирование  рыночных,  товарно-денежных отношений.  Оно состоит главным образом в определении "правил  игры",  то  есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения дейтсвyющих на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и  наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,  устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного  регулирования  рынка  непосредственно с налогами не связано;

   - регулирование развития народного хозяйства,  общественного производства в условиях,  когда основным  объективным  экономическим законом,  действующим  в обществе,  является закон стоимости. Здесь речь идет  главным  образом  о  финансово-экономических методах   воздействия  государства  на  интересы  людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в  нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом,  развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами  -  путем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом  и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления  народнохозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

   Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами

Размер файла: 77.3 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров