Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Кредитные операции коммерческих банков и перспективы их развития

План

аттестационной работы

 

Вступление.                                                                                                           3 - 8

 

- Банковская система РФ.

- Функциональное распределение российских кредитных учреждений.

- Роль Центрального Банка Российской Федерации.

 

Глава 1.       Роль коммерческих банков в развитии рыночной

экономики                                                                                                              9 - 20

 

1.1 Определение банков в современной экономической практике

1.2 Определение кредитных операций

1.3 Определение ссуды

1.4 Разновидности ссудных операций (вексельные, лизинговые,

 факторинговые, сделки репо)

 

Глава 2.       Кредитный процесс и его стадии                                    20 - 26

 

Глава 3.       Принципы кредитования                                                      26 - 28

 

Глава 4.       Основы современного механизма кредитования         29 - 42

 

4.1 Анализ заемщика и его кредитоспособности;

4.2 Организационно-экономические приемы выдачи и погашения ссуд

 (элементы кредитования

4.3 Методы кредитования и формы ссудных счетов

4.4 Подготовка и заключение кредитного договора

4.5 Осуществление банковского контроля за исполнением кредитного

договора (кредитный мониторинг)

 

Заключение.                                                                                                           43 - 44

 

Приложения 1 - 8                                                                                               45 - 57

 

Список использованной литературы                                                        58 - 59

Вступление

 

Организация финансово-кредитного обслуживания предприятий, организаций и населения, функционирование кредитной системы играют исключительно важную роль в развитии хозяйственных структур. От эффективности и бесперебойности функционирования кредитно-финансового механизма зависят не только своевременное получение средств отдельными хозяйственными единицами, но и темпы экономического развития страны в целом. Вместе с тем, эволюция кредитной системы и кредитного дела в полной мере определяется экономической ситуацией в стране, господствующими формами и механизмом хозяйствования. Каждому этапу историко-экономического развития народного хозяйства соответствуют свой тип организации кредитного дела, своя структура кредитной системы, отвечающие соответствующим потребностям в кредитно-финансовом обслуживании отдельных звеньев экономики   

Механизм функционирования кредитной системы постоянно меняется под влиянием изменений ее оргструктуры, организационно-правовых форм осуществления кредитных операций, форм и методов кредитования и кредитно-расчетных отношений.

До 1987 г. кредитная система СССР включала три банка-монополиста (Госбанк СССР, Стройбанк СССР и Внешторгбанк СССР), а также  систему гострудсберкасс, Главенствующее положение в кредитной системе занимал Госбанк СССР. Данной структуре кредитной системы соответствовала модель кредитования хозяйствующих субъектов, основанная на административно-командных методах управления кредитом в условиях жестко централизованной экономики. Подобная модель, мобилизуя и перераспределяя временно свободные денежные средства населения и предприятий, являлась формой финансирования хозяйственных единиц. Ее экономическая сущность заключалась в предоставлении ссуд предприятиям "под план", исходя из плановых и фактических потребностей последних в денежных средствах. Реализация кредитной системы началась в 1987 г. Предусматривались изменения организационной структуры банковской системы, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.

На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации включала:

1) создание двухуровневой банковской системы (Центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство);

2) перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;

3) совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей хозяйства.

Центральное место в кредитной системе страны должен был занять Государственный банк. Ранее выполнявшиеся им функции по кредитованию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и осуществлению расчетов между ними были переданы соответствующим специализированным банкам.

Таким образом, предполагалось отделить эмиссионную деятельность банков от деятельности по кредитованию хозяйства. На Государственный банк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой для всех банков государственной денежно-кредитной политики. Другие банки специализировались на обслуживании народно-хозяйственных комплексов (Промышленно-строительный банк СССР - Промстройбанк СССР; Агропромышленный банк СССР - Агропромбанк СССР; Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР - Жилсоцбанк СССР) или на обслуживание отдельных видов деятельности (Банк трудовых сбережений и кредитование населения - Сбербанк СССР, Банк внешнеэкономической деятельности СССР - Внешэкономбанк СССР).

 Главным мотивом преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Реорганизация в определенной степени активизировала банковскую деятельность. Но она не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивала экономические отношения.  Не изменились принципиально кредитные отношения: продолжалось кредитование в полуавтоматическом режиме, сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь разделение сфер  влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало невозможной конкуренцию между ними. Целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков. Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита . Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков, призванных стать  фундаментом для формирования рыночных отношений и структур  в банковской сфере. Создание такого рынка стало означать замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения.

Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов.

В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую независимость. При обретении Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой.

В ходе второго этапа банковской реформы реорганизовалась не только структура банков, но и произошли глубокие изменения в характере кредитных отношений, утвердились новые методы кредитной работы. В результате в России законодательно сформировалась двухуровневая банковская система:

I  уровень - Центральный Банк России ;

II уровень- коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции (ст.2 Федерального Закона « О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 г. в редакции от  03.02.96 г. № 17-ФЗ). Хотелось бы обратить внимание на то, что банковская система является ключевой частью финансовой системы страны, концентрирующей основную массу кредитных и финансовых операций, но следует отметить и наличие парабанковской системы - небанковских специализированных кредитно-финансовых организаций, ведущих операции в определенных сегментах финансового рынка или ориентирующихся на обслуживание определенных типов клиентуры (см. Приложение 1).

Если в настоящее время рассматривать банковскую систему России в практическом преломлении, то можно говорить о многоуровневой структуре. Так, на мой взгляд, следует отдельно выделить Сберегательный банк, который имеет государственные гарантии сохранности вкладов, некоторые нормативы которого также имеют отличие от общепринятых для коммерческих банков. Свидетельством того, что Сбербанк занимает уникальное положение в двухуровневой банковской системе России, может являться и факты большого перетока клиентуры (прежде всего юридических лиц) в систему Сбербанка после банковского кризиса августа 1995 года. Доля рублевых средств на расчетных и текущих счетах юридических лиц в учреждениях Сбербанка за 1996 г. возросла с 5,5 %  до 10,4 % от общих остатков средств корпоративных клиентов в банковской системе страны.

Сбербанк остается монополистом на рынке частных вкладов: более 75 % всех средств населения, размещенных к началу 1997 года в коммерческих банках России, хранятся в учреждениях Сберегательного банка. По состоянию на 01.04.97 г. вклады населения в Сбербанке превысили 100,2 трлн. рублей и $ 1,5 млрд.[1]

Львиная доля ресурсов банка используется для кредитования бюджета через вложения в государственные ценные бумаги.

Инвестиции Сбербанка в ГКО-ОФЗ составили на начало 1997 г. 79,3 трлн. руб., вложения в облигации внутреннего валютного займа - 1,6 трлн. руб., облигаций государственного сберегательного займа закуплено на 3,6 трлн. руб. Не остался Сбербанк в стороне и от операций с еврооблигациями Минфина. В целом на долю Сбербанка приходится 36 % совокупных вложений в российские госбумаги.[2] Роль Сбербанка в обслуживании бюджетных потоков пока существенно более скромна, чем его роль кредитора бюджетного дефицита. Однако в последнее время положение начинает быстро меняться. Получив статус генерального агента по обслуживанию федерального бюджета, Сбербанк добился перевода к себе счетов Госналогслужбы и Государственного таможенного комитета (1,3 тыс.), счетов Минобороны, МВД, Федеральной погранслужбы и Службы железнодорожных войск (4 тыс. счетов)[3].

Процесс передачи счетов организаций этих ведомств продолжается. В соответствии с подписанным в начале 1997 г. соглашением между Сбербанком и соответствующими ведомствами на обслуживание в банк будут переданы счета всех организаций, расположенных в тех местах, где отсутствуют региональные учреждения Центрального банка.

Можно предположить, что меры по ликвидации института уполномоченных банков, в какой бы форме они ни были приняты, не только не затронут Сбербанк, но, наоборот, приведут к дальнейшему усилению  роли этого банка в обслуживании бюджетных потоков, превращении его в новый уровень российской банковской системы.

Мне, как практикующему банкиру, было интересно наблюдать мотивацию многих предпринимателей при смене банка, ведущего расчетно-кассовое обслуживание, на отделение Сбербанка.  При всех минусах огромного банка, которые видны при первом знакомстве и начале работы с ним в качестве клиента, на первое место ставились стабильность и наличие государственной поддержки. В августовском кризисе 1995 г. всем стало ясно, что размеры банка, величина его активов в наших условиях мало свидетельствуют о надежности кредитного учреждения, поэтому наблюдался такой отток клиентуры в Сбербанк. К этому надо добавить несовершенство наших методик  составления рейтингов и классификаций (например, банк "Национальный Кредит", КБ "Мытищинский, Уникомбанк, АвтоВазБанк, Тверьуниверсалбанк входили в число крупнейших и надежных российских банков до последних дней своего кризиса).

По мере консолидации банковского капитала финансовая система России к концу 1996 г. выстроилась таким образом, что в ней на первый план выдвинулся ряд банков, которые можно назвать общенациональными, системообразующими. Эти банки имеют разветвленную филиальную сеть по всей территории страны (не менее десяти), обслуживают платежи и предоставляют банковские услуги на значительной территории страны. Это и  традиционные (Сбербанк, Агропромбанк), и новые банки, успевшие построить региональную сеть. Поэтому ЦБ РФ для организации эффективного надзора создал ОПЕРУ-2, на обслуживании в котором находятся 14 банков (Список: см. Прил. №2).Все это свидетельствует о том, что ЦБ РФ понимает роль таких банков в кредитной системе России, поэтому предъявляет к ним особые требования. Если говорить о функциональном распределении ролей кредитных учреждений в банковской системе России, то для низового звена, состоящего в основном из сети коммерческих банков, характерно непосредственно выполнение функций кредитно-расчетного обслуживания клиентуры на коммерческих принципах, что включает в себя все  виды  кредитных, расчетных  и финансовых  операций, связанных с обслуживанием хозяйственной деятельности своих клиентов.  Важнейшими их функциями традиционно являются:


Размер файла: 164.83 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров