Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Пределы: Метод. указ./ Составители: С.Ф. Гаврикова, И.В. Касымова.–Новокузнецк: ГОУ ВПО «СибГИУ», 2003 (0)
(Методические материалы)

Значок файла Салихов В.А. Основы научных исследований в экономике минерального сырья: Учеб. пособие / СибГИУ. – Новокузнецк, 2004. – 124 с. (0)
(Методические материалы)

Значок файла Дмитрин В.П., Маринченко В.И. Механизированные комплексы для очистных работ. Учебное посо-бие/СибГИУ - Новокузнецк, 2003. – 112 с. (2)
(Методические материалы)

Значок файла Шпайхер Е. Д., Салихов В. А. Месторождения полезных ископаемых и их разведка: Учебное пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / СибГИУ. - Новокузнецк, 2003. - 239 с. (0)
(Методические материалы)

Значок файла МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ Для студентов специальности "Металлургия цветных металлов" (0)
(Методические материалы)

Значок файла Учебное пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Управление производством» Специальность «Металлургия черных металлов» (110100), специализация «Электрометаллургия» (110103) (0)
(Методические материалы)

Значок файла Контрольные задания по математике для студентов заочного факультета. 1 семестр. Контрольные работы №1, №2, №3/Сост.: С.А.Лактионов, С.Ф.Гаврикова, М.С.Волошина, М.И.Журавлева, Н.Д.Калюкина : СибГИУ. –Новокузнецк, 2004.-31с. (3)
(Методические материалы)

Каталог бесплатных ресурсов

Радугин_А.А.Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с.

Содержание

Рецензенты:
кафедра философии Воронежской государственной

лесотехнической академии;

А. С. Кривей, •член-корреспондент РАЕН, доктор философских наук,

зав. кафедрой философии Воронежского государственного

университета

На обложке:

фрагмент картины голландского художника Михиела Свертса
«Портрет молодого человека», 1656 г.

10

От автора

12

тема 1

Философия как мировоззренческая система:
ее смысл и предназначение

1. Понятие мировоззрения и его структура

2. Предфилософское значение мифологии и религии

3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов.

Философия и наука

Радугин А. А.

Р15       Философия: курс лекций. — 2-е изд., перераб.
и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с.

15ВЫ 5-88860-050-4

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными
требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму со-
держания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу
«Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содер-
жание дидактических единиц этих требований по философии раскрыва-
ется через изложение основных философских направлений, течений,
школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древней-
ших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собст-
венно историко-философским материалом, значительное место в учеб-
ном пособии отводится современным достижениям философской мысли.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей ву-
зов, а также всех интересующихся философией

Без объявления

5-88860-050-4

ББК 87я73
(С) А. А. Радугин, 2004

26

тема 2

Философский плюрализм: причины
и истолкования

1. Историко-философский процесс: исходные понятия

и движущие силы.

Гегелевская, марксистская и экзистенциалъно-персоналистская
концепции философии

2. Сущность и предназначение философии — попытка синтеза
всех трех концепций

36

тема 3

Античная философия

1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит

2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит

3. Поворот к человеку философские учения софистов и Сократа

4. Платон и Аристотель — систематизаторы
древнегреческой философии

5. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм


69

тема 4

Средневековая христианская философия

1. Христианская апологетика:

основная проблематика и идейные истоки

2. Основные принципы религиозно-философского мышления

и мировоззрения

3. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика
4 Религиозный интеллектуализм и религиозный

антиинтеллектуализм.
Проблема взаимоотношения разума и веры

94

тема 5

Философия эпохи Возрождения

3. Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения

2. Философские и космологические учения Николая Кузанского

и Джордано Бруно

100

тема 6

Разработка метода научного исследования

в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт,

Б. Спиноза

1. Бэкон о природе человеческих заблуждений:

учение об идолах и критика схоластики
2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила

индуктивного метода

3. Рационализм Р. Декарта.

Основные правила дедуктивного метода

4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции

5. Познавательный процесс и учение о субстанции

в системе Б. Спинозы

113

тема 7

Рационализм эпохи Просвещения
и метафизический материализм
XVIII века

1. Рационализм как умонастроение и методология

эпохи Просвещения

2. Механистический материализм и сенсуализм в философии
эпохи Просвещения

120

тема 8

Эволюция британского эмпиризма

конца XVII середины XVIII века:

Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм

1. Теория познания Д. Локка

2. Субъективный идеализм Д. Беркли

3. Скептицизм Д. Юма

136

тема 9

Немецкая классическая философия

1. Концепция субъекта в философской системе Канта

2. Субъективный идеализм И. Г. Фихте

и объективный идеализм Ф. Шеллинга

3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха

5. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Гуманистические тенденции в философии К. Маркса.

Марксистское учение о практике и истине

170

тема 10

Русская религиозная философия XIXXX вв.

1. Формирование русской религиозной философии:
славянофильское учение о мессианской роли русского народа

и соборности

2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология
3. Проблемы веры и разума в православном религиозном

антиинтеллектуализме
(Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)

187

тема 11

Человек во Вселенной. Философская, научная
и религиозная картина мира

1. Концепция бытия фундамент философской картины мира
2. Диалектико-материалистическая картина мироздания

3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный
космизм П. Тейяра де Шардена.


202

тема 12

Природа человека и смысл его существования

1. Решение проблемы специфики человеческого бытия

в «философской антропологии»

2. Марксистская философия о соотношении биологического

и социального в человеке. Проблемы человеческого начала

3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение

человеческого бытия

220

тема 13

Познание, его возможности и средства

1. Субъект и объект познания. Познание как отражение

действительности

2. Чувственное и рациональное познание
3. Диалектика-материалистическая теория истины
4. Персоналистская концепция познания. Знание и вера

235

тема 14

Проблемы научной рациональности в современной
«философии науки»

1. Неокантианские концепции методов научного познания

(Марбургская и Баденская школы)
2. Разработка методологии научного познания в позитивизме

и неопозитивизме

3. Концепция науки в критическом рационализме

4. Научная рациональность как предмет исследования

в отечественной «философии и методологии научного познания»

261

тема 15

Современный философский иррационализм:
регаение проблем бытия, познания, человека
и личности в различных школах и течениях

1. Философский иррационализм как умонастроение

и философское направление
2. «Философия жизни» и ее разновидности

3. Эволюция психоаналитической философии.

Структура че.говеческой личности.

Сознание и бессознательное

4. Экзистенциализм: основные темы и учения.
Свобода и ответственность личности

286

тема 16

Общество и культура как предметы
философского анализа

1. Специфика философского осмысления общественной жизни

2. Методологические принципы изучения общества.
Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций

в философии истории А. Тойнби

3 Смысл истории и ее постижение в философии

истории К, Ясперса

4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма
самореализации человека

5. Особенности западной и восточной культур.
Россия в диалоге культур.

310

тема 17

Глобальные проблемы современности

1. Происхождение и сущность глобальных проблем
2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем

современности

3. Кослюцентрический взгляд на решение глобальных проблем
человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова

325

Рекомендуемая литература по всем темам


о

т автора

В нашей стране осуществляется формирование новой
системы образования с учетом всех отечественных до-
стижений и в соответствии с мировыми стандартами. С
этой целью Государственный комитет Российской Фе-
дерации по высшему образованию разработал в 1993 го-
ду основные профессиональные образовательные про-
граммы.

Важное место в этих программах занимает социаль-
но-гуманитарная подготовка. 18 августа 1993 г. Коллегия
Государственного комитета Российской Федерации по
высшему образованию утвердила «Государственные тре-
бования (Федеральный Компонент) обязательному мини-
муму содержания и уровню подготовки выпускников выс-
шей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-
экономические дисциплины». Изучение философии
составляет фундамент общекультурной и общетеорети-
ческой гуманитарной подготовки специалиста любого про-
филя.

Философию нередко представляют как некое абст-
рактное знание, оторванное от реальности повседневной
жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это пред-
ставление. В действительности все свои проблемы фило-
софия черпает из жизни и решает их с единственной це-
лью — помочь человеку совершенствоваться и выработать
мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетичес-
кие установки, идеалы и ценности личности, с помощью
которых возможно переживать жизненные невзгоды и до-
биваться успеха. Для этого философия дает изучающему
индивиду как богатый фактический материал для размы-
шлений, так и весьма эффективные инструменты мысли-
тельной деятельности. Изучение философии — это апро-
бированная многовековым опытом человечества лучшая
школа разумного мышления, которая позволяет свободно
оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и под-
вергать критике те или иные суждения, отделять сущест-
венное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех
явлений действительности.

Данное учебное пособие — это первая попытка изло-
жить курс философии в соответствии с требованиями Го-
сударственного стандарта. Автор отказался от укоренив-
шейся
в нашей стране практики преподавания философии
с разделением на историю и теорию философии. Такое раз-
деление, с его точки зрения, ни содержательно, ни дидак-
тически не оправдано, так как предполагает существова-
ние какой-то особой, оторванной от конкретно-историчес-
кого движения философской мысли, теории^философии.
На практике это разделение означает преподавание фи-
лософии с позиции какой-то одной конкретной философ-
ской школы. В нашей стране это чаще всего означало при-
дание абсолютного приоритета марксистской философии.
Не отвергая крупных достижений философии марксизма,
автор стремился избежать односторонности и идеологиче-
ской догматизированности в изложении материала, озна-
комить изучающих философию с различными философ-
скими направлениями, течениями, школами, системами.

Основной замысел автора пособия—раскрыть содер-
жание дидактических единиц Государственного стандар-
та, или, выражаясь проще, дать содержание программы
курса философии через изложение истории философии и
основных философских течений, школ и систем современ-
ности. Такой подход, пожалуй, позволит изучающему фи-
лософию ознакомиться с философской проблематикой в ее
историческом контексте и проследить ее развитие на про-
тяжении существования европейской цивилизации.

Вместе с тем, автор понимает, что в пределах учебно-
го курса невозможно раскрыть все богатство и многообра-
зие философских проблем, направлений и учений. Цель
автора — помочь изучающим философию составить себе
первоначальное представление о предмете философии и
ее назначении, о важнейших школах и течениях, выдаю-
щихся мыслителях, о решении «вечных» человеческих
проблем, начиная с общей картины мира и кончая глобаль-
ными проблемами современности. При этом автор исходит
из установки, что знание философии — не самоцель. Он
надеется, что это знание поможет читателю выработать
определенную жизненную позицию и позволит быстрее
решать встающиеперед ним личные, профессиональные и
общественные проблемы.


ф.

тема 1

'илософия
как мировоззренческая
система: ее смысл
и предназ

Размер файла: 1.51 Мбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)

Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров