Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (5)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (15)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Проблема регулирования валютного рынка

§ 1. Принципы валютной политики
Валютная политика в системе мер государственного регулирования экономики
Валютная политика представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений, в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Она является составной частью экономической политики государства и, тем самым, ориентируется на достижение ее целей. Основные цели экономической политики заключаются в достижении устойчивого экономического роста, полной занятости в экономике, стабильного уровня цен, сбалансированного платежного баланса (в динамическом аспекте это может означать также необходимость накопления валютных резервов для выплаты внешнего долга). Основной целью собственно валютной политики обычно служит поддержание стабильной динамики валютного курса.
Валютная политика тесно связана с денежно-кредитной политикой (через взаимное влияние макроэкономических переменных, на которые они оказывают воздействие — валютного курса, процентных ставок, денежной массы), бюджетно-налоговой (в части решения проблемы внешнего долга) и промышленной или инвестиционной (если государство стремится проводить таковую). Важно, чтобы каждый вид экономической политики решал свои задачи, а в рамках осуществления той или иной политики необходим
достаточно широкий набор инструментов, поскольку чем больше инструментов, тем большего числа целей можно достичь.
Стратегические задачи валютного регулирования
При выборе режима валютного регулирования и контроля монетарные власти исходят из общих задач, стоящих перед экономикой страны.
В общем случае валютное регулирование имеет главной целью предоставление правительству механизма эффективного управления курсом национальной валюты. В соответствии с этой целью задачи валютного регулирования можно условно разделить на тактические и стратегические.
К тактическим задачам относится, прежде всего, сглаживание колебаний валютного курса, происходящих под влиянием конъюнктурных факторов. В частности, это могут быть сезонные изменения (например, начало и завершение отчетного периода), последствия резкого повышения волатильностя смежных секторов финансового рынка, проведение крупных выплат по внепшему долгу и т.д.
В стратегическом плане валютное регулирование призвано обеспечивать такой курс национальной валюты, который необходим для выхода экономики на траекторию устойчивого роста, повышения благосостояния населения и снижения инфляционного давления. Со стратегической точки зрения валютный курс рассматривается как один из основных макроэкономических показателей. Соответственно, валютное регулирование не может проводиться в отрыве от реализации долгосрочной экономической
политики. Исходя из этого, меры валютного регулирования обычно используются для:
• выбора режима регулирования валютного курса на долгосрочной основе;
• предотвращения оттока капитала за границу, когда страна сама нуждается в инвестиционных ресурсах для модернизации экономики;
• ограничения поступлений в страну краткосрочного спекулятивного иностранного капитала как источника потенциальной нестабильности;
• управления объемом золотовалютных резервов;
• борьбы с долларизацией экономики (в тех странах, где существует эта проблема).
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению каждого из направлений валютной политики.
Выбор режима валютного курса.
Одним из основных решений при осуществлении валютной политики является выбор режима валютного курса.
В послевоенный период в соответствии с Бреттон-Вудским соглашением страны фиксировали курсы национальных валют на основе рыночного курса по отношению к доллару и в соответствии с официальной ценой золота (35 долл. за тройскую унцию). Государства-члены Международного валютного фонда обязались не допускать отклонений курса своих валют на рынке свыше ±1% от паритета. Распад Бреттон-Вудской системы в начале 1970-х гт. привел к мировому валютному кризису.
В настоящее время имеется достаточно широкий спектр возможных режимов валютных курсов. МВФ выделяет следующую их классификацию: режим с отсутствием отдельного платежного средства (применяется членами денежных или валютных союзов), «валютное управление» («currency board»), «привязка» валютного курса в рамках установленных границ, «ползучая привязка», валютные курсы с «плавающими» границами, управляемое плавание, независимое плавание1. Крайние формы существуют довольно редко, и основной выбор происходит между какой-либо разновидностью фиксированного курса (без жесткой фиксации) и управляемым плаванием.
В настоящее время в экономической литературе ™ рассматривается несколько теорий валютного регулирования. Одной
из первых по времени создания является кейнсианская теория регулируемой валюты, возникшая под влиянием мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., основоположниками которой выступили Дж. Кейнс и И. Фишер.
Согласно данной теории, управление валютным курсом рассматривалось в рамках решения задачи развития всей национальной экономики. В частности, Кейнс рекомендовал снижать валютный курс с целью увеличение экспорта, роста производства и занятости в стране, а также борьбы за внешние
'Exchange Arrangements and Exchange Restrictions //IMF, Annual Report, 2000

рынки. Данные рекомендации были успешно использованы Великобританией и рядом других стран в середине 30-х гт.
Вместе с тем, мнение о необходимости государственного регулирования валютного курса разделяли и разделяют далеко не все экономисты. В период кризиса Бреттонвудской системы (система валютных паритетов) в 60-70-е гг. заметно усилились позиции сторонников теории плавающих валютных курсов.
По мнению представителей этого направления, в число которых входят такие известные экономисты, как М. Фридмен, Г. Джонсон, А. Линдбек, колебания валютного курса должны происходить исключительно под влиянием рыночного спроса и предложения, при этом государство никаким образом не должно вмешиваться в процесс его установления.
Однако, несмотря на достаточно большое число последователей данной теории и значительное влияние неомонетаристов на формирование экономической политики, полностью отказаться от регулирования валютного рынка не смогли даже страны с наиболее развитыми финансовыми рынками - США и государства Западной Европы.
Уязвимость предложенной концепции признали и сами ее основатели. Например, Дж. Вайнер3 считает, что невозможно представить себе рынок иностранных валют, в деятельность которого государство не вмешивается прямо или косвенно. Нестабильность плавающих курсов подрывает уверенность экономических агентов, поэтому на практике в большинстве стран
КеЙнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: «Гелиос АРВ», 1999, стр. 143.
3 Viner J. Problems of Monetary Control. - Princeton, 1964. - p. 30-33.

используют режим регулируемого плавания валютного курса. Примером могут служить действия стран G-7, принявших соглашение о предельной величине колебаний курсов национальных валют по отношению друг к другу.



Размер файла: 132.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров