Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

ГР как метод управления экономикой

1.       Эволюция роли государства в экономической науке

2.       Необходимость ГР

3.       Сущность, функции и методы ГРЭ

4.       Система органов ГРЭ в Украине

 

  1. Эволюция роли государства в экономической науке

 

Государство (исторический подход) – определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической связи, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.

Гос-во (юридический подход) – совокупность официальных органов власти действующих в масштабе страны или отдельного территориального субъекта

Гос-во, как субъект международного права, - основной участник международных отношений            

Государство как экономический субъект:

- совокупность органов и лиц сосредоточивших экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе, распоряжающихся государственной собственностью

- все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящихся в госсобственности, в распоряжении и ведении госуд. органов власти. (изуч. госуд. экономика)

Рыночная система – это не статическое явление. Со времени своего возникновения она постоянно эволюционировала. Одним из направлений  такой эволюции было применение ГР, как подсистемы рыночного механизма.

С точки зрения ГР, рыночный механизм прошел три этапа:

 Iэтап (XIX век – 10-е годы ХХ в.) – рынок свободной конкуренции. На данном этапе ГР рыночной экономики фактически было сведено к минимуму. Регулирование экономики обеспечивалось, преимущественно автоматическом действиям рыночных механизмов.

 II Этап (10-е – пер. пол. 50-х гг. ХХ в.) – не системное (аномально-кризисное) использование ГР экономики. Характерным признаком этого этапа стало то, что ГР экономики не носило постоянно действующего системного характера, оно использовалось в значительных масштабах только в периоды кризисного развития экономической системы.

III Этап (2-ая пол. 50-х гг. ХХ в. – по наш. вр.) – системное государственное регулирование. На данном этапе ГР экономики превратилось в постоянно действующую подсистему рыночной экономики, причем неотъемлемую, без которой ни одна развитая рыночная экономика просто не может функционировать.

Экономическая активность государства зависит от принятой в обществе теоретической концепции:

 Меркантилизм:   придерживались  идеологии активного государственного вмешательства, т.к  происходило выдвижение на первый план интересов  государства. Могущество государства есть главная цель, достижению которой должны быть посвящены все силы общества. Благосостояние подданных лишь тогда обретает какое-то значение, когда оно служит усилению государственной мощи.  Свои интересы торговцы отождествляли с интересами государства. Протекционизм, т. е. защита интересов национальных производителей.

ГР при меркантилизме различается  в разные периоды. Поэтому выделяют так называемые ранний и поздний меркантилизм.

В эпоху раннего меркантилизма (XV-XVIв) применяются административные (принудительные) методы ГР. Ограничение импорта товаров (высокие ввозные пошлины), кроме импорта дешевого сырья.

    Более взвешенный подход демонстрируют поздние меркантилисты,  в XVI-XVIII вв. Снятие жестких ограничений по импорту товаров и вывозу денег. Доминирование не принудительных, а экономических методов ГР.

Классическая школа П.Э. лучшей экономической политикой считает такую, которая предусматривает минимально возможное вмешательство государства в экономику.  

В основе это лежит идея природного порядка, в соответствии с которой все в мире подчиняется законам Природы. Человек действует природно, когда использует все доступные средства – способности, разум, имущество- с целью  обеспечения собственного существования, удовлетворения материальных и духовных потребностей. От сюда вытекает право вольного распоряжение собственным  трудом и имуществом, свобода обмена и конкуренции, недопустимость существования монополий, неприкосновенность частной собственности и при этом государство не должно вмешиваться в производственною торговую, финансовую деятельность, а также отсутствуют любые ограничения и запреты на торговлю, переливание капитала, ценовая регламентация производства, законы про минимальную заработную плату и т.д..

Кейнсианство стоит на точке зрения безусловного вмешательства в экономическую жизнь общества. Кейнс считает, что рыночная система потеряла способность к саморегулированию, для её выживания нужна активная государственная политика, направленная на стимулирование совокупного спроса.

Решающим компонентом эффективного спроса, как известно, Кейнс считал инвестиции, уделяя их стимулированию первостепенное внимание. В его работе рекомендуются два основных метода увеличения инвести­ций: бюджетная и денежно-кредитная политика.

Для оживления экономической конъюнктуры Кейнс реко­мендовал увеличение государственных капиталовложений, которые играли бы роль «ключа зажигания», запускающего механизм мульти­пликатора. Поскольку частные инвестиции в условиях депрессии резко сокращаются в силу пессимистических взглядов относительно пер­спектив получения прибыли, решение о стимулировании инвестиций должно взять на себя государство.

Неолиберализм, опирается на КШПЭ и отстаивает принцип невмешательства государства непосредственно в хозяйственный процесс и одновременно принцип вмешательства государства в процесс  формирования и защиты совершенной конкуренции (конк.хоз).

Монетаризм. Монетаристы предложили отказаться от проведения дискреционной бюджетной  политики и заменить ее на регламентированную денежно-кредитную политику, т.е. политику, подчиняющуюся неким правилам. Основным таким правилом, с точки зрения монетаристов, должно стать поддержание темпов роста предложения денег на уровне, соответствующему темпам роста потенциального реального национального дохода. Такая политика означает стабильность общего уровня цен в длительном периоде.

Таким образом в современных условиях ни одно из направлений не отбрасывает участия государства в экономическом регулировании. Вопрос стоит о его механизме, степени, направлениях, целях, мерах и т.д.    

 

   2. Необходимость ГР

 

Современные развитые экономические системы объединяют в себе рыночное саморегулирование  и механизм ГР.

Игнорирование любой из этих составляющих приводит к отрицательным последствиям. Важно, чтобы  государство, во-первых, эффективно отстранило, локализовало отрицательные последствия рыночных отношений, во-вторых,  обеспечивало стабильность среды для  экономического роста.

С целью понимания необходимости ГР необходимо принять во внимание три доказательных аспекта: теоретический, исторический и практический.

Чисто теоретический подход заключается в изложении необходимых аргументов, как совокупности  внутренних противоречий рыночных отношений.

Основными недостатками рыночного саморегулирования   выступают:

1.       ограничение механизма конкуренции,

2.       незаинтересованность  частных предприятий обеспечивать людей общественными товарам

3.       неполнота рынков

4.       недостаточность информации,

5.       ограниченность финансовых ресурсов

6.       подверженность экономическим циклам

7.       недостаточное внимание к экологической безопасности и т.д.

1) Конкуренция выступает важным фактором повышения эффективности производства. Рыночная среда давит на предприятия, заставляя уделять  внимание  инновациям. Однако в процессе концентрации капиталов возникают монополии. В процессе монополизации устраняется стимул к повышению эффективности производства, а соответственно,  заинтересованность хозяйствующих субъектов во внедрении нововведений в производство. Так же монополисты могут оказывать влияние на государственные органы и их представителей, это отражается на экономической политике государства, которая начинает отвечать не общественным, а частным интересам.  

2) Общественные товары удовлетворяют потребности всех членов общества в целом. Такие товары имею 2 особенности: несоперничество в потреблении   и  общедоступность (ограничение доступа потребителей невозможно или неэффективно). Частный сектор не заинтересован в производстве таких товаров, поэтому производством таких товаров занимается государство.   

Например, значимой основой успешного развития общества является высокий уровень фундаментальных знаний общества.

И формирование этого уровня происходит путем накопления информационного материала после проведения фундаментальных разработок результаты, которых по своему внутреннему содержанию есть общественное благо. Соответственно свойства продукта фундаментальных исследований, такие как  несоперничество в потреблении и общедоступность приводят к экономии инновационных издержек предприятий, что в конечном итоге имеет стимулирующий эффект.

Следует подчеркнуть, что финансирование фундаментальных исследований сталкивается в рамках частного сектора экономики с существенными проблемами. Эти исследования, во-первых, являются наиболее неопределенными по своим результатам. Во-вторых, эти исследования требуют значительных средств, которых у частного предприятия может не быть вообще, или выделение таких средств может сопровождаться появлением угрозы относительно дальнейшего существования предприятия. В-третьих, компании осуществляющие даже прикладные НИОКР могут получить лишь часть общего коммерческого дохода (по некоторым оценкам, компания-инноватор располагает в среднем всего 30% общего дохода от внедрения новой технологии).



Размер файла: 328.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров