Заказ работы

Заказать
Каталог тем

Самые новые

Значок файла Зимняя И.А. КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании (4)
(Статьи)

Значок файла Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: Учеб. пособие. – Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. – 175 с. (5)
(Книги)

Значок файла ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (6)
(Статьи)

Значок файла Клуб общения как форма развития коммуникативной компетенции в школе I вида (11)
(Рефераты)

Значок файла П.П. Гайденко. ИСТОРИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЕЕ СВЯЗИ С НАУКОЙ (12)
(Статьи)

Значок файла Второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. — Санкт-Петербург: ЭЙДОС, АСТЕРИОН, 2008. — 560 с. (16)
(Статьи)

Значок файла М.В. СОКОЛОВА Историческая память в контексте междисциплинарных исследований (15)
(Статьи)

Каталог бесплатных ресурсов

Основные формы и методы международных экономических отношений

Состояние мирового рынка, как и всякой сложной системы, находится в постоянной динамике. Эволюцию форм рынка можно представить схемой [22].

 

Внутренний рынок ? форма хозяйственного общения, при которой все предназначенное для продажи сбывается самим производителем внутри страны.

Международный рынок ? часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.

Национальный рынок ? внутренний рынок, часть которого ориентируется на иностранных покупателей.

Мировой рынок ? сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства.

 

Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда, и других факторов производства. Он характеризуется следующими основными чертами [22]:

- является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей продукции за национальные рамки;

- проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;

- оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;

- выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.

Мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая ему, что, сколько и для кого нужно производить. В этом смысле мировой рынок оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной категорией теории международной экономики. Движущей силой эволюции мирового рынка выступают постоянные нарушения равновесия системы, порождаемые появлением все но­вых и новых товаров и услуг, а вместе с ними - новых потребностей мирового сообщества, новых технологических связей в сфере произ­водства, новых методов конкуренции, новых организационных и пра­вовых форм ее упорядочения. Здесь все взаимосвязано, взаимообус­ловлено. И каждая страна, включаясь в эту не знающую покоя систе­му, вынуждена приспосабливаться к тому ее состоянию, которое существует на данный момент.

Было время, когда в международном обороте преобладали про­дукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и тек­стильные изделия. В таких условиях конкурентные позиции той или иной страны и ее возможности в международном разделении труда определялись, прежде всего, ее природными ресурсами: землей, клима­тическими условиями, полезными ископаемыми. Позднее, с переходом передовых стран к машинному производ­ству, ведущую роль в мировом товарообороте стали играть гото­вые изделия. Это придало международному рынку и конкуренции невиданный динамизм, так как готовые изделия способны иметь мно­жество вариаций, число которых определяется изобретательностью производителей и их технологическими возможностями.

В сущности, рынок базовых товаров и рынок готовых изделий – это две качественно различные части рыночного пространства, два его «этажа» со своими, во многом несхожими, «правилами игры». В условиях бурного развития автоматизации, электроники, телекоммуникации, биотехнологии верхний «этаж» мирового рынка в свою очередь расслоился на три яруса: низко-, средне- и высокотехнологичные изделия.

Хотя большинство высокоразвитых стран присутствует на всех ярусах мирового рынка, каждая из них все же имеет свою основ­ную арену. Быстро расширяющийся верхний ярус представляет сферу ожесточенной конкуренции между постиндустриальными странами, вовлеченными в гонку бесконечных научно-технических инноваций и не заинтересованных в появлении на этом поле новых претендентов на какую-либо долю этого рынка. Средний ярус - рынок средне- и низкотехнологичных, как прави­ло, трудоемких готовых изделий и полуфабрикатов, на котором ведут борьбу индустриализирующиеся страны. Число участников этой борьбы постоянно пополняется за счет развивающихся и бывших социалис­тических стран, а сама она становится все более жесткой, хотя и не настолько, как на верхних ярусах мирового рынка.

Нижний «этаж» - это, в основном, удел менее развитых стран, специализирующихся на экспорте ресурсо- и трудоемких товаров. Здесь тоже немало соперников, борющихся за свою долю на рынке, который в относительном измерении непрерывно сужается. Именно на этом «этаже» мирового рынка сбывают более половины своей продукции наряду с африканскими и латиноамериканскими страна­ми постсоветские государства.

Различные «ярусы» мирового рынка отличаются друг от друга ха­рактером конкуренции. Конкурентоспособность базовых ресурсов (агропродукты, лесоматериалы, топливо, минеральное сырье) опре­деляется двумя составляющими: природными качествами и издер­жками их производства, хранения и транспортировки. Природные свойства ресурсов более или менее схожи во всех регионах мира. Главным фактором их конкурентоспособности на мировом рынке является цена, а точнее лежащие в ее осно­ве издержки производства, хранения и перевозки. Эти издержки в свою очередь определяются стоимостью рабочей силы и уровнем производительности труда, который во многом зависит от техническо­го оснащения производства.

Основа конкуренции на рынках готовых изделий — не столько цена, сколько потребительские свойства товара. В значительной мере это обусловлено тем, что качество готовых изделий по самой природе изменчиво и неустойчиво. Все творения человеческого разума и рук непрерывно совершенствуются: предметы производственного потреб­ления становятся более эффективными, товары личного потребления - более полезными, удобными или приятными. Тенденция к постоянному улучшению качества готовых изделий порождает у покупателей ожида­ние дальнейшего совершенствования потребительских свойств каждого такого изделия.

Международная торговля представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Она является одной из основных и старейших форм международных экономических отношений. Международная торговля состоит из двух встречных потоков товаров и услуг – экспорта и импорта. Первый означает вывоз капитала и продукции за границу, а второй – ввоз их из-за рубежа. Торговое сальдо представляет собой разность стоимостных объемов экспорта и импорта, а торговый оборот сумму стоимостных объемов экспорта и импорта.

Существует ряд теорий международной торговли. Согласно теории абсолютных преимуществ страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам). Эта модель является выгодной в том случае, если обе страны торгуют товарами, которые каждая из них производит с меньшими издержками (т.е. имеет абсолютное преимущество в издержках производства), чем страна-партнер. Поскольку труд является единственным фактором производства, условие абсолютного преимущества в издержках означает попросту, что одной стране требуется меньше времени на производство единицы товара, чем другой. Сильная сторона этой теории заключается в том, что она основана на трудовой теории стоимости и показывает явные преимущества разделения труда уже не только на национальном, но и на международном уровне.

Теория сравнительных преимуществ использует понятие альтернативной цены и представляет собой простое сравнение цен единиц двух товаров на внутреннем рынке, выраженных через количество рабочего времени, истраченного на их производство (1 единица товара произведена за 2 часа труда). Понятие издержек замещения практически эквивалентно по смыслу альтернативной цене с той только разницей, что в данном случае сравниваются величины, обратные затратам труда, - количество единиц товаров, произведенных за единицу времени (за 1 час рабочего времени произведено 1/2 единицы товара). Альтернативная цена – это рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара.

Теория соотношения факторов производства. Названные выше теории объясняли международную торговлю различными абсолютными и относительными затратами труда на производство товаров в различных странах. Но в чем кроются причины различий в затратах труда? По мере того, как в течение XIX века трудовая теория стоимости постепенно вытеснялась различными вариантами теории факторов производства, экономисты - неоклассики - последователи основателей классической школы – начали объяснять международную торговлю также через теорию факторов производства.

Классические теории международной торговли. Теория неоклассиков базируется на предположении, что различия в относительных ценах объясняются разной обеспеченностью стран факторами производства, так же, как и теории абсолютных и сравнительных преимуществ, основывается на многочисленных допущениях. В связи с этой теорией появился парадокс Леонтьева. В. Леонтьев заявил, что теория соотношения факторов производства не подтверждается на практике: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую.

 

 

 



Размер файла: 299 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров