Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Наблюдение как метод социально – психологического исследования

Методы научных исследований –  это  те  приемы  и  средства,  с  помощью которых ученые получают достоверные сведения,  используемые  для  построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

 Сила науки  во  многом зависит  от  совершенства  методов  исследования,  от  того,  насколько  они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная  область  знаний  способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что  появляется в методах других наук. Там, где  это  удается  сделать,  обычно  наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к социальной психологии. Ее явления  настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой  науки  ее  успехинепосредственно зависели от совершенства применяемых  методов  исследования.

Со временем в ней оказались интегрированны методы самых разных наук.  Это  – методы математики, общей психологии, ряда других наук.

Наряду  с  математизацией  и  технизацией  исследований   в   социальной

психологии не утратили своего значения  традиционные  методы  сбора  научной информации, такие, как наблюдение, опрос.

В моем реферате на тему “” рассмотрен и  раскрыт  один  из  традиционных методов сбора научной информации – наблюдение.

Если данные об обследуемом процессе, о деятельности  индивидов,  группы,

коллектива в  целом  должны  быть  максимально  “очищены”  от  рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондентов, то прибегают  к  такому  методу сбора информации, как наблюдение.

Наблюдение    древнейший  метод  познания.  Его  примитивной  формой  – житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в  повседневной  практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается  выяснить  причины  тех  или  иных  поступков  и  действий.

Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всего тем,  что они случайны, неорганизованны и бесплановы.

Так как социологическое наблюдение связано  с  прямым,  непосредственным восприятием событий или участием в  них,  имеет  много  общего  с  тем,  как

человек  в  повседневной  жизни  воспринимает  происходящее,  анализирует  и объясняет  поведение  людей,  связывает  его  с   характеристиками   условий деятельности,  запоминает  и  обобщает   события,   очевидцем   которых   он становится. Но есть  и  большие  различия.  Социологическое  наблюдение  как метод сбора научной информации – это всегда  направленное,  систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых  социальных  явлений, процессов, событий. Оно служит определенным  познавательным  целям  и  может быть подвергнуто контролю и проверке.

Метод наблюдения использовался еще  на  этапе  становления  марксистской социологии. Ф.  Энгельс  в  течении  21  месяца  непосредственно  по  личным наблюдениям  и  в  личном  общении  изучал   английский   пролетариат,   его стремления, страдания, радости.

Интересный  опыт  использования  метода   наблюдения   и   анализа   его результатов накоплен в русской литературе 40-х годов XIX века. В  социальной беллетристике  этого  периода   тесно   сплетены   гражданские   чувства   и умонастроения  близкой  к  народу  интеллигенции,   поиски   художественного отражения   жизни    различных    социальных    групп,    черты    научного, социологического видения общественного развития. Писатели,  близкие  к  В.Г. Белинскому  и  Н.А.  Некрасову,  не  только  дали  точные  зарисовки   быта, поступков,   элементов   сознания    представителей    многих    социальных, профессиональных сообществ, но и создали типологические  образы,  обобщенные социолого-художественные типы людей своего  времени.  Общий  гуманистический пафос их произведений, а также использованный ими метод сбора  и  осмысления фактов общественного бытия в значительной мере предопределили  как  характер

более поздней прогрессивной русской литературы, так и специфику  становления отечественной социологии.

Наблюдение - это самый  простой  и  наиболее  распространенный  из  всех объективных  методов  в  психологии.  Научное   наблюдение   непосредственно соприкасается  с  обыкновенным  житейским  наблюдением.  Необходимо  поэтому прежде всего  установить  общие  основные  условия,  которым  вообще  должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основание требование —  наличие  четкой  целевой  устновки:  ясно осознанная цель должна  руководить  наблюдателем.  В  соответствии  с  целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в  схеме.  Плановость и систематичность наблюдения составляют самую  существенную  черту  его  как научного метода. Они  должны  исключить  элемент  случайности,  свойственный житейскому  наблюдению.  Таким  образом,  объективность  наблюдения  зависит

прежде всего  от  его  плановости  и  систематичности.  И,  если  наблюдение

исходит из четко осознанной цели, то  оно  должно  приобрести  избирательный характер.  Наблюдать  все   вообще   в   силу   безграничного   многообразия

существующего  совершенно  невозможно.  Всякое  наблюдение   поэтому   носит избирательный, или выборочный, частичный характер.

Наблюдение  становится  методом  научного   познания   лишь   постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а  переходит  к формулировке гипотез  с  тем,  чтобы  проверить  их  на  новых  наблюдениях.

Действительно научно-плодотворным  объективное  наблюдение  является  в  том случае, когда оно связано с установлением  и  проверкой  гипотез.  Отделение субъективного  истолкования  от  объективного  и  выключение  субъективного, производится в самом  процессе  наблюдения,  соединенного  с  постановкой  и проверкой гипотез.

Квалификация событий: единицы и категории наблюдения.

В   отличие    от    житейского    научное    наблюдение    опосредовано

исследовательскими  целями,  определяющими  предмет  наблюдения  и   область фактов, которые включаются в изучаемую реальность.  Оно  опосредовано  также теоретическими  представлениями  об  изучаемой  реальности  и   выдвигаемыми познавательными  гипотезами.  Для  наблюдения  как  способа   сбора   данных характерна    существенная    особенность:    теоретические    представления исследователя включены не только в  объяснения  наблюдаемого,  но  и  в  сам процесс наблюдения, в само  описание  наблюдаемого.  В  обыденной  жизни  мы отражаем окружающий нас мир в системе закрепленных  в  языке  значений.  При

социально-психологическом   наблюдении   субъект    наблюдения    использует специально  выделенные  категории  и  единицы,  выступающие   как   средства качественного описания наблюдаемой им реальности.

Наблюдение целостного потока активности субъекта и его описание возможны только  путем  искусственного  вычленения  в   нем   определенных   "единиц" активности, которым  присваиваются  определенные  названия.  Выделение  этих "единиц" позволяет:

а) ограничить процесс наблюдения определенными  рамками: в каких свойствах,  проявлениях  и  отношениях  воспринимается  наблюдателем

изучаемая реальность;

б) выбрать определенный язык описания наблюдаемого,  а

также способ фиксации данных наблюдения, т.е. способ  отчета  наблюдателя  о воспринимаемом явлении;

в) систематизировать и  контролировать  включение  в процесс получения эмпирических данных теоретического "взгляда" на  изучаемое явление.

Качественное описание составляет  первую  стадию  отражения  результатов наблюдения,  протекающего  как  процесс  квалификации  наблюдаемых  событий.

Размер файла: 99 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров