Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Теория и методика экскурсоведения

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ

Тема 1. История экскурсионного дела в России

Первый этап - возникновение экскурсионного дела в России. Первые учебные экскурсии. Проведение экскурсий просветительского характера. Первые печатные издания по методике экскурсионного дела.

Второй этап - становление советского экскурсионного дела. Экскурсионный метод во внешкольном образовании. Подготовка кадров экскурсионных работников. Разработка основ экскурсионной методики. Вклад В. А. Герда, Б. Е. Райкова, Н. П. Анциферова, А. Ф. Родина и других ученых в развитие экскурсионной методики. Усиление политико-воспитательной направленности экскурсий. Создание Центрального туристского экскурсионного управления ВЦСПС и управлений на местах; их деятельность и развитие экскурсионного дела в послевоенный период. Рост сети туристско-экскурсионных организаций, их деятельность.

Тема 2. Современное состояние и перспективы развития туристско-экскурсионной деятельности

Состояние рынка услуг в стране после 1991 года. Роль и место экскурсионного обслуживания в деятельности современных туристских фирм. Преимущество русской школы экскурсоведения перед западной школой гидизма. Качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода в условиях рыночной экономики. Туристско-экскурсионные ресурсы России. Основные направления развития экскурсионного дела на современном этапе: разработка авторских экскурсий, составление тематических туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания.

Тема 3. Организация и содержание работы туристско-экскурсионного учреждения

Экскурсионные учреждения профсоюзов - бюро путешествий и экскурсий, городские экскурсионные бюро. Задачи, организация и содержание работы методического кабинета, методического совета, методической секции экскурсоводов. Адаптация опыта работы экскурсионных учреждений профсоюзов к системе работы современных туристических фирм. Анализ спроса экскурсионной тематики.

Тема 4. Профессиональное мастерство экскурсовода

Структура профессиональной деятельности экскурсовода. Ее компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический. Квалификационная характеристика и профессиограмма экскурсовода. Экскурсионная деятельность - синтез нескольких профессий. Понятие мастерства как высшего уровня квалификации. Совершенствование профессионального мастерства.

Тема 5. Критерии оценки качества экскурсии и труда экскурсовода

Основные методы определения качества экскурсий: экспертная оценка посредством прослушивания и рецензирования, опрос экскурсантов, рейтинг спроса на экскурсовода и на экскурсию данной темы.

Варианты составления подробного развернутого анализа экскурсии и труда экскурсовода: письменный отзыв, карточка прослушивания, развернутая рецензия, схема их написания.

Тема 6. Сущность экскурсии, ее признаки и функции

Экспликация понятия "экскурсия" в контексте истории экскурсионного дела. Отличительные признаки экскурсии от других видов социально-культурной деятельности. Пять главных составляющих признаков экскурсии.

Функции экскурсии: познавательная, педагогическая, рекреационная, коммуникативная и другие.

Тема 7. Классификация и тематика экскурсий

Основные принципы классификации экскурсий:

1. По содержанию - обзорные (многоплановые), тематические. Развитие тематики в зависимости от экскурсионных возможностей края, наличия объектов. Резервы расширения тематики экскурсий. Виды тематических экскурсий: исторические, литературные, архитектурные и т. д.

2. По форме - по составу участников (для взрослых, для детей, для иностранцев т. д.); по месту проведения (музейные, загородные, городские); по способу проведения (пешеходные, автобусные, теплоходные и т. д.).

Тема 8. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию различных туристских групп

Сущность, основания и принципы дифференцированного подхода. Социально-демографические и социально- профессиональные основы дифференциации (пол, возраст, национальность, образование, род профессиональной деятельности); социально-психологические факторы (направленность интересов, привычки, традиции); личностно-характерологические особенности (характер, темперамент). Формирование различных групп экскурсантов как основа дифференцированного подхода к их обслуживанию. Значение мастерства экскурсовода в обеспечении дифференцированного подхода.

Особенности проведения экскурсий для детей и подростков; знание учебных программ - необходимое требование к организации экскурсионной работы с учащимися. Особенности работы с индивидуальными туристами.

Тема 9. Использование в экскурсиях элементов психологии и педагогики

Психолого-педагогические задачи экскурсоводов. Основные социально-психологические факторы, которые должен учитывать экскурсовод в своей деятельности, их анализ. Психология и эффективность деятельности экскурсовода. Понятие установки. Примеры установки в деятельности экскурсовода. Предкоммуникативный и коммуникативный этапы деятельности.

Установление контакта с аудиторией. Формирование и поддержание интереса к экскурсиям. Управление аудиторией. Возможность использования обратной связи на экскурсии.

Организация внимания. Внимание и интерес. Кризисы внимания и их устранение.

Педагогическое руководство экскурсионной группой, ее познавательной деятельностью. Привитие экскурсантам умения и навыков смотреть объекты, выполнять задания.

Тема 10. Культура и качество экскурсионного обслуживания

Принципы и методы оценки качества экскурсии. Анализ наиболее распространенных недостатков экскурсионного обслуживания.

Информация о качестве проведенных экскурсий: благодарности и жалобы туристов.

Характеристика причин возникновения конфликтных ситуаций на экскурсиях. Развитие у экскурсоводов аналитических способностей, необходимых для определения и решения проблем, заложенных в ситуациях. Умение принимать нестандартные решения в конкретных ситуациях. Формирование навыков делового служебного общения.

Самостоятельная учебная работа студентов

1. С целью обучения студентов умению анализировать экскурсионный процесс и адекватно определять профессиональное мастерство экскурсовода предлагается написать развернутую рецензию на одну из прослушанных учебных экскурсий.

2. Для закрепления теоретического материала по теме "Сущность экскурсии, ее признаки и функции" необходимо, исходя из пяти признаков экскурсии, смоделировать новую нестандартную форму экскурсионной деятельности.

Литература

1. Герд В. А. Экскурсионное дело. М.-Л.: Госиздат, 1928.

2. Гецевич Н. А. Основы экскурсоведения. Минск: Университетское изд-во, 1988.

3. Грехнев В. С. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.

4. Дворченко В. В., Веселков В. Р., Емельянов Б. В. Туристско-экскурсионная работа в СССР. М.: Турист, 1989.

5. Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода. М.: Турист, 1986.

6. Колонкин А., Зимин Н. Дальние экскурсии. М., 1927.

7. Конъюнктура туристского рынка: Ежеквартальный обзор. М.: Туринформ, 1994, 1995, 1996.

8. Логинов Л. М., Рухлов Ю. В. История развития туристско-экскурсионного дела. М.: Турист, 1989.

9. Омельченко Б. Ф. Экскурсионное общение: познание, воспитание, отдых. М.: Наука, 1991.

10. Организация и методика экскурсионной работы / Под ред. А. В. Даринского. Л.: ВПШК, 1983.

11. Путрин Ю. С. Перспективы туристского использования историко-культурного и природного потенциала малых исторических городов России // Труды Академии туризма. СПб.: ОЛБИС, 1995. Вып. 1.

12. Сичинава В. А. Экскурсионная работа. М.: Просвещение, 1981.

13. Триодин В. Е. Педагогические основы культурно-просветительной работы. Л.: ВПШК, 1980.

14. Экскурсия - активная форма организации культурного досуга. М.: Турист, 1987.

15. Эстетическое воспитание в экскурсиях. М.: Турист, 1986.

РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ



Размер файла: 21.63 Кбайт
Тип файла: txt (Mime Type: text/plain)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров