Глобалтека
На главную |
Варианты сотрудничества |
Наши гарантии |
Как оплатить? |
Оставить отзыв |
Портфолио авторов |
ФОРУМ |
Заказ работы
Заказать |
Каталог тем |
Каталог ресурсов
Рефераты |
Книги |
Статьи |
Методический материал |
Самые новые

(Статьи)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)

(Методические материалы)
Последние отзывы
Каталог бесплатных ресурсов |
Диалог: телевизионное общениев кадре и за кадром. С. А. Муратов
ЛИЧНАЯ
ДИСТАНЦИЯ
ЧТО ЗА СЛОВОМ!
Есть пятьдесят способов
сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет» и только один способ это
написать.
Б. Шоу
Рассказывают, что с
Шаляпиным был такой случай. Нашел он извозчика, сел в пролетку и едет. Извозчик
попался разговорчивый. «Барин, ты кем работаешь»? — «Пою».— «Ну, это мы все,
как выпьем, поем. А работаешь-то ты кем?»
Казалось бы, что может
быть в жизни проще, нежели ходить или разговаривать? Почти треть нашей жизни мы
тратим на разговоры (среднестатистический горожанин 10—11 часов в сутки
вовлечен в речевое взаимодействие: 75 процентов этого времени он говорит и
слушает, 25 процентов — читает и пишет). Однако стоит подняться на авансцену —
и большинство из нас немедленно лишается дара речи, а начинающие актеры не
знают, куда деть руки. Верное самочувствие на сцене, повторял Станиславский, —
это и есть обыкновенное, нормальное самочувствие человека в жизни.
Но разве телевизионная
студия — не те же подмостки? Достаточно едва ли не любому оказаться в поле
зрения телекамеры — где она, та чарующая раскованность, которая обычно не стоит
нам никаких усилий?
...В кадре несколько
человек, чуть сбоку — ведущая. Все смотрят прямо перед собой, как на памятной
фотографии школьников-выпускников. (Почему-то этот фронтальный ракурс
пользуется особой благосклонностью телережиссеров.) В эфире — рубрика под
четким названием «Наше интервью». Оттого ли, что скованность журналистки,
открывающей встречу, передается присутствующим гостям, оттого ли, что каждая ее
фраза чередуется с томительной паузой, мы следим уже не столько за смыслом
фраз, сколько за самим процессом их мучительного рождения.
Наконец ведущая
предоставляет слово («Мне хотелось бы предоставить первое слово...»), не
поворачиваясь к участнику передачи. Тот начинает свое выступление, не глядя в
глаза ведущей. Остальные хотя и находятся на экране, но не участвуют в
разговоре. Они терпеливо ждут своей очереди.
По существу, перед нами
просто-напросто ряд подготовленных монологов. Но поскольку режиссер и оператор
настойчиво держат в кадре всю группу, создается иллюзия разговора, в то время
-как разговора-то и не происходит. А название рубрики словно узаконивает эту
игру перед телезрителем.
«Хорошо ли вы помните
обстановку в студии?» — спросил на следующий день после подобной телепередачи
ее участников (секретарей комсомольской организации крупного завода и городского
универмага) выпускник факультета журналистики МГУ В. Назаров. Вот запись этой
беседы.
Ольга. Помню очень
хорошо. Мы сидели за столом. Перед нами стояла камера и два... в общем,
прожектора. Левее сидел кинооператор, рядом с ним стоял серо-голубой телевизор
на колесиках, еще какая-то шторка, а что за шторкой — не знаю.
Александр. Помню пять
кресел фиолетового цвета, в которых мы сидели, серо-голубого цвета монитор, два
осветительных прибора, кинооператор с камерой, звукооператор у магнитофона, еще
каких-то два человека, какая-то шторка, за нею, видимо, тоже аппаратура. Вот и
все, кажется.
Вопрос. Отвечая на
вопросы ведущей, вы думали, что вас увидят ваши друзья, знакомые и незнакомые
люди?
Ольга. Нет, совершенно
не думала.
Александр. Думал,
конечно... Потому что одно дело, когда ты беседуешь со своими приятелями, а
тут... В какой-то мере я делал поправку на камеру.
Вопрос. Отражалась ли
эта поправка на степени вашей непринужденности, откровенности?
Александр. Конечно. Сама
обстановка накладывает отпечаток на поведение, на речь и даже на жесты.
Сдержанность такая в студии, настороженность... Своим друзьям то же самое я
сказал бы, наверное, по-другому, добавил бы что-то...
Ольга. Где-то в
подсознании я все-таки чувствовала, что меня будут слушать, смотреть.
Задумывалась, как строить фразы.
Вопрос. Если перед вами
сидит человек и задает вопросы без восклицаний, без жестов — словом,
неэмоциональный человек?..
Ольга. Мне неинтересно
будет с таким человеком. Я вообще не люблю неэмоциональных, безразличных людей.
Я таких не воспринимаю.
Александр. Когда человек
сидит перед тобой в обстановке студии, ты на него надеешься, ждешь, что он
улыбнется, головой покачает... Помню, в то время как говорили другие, а я
молчал, камера маячила перед глазами, свет слепил и поджаривал. Все это в
прямом и переносном смысле накаляло меня, и я начинал волноваться, и чем больше
молчал, тем больше волновался. Если бы я был один, я бы говорил не переставая,
чтобы заглушить волнение.
Вопрос. А как была одета
ведущая?
Ольга. Я забыла уже.
Кажется, белая блузка... Нет, не помню.
Александр. И я не помню.
Вопрос. Если бы вы могли
сами обставить студию, в которой будет идти запись, что бы вы сделали?
Александр. Я бы поставил
на стол цветы, убрал монитор — все равно он не работал; по возможности уменьшил
бы количество света. Чем меньше внешних источников раздражения, тем легче. А то
когда на тебя и свет, и микрофон, и телекамера — человек уходит в себя.
Ольга. Камера
сдерживает... Все время находишься в напряжении.
Нетрудно представить
себе состояние участников передачи, огорошенных размерами павильона,
ослепленных пылающими софитами, оглушенных командами, разносящимися под сводами
телестудии: «Восемь... семь... четыре... два... один... Выходим в эфир!»
Непосвященный чувствует себя как на космодроме в ожидании чудовищных
перегрузок. И его опрокинутое лицо, предстающее перед телезрителем, не что
иное, как результат «работы» телевизионного режиссера.
Наутро собеседники не
помнят, как была одета ведущая, зато помнят, какого цвета был монитор, и могут
описать телекамеру, даже если видят ее впервые. Оснащение павильона привлекало
их внимание на протяжении всей беседы, а это значит, что на протяжении всей
беседы оно отвлекало от ее содержания.
В подобной обстановке,
что греха таить, даже бывалые актеры —и те иногда теряются, а уж о
неподготовленном человеке и говорить нечего. Мало кто способен выдержать этот
экзамен. Разные люди в такие минуты становятся до удивления стереотипными. Это
средство самозащиты. Своего рода маска. Естественная реакция на те
неестественные условия, в которых проводится передача.
Не потому ли в наши дни
особенно ощутима потребность в телевизионных журналистах, чья задача не только
уметь излагать перед камерой свои мысли, но в первую очередь — способствовать
выявлению мыслей собеседника? Ведь самочувствие последнего зависит прежде всего
от того, увидит ли он, оказавшись в студии, живые человеческие глаза и кто он
для ведущего — человек единственный в своем роде или всего лишь очередной
«выступающий».
Вступая в общение,
телевизионный журналист — хочет он этого или нет — становится своего рода
психологом.
Размер файла: 716 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Вход для партнеров
Самые популярные

(Статьи)

(Методические материалы)

(Книги)

(Рефераты)

(Методические материалы)
Последние новости
-
2011-10-15 11:07:21
Программа для просмотра формата fb2 -
2011-09-29 12:51:24
Навигация добавления закладок в социальные сети -
2011-08-18 11:26:03
Вплив вступу до СОТ на зміни інвестиційної привабливості (галузевий аналіз) -
2011-08-18 11:24:11
Ідентифікація інвестиційно привабливих галузей -
2011-08-10 07:56:04
Основания и процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела