Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Формирование товарно-ассортиментной политики организации в условиях неопределенности. В.В. Фидаров, Б.И. Герасимов, А.П. Романов

Неопределенность.
Классификация видов неопределенности
Практически каждое решение принимается человеком в условиях неопределенности, т.е. недостатка
информации о существующих фактах и вероятных будущих событиях. Неопределенность увеличива-
ется в геометрической прогрессии с удалением предполагаемого события во времени.
Если бы не было условий неопределенности, человек для принятия решений не был бы нужен. Выбор
из существующих альтернатив, даже имеющих вероятностный (но определенный) характер, вполне мо-
жет осуществить компьютер на основании разработанного алгоритма. Человек же преодолевает условия
неопределенности волевым решением.
Особенное значение учет условий неопределенности в принятии решений приобретает в России. За
годы планирования многие менеджеры привыкли к высокой степени определенности. Объемы производ-
ства, цены, ассортимент как фирмы, так и «конкурентов» определялись на довольно длительный проме-
жуток времени и спускались сверху. Поэтому и решения управленцев не требовали каких-либо познаний
в области условий неопределенности. С переходом от плановой экономики многие предприятия вышли
из-под государственного контроля, что повлекло рост степени неопределенности.
Неопределенность – это «открытые задачи, в которых принимающий решение не знает всей совокуп-
ности действующих факторов и должен сформулировать множество гипотез, прежде чем их оценивать».
Ситуация полной неопределенности характеризуется тем, что выбор конкретного плана действий может
привести к любому исходу из фиксированного множества исходов, но вероятности их осуществления не-
известны. Выделяют два случая: а) вероятности не известны в силу отсутствия необходимой статистиче-
ской информации; б) ситуация не статистическая и об объективных вероятностях говорить вообще не
имеет смысла (это ситуация чистой неопределенности в узком смысле). «Чистая» неопределенность до-
вольно часто встречается в экономике, ведь решения (особенно стратегические) принимаются каждой
конкретной фирмой в уникальных условиях.
Различают следующие виды неопределенности:
1) объективная («природы»);
2) неопределенность из-за отсутствия достаточной информации;
3) стратегическая, вызванная зависимостью от других субъектов рынка;
4) порожденная слабоструктурируемыми проблемами;
5) вызванная нечеткостью как процессов и явлений, так и информаций, их описывающих;
6) перспективная (появление непредусмотренных факторов);
7) ретроспективная (отсутствие информации о поведении объекта в прошлом):
а) информацию можно восстановить;
б) информацию можно восполнить перспективной;
в) информацию нельзя ни восстановить, ни восполнить.
8) техническая – невозможность предсказать результаты принимаемых решений;
9) стохастическая;
10) неопределенность целей;
11) неопределенность условий.
Ситуацию полной неопределенности следует отличать от риска. Под риском понимают ситуацию, в кото-
рой люди не знают точно, что случится, но представляют вероятность каждого из этих исходов. Неопре-
деленность же означает недостаток информации о вероятных будущих событиях.
Необходимо отметить, что неопределенность не есть что-то безусловно отрицательное для фирмы и
она не должна обязательно снижать ее уровень. Неопределенность затрудняет принятие решений фир-
мой, но она мешает и принятию решений конкурентов. Поэтому фирма может
(и должна) в случае, если она имеет весомую рыночную долю, сама создавать дополнительную неопреде-
ленность. Всякая ошибка конкурен-
тов – предоставленная нам возможность. Соответственно, «предприятие должно стремиться расширять
собственные области решений и сужать аналогичные поля конкурентов».
Основным приемом снижения уровня неопределенности, конечно, является получение дополнитель-
ной информации. Следовательно, возникают следующие вопросы: во-первых, сколько будет стоить эта
информация, а во-вторых, сколько времени потребуется для ее получения. Поэтому необходимо соблю-
дать баланс точность/время и точность/цена. Нет смысла получать очень точную информацию, если она
будет стоить больше возможных потерь или к моменту получения полной информации момент для при-
нятия решения будет упущен. Среди других приемов «обороны» от неопределенности можно отметить
создание зоны стабильности – это вертикальная и горизонтальная интеграция Другим методом является
система резервов – привычный, но не слишком эффективный способ. Одновременно и сама стратегия
позволяет снять субъективную неопределенность, поскольку в ходе ее формирования руководящий пер-
сонал определяет цели, критерии, мотивы деятельности.
При перспективном и оперативном планировании работы предприятия возникает необходимость в
учете ряда случайных факторов, существенно влияющих на процесс производства. К таким факторам
относятся спрос, который не всегда может быть предсказуем, непредусмотренные сбои в поступле-
нии сырья, энергии, рабочей силы, неисправности и аварии оборудования. Еще больше случайных
факторов необходимо учитывать при планировании производства, эффективность которого зависит
от климатических условий, урожайности и т.д.
Таким образом, неопределенность оказывает значительное влияние на фирму и должна учитываться
фирмой при формировании ассортиментной политики.
В управленческих задачах могут присутствовать несколько видов неопределенности. Эффективность
поиска оптимальных решений существенно зависит от методов описания и анализа имеющейся в задаче
неопределенности, насколько адекватно эти методы могут отразить реальную ситуацию. Однако из-за
концептуальных и методических трудностей, в настоящее время не существует единого методологическо-
го подхода к решению задач, содержащих элементы неопределенности. Тем не менее, накоплено доста-
точно большое число методов формализации постановки и принятия решений с учетом неопределенно-
стей. При использовании этих методов следует иметь в виду, что все они носят рекомендательный харак-
тер, и выбор окончательного решения всегда остается за человеком (ЛПР).
Случай, когда неопределенные факторы заданы распределением, соответствует ситуации риска. Этот
случай может учитываться двумя путями. Первый – анализом адаптивных возможностей, позволяющих
реагировать на конкретные исходы; второй – методически, при сопоставлении эффективности техниче-
ских решений.
Суть первого подхода заключается в том, что законы распределения отдельных параметров на этапе
проектирования могут быть определены с достаточной степенью приближения на основе сопоставления с
аналогами, из физических соображений или на базе статистических данных и данных прогнозов.
Методический учет случайных факторов, заданных распределением, может быть выполнен двумя
приемами: заменой случайных параметров их математическими ожиданиями (сведением стохастической
задачи к детерминированной) и «взвешиванием» показателя качества по вероятности (этот прием иногда
называют «оптимизация в среднем»).
Нечеткость
Исторически первыми появились вероятностно-статистические методы, и на сегодняшний день они
являются наиболее развитыми. Эти методы описания и анализа неопределенности являются основой
для принятия решений в условиях риска, а большинство задач, решаемых людьми как в деловой сфере,
так и в обыденной жизни, имеют рискованный характер. Несмотря на развитие вероятностных методов,
они не могут являться универсальным средством для описания всех типов неопределенностей в задачах
принятия решений. Это относится, прежде всего, к слабоструктурируемым проблемам и задачам с не-
четкой исходной информацией.

Размер файла: 949.93 Кбайт
Тип файла: pdf (Mime Type: application/pdf)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров