Заказ работы

Заказать
Каталог тем
Каталог бесплатных ресурсов

Рационализация учетной политики

• Существуют реальные способы повысить эффективность работы предприятия без значительных финансовых затрат
• Учетная политика должна включать элементы финансового планирования и модель бизнеса
• Метод “директ-костинг” в ценовой политике исключает лавинообразное нарастание экономических проблем у предприятия

Устоялось мнение, что повышение экономической эффективности предприятий требует значительных финансовых вложений. Действительно, реструктуризация – дорогое мероприятие, как из-за необходимости привлечения высокооплачиваемых экспертов, так и из-за неизбежного снижения эффективности деятельности предприятия в период изменений. В значительной степени это связано с жестким сопротивлением “внутренней среды” предприятия новым веяниям. Сопротивление участников производственного процесса переменам может свести на нет предполагаемый положительный эффект от реструктуризации, особенно, если она предполагает сокращение персонала. Так, в начале 90-х годов компания AT&T, несмотря на огромные усилия лучших специалистов и большие финансовые затраты, не смогла изменить свою структуру и бизнес-процессы так, чтобы удовлетворять современным требованиям.

Ни инвестиции в основные средства, ни структурная реорганизация не представляются в настоящее время реальными для большинства российских предприятий из-за хронического недостатка финансовых средств.

В современных рыночных условиях непрерывный поиск и реализация мер, направленных на улучшение тех или иных сторон деятельности, – единственная возможность для любой организации выжить и успешно функционировать в среднесрочном, а тем более в долгосрочном плане. Необходимость этого породили изменения внешней среды, происходящие со все большей скоростью.

Понимая это, руководители предприятий заражаются пессимистическими и иждивенческими настроениями. Большинство убеждено, что правительство просто обязано дать деньги для поддержания конкурентоспособности именно их предприятия. Между тем существуют способы заметно повысить эффективность предприятия (и привлечь дополнительные инвестиции), не затрачивая значительных финансовых средств и не обостряя отношений между руководством и персоналом. Основой такого улучшения может стать рационализация учетной политики. Это относительно новое явление в практике работы отечественных предприятий. От ее правильного понимания во многом зависит экономическая деятельность предприятия.

Прежде всего следует определиться с терминами и разграничить два вида учета: обязательный бухгалтерский и управленческий, к которому, в частности, относится ценовая политика. Две параллельные системы учета, как правило, служат различным целям. Если цель обязательного учета – контроль, в том числе внешний, то цель управленческого – принятие руководством предприятия обоснованных оперативных решений. Отсюда вытекают различия.

Бухгалтерская учетная политика на следующий год устанавливается приказом по предприятию и не изменяется в течение года. Предприятие должно показать способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются те, без знания которых затруднена достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота или результатов деятельности предприятия. Способы ведения бухгалтерского учета раскрываются в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности за текущий год.

Изменение учетной политики по сравнению с текущим годом в приказе должно быть нормативно обосновано и также изложено в пояснительной записке.

В отличие от бухгалтерской управленческая учетная политика принимается в форме, наиболее удобной для преобразования исходных данных о деятельности предприятия в ценную управленческую информацию. Не устанавливаются никакие формальные ограничения для изменения управленческой учетной политики.


Рационализация учетной политики предприятия с точки зрения бухгалтерского учета


Распределение накладных расходов. Одной из болезненных проблем российской промышленности является недостаток свободных финансовых средств. Но даже обеспеченный ресурсами проект может потерпеть неудачу из-за непродуманной учетной или ценовой политики.

На кирпичном заводе в дополнение к основной продукции, освоили производство керамической посуды. Учетная политика предприятия была построена таким образом, что значительная часть накладных расходов отнесена именно на новый продукт. В результате прибыль стали приносить кирпичи, а посуду предприятие вынуждено было продавать ниже себестоимости. После того как налоговая инспекция несколько раз оштрафовала завод, производство керамической посуды прекратили. Очевидно, что изготовление посуды при существующих ценах не является убыточным и причина неудачи – в непродуманной учетной политике. Условно говоря, к тем многотысячным инвестициям, которые предприятие осуществило для освоения новой продукции, следовало добавить 10 коп. – стоимость листа бумаги, на котором было бы прописано дополнительное производство.

Выбор ассортиментного ряда тоже может быть ошибочным из-за недостаточно продуманного подхода к разнесению накладных расходов. Снятие с производства формально убыточного товара может ухудшить финансовое состояние предприятия. Особой дискриминации подвергаются товары с высокой долей трудозатрат. Связано это с тем, что российские предприятия традиционно распределяют накладные расходы на основе трудозатрат производственного персонала.

Между тем доля накладных расходов в себестоимости и соответственно влияние принципов их разнесения на принятие решений в последние годы значительно возросли. Производство малотоннажных автомобилей  представляется менее рентабельным, чем выпуск автомобилей среднего класса. В данном случае рыночные перспективы разных видов продукции очевидны и позволяют принять верное решение. Во многих менее очевидных ситуациях руководство предприятия может, основываясь на имеющейся исходной информации, выбрать ошибочную ассортиментную политику.



Размер файла: 60.5 Кбайт
Тип файла: doc (Mime Type: application/msword)
Заказ курсовой диплома или диссертации.

Горячая Линия


Вход для партнеров